Наш край Донской - крупиночка России...
Наш край Донской – крупиночка России...
Стихотворение «Донской край» прочитает Головин Анатолий
Я родом из Донского края
На свете нет прекрасней рая
Простор степей, простор песков
Великий и могучий Дон,
Он с Волгой нежной обручён
Прекрасней здесь живёт народ.
Казаки – мир его зовёт
Казак –опора всей России
Он воевал всегда красиво.
Гордится им святая Русь
Гордятся все, и я горжусь
Прослушать песню №
Ведущий 1:
Любимый край степной...
Любимый край Донкой
и луг цветущий здесь весной...
И степь Донская всегда со мной
И вся вот эта красота …
Казачья Родина моя !
Фильм о казаках
Родимый край...
Как ласка матери,
как нежный зов ее над колыбелью,
теплом и радостью трепещет в сердце
волшебный звук знакомых слов.
-Здесь места исконные казачьи,
И названья – без жеманства и уловки,
Хутор назывался Власов
А станица по соседству – Кагальницкой
Ведущий 2:
- Просто всё. Понятно и правдиво.
Здесь всегда стояли рыбаки,
Сома загоняли под обрывом
Ну, а дальше брались – чебаки.
А в деревне ,по-казачьему,- станице,
Голосисто, на подъем легки,
До свету людей будили птицы-
Кочеты,- по-русски – петухи.
На фоне песни«Степь, да степь кругом… »
Ведущий 1:
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим
Ведущий 2:
Россия-мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Ведущий 1:
От отцовского порога,
От заветного жилья,
Вьётся, вьётся путь – дорога,
Золотая колея.
Ведущий 2:
Вьётся, вьётся путь-дорога
Мимо луга, мимо лога,
Мимо сёл и городов
Больше тысячи годов.
Ведущий 1:
Донской край в древнее время входил в пределы местности, называвшейся у греков Скифией или Скитией, у римлян Сцитией, нередко Танаисом, по реке Танаису, нынешнему Дону, у римских историков І века — Сарматией, у днепровских руссов — Хазарией, у арабов — Казарией и Газарией, у Константина Багрянородного (X в. нашей эры) южное Подонье до Кавказа назвалось Казахией. По русским летописям ХІV и ХV веков край этот назывался „Полем”, нередко „Диким Полем”, а с половины ХVІ века московские цари, начиная с Ивана Грозного, все владения казаков называют уже „Доном”.
Стихотворение А. Пушкина «Дон»в исполнении Косяковой Алины
А. ПУШКИН
Дон
Блеща средь полей широких,
Вон от льется!.. Здравствуй, Дон!
От сынов твоих далеких
Я привез тебе поклон.
Как прославленного брата,
Реки знают тихий Дон;
От Аракса и Евфрата
Я привез тебе поклон.
Отдохнув от злой погони,
Чуя родину свою,
Пьют уже донские кони
Арпачайскую струю.
Приготовь же, Дон заветный,
Для наездников лихих
Сок кипучий, искрометный
Виноградников твоих.
Ведущий 2:
Начиная с каменного века, древние люди обживали благодатные донские берега. Их стоянки обнаружены почти по всему течению реки Дон.
Киммерийцы, скифы, савроматы, аланы, сменяя друг друга, заселяли Подонье в разные периоды железного века. На благодатной донской земле возникали и существовали греческие колонии, самой северной из которых был крупный торговый и ремесленный центр-город Танаис. Пережив в своей истории периоды расцвета и упадка, греческие города пали под ударами многочисленных кочевых народов, которые продвигались по донским степям с Востока на Запад. На несколько столетий цветущий край превратился в пустыню, где лишь время от времени останавливались кочевники.
Ведущий 1:
В IV веке на донской земле появились авары. Их сменили хазары, которые основали на просторах Дона свои поселения, построили крепость Саркел. Они постоянно совершали набеги на южные земли Киевской Руси, разоряли города, сёла, убивали русичей,уводили их в плен. Киевский князь Святослав с дружинами разгромили хазар, и на месте крепости Саркелвозник славянский город Белая Вежа (Белая Калитва). Но укрепиться здесь русские не смогли. Из – за частых нападений воинственных кочевых племён, они ушли в центральные районы Руси.
