Выступление на тему "Концепция современного урока"(для пед.чтений)
Доклад на тему «Концепция современного урока»
Докладчик: учитель первой категории, Кошляк Ж. И.
Слайд № 1.
С одной стороны - современный урок-главная составляющая учебного процесса. Деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Как добиться высокого уровня, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
С другой стороны - урок – также культурологический феномен, возделанный человеческими усилиями. Как явление культурологического порядка он видоизменялся, обретая свою историю существования на земле, а значит, свои взлеты и падения. Учитель - живой представитель одного из слоев культуры, не робот, не модель, не компьютер. Он несёт в себе индивидуальное представление о культуре, воспроизводя мнения и традиции социальной группы, которую он представляет. Он строит урок в соответствии представлениям о красоте, гармонии, порядке. Поэтому у одного учителя на уроке дети чисты, у другого неопрятны. У одного учителя красивый ряд ученических столов, у другого - отсутствие какого-либо рисунка, а ножки стульев торчат над столами как гимн неряшеству и беспорядку. В одних классных комнатах - шум, крики, приказы, в других - мягкие голоса, ласковые обращения, улыбки и весёлый детский смех. Всё это во многом зависит от общей культуры самого учителя.
И как феномен урок должен быть высоко технологичен.
Три постулатазаложены в основание новой технологии урока.
Первый постулат:"Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины". Стратегия современного урока далеко выходит за пределы простой передачи знаний: путь к истине - путь расширения и обогащения духовного мира личности ребёнка, приобретения способности осознавать жизнь, оценивать жизнь и определять своё отношение к миру как таковому.
Современный урок - это организованное педагогом духовное общение группы, содержанием которого является научное знание, а ключевым результатом - интеллект каждого субъекта урочного общения, его духовное обогащение.
Второй постулат:- Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Современный урок есть протекание сорокапятиминутного момента жизни как продолжение её, домашней, уличной, как часть истории личностной судьбы ребёнка. Урок проживает не только ребёнок, но и учитель, как человек современной культуры, поэтому существуют и культурологические нормы его деятельности на уроке. Он не обслуживающий персонал, не слуга детей. Ему тоже должны быть созданы высокие условия работы. Этика взаимодействия, принятая на уроке в группе высокой культуры, предписывает педагогу в школе приучать детей не произносить резких категорических суждений, не подчёркивать интеллектуального превосходства кого-либо, не пренебрегать мнениями других, не перебивать выступающего. А самому быть лаконичным и четким в высказываниях, не допускать фамильярности по отношению к кому-либо, отмечать индивидуально ценностное в работе каждого, выражать благодарность в адрес всех присутствующих.
Если на уроке изучается истина, высвечивающая одну из сторон жизни, а значит, таким образом, на уроке изучается сама жизнь, то в корне меняется отношение школьника к обучению. И иным конструируется процесс обучения.
Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни.
Третий постулат:"Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остаётся всегда наивысший ценностью". Гуманизация воспитания - ключевой элемент нового педагогического мышления, требующий изменения отношений в системе "учитель-ученик" - установления атмосферы доверия, уважения к личности ребенка и сотрудничества с ним.
Но гуманизация останется пустым звуком без профессионализма учителя. Только умение работать с детьми, педагогическое мастерство обеспечивают реальность гуманизма. Учитель, кричащий: "Выйди вон!" маленькому человеку, - это не гуманный учитель, а учитель - непрофессионал: он не знает, как справиться с ситуацией на уроке. Свободный урок - это, прежде всего, урок, освобожденный от страха. Урок - это общение человека с другим человеком. Педагог предъявляет детям наивысшие образцы культуры общения. Но это не всё, учитель должен знать дидактические и психологические требования к современному уроку. (Трудная у нас работа, коллеги)
Дидактические требования к современному уроку:
Психологическая цель урока:
Стиль урока (очень серьезный параметр):
выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
Организация познавательной деятельности учащихся:
Организованность учащихся:
Учет возрастных особенностей учащихся:
Гигиенические требования к уроку:
Требования к технике проведения урока:
Слайд № 2.Как же построить такой урок?Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:
· четко определить и сформулировать для себя его тему;
· определить место темы в учебном курсе;
· определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
· и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.
2.Определить и четко сформулировать для себяи отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
3.Спланировать учебный материал
Для этого надо:
Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография ( первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
Подобрать учебные задания, целью которых является:
· узнавание нового материала;
· воспроизведение;
· применение знаний в новой ситуации;
· применение знаний в незнакомой ситуации;
· творческий подход к знаниям.
Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".
Составить три набора заданий:
· задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
· задания, способствующие осмыслению материала учеником;
· задания, способствующие закреплению материала учеником.
4.Продумать "изюминку" урока.
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.
5.Сгруппировать отобранный учебный материал.
Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
6.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
· что контролировать;
· как контролировать;
· как использовать результаты контроля.
При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.
7.Подготовить оборудование для урока.Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
8.Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.
Слайд № 3.Чтобы реализовать на уроке конкретные культурные нормы общения, педагог использует систему пяти простых организационных правил:
Слайд № 4.Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части:
· формальную;
· содержательную;
· аналитическую.
Формальная часть выглядит так:
Урок № __________
Тема:____________
Цель:____________
Задачи: обучающие:_____________
развивающие:__________________
воспитывающие:_______________
Оборудование:________________
______________________________
Последовательность отдельных этапов урока.
Содержательная часть - состоит из двух частей:
1.тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.
2. таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики. Она может выглядеть так :
что делают
этап урока
Ученики
Учитель
Аналитическая часть представляет собой самоанализ урока.
