методическая разработка "Первые шаги в музыкальном воспитании ребенка"
«Первые шаги в музыкальном воспитании юного музыканта»
Педагог и ребенок
Музыкальное воспитание детей – это ответственное и сложное дело, требующее соответственных данных. Ведь именно первые впечатления от соприкосновения с искусством оказывают если не решающее , то во всяком случае очень сильное влияние на последующее музыкальное развитие ребенка. Роль педагога велика , ведь он имеет дело с ребенком, у которого еще все впереди. В педагогическую работу надо погружаться «с головой» , подходить к этому профессионально и творчески. Незначительные ошибки в этот период могут привести к неприятным последствиям. Поэтому в нашей работе нет места лености ,равнодушию, а только стремление поделиться своими знаниями , умениями ,желанием «заразить» юное создание искренней любовью к музыке, творчеству.
Маленький ребенок- это личность, он способен на свое, собственное мышление, у него свои взгляды ,свое мироощущение. Музыкальная деятельность обогащает воображение ,эстетический вкус, воспитывает трудолюбие и формирует общую культуру ребенка.
Прежде всего, принимаясь за работу с маленькими детьми, нужно знать особенности психологии и темперамента детей дошкольного и раннешкольного возраста и обязательно учитывать их в работе. Чем младше ребенок, тем ярче проявляются его индивидуальные особенности . Требования взрослого для одного могут быть посильными, а для другого- нет . А непосильные требования ведут к упрямству, к конфликту. Наиболее благоприятные предпосылки для воспитательных воздействий создаются в раннем детстве и в младшем дошкольном возрасте, когда нервная система в стадии становления. Давайте коротко познакомимся с признаками, характерными для детей разных темпераментов.
Сангвиник .Такой ребенок очень подвижен. Быстро переключается с одного задания на другое. Он может быть рассеянным, несерьезным, но он приятен в общении , выдумщик ,фантазер. Удерживать внимание ребенок- сангвиник, может научиться с помощью взрослого ,отдающего ему много времени в совместных занятиях.
Меланхолик. В его поведении много непонятного, но оно вытекает из богатого внутреннего мира. Он рассудителен, но с трудом переключается на другой вид деятельности .Педагог должен знать, что грубое обращение неприемлемо для ребенка – меланхолика.
Холерик. Настойчив, решителен. С трудом идет на компромисс. В обращение с ребенком – холериком необходимо много терпения и спокойствия, нельзя стыдить перед другими.
Флегматик. Медлительный, спокойный. Схватывает и запоминает медленно, но надежно. Рекомендуются занятия музыкой, рисованием, лепкой. Надо постоянно заинтересовывать ребенка, прививать привычку быть деятельным и активным.
Познакомимся с некоторыми особенностями психологии детей :
1 Дети этого возраста не способны надолго сосредотачиваться на какой- либо одной проблеме. Поэтому содержание урока должно быть разнообразным и красочным.
2 Огромная восприимчивость к чувственным впечатлениям.
3 Ребенок легко воспринимает новое ,но также быстро забывают выученное на уроке . Поэтому надо взять себе за правило постоянно возвращаться к пройденному заданию ,даже если ученик перед этим хорошо его усвоил.
4 Иной темп мышления у детей. Ребенок думает медленнее. Поэтому всякое принуждение к спешке, к быстрой реакции приведет к отрицательным последствиям.
Среди множества первостепенных задач образовательно – воспитательного процесса наиглавнейшими являются :
· Обучающие (приобретение определенных знаний и умений , овладение техникой игры на фортепиано)
· Развивающие (приобщение к лучшим образцам русской и классической музыки ,умения слушать ,анализировать и понимать музыку ,развитие творческих способностей)
Воспитательные (формирование таких качеств, как добросовестность, настойчивость ,воспитание уважительного отношения друг к другу и к старшим ,формирование общественно – активной личности ,стремящейся нести музыкальную культуру окружающим и т.д)
Также важно не пропустить одну из основных задач : «в этот ответственный период не только сохранить любовь к музыке ,но и развить интерес к музыкальным занятиям» (Е.М. Тимакин). Это зависит от многих условий ,среди которых немаловажную роль играет личность педагога и его контакт с ребенком .Для малыша педагог становится самым большим авторитетом (после родителей ), олицетворением идеального музыканта и человека. Педагог должен быть отчасти психологом и духовным наставником.
