«Повышение мотивации учащихся путем использования активных методов обучения на уроках и внеурочной деятельности по кубановедению»
Краснодарский край Апшеронский район
г. Апшеронск
«Повышение мотивации учащихся путем использования активных методов обучения на уроках и внеурочной деятельности по кубановедению»
Обобщение опыта работы
учителя кубановедения,
начальных классов
МБОУСОШ №2
Погиба Г.И.
2013
Содержание стр.
Введение 3-4
1.1.Урок-игра
1.2.Урок-экскурсия
1.3.Уроки-исследования
1.4.Проектная деятельность
2.Внеурочное время 6
2.1.Занятие-экскурсия
2.2.Взаимодействие с родителями
Заключение 7
Использованная литература 7-8
Приложение 9-56
Введение
Уроки кубановедения уже достаточно прочно вошли в школьную программу, являясь одним из сложных, и в то же время наиболее интересных элементов образования. Государственные стандарты по кубановедению в начальной школе одной из целей ставят воспитание патриотизма, уважения к традициям Родины, к правам и свободам человека.
Обучающий, воспитательный и развивающий потенциал уроков кубановедения многогранен:
Во-первых, краеведческий материал обладает тем бесспорным преимуществом, который способен приблизить историю к детям, переплетаясь с современной жизнью;
Во-вторых, изучение истории и культуры малой родины служит источником воспитания патриотизма и гражданских качеств личности, способствует обеспечению культурно-исторической преемственности поколений;
В-третьих, знание особенностей исторического развития родного края помогает более уверенно ориентироваться в современной жизни края, района.
Уроки кубановедения дают большие возможности для развития творческих способностей и самореализации личности учащихся. Специфика этого предмета такова, что она позволяет вовлечь младших школьников в творческую и исследовательскую деятельность, которая, в свою очередь, повышает мотивацию к познанию малой родины.
Целью своей работы я ставлю создание высокой мотивации к изучению истории края у учащихся через приобщение их к историческим, духовным и художественным традициям кубанского народа.
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не осознавая потребности в них. Поэтому основная задача учителя – вызвать интерес к учению, умело сформировать мотивацию ученика.
Мотивация в изучении истории и культуры кубанского казачества значительно возрастает, если перспективы использования знаний реализуются не только на уроке, но и в повседневной жизни ребенка.
Существуют два основных пути формирования мотивации. Первый, когда учитель, так организует работу, чтобы она вызывала у учеников положительные эмоции удовлетворения и радости. Второй, научить школьников исследовать, придумывать, по-новому решать проблему.
Для повышения мотивации, на мой взгляд, я определила следующие направления:
-четкая организация каждого урока
-активизация познавательной самостоятельности и творческой деятельности учащихся
-осуществление межпредметных связей, интеграция уроков
В своей практике применяю:
- проведение уроков экскурсий, музейных уроков, уроков встреч, интегрированных занятий;
- работу с научно-популярными текстами, сборниками;
- выполнение тестовых заданий, исторические диктанты;
- написание мини-сочинений;
- игры (работа в малых группах);
- составление и разгадывание кроссвордов;
- проектную деятельность
1. Уроки
Уроки позволяют формировать качество активного участника, учиться находить и принимать решения, учиться состязательности, умению общаться, создавать особую эмоциональную игру, привлекательную для детей: это и урок творческий отчет, урок –экскурсия, урок -путешествия, урок – защита проектов, урок – игра, урок – встреча с интересными людьми.
1.1.Урок-игра
Для повышения интереса к уроку стараюсь активно применять игровой прием.
Для детей игра, прежде всего, увлекательное занятие. Она посильна даже слабым ученикам.
На своих уроках и занятиях по кубановедению я применяю четыре группы игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка:
I группа - предметные игры. Ребята готовят истории дома, а в классе их рассказывают.
II группа - игры творческие, ролевые. Это могут быть уроки-ярмарки, выставки, обрядовые ситуации.
