Рабочая программа по ИЗО по программе Б.М. Неменского (4 класс)
Пояснительная записка
Нормативная основа программы
§ Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Изобразительное искусство – М.: Просвещение, 2009 г.
§ Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2012.
§ Программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство.4 класс. Автор Б. М. Неменский. – М.: Просвещение, 2012.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство»- формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
- овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка. Формирование навыков рисования с натуры, по памяти, про представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно- прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка- главный смысловой стержень программы.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Для выполнения поставленных учебно- воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий:
· Рисование с натуры(рисунок, живопись)
· Рисование на темы и иллюстрирование(композиция)
· Декоративная работа
· Лепка
· Аппликация с элементами дизайна
· Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
Темы третьего класса- «Искусство вокруг нас». Здесь показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике- везде, все люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.
Практическая творческая работа с целью овладения практическими умениями и навыками представлена в следующих направлениях:
- использование различных художественных материалов, приемов и техник;
- изображение предметного мира, природы и человека в процессе работы с натуры, по памяти, по представлению и на основе фантазии;
- передача характера, эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, обществу;
- выражение настроения художественными средствами;
- компоновка на плоскости листа в объеме задуманного художественного образа;
- использование в художественно- творческой деятельности основ цветоведения;
- использование знаний графической грамоты;
-использование навыков моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыков изображения средствами аппликации и коллажа;
- передача в творческих работах особенностей художественной культуры разных( знакомых по урокам) народов, особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- сотрудничество с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.
Количество учебных часов
Программа рассчитана на 1 час в неделю (согласно ФГОС НОО 2009 года). При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение изобразительного искусства в 4 классе составит 34 часа.
1 четверть – 9 час
2 четверть – 7 часов
3 четверть – 10 часов
4 четверть – 7 часов (+1ч резерв)
Учебно-тематический план
№
Тема урока
Часы
1
Истоки родного искусства
8 ч.
2
Древние города нашей земли
7 ч.
3
Каждый народ - художник
11 ч.
4
Искусство объединяет народы.
8 ч.
Итого:
34 ч.
Содержание программы (34 ч.)
Истоки народного искусства – 8 ч.
Древние города нашей земли – 7 ч.
Каждый народ – художник – 11 ч.
Искусство объединяет народы – 8 ч.
Учет особенностей обучающихся класса
Рабочая программа разработана с учётом особенностей обучающихся класса:
§ ведущей деятельностью детей является учебная, но еще сохраняется значимость игровой;
§ дети продолжают осваивать новую социальную роль ученика, расширяется сфера взаимодействия детей с окружающим миром, у них развиваются потребности в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
§ у детей продолжается формирование внутренней позиции школьника, определяющей перспективы личностного и познавательного развития;
§ у детей формируются основы умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
§ изменяется самооценка детей, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
§ продолжается моральное развитие детей, которое связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
В этом возрасте у детей развиваются такие центральные психологические новообразования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.
При разработке рабочей программы учитывался существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т.д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей этого возраста.
При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности.
Особенности организации учебного процесса по предмету: используемые формы, методы, средства обучения
Формы обучения:
§ фронтальная (общеклассная)
§ групповая (в том числе и работа в парах)
§ индивидуальная
Традиционные методы обучения:
1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями.
3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические работы.
Активные методы обучения: проблемные ситуации, обучение через деятельность, групповая и парная работа, театрализация, творческая игра «Диалог», «Круглый стол», дискуссия, метод проектов, метод эвристических вопросов, метод исследовательского изучения, и другие.
Средства обучения:
§ для учащихся: учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы, раздаточный материал (карточки, тесты и др.), технические средства обучения (компьютер) для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства;
§ для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер (Интернет).
Формы контроля уровня обученности
1. Викторины
2. Кроссворды
3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
4. Тестирование
Используемый учебно-методический комплект
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:
· Анащенкова С.В, Плешаков А.А. и др. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы, М., Просвещение,2012 г..
· Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник.: учебник для 4 класса – М., Просвещение, 2014 г..
· Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.- М.: Просвещение, 2011г.
· Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки.1-4 классы. Авторы: Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева и др.- М.: Просвещение, 2012г.
· Изобразительное искусство. Рабочие программы.1-4 классы. Авторы: Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских
УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент ФГОС начального общего образования по курсу «Изобразительное искусство».
