проектная работа "Каша - матушка наша"
Введение.
Порой мы относимся к каше пренебрежительно - подумаешь, каша! Вот если бы бутербродов поесть! В результате работы над данным проектом мы узнали, что каши - исконно русское блюдо и имеет большую историю и огромное значение в жизни России.
На заре своей жизни человечество пришло к осознанию величайшей силы земли и, познав искусство её возделывания, нашло в ней неистощимый источник богатств. Не одно тысячелетие кормит земля человека, и, кажется, нет конца её щедрости. Славянские племена издревле постигали премудрости земледелия, и потому неудивительно, что зерно некогда считалось основой жизни. Имея контакты со скифами - пахарями, с греческими причерноморскими колониями, славяне (первоначально в южных районах) овладели техникой переработки зерна, открыв для себя неизвестную прежде кашу. Возраст этого удивительного блюда исчисляется тысячелетиями. Именно к тем далёким временам относят археологи свою уникальную находку- горшок с кашей, обнаруженную под слоем золы при раскопках древнего города Любеча.
«Праматерью хлеба» величали кашу в народе, и так на Руси повелось, что «русского мужика без каши не накормишь». Каша - кушанье из крупы на молоке или воде - была любимым блюдом славян. Самое слово каша в древнем его значении, означает кушанье, приготовленное из растертого зерна. Первоначально каша представляла собой жидкую похлебку из муки, но впоследствии, с распространением гречихи, слово "каша" стало означать преимущественно гречневую кашу. Слово каша (с ударением на второй слог) по-еврейски означает «густА, твердА» (такая, что в ней ЛОЖКА стоит).
Каша в России всегда была особым культовым блюдом: обрядовым, торжественным и одновременно первейшим блюдом на пирах или празднествах. Привычное, неприметное, но обладающее особым колоритом блюдо за пределами России стоит в одном ряду с борщом, русскими щами, квасом. Каша – это и национальная гордость, и марка нашей страны, но в первую очередь – вершина кулинарного искусства древней Руси. Готовили кашу «на пропасть ладов » и кашами звалось все, что варилось из мелкодробленых продуктов: хлебные каши делались из сухарей, а еще более поразительны самые разнообразные рыбные каши — сельдяная, сиговая, семужья, лососевая, стерляжья, осетровая, белужья, каша с головизной... С приходом на Русь картофеля его стали разваривать с различными крупами, а когда добавили жареный лук и постное масло— блюдо получило отдельное название — «кулеш». Готовили также гороховые, соковые (на конопляном масле), морковные, репяные ... да из любых овощей!
Обрядовые каши.
Слово «каша» широко употребляется в России. Иногда оно обозначает пир, а иногда и мир. Кашей даже называют общее действо – собрание или военный поход. Долгое время воспринималась она как олицетворение мира и взаимопонимания. Ещё в начале 10 века арабский путешественник Ибн-Фатлон писал, что у восточных славян существовал обычай - при заключении мира варить и есть с бывшим противником кашу, без чего мирный договор был бы недействительным. «Мирную» кашу варили в знак примирения между врагами: без съеденной каши мирный договор был недействительным.
«Варить кашу» - это не просто готовить одно блюдо, но в первую очередь, делать важное дело вместе, это доверительные и крепкие отношения. Каша – самое распространенное и почитаемое блюдо русской кухни: «Где каша, там и наши!» Каша – символ здоровья и благоденствия, предмет религиозного почитания на Руси. Ели кашу все - и бедные и богатые.
Кашу варили и в будни, и в праздники. Она занимала почетное место и на крестьянском столе, и на царском. У каши даже был свой праздник – День Акулины-гречишницы (26 июня). За неделю до праздника или через неделю после него по народному календарю сеяли гречиху. А на саму Акулину варили «мирскую кашу», столы выносили на улицу и потчевали той кашей странников и нищих, а соседи хвастались друг перед другом – чья каша вкуснее? По древнерусским обычаям на разные праздники полагалось варить особые каши.
Обрядовую «грачиную» кашу варили по весне в огромном котле на самом высоком холме. Ели всей деревней, поглядывая на небо в ожидании грачей — вестников доброго урожая. Прилетевших птиц тоже кормили, оставив котел на холме. Окончание жатвы праздновали «отжинной» кашей.