III группа игр используется как средство развития познавательной активности детей. Работа с кроссвордами, ребусами, загадками.
IV группа игр основывается на уроках-соревнованиях, викторинах, которые прививают у ребят активность, любознательность.
Приложение №1
1.2.Урок-экскурсия
Уроки в школьном музее позволяют углубить знания учащихся о традициях, обычаях и религиозных представлениях кубанских казаков; привить чувство сопричастности истории и обычаям предков; формировать уважительное отношение к историческим памятникам материальной и духовной культуры; воспитывать гражданственность, патриотизм, любовь к малой родине, уважение и почитание старшим поколений.
Нередко, увидев в экспозиции музея какой-либо предмет, ребята удивляются, зачем эта вещь попала в музей, что в ней необычного, почему ее так внимательно рассматривают посетители. И только после рассказа учителя узнают этот предмет имеет прямое отношение к какому-то историческому событию. Ребята по-иному смотрят на экспонируемый музейный предмет, по-другому воспринимают события, связанные с материальными историческими ценностями.
1.3.Уроки-исследования
Большая роль на уроках кубановедения отводится поисковой и краеведческой работе. Со своими проектными работами ребята выступают перед одноклассниками. Занимаясь поисковой работой, казачата узнают, что улицы в городе носят имена наших земляков, что город назван в честь Апшеронского полка. Самое, пожалуй, ценное в этой деятельности то, что юные исследователи в своих семьях поднимают очень важные вопросы: «Кто я?», «Кем были мои предки?», «Что могу сделать я, чтобы прославить свой род?» Ведь каждый человек связан со своей малой Родиной.
Приложение №2
1.4. Проектная деятельность
Использование проектной деятельности убедительно доказывает возможность сформировать стойкий интерес к изучению предмета. А если проект носит коллективный характер, то дети учатся выполнять функции принятой на себя роли, анализировать результаты совместной деятельности, приобретать навыки работы в команде.
Поиск неизвестного, новые открытия, возможность поделиться своими находками с одноклассниками стали лучшей наградой и стимулом к дальнейшим исследованиям. В эту деятельность с интересом погрузились не только дети, но и родители.
Приложение №3
Также важным элементом для развития мотивации являются песни. Они интересны учащимся тем, о чем они говорят и в какой музыкальной форме они представлены. При разучивании фольклорных произведений учащиеся получают новую информацию, благодаря чему стимулируется познавательная деятельность. Например, разучивая песню «Варэнэчки», ребята знакомятся с традиционной кухней кубанских казаков, «Распрягайте хлопцы коней» – изучают жизнь казака после боевого похода.
Стремлюсь к тому, чтобы занятия проходили непринужденно, обстановка была доброжелательная, приятная, располагающая к занятиям, мой тон – бодрым и дружелюбным. Включаю зарядки-релаксации, занимающие по времени 3-5 минут и проводимые либо под кубанские песни, либо под народные присказки и потешки.
Для вовлечения в образовательный процесс детей со слабой мотивацией мною разработаны индивидуальные задания, которые посильны всем без исключения. Стараюсь разнообразить формы подачи материала, способствующего развитию памяти и навыков устной речи, использую считалки, рифмовки, стихотворения.
Практика показывает, что изучение истории кубанского казачества в начальной школе способствует не только воспитанию чувства патриотизма, но мотивирует познавательную деятельность по другим школьным предметам.
Чтобы добиться высокой педагогической эффективности в своей работе изучаю методические новинки, ресурсы сети Интернет, образовательные сайты, слежу за успехами коллег. За 10 лет работы учителем кубановедения накоплен и свой опыт.
Немалая роль в повышении мотивации школьников принадлежит ИКТ, видео-урокам, которые я активно использую на уроках кубановедения.
2.Внеурочное время
Но для реализации этих задач недостаточно одного часа урока кубановедения в неделю. Поэтому работу свою продолжаю и во внеурочное время.
