Цифровая оценка шахматной позиции
Тема лекции: «Цифровая оценка шахматной позиции»
Лектор: Воронков В. А. (тренер – преподаватель ДЮСШ)
Возрастная группа: Родители, учителя, тренера, дети от 16 лет и старше.
Цель лекции: научить «цифровой» оценки шахматной позиции.
Одним из элементов шахматного успеха является оценка позиции. Раньше я думал, и стремился, к «идеальной» оценки позиции, это когда учитывается вся обстановка на доске, слабые сильные поля, активность фигур, положение королей и т.д.
Но совсем недавно понял, что такой объем информации мне не переработать за то время что дается на партию. И я приступил к поиску оптимальной оценки позиции… И совсем недавно я ее нашел! Этим способ я и расскажу в этом уроке, он будит очень, полезен как начинающим шахматистам, так и разрядникам. Метод называется «поголовное сравнивание».
В чем заключается смысл такой оценки? Каждому элементу шахматной стратегии присваивается интервал цифрового значения, если это значение равняется (или больше) 2, то шахматист, достигший этой цифры должен обязательно получить подавляющее преимущество и выиграть партию. Теперь обо всем по порядку…
Для начала определимся, что мы будем оценивать в позиции, а оценивать будем такие стратегические элементы как: позиция короля, активность шахматных фигур, материальное соотношение, пешечная структура. Этих элементов будет достаточно, чтобы определить, чья позиция лучше. И так:
Материальное соотношение: материальное преимущество в одну пешку будим оценивать в 0.4. Соответственно, чистое качество в 0.8, а чистую фигуру в 1.2.
Позиция короля: оцениваем в диапазоне от 0.0 – 0.8. То есть разница между положениями королей исчисляется двумя пешками.
Пешечная структура: В этот параметр входит пешечный центр, качественное и количественное пешечное превосходство, слабые пешки и существующее или возможное пешечное напряжение. Разницу между пешечными структурами оцениваем в диапазоне 0.0 – 0.6. Если появляется проходная пешка, то к этой разницы прибавляем еще 0.2.
Разность в активности: одной фигуры над равноценной фигурой противника (конь против коня, ферзь против ферзя, слон против слона и т.д.) будем оценивать в диапазоне от 0.0 – 0.4 то есть максимальное значение в пешку. Конечно бывают случаи когда разность в активности достигает больших значений, но это редкость. Если у одной из сторон лишняя фигура, то, так как ее не с чем добавляете себе 0.4. В этом случае оценка будит уже 1.6 (материальный перевес 1.2 + активность 0.4). Но если ваша фигура стоит пассивно, то этот показатель нужно уменьшить. Если у одной из сторон ладья против коня или слона, то к материальному преимуществу в 0.8 прибавляем разность в активности между ладьей и той фигурой которая осталась у соперника. Если активность максимальная, то прибавляем 0.4 и при прочих равных условиях оценка получается в 1.2.
Вот все параметры, которые мы должны учитывать при оценки позиции. Свои положительные моменты мы берем знаком «+», противника со знаком минус «-». Разница и будит являться цифровой оценкой, которая существует на данный момент. Этот метод оценки является самым легким из всех что есть, чтобы им начать хорошо пользоваться необходимо 1 – 2 недели по (1-2 часа в день) постоянных тренировок.
Автор: Воронков Виталий Анатольевич