Сценарий сказки "Девочка со спичками" (Повсященной сказкам Г-Х Андерсена)
Автор: Как холодно было в этот вечер...Шел снег, и сумерки сгущались. В эту холодную и зимнюю пору пору по улицам брела маленькая девочка с непокрытой головой и босая. Ее башмаки забрал какой-то мальчишка. Девочка брела по темным улицам. В руках она держала коробку больших серных спичек. Мачеха послала ее продать спички, но девочка за весь день так и не продала ни одной. Она брела голодная и уставшая. Прислонившись к холодной стене старого дома, она дрожащими пальчиками достала одну спичку, чиркнула ею о стену, спичка загорелась
«Словно маленькая свечка. Как тепло... Но что это? Где я? В темном лесу? Ой, я вижу маленькую елочку!! Как красиво, и как тепло.»
(На сцене Появляется елочка)
Автор: Стояла в лесу этакая славненькая елочка; место у нее было хорошее: и солнышко ее пригреп пригревало, и воздуха было вдосталь, а вокруг росли товарищи постарше, ель да сосна. Но нТолько не терпелось елочке самой стать взрослой: не думала она ни о теплом солнышке, ни о свежее свежем воздухе; не замечала и говорливых деревенских детишек, когда они приходили в лес , которые приходили собирать землянику или малину.
Елочка: Ах, быть бы мне такой же большой, как другие! Уж как бы широко раскинулась я ветвями да выглянула макушкой на вольный свет! Птицы вили бы гнезда у меня в ветвях, а как подует ветер, я кивала бы с достоинством, не хуже других!
Автор: И не были ей в радость ни солнце, ни птицы, ни алые облака, утром и вечером проплывавшие над нею. Когда стояла зима и снег лежал вокруг искрящейся белой пеленой, частенько являлся вприпрыжку заяц и перескакивал прямо через елочку - такая обида! Но прошло две зимы, и на третью елка так подросла, что зайцу уже приходилось обегать ее кругом.
Елочка: Ах! Вырасти, вырасти, стать большой и старой - лучше этого нет ничего на свете!
Автор: По осени в лес приходили дровосеки и валили сколько-то самых больших деревьев. Так случалось каждый год, и елка, теперь уже совсем взрослая, всякий раз трепетала, - с таким стоном и звоном падали наземь большие прекрасные деревья. С них срубали ветви, и они были такие голые, длинные, узкие - просто не узнать. Но потом их укладывали на повозки, и лошади увозили их прочь из лесу. Куда? Что их ждало? Весной, когда прилетели ласточки и аисты, елка спросила у них:
Елочка: Вы не знаете, куда их увезли? Они вам не попадались?
Автор: Ласточки не знали, но аист призадумался, кивнул головой и сказал:
Аист: Пожалуй, что знаю. Когда я летел из Египта, мне встретилось много новых кораблей с великолепными мачтами. По-моему, это они и были, от них пахло елью. Я с ними много раз здоровался, и голову они держали высоко, очень высоко.
Елочка: Ах, если б и я была взрослой и могла поплыть через море! А какое оно из себя, это море? На что оно похоже?
Аист: Ну, это долго рассказывать, - ответил аист и улетел.
Автор: Радуйся своей молодости! - говорили солнечные лучи. - Радуйся своему здоровому росту, юной жизни, которая играет в тебе! И ветер ласкал елку, и роса проливала над ней слезы, но она этого не понимала. Как подходило рождество, рубили в лесу совсем юные елки, иные из них были даже моложе и ниже ростом, чем наша, которая не знала покоя и все рвалась из лесу. Эти деревца, а они, кстати сказать, были самые красивые, всегда сохраняли свои ветки, их сразу укладывали на повозки, и лошади увозили их из лесу.
Елочка: Куда они? Они ведь не больше меня, а одна так и вовсе меньше. Почему они сохранили все свои ветки? Куда они едут?
Птички: Мы знаем! Мы знаем! Мы бывали в городе и заглядывали в окна! Мы знаем, куда они едут! Их ждет такой блеск и слава, что и не придумаешь! Мы заглядывали в окна, мы видели! Их сажают посреди теплой комнаты и украшают замечательными вещами - золочеными яблоками, медовыми пряниками, игрушками и сотнями свечей!
Елочка: А потом? А потом? Потом что?