С 2010 года являюсь руководителем детского творческого объединения «Казачок», считая эту деятельность новой, но интересной.
Родители, отдавая детей в мой 1 «А» класс, знали о дополнительных занятиях по истории и культуре кубанского казачества и сознательно выбрали этот класс именно из-за углубленного изучения традиций малой родины.
Содержание кружка «Казачок» направлено на формирование начального представления о кубанском казачестве, на ориентацию в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества, воспитание чувства гражданственности и патриотизма учащихся.
(Прилагается программа кружка «Казачок»)
В феврале 2012 года атаман Апшеронского района Г.А. Яковенко, атаман г. Апшеронска С.В. Семенец приняли второклассников моего класса в ряды Юных казачат Кубани. Ребята обещали горячо любить свою Родину, Кубань, город, хорошо учиться.
Учащиеся казачьего класса - призёры конкурсов классов и групп казачьей направленности, участники районных слётов, праздников, школьных линеек.
Большую помощь в воспитании казачат оказывает заместитель атамана Апшеронского казачьего общества Г.Г. Иксанов. Совместно с ним в школе проводятся спортивные соревнования, традиционные казачьи занятия, подвижные казачьи перемены.
2.1.Занятие - экскурсия
Одна из форм внеурочной работы - экскурсия - создает особые благоприятные возможности для усвоения фактов истории кубанского казачества, играет активную роль в формировании патриотических убеждений учащихся. Ее наглядность и предметность удовлетворяют потребность школьника в получении знаний. Экскурсии способствуют активному усвоению информации.
Например, при изучении темы: «Краснодар– в прошлом и настоящем», учащиеся моего класса посетили Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д.Фелицына - «Край наш кубанский». Ребята узнали много интересного об атаманах Захарии Чепега и Антоне Головатом, о жизни просветителях Кирилла Россинского и архитектора Мальберга. Об их жизненном пути, о событиях военной истории, о быте и семейном укладе кубанского казачества
Участвуя в акции «Зовём друг друга в гости» учащиеся совершили выезд в г. Майкоп.
Во время экскурсии учащиеся познакомились с историей адыгов, их традициями и обычаями, а также с историей возникновения города, его названия, посетили Национальный музей, а также побывали в мечети.
С удовольствием занимаются учащиеся и изготовлением поделок. Лучшие работы учащихся представлены на выставке в кабинете кубановедения, школьном музее.
2.2.Взаимодействие с родителями
Активными участниками образовательного процесса становятся родители. Они участвуют не только в исследовательских работах детей, но и в подготовке экспозиций в классе, тематических классных часах, кубанских праздниках. Совместно организуем экскурсии по краю, которые являются важным мотивом к изучению малой Родины.
Такая связь с семьей меня очень радует, знания данные детям на занятиях и в совместной деятельности, расширяются и обогащаются в семье. Кроме того укрепляются семейные связи, появляются общие семейные увлечения, всё это благоприятно сказывается на нравственном воспитании детей.
В результате данной работы качество знаний учащихся повысилось на 18% (с 65 до 87%). Дети проявляют интерес к изучению истории, традиционной культуры, искусства родного края; применяют свои знания на практике, участвуя в различных викторинах, конкурсах, мероприятиях.
Приложение № 4
3.Заключение
Такие формы работы способствуют воспитанию настоящих патриотов, любящих свой край, уважающих традиции казаков и народов, населяющих наш край.
