Методика формирования социальных проектов
Что же произошло? Воспитанники, вместе с классным руководителем осуществили «постановку… проблемы» (14, с. 102), «формулирование проблемы» (14, с. 102) и, если понимать проблему «[< гр. problēma задача, задание]» (15, с.633), как «…теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования» (15, с. 633), то теперь и классному руководителю, и воспитанникам, и родителям (субъектам социализационного процесса) необходимо «самостоятельное создание способов решения проблемы…» (14, с. 102) в виде индивидуальных (групповых) социально-образовательных проектов.
Обучающиеся могут сравнить свои индивидуально, субъективно избранные «наборы» (перечни) социальных компетенций с групповым, объективизированным «набором» (перечнем). И это обеспечивает их «ценностно-смысловую ориентацию…(умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях» (14, с. 100). Для этого ему будет достаточно положить перед собой два листа, на одном из которых будет перечень избранных им самим качеств, а на другом - сводный, итоговый перечень качеств, подготовленный классным руководителем в результате обработки экспертных оценок всех воспитанников (-иц) группы (класса).
Перед обучающимся встает проблема выбора – выбора «цели-ориентира» (14, с. 41). Перед ним два «набора», два перечня социальных компетенций. Первый фиксирует его субъективный выбор; второй – выбор группы. Что выбрать для содержания индивидуального социально-образовательного проекта и (или) в каком групповом проекте участвовать.
Сделанный воспитанником выбор есть некий продукт его деятельности и в нем отражаются (результируют) «следы» таких действий, как самоопределение, образование внутренних смыслов, осмысление мотивов, идентификация нравственной позиции, фиксация этической ориентации, интериоризация социально-ценного морального императива. И это будет освоение им трех видов «личностных (универсальных учебных) действий» (14, с. 100):
«- личностное,… жизненное самоопределение;
- смыслообразование, т.е. установление…связи между целью.. и ее мотивом, между результатом…и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется…;
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор» (14, с. 100).
Но все это скрытые от непосредственного наблюдения действия. Реальные действия, которые можно наблюдать, состоят, например, в следующем. Обучающийся выбирает из двух, лежащих перед ним листов, на одном из которых - перечень избранных им самим качеств, а на другом - сводный, итоговый перечень качеств, подготовленный классным руководителем в результате обработки экспертных оценок всех воспитанников (-иц) группы (класса). И выбирает только один из них.
Оба выбора имеют право на существование. Любой из этих вариантов выбора становится объектом («мишенью») для воздействия со стороны педагога, сверстников, родителей и других субъектов социализационного процесса.
Классный руководитель, конечно же, посоветует воспитаннику (-ице) реализовать (принять участие в реализации) тот проект (того проекта), который позволит ему увеличить степень выраженности еще слабо выраженных у него социальных компетенций.
Приоритетной задачей в организации и содержании воспитательной работы является управление гражданским образованием и социализацией подрастающих поколений.
С целью реализации этой задачи в образовательном учреждении должна быть определена необходимая и достаточная совокупность образовательно-культурных и культурно-досуговых проектов (мероприятий), которые поддерживаются и развиваются в образовательном учреждении как ТРАДИЦИИ.
Под традициями мы понимаем систематически повторяющиеся мероприятия, которые поддерживаются большинством добровольно и участие в которых не требует принуждения извне.
ТРАДИЦИИ существуют:
на уровне формы и содержания;
на уровне подготовки и исполнения;
на уровне организации и проведения;
на уровне школы, класса;
на уровне учреждения (организации, структуры, группы и т.п.) и семьи;
на уровне всего коллектива, группы, каждого человека и т.д.
Таким образом, традиции - это своеобразные социально-ролевые модели и, осваивая эти модели, каждый молодой человек осваивает социально-целесообразные способы поведения. Именно это обеспечивает его гражданское воспитание и социализацию.
В образовательном учреждении постепенно формируется, определяется, поддерживается и развивается система повторяющихся, социально-образовательных проектов (мероприятий, традиций), в которых участвуют и дети, и взрослые (педагоги и родители).
