«Развитие творческих способностей у учащихся со сниженным интеллектом при обучении технологии»
«Творческая работа э то прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд».
Н. Островский.
Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущей самостоятельной жизни. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.
В процессе формирования творческой активности этнический фактор занимает особое место. Каждая этническая и национальная культура содержат в себе что-то, чего нет в другой культуре, этим они друг друга взаимообогащают. Этническое или этнокультурное многообразие обеспечивает необходимую сложность общества и широкий спектр его возможностей. Культурное многообразие - это дополнительный ресурс для развития творчества. Культурная общность людей сегодня, определяет жизнь общества в будущем.
Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого учащегося является одним из приоритетных направлений современной коррекционной педагогики. Формирование творческого мышления у детей со сниженным интеллектом - сложная и комплексная проблема.
Человеку с творческим складом ума легко, найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда, занимать активную жизненную позицию, видеть вокруг возможности для совершенствования.
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение
№10 VIII вида
г. Кызыла Республики Тыва
Тема:
«Развитие творческих способностей у учащихся со сниженным интеллектом при обучении технологии»
Курганская Людмила Михайловна- учитель технологии
«Творческая работа э то прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд». Н. Островский.
Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущей самостоятельной жизни. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.
В процессе формирования творческих способностей у детей со сниженным интеллектом решаются следующие задачи:
- коррекция познавательных процессов;
- развитие аналитико-синтетических способностей, возможности сравнивать и обобщать;
- знакомство с отдельными видами декоративно-прикладного искусства;
- воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к народному творчеству;
- развитие волевых качеств, коммуникативных навыков и способности применять полученные знания в повседневной жизни.
Особое значение в системе коррекционного образования придается разработке методов активизации творческого мышления, новых подходов к выявлению и развитию творческих способностей у учащихся с особыми возможностями здоровья. Этнокультурная составляющая содержания технологического образования значительно расширяет возможности для развития творчества.
Вопрос о возможности развития творческих способностей у детей со сниженным интеллектом, о наличии их вообще, интересовал меня с первых дней работы в школе. Многолетний опыт работы показывает достаточный уровень эффективности данного коррекционно-воспитательного воздействия.
В коррекционных школах наблюдается увеличение количества детей, имеющих значительно сниженный интеллект, а так же грубые нарушения всех сторон психики. Активизация творческого мышления способствует повышению обучаемости детей и играет большую роль в формировании личности учащихся. Формируются навыки работы в группах, снижается уровень агрессии, тревожности и эмоциональной напряженности, формируется зона жизненного комфорта
У большинства детей со сниженным интеллектом упущена временная возможность эффективного развития творческих способностей. Недостаточность жизненного опыта и знаний задерживает формирование творческого мышления: ассоциативности, диалектичности и системности - качеств, которые обусловливают гибкость, оригинальность и продуктивность мыслительной деятельности.
Способность к активной самостоятельной деятельности, развитие креативности определяет качества основных компонентов личности, таких как уровень притязаний, самооценка, самоконтроль, уверенность, инициативность. Уровень интеллектуального развития, способность к творчеству, самостоятельность, коммуникабельность – это главные качества профессиональной мобильности, готовности к трудовой деятельности и социальной адаптации.
Этнокультурная составляющая технологического образования расширяет возможности коррекции не только познавательной сферы, но и играет решающую роль в духовно – нравственном и трудовом становлении личности.
В процессе формирования творческой активности этнический фактор занимает особое место. Каждая этническая и национальная культура содержат в себе что-то, чего нет в другой культуре, этим они друг друга взаимообогащают. Этническое или этнокультурное многообразие обеспечивает необходимую сложность общества и широкий спектр его возможностей. Культурное многообразие - это дополнительный ресурс для развития творчества. Культурная общность людей сегодня, определяет жизнь общества в будущем.
Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого учащегося является одним из приоритетных направлений современной коррекционной педагогики. Формирование творческого мышления у детей со сниженным интеллектом - сложная и комплексная проблема.
Согласно теории развития творческой личности (Г. С. Альтшуллер). , способность к творчеству — не талант, а природа человека. Творчество — норма человеческого бытия. Творческие способности есть у всех, но творческий «генетический клад» сам по себе не откроется, пока не возникнет потребность у общества и не появится возможность реализации у личности.
Творчество реализуется в интеллектуальной и духовной деятельности человека. Поэтому необходимо на всех этапах становления личности стимулировать и организовывать интеллектуальную и духовную деятельность. Узкая специализация подавляет стимулы к творчеству. Необходимо универсальное образование, но не исключающее специального мастерства
В формировании творческого мышления учащихся использую различные методы и приемы:
Репродуктивный (воспроизводящий) метод - это метод закрепления знаний, умений и навыков, формирования универсальных учебных действий. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма.
Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности, выполнение учащимися части работы самостоятельно.
Исследовательский метод направлен на развитие фантазии и творчества. Учащиеся самостоятельно выполняют всю работу.
Поощрение - методический прием, который вселяет в детей уверенность, вызывает у них желание выполнять работу хорошо, побуждает к деятельности, поддерживает активность детей.
Создание ситуации успеха. Ситуация успеха зависит от того, получит ли ученик удовлетворение от своей деятельности. Задание должно быть не только интересным, увлекательным, посильным, но главное, что его результат - положительным.
Для детей с ОВЗ характерно наличие патологических черт в эмоционально - волевой сфере: повышенной возбудимости или, наоборот, инертности; трудностей формирования интересов и социальной мотивации деятельности.
Снижение интеллекта характеризуется недоразвитием познавательных интересов, они меньше, чем их сверстники с сохранным интеллектом, испытывают потребность в познании. Их жизненный опыт крайне беден, а представления об окружающем мире неполные или искаженные. Способность к развитию следует общим закономерностям формирования психики, но имеет свои особенности, обусловленные типом нарушений центральной нервной системы и их отдаленными последствиями.
Для того чтобы обучение детей протекало успешней и носило творческий характер, необходимо достаточно развитое воображение. По словам А.Энштейна, «Воображение важнее знания, ибо знание ограничено, воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции». У детей со сниженным интеллектом оно отличается фрагментарностью, неточностью и схематичностью.
Мышление отличается большой конкретностью и слабостью обобщений. Особенностью является некритичность, они часто не замечают своих ошибок, не понимают своих неудач, довольны своей работой. Для всех детей с недостатком интеллекта характерны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления.
Слабость памяти проявляется не столько в получении и сохранении информации, сколько ее воспроизведения, и в этом их главное отличие от детей с нормальным интеллектом.
Дети с нарушениями интеллекта - это особая категория, в работе с которыми, формы художественно - эстетического освоения мира используются не только как средство их художественной культуры, но и, являются способом профилактики и коррекции отклонений в развитии.
Опыт работы доказывает возможность развития творчества у детей со сниженным интеллектом через систему уроков, кружковой работы и проектной деятельности, участие в конкурсах и выставках.
Педагогическая концепция на основе национальных традиций К. Д. Ушинского, метод поэтапного формирования знаний по теории П.Я.Гальперина и технология коррекционно-развивающего обучения Л.В. Занкова лежат в основе технологии развития творчества у детей с особыми образовательными потребностями.
Основная цель развития творческого мышления на основе народного творчества – это личная, социальная и профессиональная компетентность, умение жить и работать в быстро меняющемся мире.
Творческие способности, данные от природы, явление редкое. Особенно у детей со сниженным интеллектом, но развивать творческие способности можно и нужно. Мощным средством развития и главным средством обучения творчеству, конечно же, являются предметные знания, умения и навыки. Чем прочнее и шире универсальные учебные действия, тем гибче мышление детей.
