Методические рекомендации по организации творческой мастерской "Музыкальная гостиная"
Трудно переоценить значение музыки в формировании и воспитании личности. В. Сухомлинский говорил: «Музыкальное воспитание- это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».
Что значит воспитать человека, воспитать ту самую гармонично развитую личность? Личность, умеющую жить в гармонии с миром, умеющую находить гармонию в себе? Личность яркую, творческую и, главное, духовно богатую?
Для развития такой личности необходимо пересмотреть, проанализировать содержание музыкального образования, модернизировать его в рамках личностно ориентированного подхода, направить в русло развивающего. Занятия во внеурочное время, являясь естественным продолжением творческого общения педагога с детьми, во многом помогут достичь этих целей.
Музыка отражает жизнь, она и есть сама жизнь! И каждое музыкальное произведение должно предстать перед ребенком как частичка его жизни, которая может принести утешение, поможет прожить какой-то важный момент, поможет встретиться с уже знакомым другом, поможет поделиться с ней своими горестями и печалями или, наоборот, радостными воспоминаниями, принести добро и свет в его жизнь.
Как настроить детей на слушанье музыки так, чтобы они смогли максимально глубоко прочувствовать, как бы прожить ее? Вот несколько приемов, позволяющих быстро включить детей в творческий процесс.
Коммуникативная атака.
Педагог: Однажды известный русский композитор, педагог Дмитрий Борисович Кабалевский сказал так: (плакат с высказыванием) «Превыше всего, превыше искусства художник должен любить жизнь. Ибо жизнь - источник его вдохновения, основа содержания его творчества, ключ к подлинному искусству».
- Как вы думаете, что означают они? ( В процессе обсуждения подвести к осознанию того, что жизнь- основа содержания искусства). Попробуем в этом убедиться. Представим, что мы с вами в настоящем концертном зале. Представим, как мы сядем, чтоб было удобно слушать музыку.
/Звучит музыка Клода Дебюсси «Облака»./
- Какое ощущение появилось у вас, ребята? /Ощущения вечности, покоя, зачарованности, волшебства, заколдованности, сказочности. Ощущение тумана, промозглости вокруг. Чувство неуверенности, бесформенности, расплывчатости. Все вокруг холодного цвета: белый, бледно-голубой, светло-серый. В воображении возник образ северного сияния./
- Как здорово вы почувствовали, даже ощутили физически музыку. Сколько родилось ассоциаций и у каждого оказалась своя, неповторимая, как сама наша жизнь. И все вы, конечно, правы. Но о чем же пытался рассказать нам композитор своей музыкой? Вслушаемся внимательней. /Повторное слушание./
- Это близкое или далекое? Это высокое или низкое? Далекое, высокое, холодное, бесформенное… Что же это? /Облака./
- Верно, но благодаря чему мы смогли почувствовать это? /Дети отмечают средства выразительности: высокий регистр, холодные тембры гобоя и кларнета; движение, текучесть скрипок; размеренный темп./
- А теперь обратите внимание на картину. /Изображена одинокая береза, сгибающаяся под сильным ветром, по небу быстро бегут облака./ Созвучно ли ее настроение настроению музыки? /Нет, в ней слишком зеленого цвета, и облака движутся слишком быстро, и настроение ее слишком одиноко, да и пейзаж кажется русским, а в этой музыки нет русских интонаций./
- А где вам более комфортно «находиться»: в музыке или картине? /В музыке спокойней, удобней, тише, приятней, там хочется жить. А в картине не уютно, одиноко./
Что же получается? Мы все такие разные, наши мысли и поступки так не схожи, но все мы чувствуем одно и тоже – желание жить там, где приятно, там, где не одиноко. А это значит умение найти свое место в жизни. Ведь там, где только что захотелось жить, все как в жизни – движение, стремление. А еще в жизни важно понять и почувствовать другого человека. Например, как мы сейчас почувствовали по интонации, что звучала музыка не русского композитора. Это французский композитор Клод де Бюсси смог передать состояние любования, зачарованности так, что мы с вами тоже смогли прожить его.