И вся работа по социализации и гражданскому воспитанию выстраивается как система повторяющихся мероприятий, зафиксированная в виде циклограммы. Для организации и проведения этих мероприятий определяются, соответствующими управленческими актами, ответственные лица или структурные подразделения, общественные формирования. В рамках проведения подготавливаемых мероприятий объединяются необходимые моральные и материальные ресурсы.
Аналогичным образом, выстраиваются циклограммы традиционных мероприятий на уровне параллелей классов, на уровне различных общественных формирований и других социальных институтов внутри или за пределами образовательного учреждения.
Система циклично повторяющихся традиционных мероприятий на различных уровнях позволяет решать задачи:
1) оказания помощи ребенку, (подростку, юноше) в его жизненном (мировоззренческом, нравственном, гражданском, экономическом, правовом, бытовом, трудовом и т.д.) самоопределении;
2) вооружения (оснащения) растущего человека средствами самореализации.
И вся эта работа направлена на освоение детьми и молодежью различных социально-значимых ролевых моделей. Молодой человек, готовясь к такому мероприятию, выступает либо как его относительно активный или относительно пассивный участник, хотя уже само участие есть свидетельство принятия им традиции и, следовательно, совокупности социально значимых норм, которые стоят за этой традицией, а, следовательно, и стремления освоить эти нормы и ценности.
Сама же подготовка молодого человека, к какому бы то ни было мероприятию, уже есть его индивидуальный проект, а именно, социально-образовательный проект. Референтность того или иного мероприятия для молодого человека будет определять степень сложности (или примитивности) его индивидуального проекта. Следовательно, чем значимее развернутые традиции для большинства молодежи, тем «ангажированнее» молодой человек как патриот своего образовательного учреждения, своего района, его традиций; тем «воспитаннее» он; тем более можно говорить о его гражданской, нравственной позиции в обществе, государстве.
Исходя из этого, можно определить в качестве приоритетных направлений деятельности в рамках воспитательной работы:
- поддержку социально значимых проектов, программ, традиций для детей и молодежи на уровне образовательного учреждения, за его пределами, в семье и т.п.;
- координацию воспитательных воздействий всех социальных, культурно- и образовательно-досуговых учреждений на определенной территории;
- разработка локальных социально-образовательных проектов (направленных на улучшение жизни детей) на уровне микрорайона образовательного учреждения, улицы, двора, подъезда…, направленных на улучшение жизни детей.
Опираясь на все вышеизложенное, следует организовывать воспитательную работу в образовательном учреждении как совокупность самых различных проектов, обеспечивающих реализацию внутри институциональных традиций, с одной стороны, и обогащающихся постоянно за счет вновь возникающих традиций, даже эпизодических, учитывающих интересы каждого ребенка и молодого человека, с другой стороны.
Уже сегодня можно классифицировать традиции по основанию - уровень включенности детей и персонала - как индивидуальные, групповые и институциональные (то есть, всего учреждения). Естественно, что, определив их перечень (их совокупность), можно путем экспертного оценивания (анкетирования, экспертной оценки, например) определить уровень их референтности, во-первых; релевантности муниципальным традициям, во-вторых; общественной и гражданской значимости, в-третьих.
Затем на уровне совета самоуправления, родительского совета, педагогического совета определить традиции, имеющие наибольшую референтность. Эти традиции и станут основой циклограммы внутриинституциональных мероприятий (социально-образовательных проектов).
После этого любой вновь предлагаемый проект может быть оценен с позиции его институциональной (или муниципальной) значимости. И это будет его оценивание с глобальных позиций. Однако необходимо оценить любой проект и с точки зрения его адекватности, операциональности и экономичности. И это будет его оценивание с генеральных позиций. Кроме того, любой проект необходимо оценить и с локальных позиций, т.е. с позиции условий, в которых он будет развернут. И это будет оценивание его реализуемости.
Для того же, чтобы оценить реализуемость проекта, необходимо создать некие общие основания его структуры, т.е. любой проект должен отвечать на следующие вопросы: 1. На базе чего (Ради чего)? 2. Для чего (Почему)? 3. Для кого? 4. От имени кого? 5. Кто (Какими силами)? 6. Чем (Какими средствами)? (табл. 2)
При таком подходе и авторам проекта, и его экспертам будет понятно: как должен строиться проект и каким требованиям он должен отвечать?
Автор: Алешина Лилиана Ивановна