Календарно-тематическое планирование по предмету «ИЗО»
на 2014 – 2015 учебный год
№ п/п
Тема урока
Тип урока
Основные элементы содержания
Виды учебной деятельности учащихся
Планируемые результаты
Контроль
Дата проведения
план
факт
1 четверть(9ч)
Истоки родного искусства. – 8 ч.
1
Какого цвета Родина? Осенний вернисаж.
Урок изучения нового
Красота природы родной земли. Эстетические характеристики различных пейзажей — среднерусского, горного, степного, таежного и др. Разнообразие природной среды и особенности среднерусской природы. Характерные черты, красота родного для ребенка пейзажа.
Красота природы в произведениях русской живописи (И. Шишкин, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Левитан, И. Грабарь и др.). Роль искусства в понимании красоты природы.
Изменчивость природы в разное время года и в течение дня. Красота разных времен года.
Характеризовать красоту природы родного края, разных климатических зон. Изображать характерные особенности пейзажа родной природы. Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Изображать российскую природу (пейзаж)
Воспринимать и эстетически оценивать красоту природы родной земли. Давать эстетические характеристики различных пейзажей. Учиться видеть разнообразие природной среды и называть особенности среднерусской природы. Называть характерные черты родного для ребенка пейзажа. Овладевать живописными навыками работы гуашью.
2
Пейзаж родной земли. Березовая роща.
Урок изучения нового
Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Изображать российскую природу (пейзаж)
Учиться видеть красоту природы в произведениях русской живописи. Называть роль искусства в понимании красоты природы. Представлять изменчивость природы в разное время года и в течении дня. Учиться видеть красоту разных времен года. Овладевать живописными навыками работы гуашью.
3
Гармония жилья с природой
Урок изучения нового
Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром природы. Природные материалы для постройки, роль дерева.
Роль природных условий в характере традиционной культуры народа.
Образ традиционного русского дома — избы. Воплощение в конструкции и декоре избы космогонических представлений — представлений о порядке и устройстве мира.
Конструкция избы и назначение ее частей. Единство красоты и пользы. Единство функциональных и духовных смыслов.
Украшения избы и их значение. Магические представления как поэтические образы мира.
Различные виды изб. Традиции конструирования и декора избы в разных областях России.
Разнообразие сельских деревянных построек: избы, ворота, амбары, колодцы,
Рассуждать о роли природных условий в характере традиционной культуры народа,.
Рассказывать о воплощении в конструкции и декоре избы. Объяснять конструкцию избы и назначение ее частей.
Понимать единство красоты и пользы. Рассказывать об украшениях избы и их пользе, храмовой архитектуре.
Изображать избу или моделировать ее на бумаге, используя материалы: гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей.
Создавать образ традиционной деревни.
Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Учиться видеть традиционный образ деревни и понимать связь человека с окружающим миром. Называть природные материалы для постройки, роль дерева. Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных инструментов: венец, клеть, сруб, двускатная крыша. Овладевать навыками конструирования.
4
Деревня - деревянный мир
Урок изучения нового
5
Образ русского человека (женский образ)
Урок изучения нового
Представление народа о красоте человека, связанное с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях.
Женский и мужской образы. Сложившиеся веками представления об умении держать себя, одеваться.
Традиционная одежда как выражение образа красоты человека. Женский праздничный костюм — концентрация народных представлений об устройстве мира.
Конструкция женского и мужского народных костюмов; украшения и их значение. Роль головного убора. Постройка, украшение и изображение в народном костюме.
Образ русского человека в произведениях художников (А. Венецианов, И. Аргунов, В. Суриков, В. Васнецов, В. Тропинин, 3. Серебрякова, Б. Кустодиев).
Образ труда в народной культуре. Воспевание труда в произведениях русских художников.
Объяснять представление народа о красоте человека, связанное с его традициями жизни и труда. Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма. Размышлять о традиционной одежде. Рассматривать женский праздничный костюм как концентрацию народных представлений об устройстве мира. Изображать мужские и женские образы в народных костюмах, используя гуашь, кисти, ножницы, бумагу, клей.
Приобретать представление об особенностях национального образа мужской и женской красоты. Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма. Овладевать навыками изображения фигуры человека.
6
Образ русского человека (мужской образ)
Урок изучения нового
7
Воспевание труда в искусстве
Урок изучения нового
Характеризовать и эстетически оценивать образы человека – труженика в произведениях художников. Рассуждать об образе труда в народной культуре. Изображать сцены труда из крестьянской жизни.