В своей работе применяю четыре основных метода:
Развитие креативности требует новых подходов к организации учебно -воспитательного процесса. Исходя из определения педагогической технологии, хочу дать краткую характеристику своей технологии развития творческого мышления на основе формирования крепких универсальных учебных действий.
Человека, который занимается творчеством (творец) в области моды его называют дизайнером. Дизайнер – это художник, ремесленник и философ в одном лице.
Высшее проявление творчества доступно немногим, но в повседневной жизни творчество это необходимое условие существования каждого. Профессия дизайнера объединяет в себе три направления, три вида творческой деятельности. Для того, чтобы представить новый образ или предмет нужно иметь богатый опыт, материал, которым располагает воображение, из которого создаются фантазии. У детей со сниженным интеллектом воображение беднее, чем у здоровых детей, им сложно придумать что-нибудь новое, им на первом этапе недоступен уровень художника. Тем более недоступен уровень философа, они не умеют обосновать смысл и назначение вновь придуманного.
Детям с ограниченными возможностями доступен уровень ремесленника, делать хорошо то, что уже придумали другие. Чтобы образ, созданный художником, превратить в предмет нужно стать мастером – значит, навыки и умения довести до автоматизма, чтобы руки сами делали.
Стать мастером своего дела – это то, на что направлена вся коррекционная работа по развитию творческих способностей, а этнокультурная составляющая содержания технологического образования способствует расширению возможностей и поддержанию интереса к обучению.
Коррекционную направленность развития творческих способностей представляю в виде схемы.
«Учить руки – это значит развивать ум и облагораживать душу». Ч.Ворт.
Творчество доступно каждому, но уровень творчества зависит от опорных знаний, психических качеств личности и овладения навыками и методами творческой деятельности
Ввиду больших различий в уровне обучаемости, различий в структуре дефекта, интересов и творческой активности класс делится на дифференцированные группы.
Учитываются:
- коммуникативные черты характера;
- развитие мелкой и общей моторики;
- состояние внимания, воображения;
- предметно – практическое мышление;
- утомляемость и работоспособность;
- эмоционально – волевая сфера;
- самооценка трудовой деятельности
Для каждой группы учащихся разрабатываю соответствующие карточки – задания и практическую работу.
Изучение новой темы и практическая работа выполняется с опорой на показ учителя, образец, предметную и технологическую карту. Эта методика хороша, но при многократном повторении у детей теряется интерес к работе. А интерес к трудовой деятельности является необходимым условием успешного обучения. Я пришла к выводу, что необходимо разработать технологию, которая давала бы возможность применения большого количества повторений при стойком интересе со стороны учащихся. На примере изучения темы «Швы» покажу технологию, по которой работаю, и в результате обучения у детей формируются крепкие знания и навыки, развивается память, внимание и гибкое логическое мышление – все, без чего невозможно развивать творческие способности.
Изучение швов начинается с самого простого шва – стачного. Детям нужно рассмотреть изделие, найти стачной шов и выяснить для чего он используется. Найти на образце и показать не так сложно, сложно запомнить.
Известно, что любое определение или термин, легко запоминается, если оно составлено в стихотворной форме.
Например: СЛОЖИТ вместе и СМЕТАЕТ,
Все всегда СОЕДИНЯЕТ
Этот шов, дружочек мой,
Называется – СТАЧНОЙ.
Выделенные термины подчинены определенному ритму. Слова, которые рифмуются, главные носители смысла всего определения. Детям такая работа нравится, и запоминание происходит без усилий. Расширяется профессиональный словарь, более эффективна работа по развитию связной речи. Для поддержания и сохранения интереса задание последовательно усложняется. Еще большему и глубокому запоминанию служат перфокарты с опорой на тот знак, который объединяет и несет смысловую нагрузку.
Например: -----ложит
С -----метает
-----тачает
Выбираем термины и обращаем внимание на приставку (С) - с нее начинается название шва (стачной), его назначение (соединяет), название терминов ручных (сложить, сметать) и машинных работ (стачать).