4.Использованная литература
1. Вяземский Е. Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: Практ. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000
2. Ершова Э.Б. Иоффе А.Н. и др. Мой выбор. Книга методик. – М.: Ижица, 2002
4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Практ. пособие. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006
5. Смолина Е.А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания. / Е.А. Смолина. – Ярославль: Академия развития, 2006
6. Феофилактова Т.М. Учитесь с умением: Пособие. – Краснодар: изд-во «Stadtgesprach», 2004
7. www.admkrai.kuban.ru (сайт администрации Краснодарского края)
Приложение №1
Тема: Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани (3 класс)
Цель: ознакомление с традициями и обычаями народов Кубани, развитие
навыков научной деятельности, развитие духовных качеств,
направленных на сохранение традиций, преемственности поколений,
воспитание интереса к традициям народов Кубани
Оборудование: медиаиллюстрации, кроссворд, мини - доклады учащихся,
рецепты блюд национальной кухни жителей края
Ход урока
К нам сюда скорее просим,
Подходи честной народ!
Фейерверки зажигайте,
Дружно праздники встречайте!
- Как думаете, о чём будем говорить на классном часе? Правильно, об обычаях и традициях народов, живущих на Кубани.
Работа по теме:
- Люди каких национальностей проживают на территории Краснодарского края?
На территории Краснодарского края проживает более 100 национальностей. Основное население – русские. Ещё здесь живут армяне, белорусы, украинцы, немцы, адыги, греки, татары, турки и представители других народов. Они дружат между собой, знают свои обычаи и традиции.
У каждой национальности есть что-то интересное в традициях, вкусное в блюдах, красивое в костюмах.
- Сегодня мы отправимся в гости к народам, проживающих у нас в Краснодарском крае.
- Вы готовы совершить это увлекательное путешествие?
(Работа в группах. Заранее готовят материал по заданным темам.)
1 станция «Обычаи и традиции народов Белоруссии»
- Все вы, ребята, слышали и знаете, что одним из соседних с нами государств является Белоруссия. Представители этого народа населяют и нашу Кубань.
Мини-доклад учащегося
Традиции и обряды белорусов имеют много общего с русскими. Предками белорусов были восточно – славянские племена. На традиции белорусов повлияли и поляки, и литовцы, и украинцы, и русские, и евреи. Поэтому культура их представляет хорошо сохранившийся набор древних языческих обычаев и традиций славян.
Рассказ 1 учащегося 1 группы
«Купальские обряды»
Среди летних праздников чтимым был праздник Ивана Купалы. Он отмечался в ночь с 23 на 24 июня. В глубокой древности он сопровождался человеческими жертвами – в дар реке приносили девушку. Позднее этот обряд изменился – жертвоприношение было заменено купанием в реке. Девушки плели венки и пускали их по воде.
Купала изображался в виде столба, обвитого зеленью. Вокруг столба складывали костёр. Считалось, что для очищения от всякой скверны нужно прыгнуть через костёр.
Рассказ 2 учащегося 1 группы
«Проводы зимы, встреча весны»
Праздник проводов зимы и встречи весны назывался Масленицей. На Масленицу катали горящее колесо-символ солнца. Праздник проходил весело: разъезжали на санях, всю неделю пекли гору блинов и оладий. Последний день Масленицы- было Прощённое воскресенье. В этот день все просили друг у друга прощение за обиды, принесённые в прошедшем году. А вечером, сжигали чучело Масленицы.
«Масленица загорела, всему миру надоела, обманула, провела, годика не дожила».
После Масленицы начинался Великий пост. Нельзя было употреблять в пищу мясные и молочные продукты.
Рассказ 3 учащегося 1 группы
«День урожая»
Осенью отмечали День Урожая. В этот день пекли огромный медовый каравай. За ним прятался человек и спрашивал: «Видно меня?» Ему отвечали: «Видно немного, дай бог, чтобы на следующий год совсем не видали!»
Во время жатвы последний сноп не увозили с поля, а завязывали узлом, полив водой, и оставляли как залог будущего урожая.
И сейчас на Кубани празднуют праздник Урожая. В этот день чествуют земляков, которые своим трудом добились высоких урожаев. На улицах городов и станиц шумят праздничные гулянья.
