Главная / По типу материала / Дополнительное образование

Вокального-хоровая работа в детском фольклорном коллективе Вокально-хоровая работа в детском фольклорном коллективе.

Вокально-хоровая работа в детском фольклорном коллективе.

Народно – песенное творчество – это основа русской музыкальной культуры. В последние годы среди молодежи возрос интерес к нашему прошлому, которое мы знаем поверхностно. В школах, колледжах стали открываться отделения народного и фольклорного пения. Занятия, в основном, проходят один, - два раза в неделю. За это небольшое количество времени хоровой коллектив должен стать хорошо организованным вокально-хоровым музыкальным инструментом. Для этого ему необходимо овладеть элементами хорового исполнения, присущими только народному коллективу. К ним относятся, в первую очередь:

– единая манера народного пения, которая возникла от речевой интонации. Хороший народный голос отличается ярким, звонким, светлым звучанием на грудной опоре;

– техника дыхания: бесшумный короткий вздох, опора дыхания и постепенное его расходование. Большинство народных песен поется на едином, цепном дыхании;

– дикция, которая должна быть ясной и естественной, а произношение гласных и согласных – «выпуклым». Спеть – значит произнести слова, при этом «близко».

В основе техники дыхания, звукообразования, дикции лежит единый для всех принцип – позиции звука. В народном пении высокая позиция звука сочетается с близким посылом.

Еще одна важная особенность народного пения – озвучивание, «огласовка» согласных (между согласными появляются «скользящие» вставные гласные) .

Чтобы обучить детей сольному, ансамблевому и хоровому народному пению, развить их вокальные возможности, научить преодолевать трудности в исполнении песенного фольклора, необходимо систематическое вокальное воспитание. В систему такого воспитания входит развитие основных певческих навыков: правильного, естественного дыхания; протяжного, гибкого и подвижного звуковедения; отчетливой, выразительной дикции; единой манеры пения и говора.

Укрепление навыков дыхания — одна из основных задач в вокальном воспитании детей. Техника пользования дыханием – бесшумный короткий вдох, опора дыхания и спокойное постепенное его расходование. Каждому юному певцу необходимо практически овладеть дыханием и для этого тренировать его на специальных упражнениях. Существует множество упражнений для развития певческого дыхания, вот некоторые из них:

Упражнения на дыхание.

1.* задуй свечу *- сделать несколько коротких вдохов и продолжительный выдох (при этом фиксируется внимание на работе диафрагмы и мышц живота) .

2. * согрей ручки *- сделать глубокий вдох, на долю секунды задержать дыхание и через чуть прижатые губы медленно и равномерно выпускать воздух так, чтобы выдох был полный (при этом дуем на руки, как бы согреваем руки).

3. Попросить ребенка представить, что его живот это «шарик» и сейчас ему предстоит его надуть. Все смотрят на руководителя, как тот надувает свой «шар», при этом необходимо объяснить детям, что вдох должен быть коротким и активным через нос, а выдох самопроизвольным через рот. Воздух при вдохе попадает в «шарик», от этого живот становится больше. Три – четыре вдоха достаточно, чтобы ребенок почувствовал работу мышц своего живота.

4. Взять дыхание энергично, слегка задержать его, зафиксировать, и считать вслух нараспев, в высокой позиции: «Один… два… три… » и т. д. Вдох при этом должен быть коротким, легким, бесшумным.

5. Взять дыхание, задержать его и активно, но медленно произносить букву «С». Ощутить сокращение мышц брюшного пресса и диафрагмы. Такое упражнение вырабатывает постепенный и плавный выдох.

6. Предложить детям представить, что у каждого в руке красивый цветок, который надо понюхать. Все дети нюхают свои цветы и раздувают свои «шары». Преподавателю нужно проследить, чтобы вдох был ровным, спокойным, грудная клетка и плечи не поднимались.

7. Детям предлагается представить, что на их рукавичке лежат красивые снежинки. Ученики держат руку ладошкой вверх, около рта. Сделав короткий вдох носом, дети выдыхают активно через рот три раза, сдувают снежинки. Педагог должен следить за тем, чтобы правильно был сделан вдох. Выдох активный, губы при этом, не вялые, сжимаются плотно. Упражнение повторить два – три раза.

