«Игрушечный театр»
Как часто в погоне за новым и оригинальным мы забываем о том, что уже выдержало испытание временем! В нашем детстве не было компьютерных и электронных игр, игровых приставок, игрушек роботов и пр. не потому ли мы так стремимся обеспечить этими игрушками своих детей? Но нужны ли им эти забавы? Единого мнения о вреде новомодных игрушек пока не существует, зато польза многих известных традиционных игр известна давно. К таким играм относится и игра-драмматизация.
Игры-драмматизации – это особые игры, в которых ребёнок разыгрывает знакомый сюжет или придумывает новый. Важно, что в такой игре ребёнок создаёт свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Малыш в игре превращается и в актёра, и в режиссёра, и в сценариста. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развиваются воображение, творческие способности ребёнка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Всё это очень важно для познавательного и эмоционального развития.
Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребёнку. Но для таких игр необходимы особые игрушки – игрушки-артисты. Такими артистами, как правило, бывают куклы.
ТЕАТР МИШКИ И КУКЛЫ
Самый простой вариант игры-драматизации в домашних условиях – спектакль игрушек. Если вашему малышу уже исполнилось 6 – 7 месяцев, вы можете устраивать для него такие представления. Например, любимый утёнок, будет приходить и петь песенки. Кроха не останется равнодушным. Он будет улыбаться, пытаться достать утёнка и выразит желание участвовать в этом представлении. Для годовалого ребёнка можно разыгрывать маленькие сценки уже с двумя игрушками, например, с мишкой и куклой. Игрушечные артисты могут танцевать, прыгать, играть в прятки и догонять друг друга. Для такого театра также ничего особенного не потребуется: всего лишь две игрушки. А чудо, которое возникает у ребёнка на глазах, стоит ваших усилий! Детям в возрасте около 2,5 лет уже доступны классические сказочные сюжеты – например, «колобок» или «теремок». Достаточно лишь подобрать необходимые для спектакля игрушки из тех, которые у вас есть. Они должны быть средних размеров и с выразительной внешностью.
Сначала ребёнок увидит маленький спектакль в ваших руках, а затем ему захочется взять персонажей в свои руки и заговорить от их имени. Чтобы игрушка стала артистом, нужно самому быть немножко артистом. Если такие спектакли в ваших руках достаточно выразительны и «заразительны», то с 3 – 4 лет дети сами активно играют с игрушками-артистами.
ТЕАТР МАЛЕНЬКИХ ПАЛЬЧИКОВ
Большой популярностью пользуется у детей и взрослых пальчиковый театр. Он особенно полезен для развития мелкой моторики рук, а с 5 – 6 лет постепенно готовит руку к письму. С самого раннего возраста можно показывать ребёнку спектакли на пальчиках. В нём все герои, сцена и сюжет расположены… на одной или двух руках. В продаже есть специальные пальчиковые куклы из ткани, дерева.
Деревянные игрушки могут выглядеть как крошечные головки персонажей, а могут быть целыми фигурками с головой, туловищем, руками, ногами или лапками. Можно встретить даже деревянного Змея Горыныча с тремя головами.
Эти простые и недорогие игрушки позволят вам вместе с ребёнком устроить настоящий театр. Наденьте сначала на свой палец одну куколку и разыграйте с ней простой сюжет, любимую сказку. Пальчик-персонаж шевелится, танцует, подпрыгивает, общается с вами и малышом, создавая ощущение того, что он живой актёр.
С 3 – 4 лет можно разыгрывать сказки с более сложным сюжетом: «Коза-дереза», «Бычок смоляной бочок» и др. дети с удовольствием показывают спектакли на пальчиках, используя в качестве сценария как хорошо знакомые сказки, так и самостоятельно придуманные истории.
В ходе игры хорошо использовать настольную ширму, за которой будут меняться актёры и декорации. Сделать такой театр совсем не трудно. Здесь может пригодиться всё – начиная от пробок от шампуня и заканчивая шляпками от желудей. Кукол можно связать, сшить, или вообще скомбинировать из различных материалов. На картонное туловище, например, можно надеть сшитый из ткани костюм, а затем приклеить ручки и ножки. Ваш ребёнок с удовольствием будет вам помогать, да и любить «своих» кукол он будет гораздо сильнее.
ТЕАТР НА СТОЛЕ
Дети очень любят настольно-плоскостной театр – как правило, начиная с 4 лет. Сейчас в продаже можно найти большое количество вариантов такого театра. Это картонные или фанерные силуэты на устойчивых подставках. Все персонажи окрашены с двух сторон и отлично скользят по столу. Фанерный вариант более долговечен, что особенно актуально, если в семье двое и более детей.
