Главная / По задаче / Классное руководство

Учись видеть прекрасное в человеке

УЧИСЬ ВИДЕТЬ ПРЕКРАСНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ»

Задачи:дать представление о многообразии форм проявления красоты в человеке, показать роль искусства в раскрытии прекрасных сторон личности, развивать эстетическое восприятие, вдумчивое и внимательное отношение к окружающим людям.

Ход подготовки:

1. Оформить выставку репродукций картин на тему: «Красота человека» («Сикстинская мадонна» Рафаэля; «Портрет старушки» Рембрандта; «Портрет академика, физиолога И. П. Павлова» М. В. Нестерова; «Горький» П. Д. Корина; «Актриса П. А. Стрепетова», «Портрет М. П. Мусоргского» И. Е. Репина; «Портрет Л. Н. Толстого» Н. Н. Ге и И. Н. Крамского; «Портрет Ф. М. Достоевского» В. Г. Перова; «Хозяин земли», «Зацвел багульник», портреты летчиков-космонавтов А. М. Шилова и др. ).

2. Подготовить выступления учащихся с рассказами о том, как писатели, художники и другие представители искусства развивали свою наблюдательность, восприятие, творческую память.

3. Написать плакаты:

«Не надо где-то за тридевять земель искать образ идеального человека, способного пробудить восхищение, изумление: уверяю вас, он есть в родном селе, на улице родного города, надо только уметь видеть идеальность в реальности».

В. А. Сухомлинский.

«Смотрите на людей с мыслью, что вам их обязательно надо написать красками... Скоро вы заметите, что люди оказываются гораздо интереснее, чем раньше, когда вы смотрели на них бегло и торопливо».

К. Г. Паустовский.

4. Предложить учащимся подготовить небольшие рассказы о встречах с интересными людьми.

План-конспект занятия:

1. Вступительное слово учителя (тезисы):

В жизни внешняя красота не всегда совпадает с прекрасными человеческими качествами. «Красота, грация, внешность, приятный голос облегчают жизненный путь, — писал известный польский педагог Януш Корчак. — Но не следует переоценивать красоту: не подкрепленная другими достоинствами, она может принести вред».

Внешне неприметный человек может восхищать нас своим мужеством, добротой, глубокой одухотворенностью, честностью, способностью к самопожертвованию ради великой идеи.

Вот человек — он искалечен,

В рубцах лицо. Но ты гляди,

И взгляд испуганно при встрече

С его лица не отводи.

Он шел к победе, задыхаясь,

Не думал о себе в пути,

Чтобы она была такая:

Взглянуть — и глаз не отвести!

Сергей Орлов

Как научиться видеть все многообразие красоты человека, как распознать лицемерие, душевную черствость, эгоизм, скрывающиеся иногда за внешней красивой оболочкой? В этом поможет нам искусство. В. Г. Белинский, подчеркивая великую силу искусства, писал: «Лицо, ничем не замечательное само по себе, получает через искусство общее значение, для всех равно интересное, , и на человека, который при жизни не обращал на себя внимание, смотрят века, по милости художника, давшего ему своей кистью новую жизнь!»

(Далее учитель предлагает учащимся выполнить ряд заданий).

Задание 1. Рассмотрите изображение статуи Давида работы Микеланджело, Венеры Милосской, скульптурный портрет египетской царицы Нефертити и портреты пожилых людей на картинах Рембрандта, П. Д. Корина, А. М. Шилова и др. В чем непохожесть портретов? На чем акцентируют внимание художники в своих произведениях? Что объединяет все портреты? В чем красота изображаемых художником лиц?

Пояснение учителя: красота статуи Давида и Венеры Милосской более доступна для восприятия. Художники обращают внимание на внешнюю, физическую красоту человека, броскую и яркую, подчеркивают силу и мужественность у юноши и женственность, грациозность, гармонию форм у женщины. Портреты пожилых людей, на первый взгляд, не вызывают восторга и восхищения у людей, не подготовленных к восприятию искусства. Однако вглядитесь в эти портреты! Морщинистые лица, старческие, сухие руки... Но лица этих людей прекрасны своей одухотворенностью, мудростью.