Часто мы на уроке импровизируем, это требует от нас эмоциональной гибкости ,а главное интуиции. Каждый новый ученик – индивидуальность и естественно , что приходится искать новые методы работы.
Плутарх писал ,что « ученик – это не сосуд, который нужно наполнить ,а светильник ,который нужно зажечь». Работа музыканта ,даже если этот музыкант мал,требует постоянного накопления багажа :багажа знаний , умений, навыков, музыкальных впечатлений .
Работа с малышами – это творческий процесс. Включаясь в этот процесс , мы должны вместе поддаваться обаянию изучаемого произведения или песенки. Замечательный педагог и музыкант Е.М. Тимакин писал, Должно быть «совместное переживание музыки» ,тем самым «педагог создает условия для развития ярких музыкальных впечатлений, то есть для работы над художественным образом».Такой эмоциональный контакт способствует тому , что ребенок сам , по своему стремится раскрыть настроение и характер исполняемого произведения. Это самостоятельное, естественно поддерживаемое педагогом стремление к самовыражению и активная исполнительская позиция, рождает интерес - первый и наиглавнейший шаг к успехам в педагогической работе.
Ни в коем случае нельзя диктовать ,навязывать свою точку зрения. Это полностью подавляет его инициативу. Возможны только благожелательные советы, творческий союз .Не надо упрекать ребенка в непонятливости, нерасторопности и любых других недостатках. Лучше пользоваться для воспитания его положительными сторонами ,стараться их развивать и поощрять.
Одна из важнейших форм работы для начинающих – игровая. Учебный материал данный в игровой форме, легче воспринимается ,увлекает . Переключая внимание ребенка с одного задания на другое, мы обеспечиваем сохранение интереса к занятиям. Как писал Е. М Тимакин «научить его работать за инструментом, то есть наполнить процесс разучивания осмысленными, интересными и доступными ученику заданиями. Только на этой основе можно развить концетрацию внимания и привить интерес не только к результату ,но и к самому процессу работы».
В становлении личности маленького музыканта большую роль играют родители. Родители вникающие в процесс занятий , становятся главными помощниками не только своему ребенку, но и педагогу. Присутствуя на уроках ,родители в полной мере могут помочь ребенку и дома. Домашнее повторение – эффективный способ закрепления и накопления багажа.
Музыкальное обучение ребенка, первые шаги
Самое первое занятие начинается со знакомства с инструментом. На вопрос: «Как называется инструмент, на котором ты пришел играть», ребенок отвечает : «Пианино». Я добавляю, что он еще называется «Фортепиано». Создал его в 1709 году Барталамео Кристофори. Объясняю ,что на нем можно играть громко (форте) и тихо (пиано), при этом подтверждаю свои объяснения исполнением на инструменте отрывков из произведений, ярко характеризующих данные динамические оттенки.
В процессе исполнения музыкальных примеров задаю ребенку вопросы:
- Как звучит тот или иной фрагмент (форте или пиано)?
- Какая эта музыка по настроению (грустная или веселая,задумчивая или задорная)?
- Какая эта музыка: быстрая или медленная?
- О чем эта музыка, что ты себе представляешь?
Продолжая знакомство с инструментом, знакомимся с регистрами. Изучаем три регистра: нижний, средний, верхний. Для более образного и быстрого запоминания исполняем:
· В нижнем регистре фрагмент пьесы «Бармалей»
· В верхнем пьесу Майкапара «Мотылек»
· В среднем любые знакомые детские песенки (можно из любимых мультфильмов)
Затем разучиваем какую либо несложную песенку или отрывок песенки. Ребенок учит ее на слух, далее с помощью педагога стараемся одним пальчиком сыграть мелодию на инструменте. При этом слегка направленный вопросами учителя он должен сам придти к выводу о том ,что когда двигаемся по клавиатуре вправо , песенка звучит «тоньше» ,а влево «толще». Должны ли мы при этом сразу требовать правильные движения рукой и пальцами? Нет. Мы должны позволять ученику подбирать песенки почти неорганизованной рукой : нецелесообразно задерживать ознакомление с инструментом из-за отсутствия навыков правильного звукоизвлечения. Если заметит ,что ученик ,подбирая с особым старанием ,напрягает руку, надо ослабить напряжение ,не привлекая к этому пока особого внимания. Однако не помешает хоть в нескольких словах рассказать ученику о чувствительности фортепиано, о том ,что оно» не любит «,когда с ним грубо обращаются.