Ведущий 2:
Вскоре на Дон пришли печенеги, а за ними половецкие племена. Половцы захватили степные пространства Дона, Кубани, Приазовья, княжество Тмутараканское и десятки лет опустошали окраины Руси, доходя до Переяславля, Чернигова и Киева.
Многое помнят бескрайние донские степи. Помнят они храбрость Игоревой рати, которая полегла здесь в битве с половцами. В начале 13 века на Дон двинулись монголо-татары. Перед угрозой их нашествия половцы, забыв прежнюю вражду , обратились за помощью к русичам . И в 1223 году на реке Калка произошло сражение с монголо-татарами.
Ведущий 1:
Монголо – татары разгромили половцев и русские дружины. После этого донская земля надолго попала под власть Золотой Орды. Возник город Азак – крупный торговый центр и колония Тана, которая связывала Восток и Запад. В конце 14 века на Дон вторглись полчища царя Тамерлана, которые разгромили юго - западную часть Золотой Орды.
В 15 веке побережье Азовского моря захватила Османская империя (Турция).
Азак стал называться Азовом, и турки превратили его в мощную крепость. Отсюда постоянно исходит угроза турецкого нашествия на юго – восточные границы России. Начинается многовековая битва за Азов.
Ведущий 2:
Границы Российского государства подошли к Дикому полю, здесь устраиваются пограничные засеки, ставятся сторожевые башни, возводятся крепости.
В 15 веке на необъятные степные просторы устремились беглые крестьяне, горожане, мелкие княжеские дружинники из центральной России, Поволжья, Малоросии. Стремление к вольной жизни заставило их бежать на окраины страны, селиться на Диком поле. Здесь они ни от кого не зависели, становились свободными людьми.
Стихотворение «Благослови нас, Тихий Дон» Борис Голотин.
Прочитает Харченко Анастасия
Благослови на , Тихий Дон,
На солнце дня, на тишину,
На плеск волны, на меди звон,
На звёздный , мирный небосклон,
На отходящую ко сну
Россию – мать, на всех одну…
Благослови и пробуди
От тяжких снов, от злых тревог
Для продолжения пути,
Что крут и труден, прям и строг.
Нас на любовь благослови,
Такую, чтобы навсегда,
На дружбу, что под статью любви,
На стойкость, если вдруг – беда.
Благослови нас на детей,
На внуков, правнуков чреду,
На почитание в роду,
На голубей – благих вестей
С твоих звенящих берегов, на умножение друзей,
На утеснение врагов…
Где б ни были, призови,
Когда беда грозит без нас.
Души отрада, радость глаз,
Благослови, благослови…
Ведущий 1:
Так появились в диких степях ватаги вольных людей, которых стали называть казаками. По одной из гипотез, это слово переводится с тюрского как «удальцы», «вольные люди». В середине 16 века возникают первые казачьи городки: Раздоры, Митякин, Маныч, Черкасск – и казаки становятся полновластными хозяевами Дона, который они стали называть Батюшкой.
Течет река Дон по золотым степям до бирюзовых гор. Зовут люди реку не просто Дон, а уважительно и ласково Дон Ивановичем. Помнят об отце Дона, славном богатыре Иван-озере, из которого берет начало Дон.
Дон Батюшка «Дон Иванович?»
Послушайте это стихотворение в исполнении Гайворонской Натальи
Не бобылём живёт Дон Иванович - много у него кровных братьев
да сестёр. Самый старший из них зовётся Северским Донцом -река приметная,
статью славная. Есть и младшие братья и сестры Хопёр с Медведицей, Красивая Меча
с Непрядвой да две Сосны - Тихая и-Быстрая, ещё речка-серебрянка Воронеж,
гордячка Царица и Чир с Кумашом, коварный Маныч и Темериик-тот, что молодится... Всех братьев и сестёр, пожалуй, и перечесть трудно
И у каждой речки - свой норов, своя тайна заветная, людьми; хранимая. Непрядва хоть и невеличка, зато себе на уме: сам Мамай,' лютый хан татарский, ноги с её берегов уносил. А Донец - тот русское го князя Игоря спас, из половецкого плена бежать ему помог. И Воронежу есть чем хвастать: морская-то слава России как раз на его берегах начиналась...
