Выступление на семинаре"Современные технологии в начальной школе"
Технология формирования типа правильной читательской деятельности
Три этапа технологии:
1.Работа с текстом до чтения( предположения, лексическая работа в тетрадях на п\о и др.)
2. Работа с текстом во время чтения (диалог с автором, комментированное чтение и др.)
3.Работа с текстом после чтения(формулирование основного смыслового вопроса, работа с заглавием, иллюстрацией, беседа об авторе, выполнение творческих заданий и др.)
Литературное чтение предполагает:
1)опору на литературоведение (круг понятий из области теории литературы, которые на практическом уровне осваивают дети через рабочие тетради)
2)ведение литературного произведения в литературно-исторический контекст ( сведения о писателе, работа с дополнительной информацией в учебнике и тетради,, путешествие в историю детской литературы , систематизация ранее прочитанного,
3) установление связей с жизненным опытом ребёнка
4)анализ литературного произведения
Анализ текста:
Цель: читательское освоение литературного произведения.
Основная задача учителя: увидеть в тексте автора, то есть увидеть в тексте автора : «вычитать» его отношение к героям, к ситуации.
Эта задача реализуетсяв ходе «медленного» ( вдумчивого, изучающего, аналитического) чтения.
Приёмы работы над текстом:
1) Выделение ключевых слов
2) Беседа
3) Составление плана
4) Построение структурной модели текста
5) Наблюдение над системой образов (3-4 кл)
6) Комментированное чтение
7) Диалог с автором через текст
и другие.
Первые 5 – известны. Стоит остановиться на двух последних, как на недостаточно освоенных современной школой. Технология формирования типа правильной читательской деятельности предполагает использование этих двух приёмов как основных.
Комментированное чтение
· читают дети, комментирует учитель
· интересные высказывания детей не должны оставаться без внимания! Даже если расходятся с мнением учителя
· комментарий должен быть кратким и динамичным ( НЕ развёрнутые ответы, НЕ беседа)
· прерывание текста там, где это необходимо, а не там, где закончилась часть, абзац
Способы прерывания текста:
o Рефрен( повтор за ребёнком)
o Использование воображения ( представьте..)
o Вопрос, как в беседе ( Догадались, почему? Как же это?)
o Чувство меры ( не каждый текст требует подробного комментированного)
Диалог с автором. Это приёмработы с текстом во время его чтения.
Умение вести диалог с автором формируется в процессе первичного чтения или перечитывания (это зависит от особенностей текста)
Последовательность действий:
1. Научить видеть в тексте вопросы прямые и скрытые
Скрытый:…мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке…( а что там может быть?)
Прямой:…я нашёл орех…Как же он туда попал?
2. Включать творческое воображение учащихся(прогнозировать что случится дальше, чем всё кончится)
3. Помочь учащимся самостоятельно вести разговор с автором с помощь. «сигнальных маячков» ( В- задай вопрос, О – ответь на этот вопрос, П – проверь правильность ответа именно в этом месте текста, З – включи воображение, загляни в волшебное зеркало)
Авторы учебника по литературному чтению Р.Н. и Е.В. Бунеевы ввели подобные сигналы в ряд текстов учебников для 1, 2 и 3 класса.
Третий этап работы с текстом. Творческие задания.
Творческое задание обязательно предполагает самостоятельность выполнения.
В читательскую деятельность ребёнка включены четыре сферы. Можно условно разделить творческие задания , опираясь на эти четыре сферы читательской деятельности.
Осмысление содержания- самая развитая сфера ребёнка
Реакция на художественную форму-как правило у детей отсутствует
Эмоциональная сфера – хорошо развита
Сфера воображения – чрезвычайно развита и важна
-рассказ о герое, событии
-выборочный и краткий пересказ
-составление плана
-др.
-подробный пересказ
-наблюдение над языком, художественными особенностями текста
-выразительное чтение
-оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом
-др.
-составление диафильма, сценария
-творческий пересказ-
-Иллюстрирование
-чтение по ролям
-инсценирование
-др.
Автор: Дремина Татьяна Владиленовна