Птички: Больше мы ничего не видали! Это было бесподобно!
Елочка: А может, и мне суждено пойти этим сияющим путем! Это еще лучше, чем плавать по морю. Ах, как я томлюсь! Хоть бы поскорей опять рождество!Только бы попасть в теплую комнату А потом?.. Ну, а потом будет что-то еще лучше, еще прекраснее, а то к чему же еще так наряжать меня? Уж конечно, потом будет что-то еще более величественное, еще более великолепное! Но что? Ах, как я тоскую, как томлюсь! Сама не знаю, что со мной делается!
Автор: Радуйся мне! - говорили воздух и солнечный свет. - Радуйся своей юной свежести здесь, на приволье! Но она ни капельки не радовалась; она росла и росла, зиму и лето стояла она зеленая; темно-зеленая стояла она, и все, кто ни видел ее, говорили: "Какая славная елка!" - и под рождество срубили ее первую. Очнулась она, лишь когда ее сгрузили во дворе вместе с остальными и чей-то голос сказал:
Автор: «Вот эта просто великолепна! Только эту!» Пришли двое слуг и Елку поставили в большую бочку с песком, Девушки и слуги стали наряжать ее. На ветвях повисли маленькие сумочки, вырезанные из цветной бумаги, и каждая была наполнена сластями; золоченые яблоки и грецкие орехи словно сами выросли на елке, и больше ста маленьких свечей, красных, белых и голубых, воткнули ей в ветки, а на ветках среди зелени закачались куколки, совсем как живые человечки , а вверху, на самую макушку ей посадили усыпанную золотыми блестками звезду.
Елочка: Ах, Это великолепно, совершенно бесподобно...
Автор: Сильный порыв ветра погасил огонек маленькой спички, лес пропал, елочка исчезла и девочка вновь очутилась на морозной улице, у холодной стены. Она достала вторую спичку, чиркнула ею о стену...и...
(Звучит музыка марша. Выходит солдат)
Солдат: Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку; он шел домой с войны.
Ведьма: Здорово, служивый! Какая у тебя славная сабля! А ранец-то какой большой! Вот бравый солдат! Ну сейчас ты получишь денег, сколько твоей душе угодно.
Солдат: Спасибо, старая ведьма!
Ведьма: Видишь вон то старое дерево? Оно внутри пустое. Влезь наверх, там будет дупло, ты и спустись в него, в самый низ! А перед тем я обвяжу тебя веревкой вокруг пояса, ты мне крикни, и я тебя вытащу.
Солдат: Зачем мне туда лезть?
Ведьма: За деньгами! Знай, что когда ты доберешься до самого низа, то увидишь большой подземный ход; в нем горит больше сотни ламп, и там совсем светло. Ты увидишь три двери; можешь отворить их, ключи торчат снаружи. Войди в первую комнату; посреди комнаты увидишь большой сундук, а на нем собаку: глаза у нее, словно чайные чашки! Но ты не бойся! Я дам тебе свой синий клетчатый передник, расстели его на полу, а сам живо подойди и схвати собаку, посади ее на передник, открой сундук и бери из него денег вволю. В этом сундуке одни медяки; захочешь серебра - ступай в другую комнату; там сидит собака с глазами, как мельничные колеса! Но ты не пугайся: сажай ее на передник и бери себе денежки. А захочешь, так достанешь и золота, сколько сможешь унести; пойди только в третью комнату. Но у собаки, что сидит там на деревянном сундуке, глаза - каждый с круглую башню. Вот это собака! Злющая-презлющая! Но ты ее не бойся: посади на мой передник, и она тебя не тронет, а ты бери себе золота, сколько хочешь!
Солдат: Оно бы недурно! Но что ты с меня за это возьмешь, старая ведьма? Ведь что-нибудь да тебе от меня нужно?
Ведьма: Я не возьму с тебя ни полушки! Только принеси мне старое огниво, его позабыла там моя бабушка, когда спускалась в последний раз.
Солдат: Ну, обвязывай меня веревкой! -
Ведьма: Готово! А вот и мой синий клетчатый передник!
Автор: Вот он открыл первую дверь. Ох! Там сидела собака с глазами, как чайные чашки, и таращилась на солдата.
Солдат: Вот так молодец!
Автор: отправился в другую комнату. Ай-ай! Там сидела собака с глазами, как мельничные колеса.
