Главная / Начальные классы / Чтение

«Музейный Дом». Работа по картине Пабло Пикассо «Герника». УМК ПНШ

Скачать
804.21 КБ, 1220419.docx Автор: Киселёва Надежда Ивановна, 16 Окт 2015
«Музейный Дом». Работа по картине Пабло Пикассо «Герника». Сегодня, ребята, мы продолжаем знакомство с картинами великих художников и для этого отправляемся в «Музейный Дом». Найдите в «Музейном Доме» картину Пабло Пикассо «Герника». Пабло Пикассо – знаменитый испанский художник. Послушайте, что расскажут вам о жизни этого художника ребята ( заранее подготовлено выступление детей о жизни: детство и юность Пабло Пикассо). Внимательно рассмотрите картину. (показываю детям картину на интерактивной доске) Почему она получила такое название? В каком году написана картина? Что наводит вас на мысль? Да, в 1937 году фашисты разбомбили тихий испанский городок Герника, погубив десятки тысяч жизней. Художник Пикассо – по происхождению испанец, был потрясён этим неслыханным варварством, что он воплотил свой гнев в грандиозном произведении полотна длиной 8 метров и шириной более 3х метров. Можно эту картину назвать цветной? (Да, т.к. он выбрал два цвета: чёрный и белый и их оттенки, иначе бы всю картину пришлось бы залить кровью). Какое впечатление у Вас складывается при рассматривании картины? (Страшное впечатление. Все кричат, несутся куда-то. Охватывает страх. Всюду горе, отчаяние, смерть. Всё разрушено, искалечено, изуродовано). Какие образы Вы увидели на полотне? (Рыдающую мать над телом погибшего ребёнка на руках. Лежащего мужчину, в правой руке сломанный меч, а рядом цветок – это человек не агрессор, а защитник своего народа. Человека с запрокинутой головой, чьи руки подняты к небу в жесте отчаяния. Женщин с каплевидными летящими головами). А каких животных Вы видите? Причём здесь бык? (Бык – главное тотемное животное для народов, населяющих испанию. В испании проходит коррида – национальное развлечение с участием быков). (Другое животное – Конь) Да, конь во многих культурах мира и в испании в т.ч. – это воплощение войны. Какое на картине Пикассо, рассмотрите его? (Свирепый, несущий разрушения, топчущий, подминающий под себя). А бык – грозный и величественный. Женщина как будто просит у него защиты. Почему же художник не мог всё нарисовать целиком? Почему везде обрывки, части? После бомбардировки ничего целого от испанского города не осталось. Всё разрушено, искалечено, изуродовано. Всюду горе, отчаяние и смерть. Такие приёмы, когда даны отдельные фрагменты, когда всё искажено, сдвинуто со своих мест, такие приёмы помогли художнику рассказать о том, что такое война, какие разрушения и страдания несёт война. 70 лет как закончилась война, 70 лет мы живём под мирным небом, но раны оставленные на земле, ещё не скоро заживут. Дети читают стихи: А.Ахматова «Памяти друга». «Письмо папе на фронт». Стихи о войне. (в исполнении учеников класса) Библиографические данные о художнике (дополнительная литература) Рождение, детство и юность художника Пабло Пикассо. «Он родился мёртвым - по крайней мере, так все решили. Ребёнок, рождённый доньей Марией Пикассо де Руис 25 октября 1881 года в 23:15, не подавал признаков жизни. Бросив тщетные попытки оживить его, акушерка занялась доньей Марией. Дон Хосе Руис, муж доньи Марии, как и остальные родственники, собравшиеся посмотреть на ребёнка, сочли его мертворождённым. Другого мнения держался лишь дон Сальвадор, младший брат Хосе, знаменитый искусный врач. Он склонился над ребёнком и выдохнул дым от сигары прямо ему в ноздри, и это произвело эффект, которого не смогла добиться акушерка. Так, «с гримасой и криком негодования» в этот мир пришёл первенец семьи Руис, которого позже нарекли Пабло. Позже, «посреди всех этих напастей» - как вспоминал Пабло, родилась Лола. Для мальчика, привыкшего ко всеобщему вниманию, это была поистине ужасная напасть. В возрасте четырёх лет он начал вырезать из бумаги цветы, животных и причудливых созданий и проецировать их на стену, как в китайском театре теней. Один раз он вырезал из бумаги даже портрет юноши, в