В русском христианском быту ей отводилось главное, «красное», место.
Кашей кормили нанятого работника и подмечали, как он ест. Про плохого едока говорили: «С ним каши не сваришь!» и на работу не брали. Крестильной кашей «с потехой» кормили отца новорожденного ребенка – соленой, перченой, с горчицей и хреном, чтобы в полной мере мог оценить все тяготы родов своей жены.
Поминальной кашей (кутьей, коливом) поминали усопших.
Свадебный пир в Древней Руси называли не иначе, нежели «каша». В древних летописях сообщалось, что Великий князь Василий Иванович после свадьбы ходил с молодой женой в мыльню и там молодожены ели кашу. А в Новгородской летописи 1239 года о браке Александра Невского говорится: «венчался в Троице, ту кашу чинили, а в Новгороде другую». А вот какая история вышла с кашей Дмитрия Донского. Решив жениться на дочери нижегородского князя, он, по существовавшему в ту пору обычаю, должен был ехать «на кашу» к отцу своей невесты. Однако князь московский счел ниже своего достоинства справлять свадьбу на земле будущего тестя и предложил ему прибыть в Москву. Но нижегородский князь упал бы в собственных глазах и в глазах своих соседей, согласись он на такое оскорбительное предложение. Тогда решили по-справедливому: кашу сварили не в Москве и не в Новгороде, а посередине — в Коломне.
Молодых обсыпали крупой перед отправлением к венцу, при выходе из церкви, перед входом в дом. Цель такого обсыпания была в том, чтобы в доме молодых всегда был достаток, дольше сохранялась молодость и красота. Часто каша была единственной едой молодых на свадебном пиру. На свадьбе молодожены ели только кашу (отсюда и пошли поговорки: «Заварил кашу - расхлебывай». Кашу готовили молодые супруги на второй день свадьбы, когда поселялись в доме жениха. Летом, предшествующим свадьбе, жених выращивал зерно для свадебной каши. Молодые на ручной мельнице готовили из зерна крупу и варили кашу в таком количестве, чтобы хватило на всех гостей, тем самым показывая родственникам и гостям свадьбы, что они готовы к жизни: умеют пахать и сеять, выращивать и убирать урожай, готовить вкусную и здоровую пищу.
Невеста приходила в дом жениха с приданым и ведром зерна, которое давал ей отец. Так было положено по обычаю: молодая семья в первый месяц совместной жизни должна питаться кашей, чтобы обеспечить рождение здорового первенца. Славяне знали, что самый крепкий наследник рождается у той матери, которая любит кашу из ячменной крупы (перловую, ячневую).
В некоторых российских регионах при сватовстве невеста должна была подать гостям пшенную кашу. Замуж брали только ту, у которой каша получалась рассыпчатой и без специфической горчинки.
В Древней Руси «кашей» называли и работную артель! Поскольку едят из одного котла, они и кашу зовут «артельной». Вот и пошло гулять выражение: «мы с ним из одной каши». Особенно долго сохранялось это значение «каши» на Дону и в других местах, где селилась русская вольница.
Существовал даже освященный церковью праздник «бабьи каши».
Бабка повивальная - в деревне всем родня дальняя. Славянский праздник Бабьи каши посвящен чествованию повивальных бабок. В этот день по древнему обычаю им было принято подносить подарки, угощения, блины. Приходили рожавшие у нее женщины вместе со своими детьми и молодухи, несли ей кашу и получали их благословление. Позднее в этот день православная церковь стала отмечать праздник иконы Пресвятой Богородицы.
Крупы и каши.