Солдат: Нечего тебе таращиться на меня, глаза заболят!
Автор: Затем солдат пошел в третью комнату. Фу ты пропасть! У этой собаки глаза были ни дать ни взять две круглые башни и вертелись, точно колеса.
Солдат: Мое почтение!
Автор: Долго смотреть на нее он не стал, а взял да и посадил на передник и открыл сундук. Батюшки! Сколько тут было золота! Солдат повыбросил из карманов и ранца серебряные деньги и так набил карманы, ранец, шапку и сапоги золотом, что еле-еле мог двигаться. Ну, наконец-то он был с деньгами! Собаку он опять посадил на сундук, потом захлопнул дверь,
Автор: Ветер снова погасил спичку. И снова девочка оказалась у ледяной стены.
Девочка: Что же это за чудесные спички? А если мне попробовать зажечь еще одну? Что же я увижу на этот раз? Каким будет это чудо?
Автор: Девочка дрожащими от холода, пальчиками, достала очередную спичку, чиркнула ею...и оказалась далеко-далеко, в море, где вода синяя-синяя и прекрасная, как лепестки самых нежных васильков. Только очень глубока. Там на дне живет подводный народ. В самом глубоком месте стоит дворец морского царя - стены его из кораллов, высокие стрельчатые окна из самого чистого янтаря, а крыша сплошь раковины; они то открываются, то закрываются, смотря по тому, прилив или отлив, и это очень красиво, ведь в каждой лежат сияющие жемчужины и любая была бы великим украшением в короне самой королевы. У Морского царя были дочери-русалки. Их было шестеро, все прехорошенькие, но милее всех самая младшая, с кожей чистой и нежной, как лепесток розы, с глазами синими и глубокими, как море. Только у нее, как, впрочем, и у остальных, был хвост, как у рыб.
(Появляется русалочка, декорации морского дна)
Русалочка: Ах, сегодня я видела принца. Самого прекрасного принца в мире. А у отца во дворце сегодня праздник, но мне совсем не радостно. Я хочу быть с моим принцем. Но как же я приплыву к нему? Я русалка, а люди про нас не знают...Пока сестры танцуют в отцовском дворце, поплыву-ка я к морской ведьме. Я всегда боялась ее, но, может быть, она что-нибудь посоветует или как-нибудь поможет мне!
Автор: Она очутилась на водяной поляне, где кувыркались большие, жирные водяные ужи. Посреди поляны был выстроен дом, тут же сидела сама морская ведьма и читала большую старую книгу...
-Ведьма: Знаю, знаю, зачем ты пришла! Глупости ты затеваешь, ну да я все-таки помогу тебе - на твою же беду, моя красавица! Ты хочешь отделаться от своего хвоста и получить вместо него две подпорки, чтобы ходить, как люди. Хочешь, чтобы юный принц полюбил тебя.
Автор: И ведьма захохотала так громко и гадко, что русалочка закрыла лицо руками.
Ведьма: Ну ладно, ты пришла в самое время! Приди ты завтра поутру, было бы поздно, и я не могла бы помочь тебе раньше будущего года. Я изготовлю тебе питье, ты возьмешь его, поплывешь с ним к берегу еще до восхода солнца, сядешь там и выпьешь все до капли; тогда твой хвост раздвоится и превратится в пару стройных ножек. Но тебе будет так больно, как будто тебя пронзят острым мечом. Зато все, кто тебя увидит, скажут, что такой прелестной девушки они ещё не встречали! Ты сохранишь свою плавную походку - ни одна танцовщица не сравнится с тобой, но помни: ты будешь ступать как по острым ножам, и твои ноги будут кровоточить. Вытерпишь все это? Тогда я помогу тебе.
Русалочка: Да!
Ведьма: Помни, раз ты примешь человеческий облик, тебе уж не сделаться вновь русалкой! Не видать тебе ни морского дна, ни отцовского дома, ни сестер! А если принц не полюбит тебя ты станешь пеной морской.
Русалочка: Пусть! Ради принца я готова на все.
Ведьма: А еще ты должна заплатить мне за помощь, И я недешево возьму! У тебя чудный голос, им ты и думаешь обворожить принца, но ты должна отдать этот голос мне. Я возьму за свой бесценный напиток самое лучшее, что есть у тебя
Русалочка: Если ты возьмешь мой голос, что же останется мне?