Имена рекам люди тоже нарекали неспроста. Когда спасал Ма-
май свою голову, бежал восвояси с ноля Куликова, будто обронил он у
Гусиного брода свой меч. Не простым был меч: изукрашен он драго-
ценными каменьями, чеканным серебром. В другой раз не оставил бы
хан меча на дне реки, повелел бы слугам достать его. Но было тут не|
до меча. Так и остался он на дне. Наверное, до сих пор лежит. А реку
назвали с той поры Красивой Мечей. 1
А вот с речкой Богучаркой такая вышла история. Плыл по Дону Пётр Первый, к Азову спешил. Плеснул из царской чаши вина за борт, сказал: «А это - Богу чарка». Так и назвали реку.
Ну, а самому Дону название никто не выдумывал. Слово «Дон» значит просто «вода». Так назвали реку аланские племена, что жили здесь в незапамятные времена. Так и до нас дошло.
Ведущий 2:А вот стихотворение о Доне нашего земляка Анатолия Софронова «Откуда Дон берет начало», его прочитает Цапко Дарья
А. СОФРОНОВ
Откуда Дон берет начало,
Где скрыта вечная струя,
Что вниз по руслу величаво
Уходит в дальние края?
Под невысокою березкой
Начало Дон свое берет;
Из-под травы земли московской,
С Ивана-озера течет.
Века идут... Но не мелеет
Донское русло на пути;
И все мужает, все смелеет
Казачье воинство в степи.
Верно Кремлю и башням дивным,
Московской улочке любой,
В беде — словам земли призывным,
Зовущим за Россию в бой.
Зовущим в бой! Летят над степью
Конногвардейские полки.
И пыль вздымается, как пепел,
И кони рыжие легки...
Ведущий 2:
Царская власть не распространялась на эти земли, поэтому здесь расцветает казачья вольница . Группы казаков объединяются в Войско Донское- во главе которого стоял выборный атаман. Его слово было для всех законом.Высоко ценилась честь, достоинство и храбрость казака.
Ст-ие «Проводы казака» (Медведев Семен)
Проводы казака на службу
Конь боевой с доходным вьюком
У церкви ржет: кого-то ждет.
В ограде бабка плачет с внуком,
Молодка возле слезы льет.
А из дверей святого храма
Казак в доспехах боевых
Идет к коню, из церкви прямо,
С отцом, в кругу своих родных.
Жена коня подводит мужу,
Племянник пику подает.
«Вот,- говорит отец, - послушай
Моих речей ты наперед.
Мы послужили государю,
Теперь тебе черед служить.
Ну, поцелуй же женку Варю,
И бог тебя благословит!
И да пошлет тебе он силы
Долг службы свято соблюдать,
Служить, как мы царю служили,
И славу рода поддержать.
Иди туда, куда укажут
Господь, начальство и черед,
Когда же в бой лететь прикажут,
Благославясь, ступай вперед!..
Но ни в бою, ни перед боем
Ты не бранися, не ругай;
Будь христианин и пред боем
Крестом себя ты осеняй...
Коня даю тебе лихого,
Он добровит был у меня,
Он твоего отца седого
Носил в огонь и из огня.
А добрый конь - все наше счастье,
И честь, и слава казака,
Он нужен в счастье и в напасти,
И за врагом, мне врага!
Конь боевой всего дороже,
И ты, мой сын, им дорожи;
И лучше сам ты ешь поплоше,
А лошадь в холе содержит.
Тот колет пикою ловчее,
И в деле тот и молодец,
Кому коня добыл добрее
Дед, прадед, дядя иль отец...
А вот и пика родовая,
Подруга славы и побед,
И наша шашка боевая
С ней бился я и бился дед!
Исправен будь! И старших слушай,
Найди товарища себе,
Живите с ним душа вы в душу,
Клянитесь выручить в беде.
Куда придешь ты, первым делом
Разведай все, до пустяка.
Где тракт какой, кто есть примером,
Где лес, где сёла, где река.
Тогда ты свой в чужой сторонке
И командирам ты рука!
Ведь ловкость, сметка и сноровка –
Весь капитал у казака!»
Постепенно казаки становятся замкнутым военно-служивым сословием, которое имело большие привилегии по сравнению с другими сословиями государства. Они обладали большой личной свободой, не несли повинностей, не платили податей, имели право носить одежду старого покроя и бороду, регулярно получали царское жалование.
Во все времена казаки преданными и смелыми защитниками своего Отечества и веры. В 1737 царица Анна Иоановна повелела на Дону создать войско для охраны южных рубежей России. В подарок было пожаловано сукно синее и красное. Так появилась у казаков сине-красная форма.