8. Попросить детей, имитируя состояние испуга, проинтонировать звук «Ой! » на удобной высоте. При этом момент начала звука должен быть стремительным, быстрым, зафиксированным, чтобы ученики почувствовали опору звука. После фиксации начала звука его следует продолжить, протянуть на гласную «И», ощущая плотное, свободное звучание на опоре.

9. Очень полезно в качестве тренировки предложить детям почувствовать ощущение беззвучного крика (беззвучно кричать «А», при этом внимание должно быть направлено на низ живота, чем сильнее воображаемый крик, тем ощутимее опора звука.

Работа над дикцией.

Работу над дикцией лучше начинать с упражнений, предназначенных для разогрева губ и языка, так как правильное звучание гласных и согласных букв зависит от активной работы губ и точности движений различных частей языка – кончика, средней части и корешка.

1. Проговорить несколько раз, сжимая (плотно) мышцы губ

П-Б, П-Б, П-Б и т. д.

2. Активно работая кончиком языка сказать:

Т-Д, Т-Д, Т-Д и т. д.

3. Работает корешок языка, несколько раз проговорить:

К-Г, К-Г, К-Г и т. д.

4. «Сорока – сплетница» - передается услышанный разговор

«Тррррррр, Трррррр! »

5 «Звонок» (дыхание толчками)

«Рь – Рь – Рь – Рь»

6. Говорим:

«Ссссссссссс» - представляем, что дует ветер;

«Шшшшшш» - шумит лес;

«Жжжжжж» - жужжит пчела;

«Жь–жь-жь» - прилетел шмель;

Работа над скороговорками преследует важную цель – научить легко, непринужденно преодолевать встречающиеся в речи дикционные трудности, сложные звукосочетания. Начинать работу над скороговорками следует в медленном темпе. Нельзя бессмысленно «пробалтывать» текст в «никуда». Обязательно должно присутствовать отношение к тому, о чем говорится в скороговорке. Каждая скороговорка имеет свою смысловую линию, и может нафантазировать самые разнообразные оттенки настроения, отношение к тому, о чем говорится в тексте, рисую себе соответствующие жизненные ситуации.

Тренировка согласных: П-Б, Т-Д.

- Пекарь Петр пек пироги

- Пес Полкан попал в капкан

- По бревну бобры бредут

- Бобр добр на бобра

- Течет речка, печет печка

-Ткач ткет ткани на платок Тани

-Дед Данила делил дыню – дольку Дине, дольку Диме.

Тренировка согласных: В-Ф, С-Ш, Ц-Щ.

- Варвара варенье доваривала

Ворчала и приговаривала

- Подарили Вареньке варежки, да валенки

- У Сени и Сани в сетях сом с усами

- Шесть мышат в шалаше шуршат

- Щипцы, да клещи – вот наши вещи

- Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла

- У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Важный момент в народном вокале – «разговорность» пения. Петь так, как говоришь – один из принципов народного исполнения. Поэтому дикция должна быть чрезвычайно отчетливой, как в разговорной речи. В достижении этой цели помогут следующие упражнения.

1. Проговорить песенную фразу в разговорной манере, произнося слова естественно, свободно, без напряжения мышц лица и гортани.

2. Произносить песенную фразу на распев в два – три раза медленнее, следя за артикуляцией рта, соответственно разговорному типу произношения.

3. Произносить ту же фразу нараспев на одной ноте в ритме песни, следя за разговорным, идущим от слова посылом звука.

4. Добиваясь четкой дикции в детском хоре, можно использовать способ произношения слов и отдельных слогов так, как они поются. Этот способ заключается в перенесении согласных с конца слога к следующему слогу, например:

По–дъе–зжа–ли мы по-дсе-ло

За-и-гра-йду-до-чка, ве-се-ло.

Это упражнение – прочтение хором текста, разделенного на особые певческие слоги, помогает выработать одновременное произношение согласных всеми участниками хора.

