Музыкальные сочинения российских царей XVI-XVII веков в видеозаписях.
Иван IV Грозный (1533-1584). Музыку и хоровое церковное пение он любил с детства. В Переславле-Залесском в соборе Никитского монастыря, построенного в 1564 году, до недавнего времени хранилась вмонтированная в стену большая плита из белого камня, на которой было начертано: "Благочестивый государь всенощное бдение слушал и первую статию сам пел, и божественную литургию слушал, и красным пением с своею станицею сам же государь пел на заутрени и на литургии". Как видно из этой надписи, царь имел свою капеллу — государевых певчих, выделявшихся красотой пения. В храмах Александровой слободы, которая с 1564-го по 1572 год была его резиденцией, царь сам почти ежедневно читал Священное писание опричникам и пел за богослужением. В слободу была переведена и капелла певчих дьяков, среди ее певчих композиторы Федор Крестьянин, Иван Нос и другие. Многие были выходцами из Новгорода.
Царь не только любил хоровое пение и покровительствовал ему — известны и его собственные музыкальные произведения. Они сохранились в рукописи "Книга глаголемая Стихирарь месячный, иже есть Око дьячье", находящейся в собрании Троице-Сергиевой Лавры (в настоящее время — в составе Отдела рукописей Государственной библиотеки имени Ленина).
Стихирарь содержит два произведения с надписаниями: "Творение царя Иоанна деспота росийского" и "Творение царево". Оба произведения Ивана IV — стихиры, то есть песнопения вечерни и утрени, первые слова которых заимствуются из текста псалмов, а в последующих, поэтически связанных с ними, развиваются определенные темы, прославляющие каких-либо святых или отдельные события. Вот стихиры, написанные царем (на преставление митрополита Московского Петра и на Сретение иконы Владимирской Богоматери):
Алексей Михайлович (1645-1676). С пяти лет под надзором боярина Б. И. Морозова он стал учиться грамоте по букварю, затем приступил к чтению Часослова, Псалтыри и Деяний святых апостолов, в семь лет начал обучаться письму, а в девять — церковному пению. С детства наследник престола проявлял интерес к западной культуре. В числе предметов «детской потехи» будущего царя встречаются: конь и детские латы «немецкого дела», музыкальные инструменты, немецкие карты и «печатные листы» (картинки). Духовная атмосфера, среди которой жил царь Алексей, его воспитание, характер и постоянное чтение церковных книг развили в нём религиозность. По понедельникам, средам и пятницам царь во все посты ничего не пил и не ел и вообще был ревностным исполнителем церковных обрядов.
В последние годы жизни царь особенно увлекся европейской музыкой. 21 октября 1674 года Алексей Михайлович устроил для себя и ближних людей пир, который сопровождался очень необычной потехой: «Играл в арганы немчин, и в сурну, и в трубы трубили, и в суренки играли, и по накрам, и по литаврам били ж во все». Песнопение "Достойно есть" как раз и написано под влиянием западной музыкальной культуры, в так называемом "венецианском стиле" (под влиянием распространившихся в России по инициативе самого царя и патриарха Никона западных веяний). Для сравнения, после сочинения царя приводится и современное ему (II половина XVII века) "Достойно есть" в "национальном" стиле.
Федор III Алексеевич (1676-1682). Федор Алексеевич, по словам В.Н. Татищева, «великое искуство в поезии имел и весьма изрядные вирши складывая», также и «к пению был великий охотник», имел обширную музыкальную библиотеку, довел до совершенства придворную капеллу и одобрил переход со старых крюковых на европейские линейные ноты.
Единственное сохранившееся до нашего времени произведение царя - «Достойно есть». Возможно, Федор Алексеевич оставил след и в инструментальной музыке — по крайней мере клавикорды, орган и другие «струменты» были в его комнатах с раннего детства. В любом случае его другие сочинения до нас не дошли.
Автор: Хлопов Михаил Владимирович