Лексическая тема "Хлеб"
Тема: «Откуда хлеб пришел»
Родителям рекомендуется:
ü
Задание 1. Дидактическая игра «Откуда хлеб пришел». (Взрослый задает вопрос, а ребенок отвечает.)
Откуда хлеб пришел? — Из магазина.
А в магазин как попал? — Из пекарни.
Что делают в пекарне? — Пекут хлеб.
Из чего? — Из муки.
Из чего мука? Из зерна.
Откуда зерно? Из колоса пшеницы.
Откуда пшеница? — Выросла в поле.
Кто ее посеял? – Колхозники
Задание 2. Отгадать загадку.
Вырос с поле дом, полон дом зерном. (Колос)
Задание 3. Объяснить ребенку значение слов:
выращивать, пахать, сеять, молотить, косить, убирать, жать, молоть, печь.
Задание 4. Составить рассказ по плану «Откуда - хлеб пришел».
Задание 5. Подобрать родственные слова к слову хлеб
(Хлебница, хлебный, хлебушек.)
Задание 6. Дидактическая игра «Подбери признак»: хлеб (какой?) — ... булка (какая?) — … .
Задание 7. Составить предложение из слов.
Хлеб, печь, мука, из.
Задание 8. Изменить слово хлеб в контексте предложения (упражнение в падежном и предложном согласовании).
Я знаю пословицу о ... . Мама купила пшеничный.. .Дети едят суп с … .Ваня пошел в магазин за.... Я не люблю есть суп без… . У меня дома нет … .
Задание 9. На какую из геометрических форм похожи хлебобулочные изделия?
Хлеб, батон, круглый хлеб, пирог (овал, прямоугольник, круг).
Задание 10. Выложить из спичек фигурку :
Мельница крыльями машет вдали.
Будет мука, чтоб пирог испекли.
Задание 11. Отгадать загадки.
Без рук, без ног, а в гору лезет. (Тесто)
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Задание 12. Выучить стихотворение.
Хлеб ржаной, батоны, булки
не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
сил для хлеба не жалеют.
(Объяснить ребенку выражение «Люди хлеб в полях лелеют»).
Лексическая тема «Откуда хлеб пришел?»
1. Игра. «Какой? Какая?»
булка –
хлеб -
пирог -
2. Игра «Скажи ласково» :
булка – булочка
колос –
зерно –
хлеб –
сухарь –
пряник –
3. Нарисовать (приклеить) картинки с изображением хлебобулочных изделий.
4. Игровое упражнение
- квас из хлеба какой? - хлебный
- каша из пшеницы какая? –
- хлеб из ржи какой? –
5. Игра «Один и много» :
батон-батоны
комбайн –
булка –
крошка-
зерно-
колос-
6. Игра «Есть-нет»:
батон – нет (чего?) батона
булка-
колос-
зерно-
комбайн-
мельница-
крошка –
7. Закрепить:
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Поручения:
· Оформите рецепт своей семейной выпечки с фотографией для книги рецептов в группе.
· Организуйте выставку хлебобулочных изделий, приготовленных своими руками с последующим чаепитием в группе.
· Рецепт солёного теста для лепки с детьми:
Нам потребуется 500 г пшеничной муки, лучше, конечно, взять муку высшего сорта, 200 мл холодной воды, и 200 г соли самого мелкого помола.
Тесто, приготовленное по этому рецепту очень удобно тем, что все входящие в тесто компоненты – съедобны. Поэтому, даже если ваш маленький творец решит попробовать свое изделие на вкус – можно не переживать.
А как замесить тесто для лепки?
Не думайте, что если вы теперь знаете состав теста для лепки, то этого достаточно для дальнейшей работы. Необходимо ещё знать, как замесить тесто для лепки. Правильность замеса теста играет также очень важную роль в его качестве.
Сначала, в посуду, в которой вы будете месить тесто, нужно насыпать соль, потом залить ее водой и размешать до полного растворения соли. Только потом, постоянно помешивая, нужно добавить муку. Месить такое тесто нужно до тех пор, пока оно не станет мягким и эластичным. Тесто не должно приставать к рукам.
После замеса теста можно приступать к самому приятному – лепке. Причем из этого материала можно лепить все, что душа пожелает, от простых незамысловатых фигурок, до статуэток и, даже, картин.