Подобные упражнения оказывают благотворное влияние на процесс звукообразования и звуковедения.

Сделать умеренный вдох и на разных звуках, в удобном для пения регистре пропевать фразу на одном дыхании:

Главная задача в этом упражнении — естественная разговорная артикуляция, хорошая опора звука.

Добиваясь от детей сознательного пения на одном дыхании каждой отдельной музыкальной фразы, следует начинать тренировку с очень простых по мелодическому развитию произведений детского фольклора, с короткими двухтактовыми музыкальными фразами:

В работе над протяженностью звучания следует добиваться мягкости, напевности, ровности звука при хорошем дыхании. Здесь очень полезными упражнениями могут служить мелодии распевов.

И на гласных вырабатывается лучшие качества голоса: тембр, регистровая ровность, точность интонации, техника звуковедения, а также - и это главное - протяженное дыхание.

Важный момент в народном вокале – разговорность пения. Единственный способ донесения содержания песни до слушателя – понятные слова. Поэтому дикция должна быть четкой, с произнесением гласных и согласных, как и в разговорной речи.

Упражнения на артикуляцию:

«балалаечка» - язык бьется в резцы верхних зубов, при этом четко произносим слова:Тира-тира, лина-лина и т. д.

«карлсончик»- делаем на звук тр, пр. Бывают случаи, когда дети плохо произносят букву «р ». Поэтому для того, чтобы ребенок не чувствовал комплекс предлагаю делать это упражнение с рукой, «возить карлсона » вверх, вниз.

Упражнение на смену мажора и минора.

бросаем мячик друг-другу при этом произносим:

ХА-ХЯ, ХЭ-ХЕ, ХУ-ХЮ, ХЫ-ХИ;

А-Я, Э-Е, О-Ё, У-Ю, Ы-И;

Особое внимание руководителю необходимо уделять выразительному исполнению хорового произведения, передача его характера. Для этого хормейстер должен добиваться, чтобы исполняемое произведение было точно понято певцами, чтобы это нашло отражение на внешнем поведении певцов. Внешняя выразительность должна быть естественной, являться результатом эмоционального переживания, отношение певцов к действию в песне. Еще одна особенность руководства определяется тем, что народный коллектив представляет собой синтетическое объединение трех групп – хоровой, плясовой и инструментальной, органически взаимосвязанных между собой. Участники хорового коллектива должны реагировать на действие, происходящее на сцене. Кроме того, он непосредственно должен принимать участие в постановке хороводов, игр и т. д. Большую роль в работе народного коллектива играет подбор репертуара. Главная задача народного хора – пропаганда национального песенного, инструментального и танцевального творчества в его лучших образцах (фольклор) .

Похожие записи:

Влияние песенного творчества на эмоционально-духовное развитие дошкольников План мероприятий к Дню народного единства в подготовительной группе


Поделиться Версия для печати Добавить в закладки Автор: Алия Равкатовна Свистунова | Все публикации Вокально-хоровая работа в детском фольклорном коллективе. +4 Вне конкурса