Задание 2. Перед вами портреты Ф. М. Достоевского работы В. Г. Перова, академика И. П. Павлова кисти М. В. Нестерова, А. М. Горького работы П. Д. Корина. (Можно использовать и другие работы художников-портретистов). Какие черты характера в портретируемых вас привлекли? Какое качество личности желает подчеркнуть художник? Чем он хочет нас заинтересовать? На что обратить внимание? Как сам художник относится к портретируемому? Какими художественными средствами он подчеркивает прекрасные стороны человека, его характерные черты?

Пояснения учителя:научиться раскрывать прекрасные черты человека, которые мы порой не замечаем, поможет нам проникновение в глубину творческого процесса художника, постижение языка изобразительного искусства.

Вспоминая о своей работе над портретом советского физиолога, академика И. П. Павлова, художник М. В. Нестеров писал: «Лицо Льва Толстого объясняют мне великолепные портреты Крамского и Ге. Знал я Д. И. Менделеева: лицо его было характерно, незабываемо — оно было благодарным материалом для художника. Из портретов Павлова я ничего такого усмотреть не мог, это меня обескураживало, и я, не считая себя опытным портретистом, не решался браться не за свое дело ...» Однако после встречи с Павловым художник был покорен навсегда «легендарным человеком». «Целый вихрь слов, жестов понесся, опережая друг друга... более яркой особы я и представить себе не мог, — писал художник. — Он был донельзя самобытен, непосредствен. Я позабыл о том, что я не портретист, во мне... проснулся художник, заглушивший все, осталась лишь неутолимая жажда написать этого дивного старика ...»

Страстная динамика, внутренний напор, ясность мысли, убежденность, творческая сосредоточенность — все эти качества великого ученого мы можем увидеть в портретируемом. Большую роль в раскрытии волевого характера И. П. Павлова играют руки. Они вытянуты вперед, сжаты в кулаки — это был характерный жест для ученого. Образ И. П. Павлова дополняется лиризмом, благодаря мягкому светлому колориту, который вызывает ощущение внутренней душевной мягкости, чистоты, доброты великого ученого.

В более скупом, сдержанном колорите написан В. Г. Перовым портрет писателя Ф. М. Достоевского. Неопределенный зеленовато-коричневый цвет костюма, темный фон, отсутствие предметов — все это необходимо было художнику для того, чтобы глубже проникнуть в сущность человека, в мир его чувств и переживаний.

В характеристике портретируемого большую роль играют как изобразительные средства (жест, поза человека, его глаза, руки, лицо, особенность одежды), так и выразительные, которые помогают передать сущность изображаемого (тональность, композиция, техника рисунка: формы, линии, их ритмичность, цветовая контрастность).

Прекрасные стихи написал поэт Н. Заболоцкий о портрете А. П. Струйской работы Ф. С. Рокотова.

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно...

Ее глаза — как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза — как два обмана,

Покрытых мглою неудач...

Задание 3. Сравните портреты Л. Н. Толстого, написанные Н. Н. Ге, И. Н. Крамским, И. Е. Репиным; портреты великой русской актрисы П. А. Стрепетовой, написанные И. Е. Репиным и Н. Я. Ярошенко. В чем проявляется творческое своеобразие художников в раскрытии характера портретируемых? В чем разница художественных решений картин? Почему художник выбрал из многих возможных именно такую трактовку образа? Как вы думаете, что могло побудить художника взяться за работу над портретом? Что хотел сказать художник своим произведением?

Пояснения учителя: художник, работая над портретом, старается не только передать внешнее сходство с моделью, но и раскрыть внутреннюю жизнь человека, причем выделить в нем самое, на его взгляд, главное, существенное. Каждый художник по-своему подходит к характеристике одного и того же человека. В портретируемом талантливый художник отражает лицо современников, утверждает высокие духовные начала красоты человека и в какой-то степени высказывает свои раздумья о мире, о человеческой судьбе.

Льва Николаевича Толстого писали многие художники. И. Н. Крамской акцентирует наше внимание на мудрости, проницательности великого писателя, мыслителя, психолога, имевшего способность улавливать «таинственнейшие движения психической жизни». Талантливо передал художник особенно выразительную черту его внешности: пристальный, пронизывающий взгляд, от которого, кажется, ничто не может скрыться.