Рассказ учащегося группы
«Блюдо национальной кухни Белоруссии»
«Картофельный форшмак»
Печёный или варёный картофель очистить, протереть, влить растопленное сливочное масло. Добавить обжаренный в масле лук и муку, затем сметану, разведённую с желтками, тёртый сыр, взбитые белки, рубленую зелень. Всё хорошо перемешать и положить в глубокую сковородку, смазанную жиром, запечь в духовке.
2 станция «Обычаи и традиции народов Украины»
Большая часть украинского народа (кубанские казаки) населяют Краснодарский край.
Кубанские говоры возникли на базе уже существовавших языков – в результате переселения людей с территорий Украины и южнорусских областей. Происходило смешение языков, населения, образовывались новые варианты местной речи.
Давайте поиграем в игру.
а) Игра:
- Подберите к диалектным словам из левого столбика литературные соответствия из правого:
кордон плетень
кудлатый сноровка
тын ткань
ухватка пост
черевички горсть
вечерять выныривать
зозуля ужинать
жменя кукушка
вынырать туфли
материя лохматый
б) Конкурс «Реши кроссворд»
Задание: Восстановите диалектные слова.
1. Ломоть.
2. Заплата.
3. Полотенце.
4. Кисть винограда.
5.Семья, родня.
6. Лук.
7. Арбуз.
8. Компот из сухофруктов.
Слова-подсказки: Кавун, цибуля, рушник, скибка, родыня, узвар, гронка,
латка.
Рассказ учащегося группы
«Блюдо национальной кухни Украины»
«Украинский борщ»
Приготовить мясной бульон. Нашинковать свёклу, морковь и лук. Поджарить их в подсолнечном масле, посолить и опустить в бульон. Туда добавить нашинкованную капусту и ломтики очищенного сырого картофеля. Всё сварить. При подаче на стол добавить сметану.
3 станция «Обычаи и традиции народов Бошкорстана»
Мини-доклад учащегося:
Башкиры – тюрский народ, проживающий и на территории Кубани. Столица Республики Бошкорстан – город Уфа.
Башкиры так же, как и кубанский, гостеприимный и приветливый народ. Это подтверждается в башкирской сказке: «Девушка вышла на стук, поздоровалась, помогла путнику сойти с коня, коня привязала, а гостя в избу пригласила, поесть ему выставила». Здесь внимание не только к гостю, но и к коню гостя, так как конь у башкиров не отделим от их жизни.
(Рассказы детей о казачьем гостеприимстве.)
Рассказ учащегося группы
«Блюдо национальной кухни Бошкорстана »
«Вак балиш»
Замешать сдобное пресное тесто из муки, молока, яйца и соли, дать постоять 20-30 минут. Баранину нарезать мелкими кусочками и смешать с мелко нарезанным картофелем и репчатым луком, солью, перцем, лавровым листком.
Тесто раскатать на лепёшки, положить на каждую фарш. Края лепёшки защепить, оставить небольшое отверстие, куда при выпекании периодически вливать жирный бульон.
Ф и з м и н у т к а
4 станция «Обычаи и традиции народов Адыгеи»
Мини-доклад учащегося:
У адыгского народа очень много славных традиций, поверий и магических приёмов, в которые они верят.
Например, традиция оберега своих детей. Колыбель для ребёнка делают из боярышника. Считается, что боярышник – охраняющее и «доброе» дерево.
Воспитание в семье начинается с малолетства и ведётся пожизненно, носит непрерывный характер. Основой всему служит личный пример родителей.
Рассказ 2 учащегося 4 группы
Детский праздник «Лъэтеувэ»
Праздник первого шага – служил как бы обрядом определения будущей профессии. Перед ребёнком раскладывали различные предметы, и тот, который он выбирал, становился для него знаковым.
Например, выбрал ребёнок карандаши – станет художником, машинку – водителем, нитки – портным, расчёску – парикмахером…
Праздник сопровождался всеобщим веселье, добрыми пожеланиями ребёнку, угощениями и приготовлением «ХЪЭЛЫУЭ» - сладкое блюдо, его адыги готовят из мёда, масла и пшенной муки ко всем торжествам и праздникам.
