«Духовно-нравственное воспитание на уроках искусства».
Районный семинар учителей музыки и изобразительного искусства.
«Духовно-нравственное воспитание на уроках искусства».
25.11.11.
Выступление руководителя РМО предметов эстетического цикла Грековой О.А.
Цель— силой воздействия различных искусств в их комплексе формировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую воспитанность.
Искусство играет большую роль в духовно-нравственном воспитании детей. Еще Аристотель писал, что искусство способно оказывать влияние на душу человека, а поскольку оно обладает таким свойством, то должно быть включено в число предметов воспитания молодежи.
На первый план выдвигается именно задача воспитания личности ученика, формирования ценностных отношений средствами искусства. Потому что нравственно-эстетический опыт человечества, материализованный в художественно - образной форме, является сущностью самого искусства.
Методика курса направлена на воспитание читателя, зрителя, слушателя, на развитие способности детей воспринимать культуру, обогащать свой духовный мир через общение с прекрасным.
Задача учителя — так организовать встречу учащихся с шедеврами мирового искусства, чтобы оно вызвало у детей сопереживание, яркий эмоциональный отклик на те проблемы жизни, которые раскрывает перед ними художник, музыкант и которые приглашает осмыслить. Не рассказ об искусстве, а само искусство должно воздействовать на чувства и мысли ученика.
Главный вопрос уроков, какими должны быть люди, какие нравственные качества одобряются людьми, какие – осуждаются.
На первом плане оказываются такие нравственные категории:
- добро как благо в сопоставлении со злом;
- что есть благо, благополучие, благодарность, благородство;
- что такое чувство собственного достоинства и как оно связано с великодушием;
- милосердие и готовность помочь людям;
- зло в контексте человеческого злословия, злорадство;
- раскаяние как признание вины.
Например, посвящая урок образу Георгия Победоносца в искусстве, хотим показать детям, что история жизни святого Георгия – пример стойкости и твердости характера, преданности идеалам христианской веры.
Возвышенный образ материнства и жертвенной любви к людям мы находим в произведениях, посвященных Богоматери.
Рафаэля «Сикстинская мадонна», Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»,
К.С. Петрова-Водкина «Мать», А.А. Дейнеки «Мать» помогает детям ощутить возвышенность и поэтичность образа матери, его душевную чистоту и нравственную силу, нежность и трепетность материнских чувств.
Мы видим, что в произведениях мирового искусства нашли отражение поиски духовной красоты Человека. Когда на уроках говорим о чертах высоконравственного человека, приходим к выводу, что он в гармонии с собой, людьми, миром.
Очень важно, чтобы ученик осознал свою принадлежность к национальным традициям отечественной культуры, чтобы он не без гордости ощущал себя гражданином своей страны, соотечественником великих творцов русской культуры.
В то же время важно воспитывать уважение к национальным и универсальным ценностям, способность понимать и принимать свою и чужую культуру. Гордость за свою историю, свою культуру не должна приводить к попыткам принизить ценность и значимость других народов, других культур.
Искусство является могучим средством духовного возвышения человека, развивает его эстетическую культуру, учит понимать прекрасное и строить жизнь по «законам красоты». Однако влияние искусства на воспитание человека в определяющей мере зависит от его художественно-эстетического развития.
Искусство приносит удовольствие и наслаждение только человеку, который имеет соответствующую подготовку и в достаточной степени эстетически образован.
Задача школы - обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенства.
Непреходящие ценности отечественной и мировой художественной культуры и искусства, воплощая вечную истину «прекрасное пробуждает доброе», как никогда нужны современной школе. Курс МХК призван способствовать становлению личности школьника, формированию его духовного мира, ибо соприкосновение и знакомство с шедеврами мировой культуры помогает выработать критерии красоты и нравственных приоритетов, формирует понимание цели жизни и предназначения каждого из людей, приходящего в этот мир для добра и созидания.