которого была влюблена его тётушка Элиодора, и спроецировал на стену, отчего все домочадцы, якобы не знавшие о «секрете», зашлись хохотом, кроме Элиодоры - та, конечно, покраснела до ушей. Иногда Пабло рисовал животных карандашом. Первое слово, которое он произнёс, было «пис» - коротко от «лапйс», «карандаш». «Пис, пис!» - требовал он у матери, и та давала ему чем рисовать. Как любому кудеснику, ему нужны были зрители, и его юные кузины Конча и Мария стали первыми свидетелями удивительных вещей, которые Пабло творил буквально из ничего. «Сделай ньюфаундленда доньи Толы Кальдерон! - требовали они, или: - Вырежь нам петуха, которого тетя Матильда прислала из Алауриньехо!» «А теперь? - спрашивал он. - С чего мы начнём?» Мария всё время просила изобразить ослов, иногда она просила начать рисунок со спины, иногда - с ног, иногда - от ушей. И с чего бы он ни начал, ножницами ли он орудовал или карандашом, всё всегда заканчивалось тем, что волшебным образом появлялось именно то животное, о котором его просили. Школа всегда была для Пабло сущим наказанием. Неугомонный мальчуган терпеть не мог подчиняться правилам и чаще всего этого и не делал. В любой момент он мог встать и постучать в окно, надеясь, что его увидит дядя Антонио, женатый на одной из сестёр его отца - он жил в доме напротив. Нередко тот приходил выручить племянника и развеять его скуку прогулкой. Но приходил он только через один час, по просьбе самого Пабло - ему казалось, раз один - самое маленькое число, то и ждать один час должно быть недолго. Нетерпеливый Пабло не понимал, почему один час длится так долго - целую вечность. Он получал то, что просил, но не то, чего хотел. Его бунтарство шло рука об руку с глубочайшим страхом одиночества. С тех пор, как Лола вытеснила его из центра вселенной их матери, Пабло отчаянно старался быть ближе к отцу и глубоко почитал его. Он любил наблюдать, как тот рисует. Пабло до ужаса боялся остаться в школе один, а уроки навевали на него скуку. Обычно у него хватало упорства и хитрости, чтобы добиваться своего, но когда ему не удавалось повлиять на взрослых, его воля оборачивалась против него же самого и он заболевал - иногда это было лёгкое недомогание, достаточное, однако, для того, чтобы мать оставила его на день дома, а иногда и серьёзный недуг. Долгое время он провел в постели с почечной инфекцией, отчего родители пошли на новые уступки, когда бойкий мальчик наконец выздоровел и вернулся в школу. Теперь с ним посылали служанку, чтобы она держала голубя, пока Пабло его рисует; а когда позволяли средства, приглашали преподавателей на дом. В школе всё его внимание поглощали часы: он неотрывно следил за стрелками, будто мог усилием воли заставить их двигаться быстрее - к часу дня, когда за ним приходил отец. Причиной проблем Пабло, скорее всего, была дислексия (трудности в освоении чтения и письма – Прим. И.Л. Викентьева), но о ней, разумеется, тогда ничего не знали, и его поведение пугало и сбивало с толку. «Что нам делать? - спрашивали себя его близкие. - Потом выучится, мальчик не глупый. Однажды ему всё станет понятно само собой». Но школа продолжала оставаться для Пабло кошмаром, а чтение и письмо - непостижимыми загадками. Не прикладывая ни малейших усилий, он стремительно совершенствовался в рисовании, чем отвлекал внимание родителей от сложностей с учёбой. На уроках он постоянно что-нибудь калякал на полях учебников и превращал чернильные кляксы в животных и человечков. В конце своего экземпляра «Наставления в литературе, или Риторики и поэтики» он нарисовал спаривающихся ослов и написал неказистый похабный стишок: Без лишних церемоний Подняла ослиха хвост. Пристроился к ней сзади Осёл, незваный гость. Даже наказания приносили ему радость: «За плохое поведение учеников отсылали в "камеры" - комнаты с белеными стенами и скамейками. Я любил там бывать: брал с собой пачку бумаги и рисовал без остановки. Наказания были для меня настоящим праздником, и я даже специально нарывался на неприятности, чтобы учителя меня там запирали. Меня никто не трогал, и