Наши предки готовили пищу в русской печке, которая появилась более 5 тысяч лет назад. В каждом доме были свои собственные рецепты приготовления каш, и все соревновались, у кого каша вкуснее. Чтобы приготовить кашу крупу засыпали в глиняный горшок, заливали водой, добавляли сало (масло) и специи – соль, сахар, пряности. Горшок накрывали крышкой и оставляли в печке на остывающих углях до утра. К завтраку поспевала ароматная «рассыпуха». Сегодня русские печи – большая редкость. В домах и квартирах повсеместно газовые и электрические плиты. Но даже на такой плите – газовой или электрической – можно сварить изумительно вкусную, а главное – полезную кашу. Варят каши из любых зерновых: гречневые, овсяные, манные, ячневые, перловые, рисовые. В 19 веке в одном из русских журналов даже печатали рецепт каши из...роз! Разнообразие видов русских каш базировалось прежде всего на многообразии сортов круп, производимых в России. Почти из каждого вида зерна делалось несколько видов круп - от целых до дробленных различным образом. Больше всего любили крупы из гречихи. Помимо крупной крупы — ядрицы, идущей для крутых, рассыпчатых каш, делали и более мелкую — велигорку и совсем мелкую — смоленскую (они не дробились, как современный «продел», а окатывались круглыми). Кроме того, из гречихи получали так называемую обварную крупу, которую, завернув в ткань, быстро обваривали в кипятке, а затем высушивали и только после этого употребляли в каши.
Из ячменя делали крупу трех видов — перловую крупную, голландку, помельче, но побелее, и ячневую, совсем мелкую, вроде манной. Ячневые каши были любимым кушаньем Петра I. Даже на обеде в честь коронации Николая II в 1883 году гостям была подана ячневая каша, еще Петром I объявленная «любимой романовской». Для того чтобы «облагородить» царскую любимицу ячневую крупу в 19 веке даже переименовали в «перловую» (от слова «pearl» – «жемчуг»). Широко были распространены полбенная каша из полбы (ныне возделывается только в Закавказье, где называется «зандури»), пшенная (из проса), манная (из твердых пшениц), овсяная (из целого и дробленого овса) и зеленая (из молодой, недозрелой, вполовину налившейся ржи). В XIV-XV вв. вошла в употребление рисовая каша из привозного, а затем и своего, русского, так называемого акулининского или суходольного риса, выращиваемого в Астраханской и Саратовской областях, Краснодарском крае.
Русская кухня богата рецептами крупяных блюд. Пшеница, ячмень, просо и рожь уходят своими корнями в необозримую глубь веков. Некогда на Руси широко была распространена зелёная каша, которую готовили из молодой, недозрелой ржи.
Самыми древними являются, по всей видимости, пшённые каши. Ещё в 4-5 веках до нашей эры возделывали просо скифы в Среднем Приднепровье, от которых и получили мы в наследство эту неприхотливую и урожайную культуру.
Каши в истории и литературе.
Если пшенная каша хорошо известна до сих пор, то варёная полба, которой поп кормил своего работника Балду в замечательной сказке А.С.Пушкина, давно ушла в прошлое. Есть в сказке А.С.Пушкина такие слова:
«Балда говорит: "Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу".
В детстве все читали эту сказку, и многим полба представлялась чем-то страшно невкусным, подобием тюремной баланды или пищи только для работников. Вот так Пушкин, сам того не желая, испортил репутацию наиполезнейшего продукта, сделав в глазах юных читателей полбу невкусной или по крайней мере непонятной едой, название которой хорошо рифмуется с «по лбу». Но если вчитаться в сказку внимательнее, то можно понять, откуда у Балды появились силы в три щелчка отправить попа на небеса. Полба (другое название – спельта) - это полудикий сорт пшеницы, которая еще в ХVIII веке выращивалась на Руси в большом количестве. Вернее сказать, полба росла сама по себе, была не прихотлива и не требовала никакого ухода. Ей не страшны были ни вредители, ни сорняки. Полба сама уничтожала любой сорняк. Полбенная каша была хоть и грубой, но очень полезной и питательной. Рекомендуется людям, часто страдающим простудами, кашлем, насморком. Полба - пшеница, содержащая самое большое количество белка - от 27% до37%. Каша из полбы имеет приятный ореховый аромат и невероятно полезна, особенно детям. Белок клейковины, которым особенно богат этот злак, содержит 18 незаменимых для организма аминокислот, которые не могут быть получены с животной пищей. Полба устойчива к радиоактивным заражениям окружающей среды т.к. зерно покрыто несколькими слоями (мякиной). Она была единственной культурой, которая осталась не восприимчивой к излучению после атомной катастрофы в Чернобыле. Сейчас стал проявляться интерес к экологически чистым, "природным" продуктам. Вспомнили о забытой полбе. (Рецепт см. в Приложении № 1)
Заправлять любую кашу надо маслом, дабы придать ей особый вкус и сытность, было испокон веку непременным условием, потому что считали наши деды прадеды, что «кашу маслом не испортишь», а про овсяную кашу говорили: «Овсяная каша хвалилась, что с маслом коровьем уродилась».