Уточняем назначение этого шва – СОЕДИНЯЕТ, служит для соединения деталей изделия. Составляем краткую технологическую последовательность.
-----ложить, как? - Лицевыми сторонами внутрь, совмещая срезы.
С -----метаеть, как? - На ширину шва, длина стежка 5-7мм.
-----тачать, как? - Машинной строчкой на ширину шва.
При повторении учащиеся работают по карточкам, составленным для трех дифференцированных групп с разным объемом содержания.
По такому же принципу изучаем и другие швы:
У любой детали край
Обработать норовит,
ЗАГИБАЕТ, ЗАМЕТАЕТ,
ЗАГИБАЕТ, ЗАМЕТАЕТ,
Напоследок ЗАСТРОЧИТ.
Все его, конечно знают –
ШОВ ВПОДГИБКУ, СРЕЗ ЗАКРЫТ.
Постепенное увеличение объема изучаемого материала учит анализировать, развивает память, внимание, речь.
Запомнить конструкцию, терминологию и технологическую последовательность выполнения швов необходимо, но детям со сниженным интеллектом это сложно. По такому методу технологическая последовательность, как следствие всей предыдущей работы, запоминается автоматически и надолго.
Последовательно и постепенно приходим к точному и крепкому запоминанию конструкции шва и его назначения.
Далее добавляется схематическое изображение шва, сравниваем его с образцом из ткани или швами на изделии. Также изучаем все остальные швы: накладной, окантовочный, шов вподгибку с закрытым срезом.
Представление и соотношение всех этапов технологии изучения швов, дает возможность систематизировать знания и составить классификацию швов по определенной схеме.
Для закрепления полученных знаний составляю кроссворды по названиям швов.
д
в
о
й
н
о
й
к
а
с
т
а
ч
н
о
й
т
ш
о
в
в
в
п
о
д
г
и
б
к
у
ч
н
а
к
л
а
д
н
о
й
ы
й
Далее для проверки знаний составляю разноуровневые перфокарты с заданиями: по образцам определить группу швов, их названия и убрать лишний образец.
Образцы швов
Задания:
1. Назови швы.
2. Назови группы швов.
3. Убери лишний образец.
Образец стачного шва
Стачной, соединительный
Образец накладного шва
Накладной, соединительный шов
Образец окантовочного шва
Окантовочный, краевой (лишний)
Образец двойного шва
Двойной, соединительный шов
Для учащихся 1-2 групп нужно по образцу швов выполнить все три задания. Для 3 группы задания менее сложные, по ориентирам.
Образцы швов
Задания:
1. Назови швы.
2. Назови группы швов.
3. Убери лишний образец.
Образец стачного шва
С- - - - - й, соединительный
Образец накладного шва
Н - - - - - -й, соединительный шов
Образец окантовочного шва
О - - - - - - - - - - й, краевой (лишний)
Образец двойного шва
Д - - - - - й, соединительный шов
Кроссворды и задания на карточках дополнительно развивают все познавательные функции, зрительное восприятие, память, мышление и письменную речь. Развитие познавательных функций формирует основу творческой активности и положительной мотивации трудовой деятельности. «Пошаговое обучение» и длительная отработка каждого элемента и понятия формируют крепкие универсальные учебные действия.
Сшить изделие, имея четкое представление и хорошие навыки выполнения швов, уже не представляет труда.
Самостоятельные творческие работы очень привлекают учащихся, а их выполнение способствует развитию эстетического вкуса, наблюдательности, художественному видению окружающей действительности, конструкторскому, творческому мышлению. Изготовление конкретных изделий служит средством развития творческих способностей учащихся.
Практика показала, что изучение разных тем «Технологии» по такому пути позволяет решать задачи не только по развитию творческого мышления, логики, развития речи, моторики, но и способствует формированию способности к опосредованному запоминанию, активизирует речемыслительную деятельность, закладывает основу для творческой деятельности.