я рисовал, рисовал, рисовал...» В сентябре 1891 года дон Хосе решил, что сыну пора всерьёз заняться художеством, и написал прошение директору школы изобразительных искусств: «Дон Хосе Руис Бласко, гражданин сего города, настоящим просит вас милостиво принять своего сына, Пабло Руиса, в ученики вашей достопочтенной школы». В прошении он использовал своё полное имя - фамилии отца и матери, как принято в Испании, но Пабло был назван только по отцовской фамилии. Прошение одобрили, и Пабло зачислили в класс его отца по декоративной живописи. Дон Хосе продолжил совмещать две роли - отца и учителя, и прежде, чем в него окончательно поверил отец, учитель понял - у него появился необыкновенно одарённый ученик. Пабло следовал строгим академическим правилам школы: копировал гипсовые слепки, учился рисовать фигуры, делал углем эскизы правой ступни, левой руки, правого бедра. В 1895 году он столкнулся с ещё двумя тайнами: тайной власти и тайной смерти. Десятого января умерла от дифтерии его восьмилетняя сестра Кончита. На глазах Пабло она превращалась из улыбчивой девочки со светло-русыми кудряшками, которую он рисовал с такой нежностью, в призрака - такой он нарисовал её незадолго до того, как её похитила смерть. Он наблюдал за тем, как много раз - но тщетно - приходил доктор Рамон Перес Косталес, друг его отца и «непримиримый республиканец», и за родителями, которые боролись за спасение сестры. К его недоумению, Рождество и Богоявление в том году отмечали как обычно, и родители дарили подарки всем детям, уберегая Кончиту от осознания приближающейся смерти. В отчаянии Пабло заключил с Богом ужасный договор. Он поклялся пожертвовать своим даром и никогда больше не брать кисть в руки, если тот спасёт Кончиту, чем обрёк себя на ещё большие муки: теперь он одновременно хотел, чтобы Кончита выздоровела, и в то же время хотел её смерти, чтобы не отказываться от своего дара. Когда она всё же умерла, Пабло решил, что Бог зол, а судьба враждебна, но одновременно был убеждён, что именно из-за его двоемыслия Бог убил Кончиту».
Автор: Киселёва Надежда Ивановна
Похожие материалы
Тип Название материала Автор Опубликован
документ «Музейный Дом». Работа по картине Пабло Пикассо «Герника». УМК ПНШ Киселёва Надежда Ивановна 16 Окт 2015
презентация Пабло Пикассо. "Герника". Диск Мицейкене Наталья Алексеевна 4 Июн 2015
документ Конспект урока литературного чтения во 2 классе по УМК «Перспективная начальная школа» Тема: Художественный образ в литературе. М. Пришвин «Золотой луг». Поход в «Музейный дом»: В. Ван Гог «Подсолнухи». Сидорова И.В. 29 Июн 2015
презентация, документ литературное чтение 3 класс ПНШ. Тема: С.Козлов Июль. Поход в «Музейный Дом». Слушаем музыку. Ложкина Татьяна Владимировна 7 Дек 2015
документ УМК «ПНШ» Русский язык 3 класс ТЕМА «Работа со словарями» Щукина Светлана Валерьевна 11 Апр 2015
презентация Работа по картине В.И. Сурикова «Боярыня Морозова». Сельцова Валентина Ивановна 20 Мар 2015
документ УРОК ПО ТЕМЕ : «РАБОТА ПО КАРТИНЕ А.А.Пластова «ПЕРВЫЙ СНЕГ». (Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег» в 5 классе) Лепешкина Валентина Федоровна 22 Ноя 2015
разное Урок русского языка 2 класс .Сочинение по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели» УМК «Школа России» . Гришина Елена Адольфовна 31 Мар 2015
документ Музейный урок «Война – это...» Зянтерекова Ираида Анатольевна 4 Апр 2015
документ Реферат «Возможности внеурочных занятий по УМК «ПНШ» в формировании личностных УУД». Коваленко Татьяна Адиковна 31 Мар 2015
документ Тема: «Работа по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода». Н.А.Некрасов «Дед Мазай и зайцы» (отрывок). Толоконникова Дарья Юрьевна 6 Ноя 2015
документ Урок литературного чтения во 2 классе Природа для поэта – любимая и живая Ю. Коваль «Три сойки» Поход в Музейный Дом А. Дюрер «Заяц» УМК «Перспективная начальная школа» Динмухаметова Рушания Фахразиевна 27 Окт 2015
документ УМК «Перспективная начальная школа». Литературное чтение. 2 класс. Тема: Природа для поэта и художника – любимая и живая. Ю.Коваль «Три сойки». Поход в музейный Дом. А.Дюрер «Заяц» 33ischmuratova 23 Янв 2016