В картине, написанной в 1887 году, И. Е. Репин передает напряженную внутреннюю жизнь писателя, работу мысли, тяжелые раздумья о судьбах простых людей.

Прежде чем приступить к работе, художники долго присматриваются к человеку, беседуют с ним, стараются проникнуть в мир его чувств, мыслей, уловить самое характерное, типичное и правдивое в облике портретируемого. Скромной, сдержанной, лиричной, больше похожей на курсистку, изобразил Н. Я. Ярошенко великую трагическую актрису П. А. Стрепетову. Такой она могла быть в жизни. И. Е. Репин изобразил актрису в домашней обстановке, в простом платье, с неубранными волосами. Художнику удалось передать великое трагическое дарование актрисы, в творчестве которой впервые нашли яркое отражение образы простых русских женщин с тяжелой, бесправной судьбой.

2. Рассказы учащихся о том, как писатели, художники, скульпторы и т. д. развивают свою наблюдательность, восприятие, творческую память (приводят примеры).

К. И. Чуковский так вспоминает об И. Е. Репине: «Едешь с ним в вагоне, в трамвае и видишь: с любопытством путешественника, впервые попавшего в нашу страну, вглядывается он в каждого сидящего перед ним человека и мысленно пишет его воображаемой кистью... . В этом смотрении была для него творческая радость».

В статье «Мое творчество» А. Н. Толстой писал: «В молодости я не был наблюдательным, во всяком случае — ниже обычного. Боролся с этим недостатком, заставлял себя наблюдать всегда — самого себя, людей, природу. Затем это вошло в привычку».

3. Рассказы учащихся о встречах с интересными людьми. Можно задать ребятам вопросы: почему эти люди кажутся вам интересными? Как проявляются нравственные и эстетические качества в их внешнем облике?

Пояснения учителя: характер человека, психологическое состояние, духовная культура отражаются на внешнем облике человека. Иногда глаза, жесты, мимика, руки могут многое сказать о том, каков человек.

Таджикский поэт, Мирзо Турсун-заде считает, что главное в человеке — это его глаза:

Глаза бывают разные. Одни

Полны злодейских чар, как западни,

Другие — ясны и чисты всегда,

Светлы, как предрассветная звезда...

В стихотворениях Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка» и, в частности, «О красоте человеческих лиц» звучит гимн душевной красоте человека (см.: Избранное. М., 1972, с. 291 — 292, 297).

Изучение творчества художников-портретистов, мастеров художественного слова позволит вам расширить представление о красоте человека, стать духовно богаче.