ОБРАЗЕЦ (в натуральную величину) – ОПРЕДЕЛЕНИЕ (в стихотворной форме) – ЗНАК СМЫСЛОВОЙ НАГРУЗКИ – КРАТКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ШВА (по терминам) – ПОЛНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ШВА - КРОССВОРДЫ И ПЕРФОКАРТЫ – ИЗДЕЛИЕ.
Хочу отметить, что применение предложенной технологии – это лишь один из возможных путей формирования крепких универсальных учебных действий как основы развития творческого мышления.
В изучении предмета «Технология» умение выполнять качественно швы стоит на первом месте. Целенаправленно разбивать изучение темы на значимые этапы, облегчает обучение, формирует образы, сохраняет интерес к предмету.
Самое важное, что изготовление народного костюма, сувениров, изучение традиционных видов ремесел включает в себя много ручной работы, что способствует развитию мелкой моторики. Чем лучше работают пальчики, тем быстрее идет развитие интеллекта, основы формирования творческих способностей.
Стать хорошим мастером своего дела – это основа профессиональной мобильности, реальный путь интеграции детей с ограниченными возможностями в социум. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети получают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, возникает желание жить по законам красоты.
Главное — не развитие способностей, а создание мотивации на творчество и овладение технологией творческого труда. Основным способом развития творческой личности является в снабжении личности технологиями творческой работы.
За последние четыре года моими учащимися сшиты женские и мужские тувинские национальные костюмы трех видов, русские костюмы трех видов, костюмы Деда Мороза и Снегурочки, снежинки, костюмы к постановке празднования Дня Победы в стиле 40-х годов, танцевальные костюмы. Эти костюмы – наша гордость.
Впервые ученики 9-х классов участвовали в конкурсе творческих проектов наравне с учащимися общеобразовательных школ и заняли первое место с проектом «Достояние республики». Участвовали во Всероссийском конкурсе «Все грани добра», провели уроки по изготовлению Рождественских сувениров (ангелочков) «Если добрый ты» для учеников 4-го класса, приняли участие в конкурсе «Город Мастеров» по изготовлению русской тряпичной куклы – закрутки.
Постоянно совершенствуя свое мастерство, изучая новые технологии, расширяя ассортимент, просматривая новинки в интернете и используя их в своей работе, можно стать хорошим мастером. Новизна изделий и хорошее качество, использование новых материалов и технологий позволят стать изделиям ручной работы эксклюзивными. Для реализации таких изделий не нужно специального торгового места, их можно сдавать в магазины, торгующие сувенирами и подарками. Участие в выставках принесет известность и появится возможность расширения деятельности – развитие малого бизнеса.
Человеку с творческим складом ума легко, найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда, занимать активную жизненную позицию, видеть вокруг возможности для совершенствования.
Использованная литература:
2 А.М Матюшин «Развитие творческой активности школьников» Москва «Педагогика», 1991.
3. Т. И Пороцкая «Работа воспитателя вспомогательной школы» Москва «Просвещение», 1984.
4. В.А Сластенин «Методика воспитательной работы». Москва «Академия», 2002.
5. Я.А.Рожнев «Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских». Москва «Просвещение», 1988.
6. Л.С. Выготский Собрание сочинений в 3 томах. Москва
7. В.А. Сухомлинский «Методика воспитания» Москва, 1989 г.
8. Я.А. Каменский, Д. Локк, Ж-Ж Руссо, И.Г. Песталоцци «Педагогическое наследие» Москва, 1989 г.
19.Б.М. Бим – Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. «Мудрость воспитания: книга для родителей, 2-изд., - М.: Педагогика, 1989г.
Приглашаем принять участие в конкурсах для педагогов и учащихся от АНО «ЦПИ «Ариадна»Автор: Курганская Людмила Михайловна