Творческие задания к урокам обучения грамоте УМК "Планета знаний"
Творческие задания на основе иллюстративного материала по «Букварю» Т.М. Андриановой.
Методические особенности развития воображения первоклассников на основе технологии ТРИЗ.
В основе моей работы модифицированы рекомендации Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко, А.Б. Кузнецовой, И.Н. Мурашковска, Н.П. Валюмс, Т.Е. Дейграф и др.
Роль учителя — быть организатором учебной деятельности учащегося, организатором обстоятельств, в которых ученик ведет самостоятельный поиск. Учитель подводит к проблеме, вселяет уверенность, поощряет, сомневается и задает провокационные вопросы.
Итак, рассматриваем любую иллюстрацию как целостную систему:
( * - личные дополнения)
Шаг 1: Состав картинки.
Цель:
• установить главных героев;*
• обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, группировка, моделирование).
Виды заданий:
— «Кто главный?»* Выделяем главного героя, детально описываем его.
— «Камера», Наводим глазок воображаемой «камеры» на картинку, выделяем только один объект.
Степень подробности:
• максимальная (все объекты и их детали);
• средняя (основные и второстепенные объекты без деталей);
• низкая (только основные объекты).
— «Данетка» Водящий загадывает объект, дети с помощью вопросов определяют его. Ответом водящего могут быть только слова «Да - нет».
План опора: (схема - опора* в приложении)
На кого похож? Где живет?
Как передвигается? Чем занимается?
— «Что мы видим, мы не скажем, а смотрите, все покажем »* Пантомима.
На первом этапе моделирование выявленных на картине объектов производится с помощью схем, цветовых обозначений, букв, картинок и т. д. затем идет слияние 1 и 2 шага.
«Камера Соединяй-ка»»
Итог:
Осознание детьми производимой мыслительной операции и вывод правила — «Когда смотришь на картину, надо сначала выделить главных героев затем другие объекты, на ней изображенные».
Шаг 2: Связи и взаимодействия между объектами.
Цель:
• упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов
• выявлять причинно-следственные отношения сложного характера, которые возникают при взаимодействии между двумя объектами.
Виды заданий:
— «Соединяй-ка» Соединяем два кружочка на доске и объясняем, почему это сделали, как связаны между собой объекты.
— «Фотомонтаж» Установление причинно-следственных отношений между несколькими, явно не связанными объектами.
— « Потерянный герой»* Часть картинки закрыта – прогнозирование героя. </SPAN>
Итог:
Рассказ-рассуждение, осознание мыслительной операции и вывод правила: «Объекты на картине связаны, важно доказать это».
Шаг 3: Характеристики объектов.
(Усиление образности).
Цели:
• обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств;
• учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.
• описывать не единичные ощущения, а их комплекс.
• активизировать слова, характеризующие вкусы, звуки, запахи, тактильные ощущения.
Виды заданий:
— «Зарисовка ощущений» Используем опору: Слышу, вижу, чувствую… (демонстрационный вариант в приложении*)
— Игра – поиск: «Где я?»* Узнать местонахождения героя по его описанию через разные органы чувств.
Используем «Словарь настроений».
Итог:
Активно исследуем картинку с помощью каждого органа чувств поочередно. Рассказываем о полученных ощущениях.
Шаг 4: Разные точки зрения.
Цели:
• обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения;
• уточнить знания детей о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта;
• упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица через призму разных его эмоциональных состояний, пользоваться междометиями, мимикой, жестами и другими средствами интонационной выразительности речи.
• побуждать брать на себя роль не только простых объектов, но и частей объекта (глаза кошки-мамы) или места происходящего (я — сарай, в котором находится кошачья семья).
Виды заданий:
— «Озвучка». Рассказ от первого лица, «входим» в его эмоциональное состояние, передаем черты характера, состояния, отношения с окружающим миром.
— Игра – поиск: «Кто я?»* Узнать героя по описанию его эмоционального состояния, черт характера.
