Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики
Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики
Методическая цель: познакомить присутствующих на мастер-классе с приемами составления и использования занимательных заданий на уроках математики.
Дидактическая цель: способствовать созданию игровой атмосферы на уроке, позволяющей учащимся успешно усваивать учебный материал.
Задачи:
закрепить вычислительные навыки в пределах 1000, умение анализировать задачи, решать их;
развитие познавательной активности учащихся;
совершенствовать мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления;
воспитание активности, усидчивости прилежания, заинтересованности и пытливости в процессе учения.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий».
В.А. Сухомлинский
Формирование устных и письменных навыков – одна из основных задач начального курса математики. Особенности изучения письменных вычислений обусловлена тем, что у детей быстро развивается усталость при работе с числами. Это объясняется большим количеством операций как письменного сложения и вычитания, так и письменного умножения и деления. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Изложенные факты определили тему моей работы «Формирование прочных вычислительных навыков на уроках математики через игровую деятельность».
Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективности организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разработали К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. В их трудах исследована и обоснована роль игры. В начальной школе происходит смена ведущей деятельности от игровой к учебной. Игровая деятельность привлекательна для младших школьников и способна вызвать положительную мотивацию к познанию нового материала. Доказано, что возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большой степени от методики ее преподавания, от того насколько умело будет построена учебная работа. Поэтому с первого года обучения математике стараюсь провести уроки так, чтобы учебный материал был интересен ученику и заставлял его думать, наблюдать, сопоставлять, делать выводы. Это особо важно в младшем возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Использование игр и игровых ситуаций развивает устойчивый познавательный интерес, помогает им усвоить любой учебный материал. Работая с детьми по программе Н.Б. Истоминой и используя технологии игровой деятельности, пришла к выводу, что мои ученики стали проявлять большой интерес к урокам математики. Заметила, что при проведении таких уроков дети стали чаще проявлять активность, находчивость, сообразительность, считаться с интересами других. Дети играют, а, играя непроизвольно, закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизировнного навыка математические знания.
При разработке игры слежу за тем, чтобы учебные задания предлагались таким образом, чтобы дети воспринимали их именно как задание, но при выполнении их все-таки играли. Считаю, что в игру задание превращает метод их проведения – эмоциональность, непринужденность, занимательность.
В игровую деятельность включаю:
игры-путешествия;
дидактические игры;
деловые игры;
игровые ситуации;
логические игры;
занимательность (стихи, загадки, пословицы, поговорки).
При проведении игр применяю технологию групповой формы обучения, дифференцированного обучения, ведется работа в парах. В своей работе придерживаюсь принципов обучения: доступности, научности, наглядности, природосообразности.
1. Игры-путешествия.
Работая с детьми младшего школьного возраста, приходится много думать, искать, творить. В результате родились игры-путешествия: «В цирке», «В стране сказок», «В стране Мульти-Пульти» и т.д.
Остановимся подробно на игре «В лесной школе».
Учитель, обращаясь к классу, говорит:
– Директор школы Медведев Михаил Потапович приглашает нас в лесную школу. По нацпроекту «Образование» им выделили автобус. У каждого из вас на партах лежат билеты. Внимательно посмотрите на свои примеры и прочитайте их разными способами. Рассаживайтесь поудобнее. Как ведем себя в автобусе? Закрыли глаза… и так мы с вами оказались в лесной школе.
Использование таких игр позволяет детям отдохнуть от однообразной работы с числами, а также способствует привитию интереса к изучению математики.
В играх-путешествиях (продолжительность каждой игры не более 8-10 минут) ненавязчиво обогащается словарный запас слов, развивается речь, активизируется внимание детей, воспитываются нравственные качества.
2. Дидактические игры.
Их можно использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло.
Игру « Теремок» использую при закреплении таблицы умножения. На доске написаны выражения с пустыми окошечками. Дети на калькуляторах откладывают неизвестные компоненты.
18=9*
9* =27
* 4=36
:9=5
81: =9
На доске появляется теремок с закрытыми окошечками. Открываем окошки.
медвежонок
слон
попугай
тюлень
собачка
Дети радостно приветствуют жителей теремка.
Такие игры способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Таким образом, создаются условия для проявления самостоятельности, мыслительной активности, чувства удовлетворенности, успеха.
3. Деловые игры.
В ходе игры каждому участнику необходимо максимально мобилизовать все свои знания, опыт, воображение. В процессе игры вырабатывается умение мыслить системно, продуктивно, возникает стремление к поиску новых идей, а это уже шаг к творчеству. Они могут и должны применяться при обучении школьников.
Игра «Строители». Ребята, теремок стал маленький, старенький. Нашим друзьям стало там тесно жить. Им нужен новый дом. Поможем построить? Вспомним, из чего состоит дом? Дети называют:
фундамент;
стены;
крыша;
труба;
двери;
2 окошка.