Ст-ие «Казачья круговая» (Гордеева Наташа)
Казачья круговая
Клинок и седло да конек быстроногий —
Казачья судьбина-судьба...
Зовет казака из станицы в дорогу,
В поход боевая труба.
Гей, гей, казаки, по полкам, эскадронам,
Питомцы студеной волны;
Мы тихого Дона, родимого Дона
И в жизни, и в смерти сыны.
Война подымается пламенем вещим,
В полнеба огней языки.
От моря до моря, как молнии, блещут
Казачьи кривые клинки.
Качаясь в седле, ты объедешь, товарищ,
В боях Половину земли,
Но где бы ты ни был, ты в сердце оставишь
Степные свои ковыли.
Пройдешь через дым, через пепел пожарищ
В казачьем походном седле...
И слава о Доне о синем, товарищ,
Пройдет за тобой по земле.
Гей, гей, казаки, по полкам, эскадронам,
Питомцы студеной волны;
Мы тихого Дона, родимого Дона
И в жизни, и в смерти сыны.
Ведущий 1:
Во все времена казаки были преданными и смелыми защитниками своей Родины. Они были мощным заслоном на пути врагов, которые посягали на южные земли России. Они участвовали во всех войнах. 17 и 20 веков, проявляя мужество, героизм и стойкость. Ермак, Минаев, Платов, Краснощёков, Ефремов, Орлов,Тратов, Бакланов – эти прославленные имена всегда будут помнить на Дону и в России.
Стихотворение Ивана Никитина «Донцам» посвящено доблестным воинам Дона прочитает Гуренкова Арина
Донцам
Русь помнит те былые годы,
Когда свой гибельный удар,
Сын дикой степи и свободы,
Бросал ваш предок на татар;
Когда от Дона до Урала
И вдоль днепровских берегов
Внезапной молнией сверкала
Казачья сабля меж врагов.
И помнит Русь тот день великий,
Когда бесстрашный богатырь
К подножью Грозного-владыки
Поверг обширную Сибирь;
И подвиг дивный и кровавый.
Которым в летопись веков
На память вечную и славу
Внесен разрушенный Азов.
Привет донцам! Увековечен
Ваш сильный, доблестный народ.
И знает мир, что вами встречен
Войны Отечественной год:
Весь Дон восстал, на голос чести
Весь день и ночь казак летел
И крови в битвах грозной мести
Последней капли не жалел.
Войны испытанные дети,
Русь помнить ваши имена!
Недаром славою столетий
Покрыты Дона знамена:
Вы вашейкровию вписали
Любовь к Руси в её скрижали…
Ведущий 2:
В 1749 году по указу императрицы Елизаветы Петровны на правом берегу Дона в устье реки Темерник была учреждена таможенная застава, а в1761 году началось строительство крепости, названной именем Святого Дмитрия, митрополита Ростовского.
Почему именно здесь решил ещё Петр Первый заложить крепость. Царь решил помочь казакам завоевать Азов. Собрал он войско и двинул против турок. Однажды с дозором скакал царь на донском скакуне по степи. Все очень устали и спешились у степной криницы (колодца). Петр зачерпнул пригоршню ключевой водицы, а испив, крякнул от удовольствия и сказал: «Богатый источник!» Через несколько десятилетий, когда встал вопрос о месте для будущей крепости Святого Дмитрия, вспомнили об источнике, названном в народе Богатым. Вот так от Богатого источника пошла крепость, а от крепости – город- столица нашего края Ростов-на-Дону.
Ведущий 1:
С присоединение в конце 18 века к России Приазовья и Причерноморья крепость потеряла своё стратегическое значение и была упразднена. Крепостные предместья были преобразованы в город, который в 1806 г. Получил своё официальное название Ростов – на – Дону. По инициативе донского атамана Платова в 1805 году закладывается город Новочеркасск, в который пере носится столица Войска Донского. С установлением Советской власти на Дону в начале 1920 г. Всевеликое Войско Донское прекратило своё существование и Донской край получил название Донской области с центром в г. Ростове – на – Дону.
Ведущий 2:
C1920 года по 1924 год область входит во вновь созданную административно-территориальную единицу под названием Юго-Восток России, которая в 1924 году была переименована в Северо-Кавказский край.