Учиться изображать сцены труда из крестьянской жизни.
8
Народные праздники.
Ярмарка. Обобщение по теме «Истоки родного искусства»
Урок обобще
ния и системати
зации знаний
Праздник —
народный образ радости и счастливой жизни.
Роль традиционных народных праздников в жизни людей.
Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка; народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды и др.
Образ народного праздника в изобразительном искусстве (Б. Кустодиев, К. Юон, Ф. Малявин и др.).
Рассказывать о празднике как о народном образе радости и счастливой жизни, понимать роль народных праздников в жизни людей. Создавать индивидуально-композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника, осваивать алгоритм выполнений коллективного панно на тему народного праздника.
Знать и называть несколько произведений русских художников на тему праздников. Создавать коллективные композиции.
тест
Древние города нашей земли. – 7 ч.
9
Древнерусский город - крепость
Урок изучения нового
Образ древнего русского города. Значение выбора места для постройки города. Впечатление, которое производил город при приближении к нему. Крепостные стены и башни. Въездные ворота.
Роль пропорций в формировании конструктивного образа города. Понятия «вертикаль» и «горизонталь». Их образное восприятие.
Знакомство с картинами русских художников (А.Васнецова, И.Билибин, Н.Рерих, С.Рябушкин и др.)
Характеризовать образ древнего русского города. Объяснять значение выбора места для постройки города. Описывать крепостные стены и башни. Знакомиться с картинами русских художников. Создавать макет древнерусского города.
Понимать и объяснять роль и значение древне-русской архитектуры. Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, пасад и т.д.). анализировать роль пропорций в архитектуре. Называть картины художников, изображающих древнерусские города. Понимать значение слов «вертикаль», «горизонталь».
2 четверть(7ч)
10
Древние соборы
Урок изучения нового
Соборы — святыни города, воплощение красоты, могущества и силы государства. Собор — архитектурный и смысловой центр города.
Конструкция и символика древнерусского каменного храма, смысловое значение его частей. Постройка, украшение и изображение в здании храма. Соотношение пропорций и ритм объемов в организации пространства.
Составлять рассказ о соборах как о святыни города, воплощении красоты, могущества и силы государства. Раскрывать особенности конструирования и символики древнерусского каменного храма, объяснять смысловое значение его частей. Создавать макет города с помощью лепки.
Получать представление о конструкции здания древнерусского каменного собора. Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов. Моделировать или изображать древнерусский храм (лепка или изобразительное решение)
11
Древний город и его жители
Урок формирования умений и навыков
Организация внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад — основные структурные части города. Размещение и характер жилых построек, их соответствие сельскому деревянному дому с усадьбой. Монастыри как произведения архитектуры и их.роль в жизни древних городов.
Жители древнерусских городов, соответствие их одежды архитектурно-предметной среде. Единство конструкции и декора.
Называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции, назначение. Рассказывать о размещении и характере жилых построек, о монастыря как произведении архитектуры и их роли в жизни древних городов. Выполнять коллективную работу: моделирование жилого наполнения города, завершение постройки города. Использовать материалы: коробки, ножницы, клей, тушь, кисти.
Называть основные структуры города, их функции и назначение. Изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города.
12
Древнерусские воины- защитники
Урок изучения нового
Образ жизни людей древнерусского города; князь и его дружина, торговый люд. Одежда и оружие воинов: их форма и красота. Цвет в одежде, символические значения орнаментов.
Развитие навыков ритмической организации листа, изображения человека..
Рассказывать о князе и его дружине, о торговом люде. Определять значение цвета в одежде. Изображать русских воинов, княжескую дружину.
Называть картины художников, изображающих древнерусских воинов-защитников Родины, овладевать навыками изображения человека.
13
Города Русской земли. Золотое кольцо России.
Урок формирования умений и навыков
Общий характер и архитектурное своеобразие разных городов. Старинный архитектурный образ Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля (или других территориально близких городов). Архитектурная среда и памятники древнего зодчества Москвы.
Особый облик города, сформированный историей и характером деятельности жителей. Расположение города, архитектура знаменитых соборов.
Храмы-памятники в Москве: Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади, каменная шатровая церковь Вознесения в Коломенском. Памятники архитектуры в других городах.
Воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории. Рассказывать о храмах – памятниках этих городов. Графически изображать древнерусский город, используя материалы: тушь, кисти, бумагу или мелки.
Анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры, воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории. Объяснять значение архитектурных памятников древнего зодчества для современного общества.
14
Узорочье теремов. Изразцы.
Урок изучения нового
Рост и изменение назначения городов — торговых и ремесленных центров. Богатое украшение городских построек. Терема, княжеские дворцы, боярские палаты, городская усадьба. Их внутреннее убранство. Резные украшения и изразцы.
Отражение природной красоты в орнаментах (преобладание растительных мотивов). Сказочность и цветовое богатство украшений.
Иметь представление о богатом украшении городских построек, о теремах, княжеских дворцах, боярских палатах, городских усадьбах. Изображать интерьер теремных палат: гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей.
Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров. Различать деятельность каждого из Братьев – Мастеров при создании теремов и палат. Понимать значение слова «изразцы»
15
Праздничный пир в теремных палатах. Обобщение по теме «Древние города нашей земли».
Урок обобще
ния и сис
тема
тизации зна
ний
Роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города.
Праздник в интерьере царских или княжеских палат: изображение участников пира (бояре, боярыни, музыканты, царские стрельцы, прислужники); ковши и другая посуда на праздничных столах. Длиннополая боярская одежда с травяными узорами.
Стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры, убранства помещений.
Значение старинной архитектуры для современного человека.
Изображать праздник в интерьере царских или княжеских палат, участников пира, изображать посуду на праздничных столах. Использовать материалы: гуашь, кисти, бумагу, ножницы, клей.
Понимать роль постройки, изображения и украшения при создании образа древнерусского города. Создавать изображение на тему праздничного пира в теремных палатах.
тест
Каждый народ – художник. – 11 ч.
16
Праздник как элемент художественной культуры страны. Образ японских построек
Урок изучения нового
Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир.
Особое поклонение природе в японской культуре. Умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей, их многозначность и символический смысл.
Японские рисунки-свитки. Искусство каллиграфии.
Японские сады. Традиции любования, созерцания природной красоты.
Традиционные постройки. Легкие сквозные конструкции построек с передвижными ширмами, отвечающие потребности быть в постоянном контакте с природой.
Храм-пагода. Изящная конструкция пагоды, напоминающая дерево.
Образ женской красоты — изящные ломкие линии, изобразительный орнамент росписи японского платья-кимоно, отсутствие интереса к индивидуальности лица. Графичность, хрупкость и ритмическая асимметрия — характерные особенности японского искусства.
Традиционные праздники: «Праздник цветения вишни-сакуры», «Праздник хризантем» и др.
Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.
Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы. Иметь представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды). Изображать природу через детали, характерные для японского искусства.
Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте. Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре. Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы. Иметь представление об образе традиционных японских построек. Осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира.
3 четверть(10ч)
17
Отношение к красоте природы в японской культуре
Урок изучения нового
Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, волнообразного движения фигуры Создавать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства, приобретать навыки в изображении человека.
Передавать конструктивно-анатомическое строение людей.
Сопоставить традиционные представления о красоте русской и японской женщины.
18
Образ человека, характер одежды в японской культуре.
Урок изучения нового
Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно.
Осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира.
19
Искусство народов гор и степей.
Урок изучения нового
Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях. Связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа. Изобретательность человека в построении своего мира.
Поселения в горах. Растущие вверх каменные постройки с плоскими крышами. Крепостной характер поселений. Традиции, род занятий людей; костюм и орнаменты.
Художественные традиции в культуре народов степей. Юрта как произведение архитектуры. Образ степного мира в конструкции юрты. Утварь и кожаная посуда. Орнамент и его значение; природные мотивы орнамента, его связь с разнотравным ковром степи.
Рассказывать об изобретательности человека в построении своего мира. Называть природные мотивы орнамента. Изображать жизнь в степи и красоты пустых пространств.
Изображать сцены жизни людей в степи и горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа. Овладевать живописными навыками в процессе самостоятельной работы.
20
Образ художественной культуры Средней Азии.
Урок изучения нового
Города в пустыне. Мощные порталь-но-купольные постройки с толстыми стенами из глины, их сходство со станом кочевников. Глина — главный строительный материал. Крепостные стены.
Здание мечети: купол, торжественно украшенный огромный вход — портал. Минареты. Мавзолеи.
Орнаментальный характер культуры. Лазурные узорчатые изразцы. Сплошная вязь орнаментов и ограничения на изображения людей.
Торговая площадь — са
Автор: Ефимова Анна Геннадьевна