Среди всех прочих блюд, особое достоинство каши - простота её приготовления. Согласившись с бытовавшим на Руси мнением: «И дурень кашу сварит, была бы крупица да водица», не станем всё же забывать о том, что порой фантазия мастерство способны даже кашу превратить в шедевр кулинарного искусства. Так произошло с манной кашей, проще которой, казалось бы, трудно что-либо представить, но из которой «родилась» знаменитая Гурьевская каша. Название каши связывают с именем графа ДмитрияГурьева , который был министром финансов и членом Государственного Совета. Однажды графа Гурьева пригласили отобедать в гости. На десерт была подана очень красиво оформленная и прекрасная на вкус каша. Попробовав её, граф был настолько удивлён и растроган, что велел позвать в столовую повара и, когда тот явился, расцеловал его. Такой вкусной каши министр ещё никогда не ел.
Просил граф повара изложить ему рецепт, но Захар Кузьмин, крепостной повар отставного майора Оренбургского драгунского полка Георгия Юрисовского, ответил ему:
— Так вить обсказать-то можно,— лукаво прищурился Заxap.— Да сотворить — никак! Повара-то у вас хранцузск ..А душу хранцузскую она не примет! Каша без души — пустая... (из дневника жены графа Гурьева)
Вот и пришлось Дмитрию Ивановичу Гурьеву выкупать крепостного Захара Кузьмина вместе с женой и детьми. Но никогда в жизни он не пожалел об этом. Каша, названная впоследствии гурьевской, изумляла без исключения всех — даже самых «отъявленных» гурманов из самых благородных семей! Любитель путешествий, граф и по заграницам брал с собой Захара Кузьмина, «дабы изумить "немцев" яством диковинным!», — и прославила сия каша фамилию Гурьевых в веках гораздо более, нежели деятельность Дмитрия Ивановича на посту министра!..
В наши дни кашу гурьевскую подают как десерт. (Рецепт см. в Приложении № 2)
Уже для своего нового хозяина в знак уважения и благодарности ( т.к. граф поставил его главным поваром!) Захар Кузьмин изобрел, особенные гурьевские скороспелые блины. (Рецепт см. в Приложении № 2)
Свою не менее интересную историю имеет суворовская или фельдмаршаловская каша.
Великим человеком был Александр Васильевич Суворов. Умный, рассудительный, полководец от Бога, как говорится. Сколько сражений выиграно им, сколько трудных задач решено. Обо всем этом мы прекрасно знаем, а знаете ли вы, что благодаря Суворову на свет появилось новое блюдо - каша по-суворовски. А произошло это совершенно случайно. После завершения итальянской кампании и освобождения Апеннин, когда ему оставалось соединиться с корпусом Римского-Корсакова, он, преданный союзниками и окруженный войсками противника был вынужден совершить труднейший переход через Альпы. С каждым днем численность нашего войска сокращалась, люди умирали от усталости, холода и вдобавок ко всему, от голода. Перед главнокомандующим стояла одна, единственная задача - накормить своих солдат. Но как это сделать, ведь провизия давным-давно закончилась, и подмоги нам ждать было не откуда. Человек, который хорошо знал «науку побеждать» и понятия не имел, как накормить голодную армию. К этому времени ему уже было семьдесят лет, но, проведя еще одну бессонную ночь, Суворов нашел решение проблемы.
Он собрал всех командиров и велел им отобрать у солдат собственные, оставшиеся запасы и сварить в общем, котле кашу. О том, что это будет не вкусно или не съедобно он не думал, он знал одно - это будет горячая еда, которая поможет людям. На эту знаменитую кашу пошло все что было: лук, морковь, пшено и перловка, горох. В итоге появилось новое блюдо, которое вошло в историю под названием суворовская каша.
Кстати, современная диетология подтвердила, что каша из нескольких видов круп полезнее, чем каша из одной определенной крупы. Каждая крупа имеет свой химический состав, со, свойственными только этому злаку, полезными качествами, а смесь из нескольких круп сочетает в себе полезные свойства каждой крупы, что увеличивает пищевую и биологическую ценность такой каши. (Рецепт см. в Приложении № 3)
Каша в устном народном творчестве.