С 1934года Северо-Кавказский край был разделён на Азово-Черноморский край с центром в Ростове-на-Дону и Северо-Кавказский край с центром в городе Пятигорске.
История области начинается с 11 сентября 1937 года, когда Постановлением ВЦИК РСФСР была образована Ростовская область.
В этом году осенью мы будем праздновать 75-летие Ростовской области, которая для многих из нас является малой родиной, тем местом, где мы родились и живём. Сейчас территория нашей области составляет 100967км.
Численность населения 4276426 человек. В области 23 города, 25 посёлков городского типа и 2276 сельских населённых пунктов. 43 сельских районов входят в состав Ростовской области.
Ведущий 1:
Славное было войско Казачье. На далёких дозорах, в пустынях и в дебрях, на заставах и постах проходили их кони, охраняя Россию.
А вот, как провожала казаков на войну мы узнаем из стихотворения Панарина Дарья . Виктор Гусев «Казак уходил на войну».
Казак уходил на войну
На вольном, на синем, на тихом Дону
Походная песня звучала,
Казак уходил на большую войну,
Невеста его провожала.
-Мне счастья, родная, в пути пожелай,
Вернусь ли домой – неизвестно.-
Казак говорил, говорил ей: - Прощай!
- Прощай! – отвечала невеста.
Над степью зажёгся печальный рассвет,
Донская волна засверкала
- Дарю я тебе на прощанье кисет,
Сама я его вышивала;
Будь смелым, будь храбрым в жестоком бою,
За русскую землю сражайся
И помни про Дон, про невесту свою,
С победою ты возвращайся.
Песня «Проводы Казака».
Ведущий 2:
Звонко лилась казачья песня в хуторах и станицах, по всей земле казачьей. Верно стояли казаки на страже России, строго держались заветов старины. А там, в самом сердце земли казачьей, протекал Тихий Дон. Вольные сыны донских степей всегда вставали на защиту своих хуторов и станиц, своей родной реки. НЕ хотелось им ,чтобы враги черпали из неё воду.
Вот и «в лихие, сороковые», они смело и бесстрашно бросались на врага, защищая милые сердцу донские просторы. Много казаков сложили свои буйные головы в годы Великой Отечественной войны, многие сыновья Тихого Дона не вернулись на его берега.
Ст–ие «Бесмертник» ( Панарина Таня)
Бессмертник
Спустился на степь предвечерний покой,
Багряное солнце за тучами меркнет...
Растет на кургане над Доном-рекой
Суровый цветок — бессмертник.
Как будто из меди его лепестки,
И стебель свинцового цвета...
Стоит на кургане у самой реки
Цветок, не сгибаемый ветром.
С ним рядом на гребне кургана лежит
Казак молодой, белозубый,
И кровь его темною струйкой бежит
Со лба на холодные губы.
Хотел ухватиться за сизый ковыль
Казак перед самою смертью,
Да все было смято, развеяно в пыль,
Один лишь остался бессмертник.
С ним рядом казак на полоске земли
С разбитым лежит пулеметом;
И он не ушел, и они не ушли —
Полроты фашистской пехоты.
Чтоб смерть мог казак молодой пережить
И в памяти вечной был светел,
Остался бессмертник его сторожить —
Суровой победы свидетель.
Как будто из меди его лепестки,
И стебель свинцового цвета...
Стоит на кургане у самой реки
Цветок, не сгибаемый ветром.
Ведущий 1:
И куда бы казаки ни уходили, где бы ни были, всегда их мысли и чувства летели домой, к великой реке, к Дону Ивановичу. Приезжали домой, пускали коней к реке и кланялись ей в пояс. Был у казаков такой обычай: когда они покидали родимую землю, то брали с собой горсть земли и насоли её в мешочках на груди. Землица та оберегала славных казаков от ран, от смерти, помогала им во всём. Кроме Земли многие из них брали с собой и пучок какой – либо травки, чтоб напоминала она о доме родном, о степи вольной.
Ведущий 2:
Вот какая существует легенда о чабреце-символе донской степи.
Давным-давно ,во времена ханского ига, разорила орда один из казачьих городов и взяла в плен жену казачьего атамана и маленького сына .Мать умерла в плену, а маленький казачонок стал жить в ханском шатре. Когда он вырос, хан женил его на одной из своих дочерей и назначил его своим помощником.