Автор: Хамидуллина Ляйсания Растамовна
Похожие материалы
Тип Название материала Автор Опубликован
разное Учись видеть прекрасное в человеке Хамидуллина Ляйсания Растамовна 19 Мар 2016
документ "Учись видеть прекрасное в человеке" практическое занятие Терёшечкина Снежана Евгеньевна 20 Мар 2015
документ Классный час НА ТЕМУ: «УЧИСЬ ВИДЕТЬ ПРЕКРАСНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ» Хафизова Ямиля Ризвановна 4 Апр 2015
документ Как научить детей видеть прекрасное в окружающем мире. Давыдова Елена Геннадьевна 2 Сен 2015
документ Консультация для родителей Тема: «Как научить ребенка видеть в окружающем его мире прекрасное» Полупанова Елена Ивановна 31 Мар 2015
документ Классный час "Необходимо в каждом человеке видеть хорошее" Аргер Елена Сергеевна 31 Мар 2015
разное Классный час с презентацией "Увидеть прекрасное в человеке". Криворотова Лариса Николаевна 6 Июн 2015
документ консультация для родителей "учим детей видеть прекрасное" УЧИМ ДЕТЕЙ ВИДЕТЬ ПРЕКРАСНОЕ: ПРИРОДА ВОКРУГ НАС волох татьяна владимировна 14 Фев 2016
документ УЧИМ РЕБЕНКА ВИДЕТЬ ПРЕКРАСНОЕ Коржикова Анастасия Сергеевна 30 Мар 2015
документ Родительское собрание. "Учим ребенка видеть прекрасное" Шарапова Галина Викторовна 1 Апр 2015
презентация, документ программа по исследовательской деятельности Учись видеть новое Левина Татьяна Валерьевна 15 Окт 2015
документ Классный час Учись видеть добро Хулина Оксана Владимировна 16 Сен 2015
документ Здоровье сберегающие технологии на уроках ИЗО "Научить видеть прекрасное рядом с собой." Курченок Галина Анатольевна 21 Мар 2015
документ Методическая разработка "Учу ребят видеть прекрасное" Дроздова Анна Владимировна 19 Фев 2016
документ Тема : «Мир прекрасное творение» Занятие . «Учимся видеть красоту» (Лужа) Царева Наталья Викторовна 3 Мая 2015
документ Творческий Проект "Путешествие в Прекрасное" Абрамушкина Лиана Викторовна 31 Мар 2015
документ «Путешествие в прекрасное» Тихонова Лариса Валерьевна 4 Апр 2015
документ Учись правильно вести себя в природе Ищенко Оксана Евгеньевна 31 Мар 2015
презентация, документ Родительское собрание в 1 классе «Учись учиться» Киндякова Елена Викторовна 24 Мар 2016
презентация Биологическое и социальное в человеке. Алещенко Тамара Михайловна 20 Мар 2015
документ Конспект урока по ОРКСЭ Представление о человеке в христианстве Зайнуллина Галина Файзулловна 20 Мар 2015
документ Конспект урока по ОРКСЭ Представление о человеке в христианстве Зайнуллина Галина Файзулловна 20 Мар 2015
разное Эссе "Развитие Человека в человеке" Куликова Екатерина Сергеевна 20 Мар 2015
документ «Все в человеке должно быть прекрасно». Петряева Лариса Анатольевна 21 Мар 2015
документ Воспитание Человека в человеке на уроках культуры народов Саха. Масошина Людмила Валентиновна 1 Апр 2015
документ "В человеке все должно быть прекрасно..." Алметева Людмила Евгеньевна 5 Апр 2015
разное "В человеке всё должно быть прекрасно..." Ошарина Любовь Владимировна 1 Апр 2015
разное В человеке должно быть все прекрасно Казанцева Ольга Ивановна 1 Апр 2015
документ "В человеке всё должно быть прекрасно..." Каргополова Татьяна Михайловна 19 Фев 2016
документ Урок- творческая мастерская "В каждом человеке солнце" Олейник Евгения Александровна 31 Мар 2015
документ Творческая мастерская «В каждом человеке солнце, только...» Страмоусова Елена Витальевна 5 Апр 2015
документ В человеке все должно быть прекрасно... Зайцева Ираида Вениаминовна 1 Апр 2015
документ Республиканский конкурс «Мастер-класс» учителей родного языка и литературы"Эссе   Видеть в ребёнке личность – значит видеть в нём «лик», неповторимое творение, требующее особо бережного отношения. Не угасить лампаду Валиуллина Зульфия Наиловна 2 Мар 2016
презентация, документ Классный час в 4 классе "Учимся видеть в друге хорошее" Токтарова Ирина Петровна 30 Авг 2015
разное Урок -мастерская "Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце..." Горовая Татьяна Петровна 20 Мар 2015
разное Урок творчества "Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце..." Горовая Татьяна Петровна 20 Мар 2015
презентация, документ Согласные звуки [б], [б`], буква б. Развитие умения видеть в слове его часть. Джибабова Светлана Шамелевна 30 Мар 2015
разное Презентация к уроку обучения грамоте по теме: "Развитие умения видеть в слове его части". (урок 72) Скок Любовь Николаевна 30 Мар 2015
документ Занятие по развитию социального интеллекта у детей в музыкальной деятельности. Тема -"Солнце видеть каждый рад - это счастье для ребят". якимова ирина ивановна 30 Мар 2015
презентация Мультимедийное приложение к последнему классному часу в 11 классе "Я рада вас видеть всегда" Ирина Викторовна Володина 20 Фев 2016