В связи с этим уже при первых попытках извлечь звук ребенка надо научить ,чтобы он следил за гибкостью руки и после нажатия клавиши прислушивался к звучанию струны. Можно сказать , что у детей которых с первых уроков приучили следить слухом за высотой и качеством звука, не возникает в дальнейшем особых проблем с двигательным аппаратом.
Для максимального разнообразия урока пригодны разные слуховые и ритмические упражнения, носящие специфически развлекательный характер. Например,загадки:
1) Более высокие (тонкие ) и более низкие (толстые ) звуки
2) Один звук или два звука
3) Более сильные (громкие) звуки или более слабые (тихие) звуки
4) «зоологический сад» ( разные регистры – голоса разных зверей)
5) Отгадывание настроения ,характера (колыбельная, танец, марш и т.д)
6) Звуки ,которые « держатся за руки» и «подпрыгивающие звуки» (legato – staccato)
7) Игра в жмурки (отгадывание сыгранного звука)
Составной частью урока являются и ритмические упражнения. Мы должны обратить внимание ребенка на существование более длинных и более коротких звуков в песенках. Учитель играет ,ребенок хлопает и сам определяет ,в каких местах мелодия делает остановки.
Параллельно с подбиранием песенок одним пальцем и с проведением слуховых и ритмических упражнений знакомимся с названиями клавиш, а затем и с октавами. Детей не следует торопить. Все «новости» требуют времени, чтобы полностью быть усвоенными. Очень важно уметь приспособить свою терминологию к уровню данного ребенка.
С детьми, не имеющими предварительной подготовки ,рекомендуется позаниматься танцевальной импровизацией, используя классическую и джазовую музыку. Хорошо , если ребенок потанцует 5 минут перед началом и после домашних занятий за фортепиано (можно устраивать танцевальные минутки и во время занятий . как дома , так и на уроке. В таком легком и приятном времяпровождении ребенок укрепит мышцы, освободится от зажатости, разовьет ритмическое чувство и пластику движений. В домашнюю гимнастику надо включить упражнения для плечевого пояса, туловища.
Теперь приведем несколько общеизвестных упражнений на постановку руки:
1 Поднять руку, как в упражнении «Подснежник», и , расслабив, бросит на колени.
2 То же, но кисть собрана и пальцы поджаты (расслабленный кулачок»
3 То же , но рука падает на подушечки пальцев
4То же . но рука падает на 3 палец ,сначала на колени, потом на крышку инструмента , затем на клавишу. Упражнение выполняется поочередно всеми пальцами
5 «Мячик» , или «Отдай мне руку»
Затем можно приступить к более сложным упражнениям, развивающим координацию движений, цепкость и свободу рук, глубину взятия звука, глубокое легато .
Описание одного из возможных путей обучения детей игре на фортепиано.
Самым началом должно быть вслушивание в тишину, как предусловие всякого слухового восприятия и как первое упражнение на концентрацию внимания. Затем в этой зафиксированной ребенком тишине даем прозвучать отдельным звукам в разных октавах , ребенок их сравнивает с голосами людей, либо животных и птиц. Далее мы подводим ребенка к физическому ощущению освобождения руки в плечевом суставе – заставляем раскачивать освобожденными руками вдоль тела в равномерном ритме слов : Бим- Бом….. .Затем попросим ребенка таким же свободным и гибким движением всей руки изобразить на клавишах колокольный звон. ( Артоболевская рекомендует перед тем , как посадить ребенка за инструмент 5 минут позаниматься освобождающей гимнастикой). Аналогично разучивается «ритмическое эхо». По образцу ,сыгранному учителем, на разных звуках, в соединении со словами , состоящими из 2х, 3х или 4х слогов : пе-сик, кош-ка, мА-моч-ка и т.д. С самого начала при этих ритмико – динамических играх нужно следить за качеством звука. Сменяя руки и пальцы в разных октавах , ребенок начинает дифференцировать звуковые ощущения; он слышит звуки разной громкости ,высоты и тембра. От сочетаний слов постепенно переходить к ритмизации стихов ,пословиц ,поговорок.