Слайд № 5.Центральный координатор урока - учитель. Ему необходимо совершенно индивидуальноподобрать нужный подход к каждому ученику. Способность определить подходящий стиль научения или обучения - основа успеха. Чтобы иметь стиль обучения - нужно знать типологию детей по нейро-и поведенческим индикаторам, в том числе.
В обычном классе из 30-ти учеников в среднем у 22-х достаточно развиты
визуальные, аудиальные и кинестетические способности. В злободневности все не так радужно. На другом конце спектра находятся 2-3 ученика, испытывающие трудности обучения по причинам, не связанным с особенностями восприятия (психологическая ситуация дома и
т.д.). Остальные 4-6 учащихся, так называемые "трансляторы" - это
преимущественно визуалы (В), или аудиалы (А), или кинестетики (К). Опыт
изучения таких "детей риска" показал, что большинство из "отсева" составляют кинестетики.
Некоторое время трансляторы работают достаточно функционально, но часть
времени им необходимо прилагать значительные усилия. Предпочитая одну
направленность, они очень слабы в других.
Вот с чем приходится столкнуться.
Имеются внешние индикаторы типа детей (признаки), указывающие, какую часть мозга(сенсорную систему) - аудиальную, визуальную, кинестетическую –используетученик. Они приведены в таблице.
Рассмотрим нейрологические индикаторы.
Описываются :
Визуальный тип.
# Неподвижный # Самая быстрая # Вокруг глаз: мигание, прищуривание
нахмуренные брови # смотреть, видеть, наблюдать, ясная картина
Кинестетический тип
# Множество движений # Самая медленная # Изменения и движения от шеи и ниже # схватывать врасплох, дать чувствовать, трогать, придерживаться #
Аудиальный тип
# Ритм метронома # Средняя #Движения и изменения вокруг рта, ушей; звуки "а","гм #заставлять слушать ритм, издавать подобные его речи звуки "
Слайд № 6. Когда мы учим, используя ВИДЕНИЕ, СЛЫШАНИЕ, ПРИКОСНОВЕНИЕ, класс вцелом получает информацию по одному или нескольким каналам восприятия. И каждый ученик тоже, поскольку много смешанных типов. Важны поведенческие индикаторы.(По Свассинг)
В таблице наблюдаем следующее:
Визуальные # Аудиальные # Кинестетические #
Организован # Разговаривает сам с собой # Отвечает на физическое
вознаграждение #
Опрятный и дисциплинированный # Легко отвлекается # Стоит близко, касается людей #
Наблюдателен # Шевелит губами, проговаривает слова при чтении # Ориентирован физически #
Спокойный (не шумный) # Легко повторяет услышанное # Обилие движений #
Ориентирован на внешний вид # Более предпочитает счет и письмо # Богатые физические реакции #
Более осмотрительный # Легко осваивает языки 1 # | Раннее физическое
развитие #
Хороший рассказчик! Запоминает картины С трудом запоминает словесные
инструкции # < Говорит ритмическими Обучается, слушая Любит музыку
ИИ # Обучается, делая. Запоминает, гуляя. При чтении водит пальцами #
#
Меньше отвлекается на шум # Может имитировать тон, высоту голоса # Много жестикулирует #
Помнит то, что видел # Помнит то, что обсуждал # Помнит общее впечатление #
Испытывает замешательство, читая слова, которые раньше не видел # Самый
разговорчивый! любит дискуссии, рассказывает всю слс последовательность # Лаконичен, тактичен, использует активные движения#
При разговоре подбородок вверх, голос высокий # Внимание к интонации голоса# и Подбородок вниз, голос ниже #
В чтении силен, успешен, скор # Хорошо читает новые слова # Любит книги,
ориентированные на постоянное движение.
Живая, образная Сильный интуитор, фантазия # Слышит
звуки, голоса # слаб в деталях #
Примеры:
Визуальная ученица. Всегда смотрит вверх, когда
я говорю, будто видит то, что я рассказываю. Когда я читаю учебник,
всегда читает сама, не полагаясь на мое чтение. Ее тетрадь по английскому
языку - самая аккуратная во всем классе.' Каждая часть пронумерована и
отделена. Придает большое значение своему внешнему виду и порядку на парте.
В рабочих таблицах отмечает то, что важно ей. Всегда пропускает одно - два
сложных слова на диктанте.
Аудиальный ученик. Когда читает текст, он
приговаривает, пришептывает про себя. Гораздо чаще отвлекается, чем его
более способные визуальные соседи. - прекрасный имитатор. Он способен
повторить все слово в слово (даже когда он, казалось бы, не слушал). У него
затруднения с вычислениями, поскольку при этом требуется удерживать
отдельные числа в уме. Он часто садится в классе на последнюю парту в углу
класса, если ему предстоит серьезная работа, так как он легко отвлекается
даже на шепот. В письменных работах его слог и пунктуация страдают. Он
расскажет свое сочинение лучше, чем напишет.
Кинестетический ученик. Он обычно вскакивает, чтобы по
моей просьбе раздать детям ручки. Когда я хожу по классу, помогая ученикам, никогда не поднимет руку, а ждет моего приближения и старается
дотянуться до меня, схватить за запястье, рубашку. Когда я читаю инструкции, он смотрит в книгу и водит пальцем по строчкам. Этот ребенок не может выучить грамматическое правило, пока я не придумаю для него "игру", где он может участвовать вместе с товарищами и изображать связь между словами, частями речи. Он постоянно тянется к тому, что перед ним, над головой, над партой. Прикасается к другим детям. Если ему повезет и его сосед окажется также кинестетиком, то у них будет минимум две потасовки за урок.
Автор: Жанна Ивановна Кошляк