- Обратим же вновь свое внимание на слова Кабалевского. Может в них есть еще что-то важное, что мы упустили? /Больше всего на свете художник должен любить жизнь – вот что главное в этих словах. Любить и ценить жизнь такую разную, которая дает возможность нам быть такими разными. В этом ее красота. А искусство помогает ее почувствовать./
- А что же мы, ученики? Как мы можем помочь сохранить эту красоту? /Стать добрее, внимательнее друг к другу, к родителям, ведь это они дали нам жизнь, и наша любовь – это благодарность им. Благодарное отношение к школе, к людям, которые не только дают знания, но и учат бережному отношению к природе, ко всему, что нас окружает./
Вот так проводя мысль детей через все этапы /функции/ прочувствованного и продуманного восприятия музыки, активизируется внутренний духовный мир учащихся, их чувства, мысли.
Творческие работы
Оценить уровень творческой развитости каждого ребенка позволяют творческие работы, некоторые из них выполнены в соответствии с методикой «музыкально-жизненные ассоциации». Например «Мой музыкальный портрет», «Я и музыка», «Я рисую музыку». Все возможные кроссворды, составлены на полюбившуюся тему, небольшие сочинения на тему «Если бы я был учителем музыки, то рассказал бы о…», «Музыкальная афиша» и т.п. Эти же работы дают толчок к осознанию необходимости получать теоретические знания, оперировать специальной терминологией.
Все виды художественной деятельности на занятиях объединены, поэтому в процессе разучивания с детьми музыкального произведения, а это исполнительская деятельность, продолжается углубление восприятия музыки.
Можно создать ситуации, когда детям приходится думать над тем, как исполнять, ставить себя в роль композитора или через «прочтение интонации» воплощать образ произведения.
Если говорить о пении, то, например, в «Добром утре» Кабалевского можем «прочитать мысль» композитора. В первой фразе все просто, как рассказ, как повествование:
Сегодня, друзья, как вчера
Начинается день наш с утра.
- Какое средство выразительности поможет передать это ощущение? /Ответы детей./
На всех языках говорят…
Говорят миллионы ребят.
- Что говорят? /Доброе утро./
- Вот только открыли глаза и кому же говорим? Кому рады больше всего на свете? /Маме. Говорим тепло, с любовью, с улыбкой и нежно, почти шепотом./
- С помощью чего мы создадим это ощущение? /Ответы детей./
- А второй раз кому желаем доброго утра? /Всем, кто есть в доме. Поэтому надо спеть ярче, чуть громче./
И вот совсем проснулись:
С этих слов начинает свой день детвора.
- Вот маме, всем близким пожелали доброго утра. А зачем же композитор еще три раза использует эту фразу?
Доброе утро, доброе утро.
Доброе утро.
/Это мы приветствуем весь мир, всех людей, животных и птиц, передаем свое тепло, любовь, свет. Сначала не громко, а потом все громче и громче./
В процессе подведения детей к осознанию, постижению эмоционально-нравственного смысла произведения надо использовать весь свой артистический, педагогический арсенал: качественный показ, словесное пояснение тех ощущений, которые заложены в произведении.
Для того, чтобы помочь ребенку почувствовать и осознать себя участником жизни можно предложить календарно-тематическое распределение репертуара, в котором произведения подбираются с учетом красных дней календаря, народных и христианских праздником, времен года /«Времена года» П.И. Чайковского/, бытовых сценок / «Детский альбом» П.И. Чайковского/ и т.п.
Такая система работы дает возможность совершенствовать у детей способность воспринимать музыку как искусство, рожденная жизнью и неразрывно связанная с ней.
Внеурочная деятельность позволяет каждому ребенку наиболее полно развивать свои творческие способности. Это и знакомство с разноплановыми произведениями, участие в постановке музыкальных спектаклей и сочинение своих небольших песенок /на собственные стихи/ и песок.
Автор: Лис Надежда Анатольевна