Ведьма: Твое прелестное лицо, твоя плавная походка и твои говорящие глаза - этого довольно, чтобы покорить человеческое сердце!
Русалочка: Хорошо! Бери!
Автор: Резкий порыв ветра погасил огонек спички. Из окон доносился веселый смех и запах жареного гуся. Девочка все так же сидела у серой стены. Ей стало еще холоднее. Замерзшими пальчиками она достала спичку. Это была последняя спичка в коробке. Она чиркнула ею о стену, но спичка едва горела, и вот-вот готова была потухнуть. Девочка прикрыла ее рукой и огонек загорелся ровным пламенем.
(На сцене появляется трон Снежной королевы, Кай и сама Снежная королева)
Посреди самого большого пустынного зала лежало замерзшее озеро. Лед на нем треснул и разбился на тысячи кусков; все куски были совершенно одинаковые и правильные, — настоящее произведение искусства! Когда Снежная королева бывала дома, она восседала посреди этого озера. Кай сидел на полу, Но он не замечал холода. ведь поцелуй Снежной королевы сделали его нечувствительным к стуже, а сердце его давно превратилось в кусок льда. Он возился с остроконечными плоскими льдинками, укладывая их на все лады. Он складывал целые слова из льдин, но никак не мог составить того, что ему так хотелось, — слова “вечность”.
Королева: Что ты помнишь, Кай?
Кай: Я ничего не помню.
Королева: Это хорошо. А что ты чувствуешь, Кай?
Кай: Я ничего не помню и ничего не чувствую.
Королева: Сложи слово «вечность», — и ты будешь сам себе господин, а я подарю тебе весь мир и новые коньки”. Мне нужно отлучится. Я полечу в теплые края! Загляну в черные котлы Везувия и Этны. Побелю их немного. Так надо. Это полезно для лимонов и винограда! Я скоро вернусь, Кай.
Автор: Королева улетела, а Кай остался один в пустом ледяном зале Он смотрел на льдины и все думал, думал, мальчик сидел неподвижно. Можно было подумать, что он замерз. А тем временем в ворота, проделанные бурными ветрами вошла маленькая девочка. Герда. И ветры утихли, словно заснули. Герда вошла в ледяной зал, увидела Кая и тотчас узнала его. Девочка бросилась ему на шею, крепко обняла его и воскликнула:
Герда: Кай, мой милый Кай! Наконец-то я тебя нашла!
Кай: Отойди от меня, девочка. Не видишь, мне нужно сложить из этих льдинок слово вечность.
Герда: Но зачем, Кай? К чему все эти глупые льдышки? Пойдем домой, Кай. Ты помнишь бабушку? А наши розы, Кай?
Кай: Отойди, Герда. Ты меня пугаешь. Ай, ты делаешь мне больно.
Автор: Герда заплакала и горячие слезы упали Каю на грудь, и Кай заплакал так сильно, что второй осколок выкатился из глаза.
Кай: Герда! Милая Герда! Где ты пропадала? И где я сам был? Как здесь холодно! Как пустынно в этих огромных залах!
Королева: Кай, я вернулась. Как ты посмела, дерзкая девчонка? Ты хочешь отобрать у меня Кая? Не выйдет.
Герда: Прочь, Прочь, я не боюсь тебя. Никто не может нас разлучить, потому что у нас — горячее сердце.
Автор: Огонек спички погас. Коробок был пуст. Исчез и замок снежной королевы и Кай, и Герда. Девочка осталась одна на холодной улице. Мимо проходили люди, но никто не обращал внимания на маленькую девочку у ледяной стены. Но что это? Послышался топот копыт, Неподалеку остановилась карета, и из нее вышла прекрасная женщина, одетая так богато, как-будто это была сама королева.
Женщина: Ой, какая прелестная крошка. Здравствуй, милая.
Девочка: Здравствуйте, добрая женщина.
Женщина: Как же ты попала сюда, крошка?
Девочка: Я здесь совсем одна, на этой холодной улице. Я замерзла и голодна.
Женщина: Ну не плачь, моя милая. Я тоже живу одна. Я королева. Но у меня нет детей. Не хочешь ли ты стать моей дочкой и поехать со мной во дворец?
Девочка: Конечно!
Женщина: Вот и хорошо. Я буду звать тебя Элиза.
Автор: Ольга Борисовна