Вначале этот театр привлекает ребёнка не только сюжетными возможностями, но и декорациями. В ходе игры дети увлекаются деталями: например, Алёнушка, убегая от Бабы Яги, будет долго-долго бежать по лесу, плыть через реку, прятаться под деревом и, наконец, попадёт домой. Поэтому в комплекте набора такого театра всегда есть дополнительные предметы: деревья, домики, ручейки и т.д.
Играя, ребёнок с удовольствием озвучивает всех персонажей сказки. Ему приходится придумывать к каждому герою (а это не только звери и люди) свой неповторимый голос. Придумать голос бывает необходимо и ветру, и дереву, и даже волшебным феям. Такая игра развивает и воображение, и речь, и голосовой диапазон ребёнка.
ДОМАШНИЙ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР
Наиболее богатые возможности для игры-драматизации даёт настоящий кукольный театр, который вполне можно устроить дома с помощью кукол «БИ-БА-БО». Это куклы с твёрдой головой, к которой приклеено туловище-перчатка из ткани. Указательный палец управляет головой, а большой и средний – руками.
Перчаточным куклам присуще разнообразие в движениях и жестах. Они могут хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы, удивляться, ныть и смотреть «букой». Всё, что может испытывать ваш ребёнок, может испытывать такая кукла. Играть можно как с одной куклой, так и с целым театром. Вы надеваете куклу на руку – и в жизнь входит сказка.
Возможности этих кукол безграничны. Для самых маленьких театралов подойдут простые спектакли с одним действующим персонажем. Это может быть, например, котёнок, с которым что-то происходит, и он, от избытка чувств, поёт и танцует, грустит и ликует. От такого представления не откажется ни один ребёнок! Дети поменьше воспринимают куклу как человека, делятся с ней своими переживаниями, воспитывают её. Она может быть капризулькой, и малыш будет обучать её хорошим манерам и кормить кашей. Дети постарше сами надевают куклу на руку и от её имени могут сказать то, что в обычной ситуации сказать не решились бы. Внимательно наблюдая за играми детей с игрушками-артистами, вы можете безошибочно определить, что тревожит ребёнка, чем он огорчён, что его очень впечатлило. Если в доме две куклы «би-ба-бо», можно разыгрывать с ребёнком разные придуманные сценки или истории из жизни.
Смастерить «би-ба-бошку» самостоятельно в домашних условиях трудно. Проще такую куклу купить. Они продаются как по одной, так и целыми наборами, и бывают и в виде животных, и в виде людей разного возраста – от стариков до младенцев. При покупке обратите внимание на размер головы: она должна быть не большой, не маленькой, не тяжёлой. Голова должна плотно сидеть на указательном пальце, и ребёнок должен легко её удерживать. Это очень важно помнить, так как куклы «би-ба-бо» изготавливаются как для взрослых, так и для детей. Очень важно, чтобы кукла ребёнку понравилась. Поэтому лучше, если вы будете выбирать её вместе с малышом.
Играя, ребёнок забывает обо всём. Он забывает о реальном мире, в котором живёт. Всё его сознание устремляется в мир фантазии и сказки, и ребёнок раскрывается. Застенчивый малыш во время спектакля может взять на себя роль забияки и задиры. Резкий и агрессивный – станет тихоней и почувствует агрессию на себе. Куклы помогают ребёнку перевоплотиться, встать на место другого человека.
Перчаточным куклам присуще ещё одно очень важное качество: ребёнок легко отождествляет себя с куклой и воспринимает»говорящую куклу» как живое, одушевлённое существо. Известно, что такие куклы могут оказать более эффективное педагогическое воздействие, чем родители и педагоги. Поэтому психологи, логопеды и воспитатели часто используют кукол на занятиях. Терапевтическое воздействие, оказываемое куклами на внутренний мир ребёнка неоспоримо и уникально. Кукла может лечить! В разыгрываемых сюжетах есть и напряжение, и хороший конец. Куклотерапия может проводиться как с группой детей, так и с одним ребёнком. Подобные занятия благотворно влияют на детей, страдающих неврозами, речевыми и эмоциональными нарушениями. Сейчас появилось много игрушек, которые при нажатии на кнопочку «сами» произносят те или иные слова, выполняют запрограммированные движения. Но зачастую ребёнок быстро теряет к ним интерес, ведь такая игрушка не может стать в его руках артистом – она не может выразить его переживания, говорить его голосом, выполнять нужные ему действия. Детям для полноценного развития необходимо фантазировать, придумывать различные сюжеты, вживаться в разные образы, которые далеко не всегда соответствуют «готовым» фразам или механическим жестам.
В игре ребёнок развивается. При этом игрушки, которые мы приобретаем для своих детей, могут либо тормозить игру, либо стимулировать и совершенствовать её.
Автор: Смирнова Юлия Васильевна