5 станция «Обычаи и традиции татарского народа»
Мини-доклад учащегося:
В татарских семьях очень много национальных традиций.
При рождении ребёнка в крымско-татарской семье родители стараются дать ему «арабское» имя (Муслим, Сервер, Алим, Амет, Бекир) При этом зовут старого муллу, его все уважают, так как он знает много «арабских» молитв. Мулла читает какие-то непонятные «арабские» слова новорожденному на ушко.
Рассказ 2 учащегося 5 группы
«Оберег»
Есть ещё в татарских традициях такое: сооружать оберег около метра в длину у своего дома, в такой конструкции должен быть обязательный элемент – глазок. Он защищает хозяина от злых языков и приносит счастье. Иметь такой оберег в доме может каждый, независимо от того, какую веру исповедуют члены его семьи.
Рассказ учащегося группы
«Блюдо национальной кухни Татарстана »
«Плов»
В казане на растительном масле обжариваем мясо. Добавляем нарезанный лук. Затем крупно нарезанную морковь. Заливаем это кипячёной водой. Доводим мясо до готовности. После добавляем рис и варим на небольшом огне, пока не выкипит вода. Уменьшаем газ и на медленном огне доводим до готовности.
Сегодня, возрождая старинные традиции и обычаи культуры и религии, жители Кубани вживляют их в ткань современного общества.
Традиционными стали Рождественские елки, Масленичные гулянья, Пасхальные ярмарки, Дни славянской письменности и культуры…
- С какими обычаями и традициями земляков вы познакомились на сегодняшнем уроке?
Вывод: каждому из нас необходимо знать историю и обычаи своего народа. Но не менее важно знать и уважать обычаи народа, живущего рядом, ведь мы - земляки.
Тема: Религиозные праздники и обряды Кубанского казачества (4 класс)
Цель: ознакомление с казачьими праздниками, обычаями и традициями наших предков;
развитие навыков научной деятельности (реферативного характера, навыков
публичного выступления);
развитие духовных качеств, направленных на сохранение традиций,
преемственности поколений;
воспитание интереса к традициям народов Кубани
Ход занятия
Учитель: Начало нового года, приход весны, окончание уборки урожая… Как думаете, о чём будем говорить на сегодняшнем уроке? Правильно, о праздниках и обрядах Кубанского казачества.
(Звучит казачья плясовая)
Учитель: Перемена событий в жизни природы и общества - начало нового года, приход весны, окончание уборки урожая, всё это представлено в календарных праздниках и обрядах Кубанского народа.
Все обряды и действия объединяли казачью станицу, передавался культурный опыт от поколения к поколению.
На предыдущих уроках мы говорили, что казаки произошли от восточных славян.
Расскажите, во что верили наши предки?
(Заранее подготовленные ученики рассказывают о языческих богах древних славян.
- Перун- бог грома и молнии. Просили у него плодородного дождя.
Даждьбог- бог солнца. Восход солнца встречали молитвой, чтили «живой» огонь, считая, что он зажжён от солнца.
Мокошь-бог земли. Просили у неё богатый урожай.)
Учитель: Из верований возникли праздники, обряды с играми, которые наши предки называли игрищами.
Открываем наш календарь. Год начинался зимними праздниками, включающими в себя Рождество Христово и Крещение.
С вечера готовили кутью - сладкую кашу с мёдом, пекли пирожки. Потом завязывали всё это в новый платок и отправлялись по станице, посещали родственников, соседей.
7 января - Рождество Христово. Во второй половине дня начинали колядовать, по домам ходили ряженые с песнями и прибаутками. Хозяева должны были одаривать пришедших. Если хозяева скупились и подарки были скудные, то ряженые грозились накликать на дом беду.
