КАДРИЛЬ
КАДРИЛЬ.
Кадриль – парный танец, некогда салонный, со временем распространившийся в народе, видоизмененный в движениях и манере исполнения, но сохранивший композиционные особенности исторического танца. В качестве народного танца кадриль имеет много разновидностей: русская и украинская, белорусская и литовская и даже американская (square dance, что значит «квадратный танец»). Каждый из вариантов отличается самобытностью и разнообразием.
Название «кадриль» имеет общие корни в французском, испанском и латинском языках, что может вызвать сомнение по поводу того, какая же именно страна является родиной танца. Однако исторические источники уверенно утверждают, что кадриль возникла во Франции как бальный танец, образовавшись от английского контрданса. Контрданс танцевали в 17 веке английские крестьяне, а кадриль распространилась в салонах Франции и других европейских странах в 17 – 19 веках. Пары танцоров располагались по четырехугольнику напротив друг друга и поочередно исполняли свои партии. Кадриль состояла из пяти фигур, каждая из которых завершалась общим движением, объединяющим всех танцоров. Вначале фигуры были достаточно сложные и назывались по названию известных песен (в переводе на русский язык) - «Штаны», «Лето», «Курица», «Пастораль» и «Финал». Несмотря на трудность освоения фигур, движения должны быть идеально отработаны и доведены до совершенства салонными танцорами. Со временем кадриль сильно изменилась, названия фигур были заменены цифрами, одни движения исчезли, другие были упрощены. Покорив посетителей салонов и танцевальных залов, кадриль стала распространяться в народе. Особенно характерен этот процесс был для России: кадриль танцевали даже на ассамблеях Петра 1 в начале 18 века. Постепенно танец ушел в народную среду, где сильно видоизменился, приобрел национальный характер. Кадриль стала одной из любимых народных плясок. Перерабатывались прежние фигуры, сочинялись новые, которые учитывали особенности и танцевальную манеру в каждой отдельной местности. Эти изменения, внесенные в народный танец, и обеспечили кадрили долгую жизнь.
Музыкальный размер кадрили – 2/4, иногда 6/8. Исполняется четным количеством пар. В кадрили может быть от 5 до 12 фигур и характерная композиция. Однако, описывая данный танец, следует четко понимать, о каком именно виде кадрили идет речь.
Виды кадрили и их особенности.
Видов кадрили, как народного танца, существует много: русский, белорусский, украинский, литовский, эстонский, латышский, и т.д. Внутри вида может существовать ещё множество местных вариантов, например, русская кадриль может называться московской, волжской, уральской или, как в северных областях России – четвёрой, шестёрой, восьмёрой.
Русская кадриль имеет многообразные формы и принципы построения, а также достаточно сложные по композиции и технике исполнения фигуры. По форме построения можно выделить 3 группы кадрилей:
1. Квадратные или угловые, где пары стоят по сторонам квадрата (их обычно четыре) и движение осуществляется крест-накрест или по диагонали.
2. Линейные или двухрядные, в которых может участвовать до 16 пар и даже больше. Для композиции линейной кадрили характерно движение двух линий танцоров навстречу друг другу.
3. Круговые – в них танцуют 4, 6, 8 пар. Движение осуществляется по кругу, иногда к центру круга и назад в большой круг.
Фигуры в русской кадрили могут иметь названия, связанные с характером исполняемого движения или рисунком танца: проходочка, знакомство, крутея, звездочка, воротца и др. Между фигурами существуют паузы. Фигуры объявляются ведущим или дается знак для их исполнения – платком или притопом.
В нашем коллективе, ансамбле танца «Дружба», при изучении азов народного танца на 1 году обучения (возраст детей 6-7 лет) я использую постановку круговой кадрили, где могут участвовать 8 – 10 пар исполнителей. Музыка – «Московская кадриль». Время исполнения танца – 3 минуты. Танец состоит их фигур «знакомство», «танцуем», «проходочка», «воротца», «шен», «финальная». Детям нравится, в этом танце они могут передать самобытный русский характер: весёлый и серьезный, горделивый и стеснительный, эмоциональный, выразительный. Наряду с танцевальными движениями дети учатся актерскому мастерству, приумножают и сохраняют традиции русского народа, красоту русского танца.
Автор: Мингалева Светлана Станиславовна