— «Жалоба героя»*, «Мне хорошо»* (Вариант «Хорошо – плохо»)
От имени выбранного героя идет описание окружения и событий, в зависимости от изменения настроения героя во времени: сначала — такое, а потом — другое.
Формы организации работы с детьми:
• Коллективные (все сочиняют рассказ от лица одного героя);
• Групповые (даются противоположные характеристики одного героя).
• Индивидуальные
Итог:
Определяем структуру построения рассказа:
• назвать своего героя «Я — тот-то…»,
• описать свое эмоциональное состояние, или настроение, характер,
• передать восприятие изображенного на картине глазами героя,
• предложить решение проблемной ситуации.
Шаг 5: Пополнение словарного запаса образных характеристик.
(«Копилка образных характеристик»).
Цели:
• узнать значение новых слов в толковом словаре;
• вспомнить их, рассматривая предметы на рисунках. Использовать их для составления сравнений, загадок и т. п.;
• познакомить детей с моделями составления загадок и метафор;
• сформировать мыслительные действия ребенка, необходимые для составления загадок и метафор, подбора сравнений, синонимов, фразеологизмов;
• побудить к поиску иного значения слова;
• дать толкование фразеологизмов, пословиц, поговорок, выяснить их смысл.
А. Сравнения
Модель составления сравнений:
1. выбрать объект;
2. обозначить его признак;
3. определяет значение этого признака;
4. сравнить данное значение со значением признака в другом объекте.
Виды заданий:
— «Сравнения Великана-Крохи» сравнение через размер.
— «Наоборот» сравнения по антонимической паре .
— «Сходства и различия» * характеристика сходных и различных качеств у нескольких объектов.
— «Хорошо – плохо» оценка выбранного свойства .
Б. Метафора.
Модель составления метафоры.
1. Берется объект 1 (радуга).
2. Выявляется специфическое свойство (разноцветная).
3. Выбирается объект 2. с таким же свойством (цветочная поляна).
4. Определяется место расположения объекта 1. (небо после дождя).
5. Берем объект 2. и указать место расположения объекта 1.
6. (Цветочная поляна — небо после дождя).
7. Составить предложение с этими словам.
(Цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).
В. Загадка.
Методика составления загадок по книге А. Нестеренко «Страна Загадок».
• выбрать объект
• перечислить его признаки
(действия, цвет, форма, размер, специфические характеристики, части и т. д.).
Модели – опоры для составления загадок:
1. Какой? Что бывает таким же? (связки «как» или «но не»)
2. Что делает? Что (кто) делает так же?
3. На что похоже? Чем отличается?
4. Какие есть части? У кого такие же?
5. Сколько частей? У кого (чего) столько же?
На основе данных моделей можно составить смешанный тип загадки.
Обучение детей составлению загадок, метафор идет от полуактивного этапа (общая загадка, метафора) к активному (самостоятельный выбор объекта и модели загадки).
Г. Синонимы *
Этапы работы:
• построение синонимического ряда
• выделение наиболее подходящего слова и выражения.
• употребление в речевой деятельности
Д. Фразеологизмы, пословицы, поговорки. *
Этапы работы:
• толкование (на начальном этапе — учитель)
• размышление над значением слов и выражений.
• ответит на вопрос – почему мы так говорим?
• употребление в речевой деятельности
Шаг 6: События предшествующие и последующие.
Цели:
• учить детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени.
• учить составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее,
Виды игр:
— «Капитан Отставай-Забегай» События предшествующие и последующие.
Выстраиваем события в заданной последовательности
(события реальные и фантастические).
— «Фотомонтаж» Составление текста по нескольким, явно не связанным картинкам в заданной последовательности.
Итог:
Составление рассказа с использованием характерных словесных оборотов, характеризующих временные отрезки (было — будет, утро — вечер, раньше — позже, до того — после того…).
Шаг 7: Местонахождение объектов на картине.
Цели:
• учить детей пространственной ориентировке на картине;
• активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки;
• учить алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картины;
• формировать умение переносить ориентировки двухмерного пространства в трехмерное.