Подобным же образом исполняются «мелодическое эхо». От первоначального образца, состоящего из двух звуков (нисходящей м3) переходим к мелодизации детских стишков .Эту м3 играем и отсоседних звуков и таким образом. Закладываем основу для заданий на транспозицию.
На первых уроках обращаем внимание на посадку ученика. Сидеть надо свободно и в то же время стройно и удобно для себя с тем, чтобы можно было легко использовать при игре плечевой пояс и верхнюю часть корпуса. Нельзя допускать напряженности в плечах и спине. Высота стула и расстояние от инструмента для каждого учащегося определяется исходным положением предплечья, локтя и плеча: предплечье и локоть при поставленных на клавиши пальцах должны быть чуть выше уровня клавиатуры. Плечо опущено вниз, локоть не прижат к корпусу, не вытянут вперед , не отведен назад. Необходимо следить .чтобы ребенок не сидел слишком близко или слишком далеко от инструмента . При необходимости надо ставить подставку под ноги.
Следует контролировать положение 1 и 5 пальцев. Оно будет наиболее благоприятным, если положить закругленные 2,3,4 пальцы на три черные клавиши, а 1 и 5 на соседние белые. Это «Шопеновская формула». Она позволяет руке занять наиболее удобное и естественное положение.
Артоболевская рекомендует для освоения правильного положения руки игру «поцелуй с карандашиком» и «катание колобка»
Всем известное упражнение «Радуга» .Его можно варьировать :правая рука лежит на клавишах,а левую переносим через нее дугой. Или противоположные движения обеими руками.
Усвоив состояние руки, начинаем изучать первичные навыки владения фортепиано: извлечение протяжного и мягкого звука с помощью свободных и организованных движений руки, плавного опускания ее на клавиатуру, опоры на клавишу активного пальца .Первоначальный навык игры «нон легато» связан с использованием свободного пластичного движения всей руки . Мягкий подъем начинающийся плавным ,но небольшим движением локтя в сторону, чувство «отдыха» кисти при этом , затем плотное погружение руки в клавиатуру на кончик пальца (без шлепка или удара). Первоначально имеем дело с 3 пальцем, можно в разных регистрах. Путь от нон легато рационален потому, что воспитывает у ребенка координацию движений всей руки, способствует освобождению мышц и вырабатывает полный певучий звук. Но слишком долго задерживаться на нем на следует.
Проработав основательно материал донотного периода ,переходим к объяснению записи нот.В качестве подготовительных упражнений можно порекомендовать упражнения на графическое изображение движения мелодии (вверх, вниз). Ученику надо рассказать, для чего нужна запись, что собой представляет нотоносец и т.д. Объяснить принцип нотной записи, показав сначала расположение нот на линейках и сопоставить его с клавиатурой.
Не надо заставлять заучивать на какой линейке находится та или иная нота. Достаточно, чтобы он запомнил, что нота ми пишется на 1 линейке в скрипичном ключе. Тогда ему можно сразу дать упражнение – сначала по чтению отдельных нот. Схема упражнений может быть такова. Ученику показывают в какой - нибудь детской песенке на нотоносце ноту. Он смотрит на какой линейке она находится и затем переносит взгляд на клавиатуру. При этом ему надо сообразить ( первое время исходя из ноты ми), где находится заданная нота , через ноту от «ми» или через две , показывает на клавиатуре и называет.
Басовый ключ лучше вводить позже, когда будет хорошо усвоен скрипичный. Объясняя басовый ключ, в качестве отправного лучше брать соль большой октавы. Схема объяснений при этом остается прежней.
После ознакомления с нотной грамотой, длительностями. Размерами следует вводить не только разбор, но и разучивание песенок по нотам. Когда песенки будут выучены, педагог может присоединить к ним простейшее гармонической сопровождение. Приступать к игре по нотам можно приступать только после того, как ученик хорошо усвоит нотную запись и при игре ему будет все известно и понятно.
Автор: Алиева Лилия Джамилевна