Методическая разработка «Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской федерации. Электронное музыкальное творчество»
«Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской федерации. Электронное музыкальное творчество»
(из опыта работы)
Преподаватель фортепиано детской школы искусств Рапецкая Лариса Викторовна г. Добрянка
Музыкальное творчество как педагогическая проблема на современном этапе.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Система дополнительного образования детей Российской Федерации в ее новом качественном состоянии развивается на протяжении более 10 лет. Под «дополнительным» понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве.
По своей удивительной способности вызывать в ребенке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития. Овладение навыком музыкального восприятия осуществляется в процессе многообразных видов деятельности. Наиболее близкими, более легко дифференцируемыми оказываются для детей те виды музыкального восприятия, которые связаны с активными формами музицирования – с танцами, игрой и пением, в которых участвуют сами дети. Формирование музыкального опыта опирается на активные, деятельные виды восприятия. Все это позволяет развивать в детях творческое (креативное) начало. Творчество является одной из центральных проблем педагогики. Наиболее благоприятной сферой развития творческих способностей является музыкальное образование.
Историческая ретроспектива музыкального творчества на основе электроники и электроакустики.
Современное музыкальное образование проявляет возрастающий интерес к компьютерным технологиям. Музыкальная информатика, использующая компьютерный инструментарий с целью освоения необходимых знаний, умений и навыков, широко практикуется в музыкальном образовании западных стран. Все больший интерес наблюдается и в отечественных учреждениях системы художественного образования. Научная новизна заключается в обосновании введения в систему художественного образования нового вида учебно-художественной деятельности – электронного музыкального творчества. Будучи проявлением современной полиморфной музыкальной культуры, включающей в себя, помимо традиционных фигур композитора, исполнителя и слушателя, новые – звукорежиссера и программиста, электронное музыкальное творчество получило широкое признание как профессиональной, так и в любительской среде, в том числе у детей, что требует формирования соответствующей учебно-художественной деятельности во всех звеньях художественного образования, включая дошкольное, общешкольное и дополнительное школьное образование.
ХХ век, и особенно его вторая половина – это время активного внедрения технических новшеств, связанных с электроникой и электроакустикой, в музыкальное искусство. Развитию электронной музыки способствовало появление в середине 50-х годов в Америке первых суммирующих синтезаторов (Марк -1, Марк -2), благодаря которым работа над звуковым материалом несколько упростилась. Но подлинным прорывом стало появление концертных синтезаторов (минимуг, полимуг). Быстрое развитие электронных музыкальных инструментов, имеющих неограниченные возможности, привело к тому, что синтезатор становится не только популярным, но и незаменимым во многих случаях музыкальным инструментом. По сути, синтезатор – это инструмент-оркестр. Его многогранность, безграничность в совершенствовании, глобальная применимость и подвели к мысли о создании данной программы как для общемузыкального развития детей, так и для подготовки учащихся к обучению в средних специальных музыкальных заведениях. Синтезатор по сравнению с другими музыкальными инструментами – самый молодой и в то же время самый многофункциональный, многоплановый, универсальный инструмент. Современный синтезатор – это совмещение передовой технологии тонгенерации с цифровой электроникой. Такого инструмента в истории человечества еще не было. В этом его принципиальное отличие от любого другого музыкального инструмента, следовательно, и методика обучения должна принципиально отличаться.
Подходы к музыкальному обучению с применением электронного инструментария. Все музыкальные инструменты, существовавшие до нашего времени, – инструменты для исполнения музыки. А одна из важнейших функций синтезатора – воспроизведение записанной ранее музыки и создание новой. На общем эстетическом отделении возникла необходимость создания музыкального оформления к спектаклям. С помощью синтезатора была записана музыка к следующим спектаклям: «Лоскутик и облачко», «Парнас», «Там, где рождаются Снегурочки», «Шишел вышел». Записываются фонограммы к вокальным произведениям.
Создание дополнительного предмета по выбору учащихся – синтезатор.
Вопрос о необходимости создания программы для синтезатора в последние годы встает очень остро. Быстрое развитие электронных музыкальных инструментов, имеющих неограниченные возможности, привело к тому, что синтезатор становится не только популярным, но и незаменимым во многих случаях музыкальным инструментом. Перед тем, как создавать методику, необходимо определиться, на кого она рассчитана. Кто же хочет научиться играть на синтезаторе и с какой целью? С точки зрения методики обучения всех желающих можно разделить на две группы: тех, кто умеет или учится играть на другом инструменте, и тех, кому необходим только синтезатор. Понятно, что первые получают (или уже получили) различные музыкальные знания как бы параллельно и независимо от того, что они будут учиться играть на синтезаторе. Вторые должны получать все знания с азов (вроде того, что такое диез и что такое затакт). Цели обучения бывают разные, от простой – играть дома любимые мелодии, до глобальной – сделать аранжировки и записать свои сочинения, чтобы прославиться на весь мир. На основании своего опыта я делаю вывод, что учебная программа по специальности «синтезатор» должна иметь три уровня.
Основной целью обучения на синтезаторе является:
Развитие музыкально-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, эмоционально-эстетического восприятия действительности в процессе обучения исполнительским навыкам игры на синтезаторе; Воспитание слушательской и исполнительской культуры, способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности. Задачи обучения.
Учебные:
-научить профессионально и грамотно разбираться в жанрах и стилях изучаемых произведений;
-анализировать, высказывать собственные суждения, выражать свои впечатления на исполняемую музыку.