После окончания работы, ей нужно дать высохнуть, но лучше, конечно, поместить ее в духовку для обжига. После этой стадии можно приступать к творческому процессу – раскраске работы. Некоторые мастера, правда, предпочитают сразу лепить из разноцветного теста. Для того чтобы придать тесту необходимый цвет можно использовать и пищевые красители, и обычную гуашь, которая добавляется прямо в процессе замешивания теста.
Немного истории
Ученые утверждают, что возраст хлеба — больше 15 тысяч лет. Кто и где впервые выпек его, неизвестно. Но в одном из музеев Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера буханка, которую вынули из печи… 6 тысяч лет назад! Тысячелетием позже на стене усыпальницы египетского фараона художник нарисовал весь процесс изготовления хлеба, начиная со сбора зерна и его помола.
От египтян искусство приготовления «кислого» хлеба из дрожжевого теста перешло к грекам и римлянам. В античных государствах уже появились довольно большие пекарни, в которых выпекался хлеб нескольких сортов. В Риме до наших дней сохранился 13-метровый монумент в честь одного из тогдашних мастеров хлебопечения Марка Вергилия Эврисака, чьи пекарни снабжали хлебом едва ли не весь Вечный город. Знатным римлянам хлеб по утрам доставлялся прямо на дом, а простолюдины к определенному часу сами приходили в лавки. Интересно, что у древних римлян не существовало понятие «вчерашний хлеб»: все, что не реализовалось в течение дня, вечером отдавалось рабам и животным.
Кстати, во времена античности родился и любопытный обычай под названием «менса гратуите» — «даровые хлеба», которые бесплатно раздавались бедноте из государственных пекарен. В средние века так стали поступать и в некоторых европейских государствах, но не каждый день, а в случае стихийных бедствий или больших празднеств и торжеств.
В России к «менса гратуите» пришлось прибегнуть Борису Годунову во время великого голода в 1601 году. Через пять лет бесплатную раздачу хлеба устроил Лжедмитрий I в связи со своей коронацией в Москве. Спустя сто лет Петр I ввел «менса гратуите» для рабочих, строивших Петербург: ежедневно в 4 часа утра они получали полтора фунта (613 г) хлеба на человека. Это воспринималось как щедрая царская милость.
На Руси отношение к хлебу всегда было очень уважительное. Если кусок хлеба случайно роняли наземь, его тут же поднимали и просили прощения — целовали. Бытовало поверье, будто краюха, выпеченная в Страстную пятницу, отгоняет злых духов. Для этого ее подвешивали на веревке к потолку избы. Кроме того, считалось, что она излечивает от многих болезней, если ее искрошить в чашку со святой водой и съесть.
Это отношение к хлебу отразилось и во многих старинных пословицах. Например: «Хлеб — батюшка-кормилец», «Хлеб на столе — и стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска», «Без хлеба и у воды худо жить». О бездельнике же говорили, что он «бьет баклуши и даже на хлеб себе заработать не может» и что «мужик без хлеба не крестьянин».
Поскольку в старину хлеб был не просто важнейшим продуктом повседневного рациона, а, по сути дела, основой жизни, власти строго следили за его качеством. В городах Московского княжества на рынках и торжках дежурили специальные хлебные приставы, в обязанность которым вменялся контроль за правильностью веса, соблюдением цен, а«наипаче должны они были… крепко смотреть, чтобы хлеба ситные и решетчатые, калачи тертые и коврижечные были пропеченными и в них гущи и подмесу никакого не было отнюдь». Виновные в нарушениях тогдашнего ГОСТа и правил торговли подвергались наказаниям, в том числе телесным, на глазах пострадавших покупателей.
Столь суровые меры способствовали поддержанию высокого качества русского хлеба на протяжении веков. Даже «походные» караваи из ржаной муки, выпекавшиеся для солдат действующей армии, всегда отличались отменным вкусом, хотя порой бывали гигантских размеров — с телегу. Они не черствели в течение нескольких дней, пока их везли вслед за войсками. Для этого хлеб клали в душистое свежее сено и «пеленали» в холсты. Иностранцы, которым доводилось пробовать солдатские караваи, удивлялись тому, что мякиш у них всегда был хорошо пропеченным, независимо от размеров.
Подготовила: Филатова О.Б.
Автор: Филатова Ольга Борисовна