Эта, как определил её В.Даль «густоватая пища, крупа варёная на воде или на молоке»,… каша гречневая, пшенная, полбеная, ячневая, овсяная, ржаная, что «готовиться в горшке и в печи, запекаясь сверху», эта прозаическая, казалось бы, незатейливая и непревзойдённая в простоте своей каша органично слилась с неповторимым колоритом русской жизни. Вся полнота почитания и уважения, что снискала себе каша на русской земле, открывается в многочисленных пословицах, поговорках и сказах, сложенных талантливым и острым на язык русским народом. В них находим свидетельство того, что каша желанная была и в будни (Без каши обед не обед) и что не забывали о ней в праздничные дни (Гости на печь глядят, видно, каши хотят). Существует множество пословиц и поговорок с участием каш, так как сказать на любой случай. Нашла каша свое место и в скороговорках, прибаутках, потешках. (См. Приложение № 4) Мы нашли замечательную русскую народную сказку “Крупеничка”, в которой описано сказочное происхождение гречки. Ее в народе величали княгиней! (См. Приложение № 5). Замечательные мультфильмы: Горшочек каши (1984 г), Горшок каши (по сказке братьев Гримм,1984 г.), Маша и Медведь (16 серия Маша+ каша), Каша из топора, Богатырская каша, Самоедская каша (2007,DVDRip).
Фразеологизмы – мудрость народа
Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называются фразеологизмами. Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания «фразесами». Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи. Многие фразеологизмы можно объединить в одну загадку про кашу: «Ее заваривают, затевая неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; ее «просит» дырявая обувь; она в голове у путаников».
Заварить кашу. Затеять какое-то хлопотное дело.
Мало каши ел - переносное значение: молод, неопытен или недостаточно силен
Каша в голове у кого-нибудь - нечто беспорядочное, путаница в голове.
Каши не сваришь - не сговоришься, не сделаешь дела с кем-нибудь.
Каши просят (ботинки, сапоги) (разг. шутливо.) - износились до дыр.
Каша во рту у кого - то (разг.) – о том, кто говорит неясно, нечетко.
Расхлебать кашу (разг. неодобрительно.) - распутать хлопотливое дело. Заварили кашу, а я расхлёбывай.
Дать берёзовой каши. - Выражение «дать берёзовой каши» употребляют, когда хотят пригрозить, предупреждают о возможном наказании за какие-то провинности; и, конечно же, говорят это с иронией, шутливо.
Однокашник - В старину в школе начало нового этапа обучения отмечалось совместной трапезой — все угощались кашей . Отсюда и произошло слово «однокашник».
Каша - малаша. Малыш размешивает лопаткой, а то и руками, густую грязь, снег, песок, довольно приговаривая: “Каша-малаша - вкусная каша!” Взрослые говорят «каша-малаша», когда видят какую-то вопиющую неразбериху.
Гадания и приметы.
Получив всеобщее признание, каши стали предметом почитания и непременным атрибутом различных бытовых и религиозных обрядов. Не обходились на Руси без каш рождественские праздники, родины, крестины, похороны и многие другие события. Существовало великое множество способов гадания на каше. Чаще всего объектом гадания был будущий урожай. Например, в Галицкой Руси накануне рождества, когда ели кутью был распространён необычный способ предсказания урожая. Хозяин дома, зачерпнув полную ложку этой каши, швырял её под потолок: чем больше зёрен прилипнет к потолку, тем богаче урожай.
На Васильев день, перед Новым годом, во многих русских губерниях готовили кашу с соблюдением определённого ритуала. Происходило это примерно так. Варили кашу «до света». Крупу из амбара ночью приносила старшая в доме женщина, а воду из реки или из колодца - старший из мужчин. И воду, и крупу ставили на стол, и упаси Бог, кому-либо до них дотронуться, пока не истопится печь. Но вот печь истоплена, всё семейство садится за стол, и старшая женщина начинает размешивать крупу, приговаривая: «Сеяли, растили гречу за всё лето; уродилась наша греча и крупна, и румяна; звали-позывали гречу в Царьград со князьями, с боярами, с честным овсом, золотым ячменём; ждали гречу, дожидали у каменных ворот; встречали гречу князья и бояре, сажали гречу за дубовый стол пировать; приехала греча к нам гостевать». После этого причитания все вставали из-за стола, и хозяйка с поклоном ставила горшок с кашей в печь. Затем семейство снова садилось за стол и ждало, когда каша сварится.
