Литературные тексты
Выступление на заседании УМФ
«Литературные тексты духовно-нравственного
содержания как средство развития способности понимания»
В ситуации серьёзных социальных потрясений в обществе пришла резкая смена образа жизни и моделей социального поведения, принятых в обществе.
Смысл воспитания следует искать в сохранении, воспроизведении и трансляции во времени человеческих качеств на тех уровнях его естественного существования: биологическом (процесс передачи подрастающем) поколению опыта о здоровом образе жизни), социальном (передача опыта налаживания нравственных межличностных отношений) и духовном (духовный процесс передачи культурных ценностей).
Воспитание будет ориентировать растущего человека на умение в жизненных ситуациях делать выбор нравственным путём, что требует обращения его вовнутрь, к своим первоисточникам. Цель воспитания - сделать так, чтобы с помощью педагогических средств и влияний, посредством воспитательной работы во внутреннем мире человека «укоренились» нравственные высшие принципы, которые помогли бы ему в ситуации жизненных перипетий осуществить человеческий выбор. И тогда главное для педагога - это вектор развития, которое обеспечивается духовностью.
Надо уметь создавать воспитательное пространство, где господствует определённый педагогически сформированный образ жизни.
Особенностью современного воспитания является воспитание культуры толерантности (человеческой добродетели).
Главное в воспитании - это работа со смыслами, ценностями эмоционально-волевой и рефлексивной сферы воспитуемых. Ориентация на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка
Тексты духовно-нравственного содержания способствуют пониманию себя, другого, принятию всех, как себя, без чего невозможно воспитание толерантности, а значит и нормальная человеческая коммуникация.
В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия. Вхождение детей в современную культуру невозможно без помощи педагога. Педагог должен иметь смелость жить на уроке, быть открытым ко всем проявлениям жизни, вместе с детьми открывать, искать осмысливать истины в совместной деятельности детей и учителя.
Путём расширения и обогащения духовного мира личности ребёнка, приобретения способности осознавать жизнь, оценивать жизнь и определять своё отношение к мирутаковому разному. Одним из них является использование текстов духовно-нравственного содержания.
Персонификация времени и пространства - неотъемлемые свойства человеческой психологии. Разные социальные слои и формы общественного сознания маркируют эпохи именами конкретных людей.
Если бы персонифицировать культурную жизнь последних двух десятилетий, то я бы выбрала для этой цели имя академика Лихачёва Д.С.. Он в наибольшей степени воплощает черты российской интеллигентности, духовности, доброты, образованности, благородства, подлинно народной мудрости.
Добро всегда прекрасно, поэтому свои письма к молодым читателям Лихачёв Д.С.назвал «Письма о добром».
Каждая беседа взрослого человека с молодым человеком оборачивается поучением.
Лихачёв Д.С. избрал другую форму - форму писем, в них он делится опытом прожитой жизни.. Урок - есть часть жизни ребёнка и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.
Подбор, систематизация содержания придают уроку эмоциональную окрашенность, ибо эмоции - защитный механизм человека в его взаимодействии с миром, и он должен быть развит, но в эмоциях проживается отношение к миру, через эмоции ребёнок идёт к наивысшим ценностям современной культуры.«Письма о добром» Лихачёва Д.С. могут использоваться на уроках разного типа (интегрированный урок, урок обобщения знаний, закрепления знаний) и различных учебных предметах (русский язык, ИЗО, чтения, истории, природоведения).Например, при проведении «Недели Третьяковской галереи» были проанализированы, прочувствованы письма: «Понимать искусство», «О человеческом в искусстве», «О русской природе», «О русской пейзажной живописи». Письма дали учащимся опыт групповой, интеллектуальной деятельности, стали источником востребованных культурой поведенческих привычек и навыков общения интеллектуального взаимодействия.Использование ряда приемов «Хочу спросить...», «для меня сегодняшний урок...»,«Экспертная комиссия», «Сообщи своё я...»,«Я бы, пожалуй, сделал так...» стали опорой развивающегося интеллекта и обеспечили союз разума и чувств.
Нам уроках, где тематически подобран материал, также могут
быть озвучены тексты духовно - нравственного содержания
(«Письма» Лихачёва Д.С., «О книге», «Моя мама», «Моё открытие Жостова», «История русских игрушек», «мой домашний музей», «Времена года» и т.д.). В читателях писем Лихачёв Д.С. представляет себе друзей, пишетдля них просто о цели и смысле жизни, о красоте поведения, а потом - о красоте окружающего нас мира и открывающейся нам в произведениях искусств.
По мнению Лихачёва Д.С. «...длявосприятия красоты окружающего мира человек сам должен быть душевно красив, глубок, стоять на правильных жизненных позициях. Попробуйте держать бинокль в дрожащих руках - ничего не увидите.
При работе с «Письмами о добром» Лихачёва Д.С. мы находим то, с чём нельзя не согласиться: «Согласие между людьми - это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества», «в жизни ценнее всего доброта, при этом доброта умная, целенаправленная».
Проблемы понимания в воспитательном процессе помогают понять и принятькаждого ребенка, развить педагогическую интуицию, толерантность в преодолении ситуации «непонимания», приблизить педагога к решению задач гуманизации жизни детей.
Автор: Харитонова Светлана Васильевна