На доске примеры. Дети записывают ответ и прикрепляют части модели дома.80+50=130 90+70=160
500+40=540 600+80=680
180-0=180 190-0=190
900-70=830 700-30=670
150-20=130 160-40=120
600-300=300 800-50=750
400+24=424 400+42=442
Возле дома участок неровный. Уложим брусчатку из цифр и получим математическую дорожку. Каждая команда составляет свою дорожку. В каждой строке сумма двух соседних слагаемых должна равняться последующему числу.
1, 6, 7, 13, 20, 33, 53, 86.
2, 7, 9, 16, 25, 41, 66, 107.
Пес Томми загрустил. Ему поручили купить линолеум. Он забыл, как найти площадь. Помогите ему.
Длина пола прямоугольной формы 10метров, ширина 8 метров. Вычислите площадь.
10*8=80(м)
Ответ: 80 м площадь пола.
При подготовке к уроку, содержащему деловую игру, необходимо учитывать уровень знаний и возрастные особенности учащихся. Целенаправленное включение игры в тот или иной вид классной работы повышает интерес детей к этой деятельности, усиливает эффект процесса обучения.
4. Игровые ситуации.
Возможность и целесообразность использования игровых ситуаций на уроках математики в процессе изучения и закрепления нового материала различны в зависимости от целей урока. В большинстве случаев они применяются в качестве вспомогательного средства для активизации познавательно интереса и создания проблемных ситуаций. Это настраивает учащихся на изучение определенного материала и в отличие от игр не требует дополнительного внимания для разучивания правил игры.
Пример: «Помоги другу».
Маленький медвежонок – большой сладкоежка. Он отправился в лес за медом, забрел в болото и заблудился. Если вы поможете ему, то узнаете его настоящее имя.
Арктос – так его назвали древние греки, отсюда и « Арктика» – Медвежья страна. А медведь – это прозвище, произошло от слов мед, ведать. Говорят, что зимой медведь «сосет лапу». Оказывается, не сосет, а лижет. Зимой на подошве отслаивается старая кожа, молодая нежная кожа зудит и мерзнет. Вот и мишка облизывает подошвы горячим языком, и причмокивает губами.
Для создания игровых ситуаций на уроках можно использовать исторические экскурсии, жизненные факты, занимательные задачи, отрывки из литературных произведений, в математике в содержании которых находятся научные факты с привычными жизненными представлениями учащихся, противоречие между необходимостью выполнить определенное и не возможностью осуществить его.
5. Логические игры.
Логические игры, в которых путем « цепочки несложных умозаключений»
можно предвидеть, предугадать необходимый результат, ответ. Игру «Куча мала» использую при решении примеров с переходом через разряд.
– Установи закономерность в расположении следующих чисел и определи, какие числа должны находиться в пустых клетках.
Такие игры можно применять при закреплении таблицы умножения. Если перевернуть, получится другая игра «Числовая пирамида».
Такие упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к процессу мыслительной деятельности.
6. Занимательность.
Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности, все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал. При решении задач использую элементы занимательности: загадки, пословицы, поговорки. Такие задачи, как показывает практика, вносят в урок оживление, развивают воображение и память детей. Вот некоторые из них.
В коробке сидят пауки. У них всего 16 ног.
– Сколько голов?
– Сколько крыльев?
Сколько ног у жука?
– У четырех жуков?
– У шести жуков?
Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок сосед.
На пенек зайчата сели
И по три морковки съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?
Три кошки купили сапожки
По паре на каждую кошку.
Сколько у кошек ножек?
И сколько у них сапожек?
Ученики лесной школы очень любят решать задачи и предлагают вам выполнить следующее задание.
Слон решил 10 примеров, а тюлень на 5 примеров больше.
Из каких частей состоит задача?
Условие;
Вопрос;
Решение;
Ответ.
Поставьте к данному условию вопросы, на которые вы сможете ответить, выполнив арифметические действия.
Сколько примеров решил тюлень?
10+5=15(п) решил тюлень
Сколько примеров решили друзья?
(10+5)+10=25(п) решили вместе
На сколько больше примеров решил тюлень, чем слон?
15-10=на 5(п) больше решил тюлень
На сколько меньше примеров решил слон?
15-10=на 5(п) меньше решил слон
В учебнике было 40 примеров. Слон решил 10 примеров, а тюлень на 5 примеров больше. Сколько примеров осталось решить друзьям?
40-((10+5)+10)=15(п)
Ответ: 15 примеров осталось решить друзьям.
Молодцы, ребята! Вы настоящие путешественники: смелые, находчивые, сообразительные, знающие. Любите животных.
Если вам урок понравился, покажите сигнальную карточку с изображением цветка, если нет карточку с кактусом.
Таким образом, основным в игре на уроках математике является обучение математике. Необходимые условия формирования вычислительных навыков, умение учителя организовать внимание детей. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении рабочего материала. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Систематическое использование игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющих на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся. Поэтому я создаю игровую атмосферу, ситуацию успеха, которая вызывает у ребенка желание трудиться.
Автор: Данилова Ирина Капитоновна