Наконец, она готова, и здесь наступал ответственный момент. Со словами «милости просим к нам во двор со своим добром» женщина вынимала кашу из печи и перво-наперво осматривала горшок. Не было больше несчастья для семьи, чем если каша вылезала из горшка или, того хуже, горшок оказывался с трещиной. Тогда – открывай ворота для грядущих бед. Но если каша получалась красная, хорошо разваренная – быть семье счастливой в новом году, с хорошим урожаем. Бледный цвет каши считался предвестником несчастий для семьи. Именно о грече говорили, что она «сама себя хвалит», а значит, в похвалах чужих не нуждается.
Вот еще несколько примет, связанных с кашей:
Интересные факты о каше:
Можно добавлять различные компоненты: мед, фрукты, кисломолочные продукты;
Смывать маску теплой водой через 15 – 20 минут
Заключение.
По мере развития кулинарной техники, изыскивая всевозможные варианты комбинирования продуктов, изобретая новые технологии и рецептуры, кулинары давали жизнь всё новым и новым блюдам. Так появились различные крупяные биточки и котлеты с морковью, творогом и другими добавками. Но каши не исчезли с нашего стола. Она может удовлетворить любые, даже самые изысканные вкусы. В 2010 году проходили 22 Зимние Олимпийские Игры в Ванкувере (Канада). В одном из репортажей комментатор рассказал о том, что французский лыжник Винсант Вантес сам себе варит манную кашу и всех ею угощает. Вся Олимпийская деревня знала об этом. Француз считает её самым лучшим допингом. Узнав об этом, мы решили выяснить какая каша самая любимая среди наших одноклассников. Было опрошено 21 человек.
Любят кашу: 17 человек.
Не любят – 4 человека.
рисовая
манная
гречневая
овсяная
перловая
Девочки
10
9
11
5
5
Мальчики
7
6
6
5
3
История каши исчисляется тысячелетиями. В 21 веке люди поняли, что питаться «фастфудами» вредно и опасно для здоровья. Постепенно пришло осознание того, что необходимо возвращаться к традициям культуры питания: « Щи да каша – пища наша». Так говорили наши предки. Выяснилось, что на первом месте стоит манная каша, на втором – рисовая, а на третье место делят пшенная и гречневая каши. Почти все ребята объяснили свою любовь к каше тем, что она сладкая. Но сладость в каше – это не главное. Каша – это полезный продукт, в котором много витаминов и минеральных веществ. Как сказал наш одноклассник, каши дают нам здоровье, силу и помогают расти.
Согласно Ведам, зерновые продукты несут в себе силу огня и земли. Значение злаков в жизни человека переоценить невозможно. Природа подарила нам эти ценные растения, чтобы мы вс Каши нас и кормят, и лечат. Среди злаков, найдется лекарство от любого нашего недуга. Многие злаки сегодня используются, как сырье, в фармацевтической промышленности. В них есть, необходимые нам, витамины и минералы, белки и углеводы, растительные жиры и аминокислоты.
Каши нас и кормят, и лечат. Среди злаков, найдется лекарство от любого нашего недуга. Многие злаки сегодня используются, как сырье, в фармацевтической промышленности. В них есть, необходимые нам, витамины и минералы, белки и углеводы, растительные жиры и аминокислоты.
Рацион наших предков состоял, в основном из бобовых и злаковых культур. На их основе держалась вся русская национальная кухня. Это позволяло, нашим дедам и прадедам, не болеть и жить долго. Каша — это то блюдо, которое должно присутствовать в нашем рационе каждый день. Каша дает силу и энергию на целый день. Нехватка в нашем рационе клетчатки, природных витаминов и минералов, от которых мы добровольно отказались, привела к стремительному росту, практически всех заболеваний.
В результате работы над проектом:
Автор: Ляшенко Елена Ивановна