Обычай колядования сохранился до сих пор.
Ученик:
Коляда, коляда, отворяй-ка ворота.
Пришла коляда накануне Рождества,
С пышками, лепёшками, со свиными ножками.
Коляда, коляда, подай пирога!
Подавай, не ломай, а по целому давай.
Кто даст пирога - тому скот живота,
Кто не даст пирога – уведём корову за рога.
Хозяин и хозяйка, с праздником!
Наделите, подарите колядовщичков!
С амбару решетом или с печи пирогом!
Учитель: Под Новый год в ночь на Крещение девушки гадали о замужестве и предстоящей судьбе.
(Заранее подготовленные ученики рассказывают о гаданиях)
Учитель: А мальчики утром ходили по домам, бросали зерно в святой угол и напевали:
«Тох, тох, торорох!
Зароди, Боже, горох!
Жито, пшеницу
И всякую пашницу».
Заканчивались Святки Крещенским сочельником. Во льду реки делали дырку в форме креста. Священник освящал воду. Люди трижды погружались в воду, считалась, что святая вода смывает все грехи, лечит все недуги. Эту воду набирали в посуду и хранили в доме, используя при надобности.
Праздник проводов зимы и встречи весны назывался Масленицей. На Масленицу катали горящее колесо-символ солнца. Праздник проходил весело: разъезжали на санях, всю неделю пекли гору блинов и оладий. Последний день Масленицы- было Прощённое воскресенье. В этот день все просили друг у друга прощение за обиды, принесённые в прошедшем году. А вечером, сжигали чучело Масленицы.
«Масленица загорела, всему миру надоела, обманула, провела, годика не дожила».
После Масленицы начинался Великий пост. Нельзя было употреблять в пищу мясные и молочные продукты.
Затем следовала Пасха. Всю ночь шло богослужение в храмах. На Пасху пекли куличи, варили и красили яйца. После умывания, целовались: и говорил «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!» и трижды целовали друг друга.
На 50 день после Пасхы казаки отмечали Троицу, которая символизировала переход от весны к лету. На Троицу жильё украшали цветами, зеленью, девушки плели венки и бросали их в реку, гадали.
Среди летних праздников чтимым был праздник Ивана Купалы. Он отмечался в ночь с 23 на 24 июня. В глубокой древности он сопровождался человеческими жертвами -в дар реке приносили девушку. Позднее этот обряд изменился - жертвоприношение было заменено купанием в реке. Девушки плели венки и пускали их по воде.
Купала изображался в виде столба, обвитого зеленью, с пучком соломы на верхушке. Вокруг столба складывали костёр из дубовых веток, который поручали зажигать молодой женщине. Считалось, что для очищения от всякой скверны нужно прыгнуть через костёр.
Ученик:
Гори, гори ясно, Чтобы не погасло,
Глянь на небо-
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз, два, не воронь,
Разбежимся, как огонь!
Учитель: Осенью отмечали День Урожая. В этот день пекли огромный медовый каравай. За ним прятался человек и спрашивал: «Видно меня?» Ему отвечали: «Видно немного, дай бог, чтобы на следующий год совсем не видали!»
Во время жатвы последний сноп не увозили с поля, а завязывали узлом, полив водой, и оставляли как залог будущего урожая.
Устный журнал "Край наш кубанский" во 2-м классе
Цели урока: Обобщение и расширение знаний учащихся о природе родного края, учить экономному использованию воды в повседневной жизни.
Углубление знаний о географической карте.
Развитие наблюдательности, любознательности.
Воспитание любви к природе родного края, бережного отношения к водным запасам, полезным ископаемым, растительному и животному миру;
Оборудование: физическая карта Краснодарского края, гербарий растений, книги о родном крае, коллекция полезных ископаемых, ребусы, грамзапись.
ХОД УРОКА
I. Вступление. Беседа.
Автор: Погиба Галина Ильинична