Виды игр:
— Игра – поиск: «Прятки на картине», Загадывается объект на картине, с помощью вопросов устанавливается его местонахождение.
— «Живая картина»
— «Интервью с места»* Объект, описывает свое местонахождение относительно других объектов.
— «Найди себе место»,* По описанию окружения найти место.
Итог:
Составление рассказа-описания своего местонахождения относительно других объектов, описание объекта по месту на картине.
Шаг 8: Поиски многозначности смысла сюжета.
Цели:
• развивать мыслительные действия детей, ведущие к объяснению смысла изображенного;
• упражнять в умении подбирать название картины, отражающее ее смысл;
• подвести детей к пониманию того, что содержание иллюстрации может иметь не один смысл.
Виды заданий:
— «Рассуждалки» (По принципу каталога)
На листочках, написаны варианты названий иллюстрации.
Правила работы:
1. выдерни записку;
2. прочитай (читает учитель или умеющие читать дети);
3. объясни, почему так назвали?
— «Назови сам» Свое название к иллюстрации.
— «Хорошо — плохо» Смысловая оценка происходящего.
— «Наши советы»* Поиск вариантов решения проблемной ситуации.
— «Объявления»* Поиск возможного автора обьявления, обоснование выбора;
составление объявления от имени героя.
— «Вопрос герою»* Постановка вопроса для героя с дальнейшим ответом на него.
Итог:
Разные рассказы по одной картине в зависимости от выбранных для их названий, ситуаций, пословиц, поговорок и тд.
Шаг 9: Составление рассказов-фантазий.
Цели:
• учить детей преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования;
• учить детей составлять рассказы фантастического содержания.
Виды заданий:
«Пришел в гости волшебник…»
— Дели-Собери. «Чудо…» Объект дробится на части и перепутывается по структуре, меняется частями с другими объектами.
— Могувсе Неограниченные возможности объекта.
— Великан-Кроха Развитие ситуации в зависимости от размера героя.
—Наоборот. «Наоборотные превращения» Какое-либо свойство, качества объекта, обстоятельства меняются на противоположные.
Первоначально рассказы-зарисовки составляются коллективно. В дальнейшем можно дифференцировать задания, распределив волшебников между детьми.
Итог:
Когда приемы фантазирования хорошо знакомы детям, составляются рассказы-зарисовки фантастического содержания. Инсценировка придуманных рассказов.
Шаг 10: «Составление рифмованных текстов»
Цели:
• познакомить детей с моделями составления рифмованных текстов;
• формировать умение составлять рифмованный текст по содержанию;
• поощрять инициативу детей по самостоятельному подбору рифмующегося слова, словотворчества.
Виды игр:
— «Рифмовка» Подбираются существительные, прилагательные, глаголы, рифмующиеся между собой и соответствующие содержанию иллюстрации. Первое слово в ряду общее для всех
— «Сочинялки» Составление рифмованного текста по содержанию.
План опора:
«Жил-был кто-то и был похож на что-то»;
«Если эти кто-то…, то они чего-то…»;
«Кто-то был такой-то и свершал он то-то…»;
Конечно, составить полный рассказ, по всем шагам очень трудно. Лучше пройти несколько шагов на одной картинке. На следующей — добавить еще шаг и тд. Когда дети активно овладеют отдельными шагами, они придут к необходимости перейти на следующую, более сложную ступень — соединение всех частей описания в единый рассказ.
Нужно заметить, что зачастую деление на шаги весьма условно. В работе постоянно всё перекликается и взаимно связывается, кроме того, дети на уроке решают проблемные ситуации, и здесь себе на помощь берут кто Волшебников, кто слова и выражения «Копилки образных характеристик». Зачастую, в работу включаются лишь несколько шагов, необходимых для раскрытия темы урока.
В каждом уроке предусмотрена продуктивная деятельность детей: изо., лепка, аппликация, этюд – имитация, пантомима, инсценировка, конструирование ситуации.
Младший школьник в силу своей возрастной специфики — искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями.
Автор: Августина Тогузова