Развивающие:
-развивать музыкальный слух, память и ритм.
Воспитательные:
-воспитывать чувство ответственности за себя и за коллектив; соблюдать все правила поведения в школе; подчиняться требованиям педагогов.
Развитие творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Одна из главных проблем электронной музыки – уровень исполнительства. В 2006 году создается ансамбль «Аллегро» При игре в ансамбле развиваются такие важные качества, как умение слушать не только себя, но и партнера, а также звучание всей фактуры. Активизируется фантазия и творческое начало. Воспитывается умение увлечь своим замыслом товарища, а когда это необходимо, подчиняться его интересам. Игра в ансамбле позволяет расширить репертуар, что важно для всестороннего развития. Наиболее интересные ансамблевые номера показываются на классных собраниях, концертах для родителей и для учащихся общеобразовательных школ (популяризация инструмента), на городских и муниципальных концертах. Первые исполнители ансамбля: Синтезатор – Шибанов Алексей.
Скрипки – Шадрина Александра, Кочегарова Даша.
В 2008 году ансамбль расширяется. Появляются электрогитары – Веретнов Данил, Палкин Евгений. В 2007 году привлекаются ребята младших классов. Создается младшая группа «Аллегро». Синтезатор – Коровин Дмитрий. Скрипки – Сашина Юлия, Меланин Андрей.
Ребята выступают не только в ансамбле, но и в сольном исполнении.
Участвуют в различных конкурсах. (II Краевой фестиваль-конкурс электроакустической музыки «Восьмая нота»). Занимаются с учащимися педагоги Морозова Светлана Ивановна и Рапецкая Лариса Викторовна.
Специфика музыкально-творческой деятельности учащихся на основе различных компьютерных программ.
Другим широко распространенным инструментом информатизации музыкального образования стала технология интерактивного мультимедиа – интеграция интерактивных компакт-дисков с компьютером, что обеспечивает возможность работы пользователя с информацией, предоставленной в различных формах: аудиальной, графической и видео. Пользователь с помощью этой технологии может прослушать музыку и получить о ней различные сведения в виде текстов, рисунков, видеоклипов и т.д. У вовлеченного в эту среду пользователя появляется возможность самостоятельно выбирать направление обучения. Стимулирующим эту деятельность фактором является наличие в ней игрового начала. Музыкальный компьютер открывает широчайшие возможности в творческом освоении пространства музыки. Музыкальные компьютерные технологии создали эволюционно новый период технического воспроизводства музыкальной продукции: в нотопечатании, в средствах звукозаписи, в качественных возможностях звуковоспроизводящей аппаратуры, театрально-концертной деятельности. Использование информационных технологий есть на базе школы искусств. Индивидуальное обучение на инструменте синтезатор, написание фонограмм, музыкальное оформление к театральным спектаклям, а также работа в программе Finale (нотопечатание). Сочинение к конкурсу по сольфеджио и участие в нем Шибанова Алексея и учащихся фортепианного отделения.
Результативность творческой и учебной деятельности учащихся Ансамбль «Аллегро», начиная с 2006года, принимает участие в школьных, городских и муниципальных концертах. Принимает участие в конкурсах и имеет дипломы:
Диплом Лауреата II степени Краевого конкурса вокалистов и инструментальных ансамблей 2007г.
Диплом Лауреата III Степени Краевого конкурса «Наш Пермский край» инструментальные ансамбли 2008г.
Свидетельство участника Краевого конкурса «Наш Пермский край» инструментальные ансамбли 2008г.
Диплом Лауреата I степени Краевом конкурсе по сольфеджио «Наш Пермский край» 2007г.
Грамота за участие ансамбля «Аллегро» в рамках Краевого фестиваля «Свет музыки – храм» 2008г.
Благодарность за участие в II Краевом фестивале-конкурсе «Восьмая нота»
Диплом «Надежда» в Районном конкурсе «Детско-юношеская Ассамблея искусств» 2007г.
Применяя электронную музыку на О.Э.О. в оформлении музыкальных спектаклей добились следующих результатов:
Диплом Лауреата III степени в Краевом фестивале-конкурсе детских музыкальных театров «Третий звонок» коллектив «Фантазеры»
Грамота за I место в районном конкурсе агитбригад «Мы за безопасность на дороге» 2008г.
Грамота за III место в Конкурсе-фестивале агитбригад «Отряд ЮИД в действии» 2009г.
Диплом Лауреата II степени V Всероссийского фестиваля «Голубая волна» 2008г.
Золотой Юбилейный диплом за участие в I Всероссийском театральном конкурсе-лаборатории «Дети играют для детей» 2009г.
Диплом Лауреата I степени в Районном конкурсе «Детская юношеская Ассамблея искусств 2007 » музыкальный спектакль «Лоскутик и облачко»
Диплом Лауреата II степени в Районном конкурсе «Детская юношеская Ассамблея искусств 2007» музыкальный спектакль «Шишел вышел»
Список литературы:
2. Владимир Пешняк «Класс синтезатора. Программа для ДМШ» (Учебное пособие для детских музыкальных школ. Издание второе, дополненное и исправленное, Москва, 2004г.)
3. Игорь Шавкунов–« Игра на синтезаторе. Методика и программа обучения» ( Издательство «Композитор» Санкт-Петербург, 2001)
4. Павел Живайкин. Работа с мелодической линией в аранжировке.
5. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года.
Роль дополнительного образования детей в развитии Российского общества.
Автор: Рапецкая Лариса Викторовна