Узнал об этом казачий атаман и решил вернуть своего сына из чужбины. Послал он во вражеский стан трёх старцев, Какими-то окольными путями попали они к сыну, но он не стал слушать старцев. Не помнил он родной степи и отца с матерью, а помнил он лишь доброту хана. И хотел он их уже прогнать или казнить, но тут один из старцев вынул из-за пазухи пучок травы- чабреца и передал ему. Вдохнул молодец аромат травы и вспомнил он своё детство, отца своего родного, матушку и родную степь. Приказал седлать коней и вернулся домой на родину.
Ст-ие «Возвращение на родину» ( Васильченко Ангелина)
Возвращение на Родину
За курганом блещут пики,
Пыль несётся, кони ржут.
И отвсюду слышны крики:
«Вон полки домой идут!»
Подошли... уж близко, близко!
Всколыхнулся ратный строй.
Поклонились Дону низко:
«Здравствуй, наш отец родной!»
А река кипит и блещет
И бурливою волной
И вздымается, и плещет
С пеной на бёрёг крутой.
«Что, кормилец, ты сердишься?
Али нас ты позабыл?
Али в нас ты не вглядишься?
Али нас ты разлюбил?»
«Не сержусь на вас я, дети!
Шумно Дон проговорил,-
Нет, я рад, что Бог вас, дети,
Поздорову воротил.
А без вас мне грустно было:
Вспомянулась старина...
Вы пришли - не стало силы:
Слёзы брызнули со дна».
Ведущий 1:
Донская земля богатая и плодородная.Она считается житницей России. Из покон веку казаки возделывали её и засевали зерном. Хозяйственный и трудолюбивый народ, живущий в нашем крае. Как героически стойко он защищает землю от врагов, так же весело, с огоньком работает на своей земле, обильно политой кровью и потом. В ответ за человеческую заботу земля одаривает богатым урожаем пшеницы, которая превращается вкусный, ароматный хлебный каравай.
Его прочитает Петрикеева Елена
ДОНСКОЙ КАРАВАЙ
Как сладко пахнет хлеб зерном,
Спеченным на листе капустном;
Какая корочка на нем,
И как хрустит он вкусно!
В земле проклюнулось зерно
Кинжальчиком едва заметным,
Пригрелось под лучом оно
И закачалося под ветром.
И — стебель к стеблю — на простор,
Как будто протянуло стрелы.
От синих вод до синих гор...
И вот зерно созрело.
И ветер гнет, и дождь сечет,
Но в бункера зерно течет,
Шумит донской волною;
И солнца свет роняет след
Над золотой стернею...
А мы садимся у стола,
Друг друга поздравляя,
Что вот уже пришла пора
Донского каравая.
Еще он отдает зерном,
Спеченным на листе капустном;
Какая корочка на нем,
И как хрустит он вкусно!
Ведущий 2:
Донской край - это край бескрайних степных просторов, которые красивы особенно летом, когда всё цветёт и благоухает. Какое это удовольствие растянуться на мягкой травке, прижаться к земле родной и слушать песню жаворонка в голубом чистом небе, писк кузнечиков над головой. А вокруг мир и покой.
Ст-ие «Сенокос» ( Тимченко Лёня)
Сенокос
Пришла пора цветов и трав,
Шумит лесов зелёных пена,
Коней у Дона расседлав,
Кавалеристы косят сено.
Они проходят по лугам,
В рубахах, веселы, босы.
Короткий отдых дан клинкам,
Сегодня разгулялись косы.
Роняют на землю красу
Ромашка и медовый донник.
Качая косы на весу,
За коником проходит конник.
Весь год промаявши беду,
С косой и лемехом в разлуке,
Истосковались по труду,
Крестьянские большие руки.
Стараясь утолить тоску
О будничном и о великом,
Ложатся, как по гребешку,
Фацелия и повилика.
Порою вздрагивает сонь
От эха дальнего разрыва.
Привязанный в дубраве конь
Копытом бьёт неторопливо.
Ведущий 1:
А что может сравниться с задорной, весёлой песней казачьей. Она всегда сопровождала казака: и веселье, и в горе, и в походе, и на привале. Казаки пели о далёких временах казачьей вольницы, о любимых героях: о Ермаке, о Пугачёве, о Степане Разине, об атамане Платове, о батюшке Доне, о родном доме…
Его прочитает Лазарева Анна
Песня казака
Над быстрой Медведицей лес задремал,
Лениво ветвями качая…
По гребню волны лунный свет побежал,
С серебряной пеной играя.