"Культура", "религия", "духовность", "нравственность" как базовые понятия для определения духовно-нравственного воспитания
Под "духовно-нравственным воспитанием" понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Проблемы реализации духовно-нравственного воспитания в современных условиях :
На сегодняшний день можно назвать немало препятствий в реализации духовно-нравственного воспитания на традиционной православной основе. Главными являются:
1. Отсутствие разработанной методологии православной культуры, ее искусственное сужение только до вероучительных аспектов.
2. Отсутствие в стране системы общественного духовно-нравственного воспитания, а также четко структурированного культурологического учебного курса (вкючающего рассмотрение всех компонентов православной культуры) для разных уровней системы образования.
3. Проблема ограниченной представленности традиционной культуры в современном обществе: его идеологической, научной, художественной, бытовой сферах. Высокая степень секуляризованности современной массовой культуры.
4. Разрушение традиционного уклада жизни: основанных на православном мировосприятии обычаев, традиций, отношений (сердечных чувствований и настроений), правил доброй и благочестивой жизни, традиционного распорядка дня, недели, года.
5. Неподготовленность (мотивационная, эмоциональная, интеллектуальная) большей части населения современной России к восприятию духовного содержания традиционной культуры. Как следствие - необходимость осуществления системы просветительских мер по подготовке общества к реализации православно-ориентированных педагогических программ.
7. Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей. Некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Как следствие - необходимость массового просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
8. Отсутствие согласованности влияния на духовно-нравственное воспитание детей и молодежи различных социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, Православной Церкви, государственных и общественных структур.
9. Кадровая проблема. Недостаточный уровень культуры и профессиональной компетентности педагогов в вопросах содержания и методики духовно-нравственного воспитания на традиционной основе. Как следствие - необходимость организации специальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
10. Политическая проблема: государство, призванное выполнять важную функцию в духовно-нравственном просвещении и воспитании, не имеет сегодня четкой идеологической позиции и позволяет заполнять духовно-нравственную сферу суррогатами и продуктами западной массовой культуры.
11. Экономическая проблема. В то время как огромные деньги тратятся на внедрение различных программ либерального характера, нет средств на разработку и создание учебно-методической и информационной продукции по традиционному духовно-нравственному воспитанию, преподаванию основ православной культуры; на духовно-нравственное просвещение населения и подготовку педагогов.
12. Управленческая проблема. До сих пор нет цельной программы по духовно-нравственному воспитанию в масштабах страны или региона, не сформулированы четкие цели и задачи, не обозначены приоритеты, отсутствуют соответствующие органы управления, организационно-экономические механизмы реализации духовно-нравственного воспитания на государственном и муниципальном уровнях.
Большая роль в осуществлении этих мер отводится системе образования. Содержательный аспект системного подхода включает в себя разработку содержания духовно-нравственного воспитания и образования
а) на уровне отдельного учебного курса,
б) в виде "сквозной" составляющей, интегрированной во все школьные предметы; профессиональное; дополнительное образование; воспитание через средства массовой информации.
2) Возрастной аспект дает возможность выстроить (содержательно и организационно) комплекс мероприятий по духовно-нравственному воспитанию для разных возрастных групп детей, подростков, молодежи.
3) Кадровый аспект предусматривает поэтапную реализацию системы мер по просвещению, подготовке и переподготовке специалистов различного уровня (представителей администрации; управленцев и практических работников образования, здравоохранения, культуры) в вопросах духовно-нравственного воспитания и образования детей и молодежи на традиционной основе.
Вывод:
Таким образом, системный подход предлагается как организационная форма программного управления духовно-нравственным воспитанием детей и молодежи на уровне региона.
Искусство в современном мире – это не просто предмет развлечения, а могучее средство воспитания и самосовершенствования личности. Духовные, нравственные аспекты закладываются именно в школьном возрасте.
«Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу человека…», сказал В.А.Сухомлинский, следовательно, искусство – одно из действенных средств духовно-нравственного воспитания и художественно-эстетического образования школьников.
Автор: Грекова Ольга Александровна