Автор: Свистунова Алия Равкатовна
Похожие материалы
Тип Название материала Автор Опубликован
видео Вокального-хоровая работа в детском фольклорном коллективе Вокально-хоровая работа в детском фольклорном коллективе. Свистунова Алия Равкатовна 9 Апр 2015
документ Вокально - хоровая работа в детском саду. Дакина Елена Викторовна 24 Мар 2016
документ программа по дополнительному образованию "Вокально-хоровая работа в детском саду" Долгих-Шилинговская Ирина Ивановна 20 Мар 2015
презентация психологический климат в детском коллективе синицына любовь петровна 1 Апр 2015
документ Игры на сплочение и доверие в детском коллективе. Лысова Светлана Анатольевна 1 Апр 2015
документ Методы вокально-ансамблевой работы в детском коллективе Мироненкова Надежда Михайловна 4 Апр 2015
документ Выступление "Вокально-хоровая работа в общеобразовательной школе" Маркова Елена Геннадьевна 20 Мар 2015
документ Вокально-хоровая работа на уроках музыки в начальной школе Шкуренко Людмила Сергеевна 30 Мар 2015
разное Как встретить Новый год в детском коллективе. Домаева Татьяна Петровна 31 Мар 2015
разное Создание предметно-пространственной среды в детском коллективе Дмитриева Мария Сергеевна 31 Мар 2015
документ Межличностные отношения в детском коллективе. Марина Александровна Симбирская 20 Мар 2015
разное "Развитие творческого потенциала учащихся в детском хореографическом коллективе" Щелокова Елена Сергеевна 20 Мар 2015
разное "Развитие творческого потенциала учащихся в детском хореографическом коллективе" Щелокова Елена Сергеевна 20 Мар 2015
документ Изгои в детском коллективе Некрасова Елена Сергеевна 20 Мар 2015
документ ПРОБЛЕМА ЛИДЕРСТВА В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ. Ульянова Надежда Викторовна 20 Мар 2015
разное Развитие личности ребёнка в детском коллективе. Чучалина Татьяна Яковлевна 30 Мар 2015
документ Родительское собраниеи .Взаимоотношения в детском коллективе. Савостьянова Любовь Викторовна 30 Мар 2015
документ Открытое занятие по актерскому вокалу в детском театральном коллективе Хейфец Алла Владимировна 4 Апр 2015
документ План развития и организации самоуправления в детском коллективе. Попова Марина Михайловна 1 Апр 2015
разное Система воспитательной работы в детском коллективе Сысоева Светлана Павловна 1 Апр 2015
документ Разрешение конфликтных ситуаций в детском коллективе. Куковякина Ксения Юрьевна 31 Мар 2015
документ Создание психологического комфорта в детском коллективе. Мармышова Елена Викторовна 31 Мар 2015
документ " Гармонизация межличностных отношений в детском коллективе" Семенова Галина Ивановна 10 Апр 2015
документ Распевание в детском коллективе. Евстигнеева Татьяна Сергеевна 31 Мар 2015
презентация Презентация "Предупреждение конфликтов в детском коллективе" Скорик Марина Ивановна 6 Апр 2015
документ Деятельность педагога-организатора в детском творческом коллективе Богач Оксана Васильевна 14 Апр 2015
документ Статья "Развитие самоуправления в детском коллективе". Палатова Юлия Станиславовна 7 Апр 2016
документ Вокально-хоровая работа Фирсова Татьяна Сергеевна 20 Мар 2015
документ Экспериментальная работа Особенности мотивации в трудовом коллективе ДОУ Брянская Лена Викторовна 30 Мар 2015
презентация Модель самоуправления в классном коллективе Сайт 6 Б класса МБОУ СОШ №7 г. Минеральные Воды 1 Апр 2015
документ Обеспечение позитивных межличностных отношений в классном коллективе Кимбург Надежда Викторовна 8 Дек 2015
документ Воспитание личности в коллективе (обобщение опыта) Кныш Ольга Борисовна 1 Апр 2015
документ Сценарий выпускного в детском хореографическом коллективе "Искорка" "Звездопад в ансамбле снова звездопад..." Пищулина Валентина Андреевна 1 Апр 2015
документ Наши дети. Ребенок идет в детский сад. Наши дети. Взаимоотношения в детском коллективе дошкольников Малышкина Ирина Васильевна 15 Июл 2015
документ Педагогическая целесообразность занятий в фольклорном ансамбле Тютчева Майя Геннадьевна 20 Мар 2015
документ Вокально-хоровая работа с детьми старшего дошкольного возраста Убанкина Елена Владимировна 31 Мар 2015
документ Вокально-хоровая работа с мальчиками 8-11 лет Слепенкова Ирина Алексеевна 1 Апр 2015
документ Вокально-хоровая работа на музыкальных занятиях Жесткова Ксения Борисовна 31 Мар 2015
документ Пособие для педагогов "Самоуправление в детском коллективе" Допытаева Римма Ивановна 20 Мар 2015
документ "Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в детском коллективе" Мязина Галина Викторовна 20 Мар 2015