документ «Планирование работы творческого объединения учителей работающих по УМК «ПНШ». Шмарина Тамара Александровна 19 Фев 2016
презентация, документ «Имена собственные» Урок по русскому языку - 1 класс (УМК "ПНШ") по новым стандартам. Блинова Юлия Владимировна 20 Мар 2015
разное Технологическая карта урока в 1 классе по УМК ПНШ по теме «Буква ь знак для обозначения мягкости согласных звуков» Кузьмина Надежда Витальевна 30 Мар 2015
презентация Поход в «Музейный дом»Д.Арчимбольдо «Лето»,«Осень»Ю.Мориц «Букеты» Барсукова Наталья Васильевна 2 Апр 2016
документ Особенности изучения русского языка по УМК «ПНШ» Боголепова Ирина Александровна 30 Мар 2015
документ Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс. УМК «ПНШ» Ершова Татьяна Анатольевна 31 Мар 2015
презентация, документ Урок русского языка в 3 классе УМК "ПНШ".Тема: «Изменение существительных по падежам». Зинченко Наталья Владимировна 7 Апр 2015
документ план-конспект урока по литературному чтению Сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства» 3 класс УМК ПНШ Федорова Наталья Евгеньевна 26 Ноя 2015
презентация, документ Урок литературного чтения в 4 классе по теме: Д. Самойлов «Красная осень». УМК ПНШ. Попова О.В. 25 Авг 2015
презентация, документ УМК ПНШ для проведения урока "матиматика" в 3 классе по теме: «Умножение на число 100» Попова Ирина Владимировна 11 Апр 2016
презентация, документ УМК ПНШ для проведения урока "матиматика" в 3 классе по теме: «Делить на 0 нельзя!» Попова Ирина Владимировна 11 Апр 2016
презентация, документ УМК ПНШ для проведения урока "матиматика" в 3 классе по теме: «Измерение площади многоугольника» Попова Ирина Владимировна 11 Апр 2016
презентация, документ УМК ПНШ для проведения урока "матиматика" в 3 классе по теме: «Деление разности на число. Закрепление изученного» Попова Ирина Владимировна 11 Апр 2016
разное Урок развития речи (УМК «Начальная школа XXI века, 3 класс) «Сочинение по картине И.С. Остроухова «Золотая осень». Подготовила Асейкина Л.В. Асейкина Людмила Владимировна 26 Окт 2015
документ Рабочая программа по технологии. 1 класс. УМК «ПНШ» Рабочая программа составлена по программе Т.М. Рагозиной, И.Б. Мыловой  «Технология». УМК «Перспективная начальная школа». 1 класс. Ершова Татьяна Анатольевна 21 Мар 2015
документ Рабочая программа по математике. 1 класс. УМК «ПНШ» Рабочая программа составлена по программе Чекина А.Л., Чураковой Р.Г.  «Математика». УМК «Перспективная начальная школа». 1 класс. Ершова Татьяна Анатольевна 30 Мар 2015
документ Урок по развитию речи в 4 классе. Работа по картине «Зима в лесу». (Подготовка к сочинению ). Идаева Рашида Ахметнагимовна 1 Апр 2015
документ Работа по картине Валентина Серова «Портрет Мики Морозова» Корлыханова Анна Максимовна 29 Фев 2016
документ Творческая работа по картине Б.М.Кустодиева «Масленица» Рощупкина Наталья Владимировна 9 Дек 2015
презентация Сочинение по русскому языку по картине И.Я.Билибина «Иван- Царевич и лягушка-квакушка» 3 класс . УМК "Школа России" Кучеренко Елена Александровна 25 Окт 2015
документ Проверочная работа по разделу «Учимся любить» ПНШ 3 класс Лутохина Наталья Александровна 30 Мар 2015
презентация Презентация к уроку "Пабло Пикассо, великий и ужасный" в 9 классе Микушева Татьяна Альбертовна 20 Мар 2015
документ Урок литературного чтения в 3 классе УМК «ПНШ». Тема: К.Г. Паустовский «Заячьи лапы». Мухтарова Гулия Рифовна 30 Мар 2015
документ Урок русского языка в 4 классе по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе» УМК ПНШ Склярова Наталья Николаевна 26 Окт 2015
презентация, документ УМК ПНШ для проведения урока "матиматика" в 3 классе по теме: «Поупражняемся в использовании свойств деления и повторим пройденное» Попова Ирина Владимировна 11 Апр 2016
разное Музейный урок по теме:«Ручная набойка – промысел наших предков» Кузнецова Вера Викторовна 1 Апр 2015
презентация, документ Сочинение по картине «Письмо с фронта». Наталья Владимировна Черных 20 Мар 2015