В садах и левадах звенят соловьи,
Всю ночь напролёт не смолкая,
Поют они миру о вечной любви,
И слушает мир, замирая.
Но вот далеко кто – то песню запел,
И отзвук, тоскливо взывая,
Над речкой и лесом, звеня, пролетел,
Дрожа. И смеясь, и рыдая…
Узнать невозможно отдельных в ней слов –
И, может быть, песня иная
Есть лучше её, но для нас, казаков,
Её не заменит другая.
Без слов мы узнаем, что кроется в ней,
Она нам понятна, родная.
И нет для нас песни на свете милей,
Чем песня родная, степная.
В ней вся наша сила, вся наша любовь
К свободе родимого края,
В ней чудится предков пролитая кровь
И волюшка – воля былая…
Звенит и рыдает над лесом, рекой,
То вспыхнув , то вновь затихая,
Шумит перекатной, незримой волной –
Родимая песня донская!..
Ведущий 2:
Течёт Тихий Дон вдоль берегов, на которых раскинулись хутора, станицы, города. Течёт и мирная жизнь казачьего края. Сколько уже веков пронеслось с того момента, когда здесь поселились люди! Идут годы , меняется облик земли донской; на смену одним поколениям приходят другие. Жизнь продолжается. И всё так же, как и много лет назад,заводят кочеты утреннюю песню, прославляя рождение нового дня, продолжение жизни.
Ст-ие «Вечер в станице» ( Пантилеева Яна)
Вечер в станице
На виноградниках, на кленах
Дрожит вечерняя звезда.
Весна из рук своих зелёных
Пускает первого дрозда.
И он взмывает над закатом,
Багровым, согнутым в дугу-
Лежит станица на покатом.
На невысоком берегу,
В садах. Вот улицею стадо
Ведёт чабан. Кричат грачи
На вербах. Полные прохлады,
Журчат овражные ручьи.
На брёвнах деды-хуторяне
Абхазский нюхают табак.
На запах мяты и герани
Спешит приезжий. Лай собак
Его встречает. Близко где-то
За куренями щёлкнул щур.
Светильник в окнах стансовста
Вдруг вспыхнул, ярко чересчур.
У всех калиток мгла вставала,
И видно было из окна,
Как воды Дона волновала
Лучом серебряным луна.
Частушки
Ведущий 1:
На пол – России протянулся Тихий Дон, неся свои воды по землям тульским, где начинается маленьким ручейком, липецким, воронежским, ростовским. Щедро отдаёт он свои воды прибрежным лугам Донщины, заливая их весной, чтобы поднялись на них сочные травы, яркие цветы, чтобы сочный нектар напоил насекомых, чтобы крылатыми цветами порхали бабочки, наполнялся воздух голосами птиц, жужжанием пчёл.
Его прочитает Гаврилов _Виталий_______
Люблю я Дон
Люблю я Дон, прозрачный и глубокий,
Где дремлет под волной седая старина,
Простор зелёный, сказочно далёкий,
Посмотришь вдаль – и нет ему конца!
Люблю казачьи мирные станицы,
Люблю самих героев – казаков,
Подобных вольных легкокрылым птицам,
Которым путь всегда везде готов.
Люблю казачек смуглых, синеоких,
С горячим сердцем, смелою душой,
Среди степей привольных и широких
Они не терпят власти над собой.
Люблю я Дон, когда ночной порою
Чуть слышно плещет тёмною волной…
Он дремлет чуть… Он грезит про былое,
Могуч, прекрасен, тих в своём покое…
О, Тихий Дон, как я люблю тебя!
Ведущий 2:
Жизнь меняется. Перемены эти повсюду. Неизменными остаются традиции и обычаи. Казаки любили петь и были очень певучи. Поют они и сейчас. Но в богатые песенные традиции Дона вплетаются новые песни, которые также воспевают любимых героев, но уже нашего времени, их воинские и трудовые подвиги. В этих песнях и гордость за родную землю, и любовь к ней.
Ст-ие Бориса Куликова «Запев». Проценко Виктория
Запев
Из-за Дона песню выведу,
По Р
Автор: Панарина Елена Владимировна