Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования. Ганиева Ирина Хиндулловна
Введение
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. То есть данная проблема не нова в плане её постановки. Но не нова она и в плане доказательства необходимости её решения уже в дошкольном возрасте. Общеизвестное выражение С.В.Михалкова «Все начинается с детства» применимо в данном случае. Более того, игнорирование или формальный подход к решению проблемы творчества в дошкольном детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Это объясняется тем, что дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Именно воображение – одно из психологических новообразований в дошкольном возрасте. В последующие годы не складываются такие благоприятные возможности для его развития. Поэтому творчество, развитие творческости – одна из главных задач дошкольного воспитания. В концепции дошкольного образования на этом сделан особый акцент. В настоящее время необходим широкий подход к проблеме, понимание её как развитие творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его к миру природы, предметов, миру людей, в отношении к себе (т.е. творческое саморазвитие).
Общепризнанна возможность творческого развития детей во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников.
Однако до сих пор проблема развития творчества остается наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей. Тайна научного творчества с давних времен интересовала самих ученых, а художественного - поэтов, писателей, композиторов, актеров. Человечество, пытаясь понять творчество, по сути, пытается понять себя, пожалуй, самую главную сущностную характеристику человека. Что касается детского творчества, то понимание его столь же важно для взрослого не только в смысле осознанного управления творческим развитием ребенка, но и для понимания собственно зрелого творчества.
Исходя из выше сказанного считаю, что тема «Влияние нетрадиционных видов изо деятельности на развитие творческих способностей ребенка» актуальна в данный момент.
ЦЕЛЬ: Апробировать влияние нетрадиционных видов изо деятельности на развитие творческих способностей ребенка.
ОБЪЕКТ - развитие творческих способностей.
ПРЕДМЕТ - нетрадиционные виды изо деятельности.
ГИПОТЕЗА - Творческие способности будут развиваться, если учитывать следующие условия:
Постановка предмета, объекта и цели позволило сформулировать следующие задачи:
Методы и приемы: - Изучение и обобщение передового опыта;
-Диагностика уровня знаний и умений детей.
Теоретическая значимость творческой работы состоит в том, что в ней обосновывается целесообразность применения педагогических условий.
Структура работы: введение, глава 1, глава 2, заключение, приложение, библиография.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ВИДОВ РИСОВАНИЯ
И.П. Сакулина писала, что детская изобразительная деятельность дошкольников при всём её своеобразии сходна с аналогичной деятельностью взрослых и постепенно приобретает единую с ней структуру и жизненный смысл.
Изобразительная деятельность детей (лепка, рисование, аппликация) относится к сфере изобразительного искусства. Искусство – художественное (образное) отображение человеком окружающего его мира: предметов, явлений природы, общества, себя. Огромное влияние оказывает искусство на детей.
Маленькие дети очень любят рисовать, можно сказать, что в детском возрасте рисуют все. Так что же представляет собой детский рисунок? Можно ли считать его произведением искусства? Над этим задумывались многие психологи, педагоги, искусствоведы, этнографы, медики. Этот вопрос рассматривался в исследованиях зарубежных и отечественных учёных: физиолога В.М. Бехтерева, искусствоведа А.В. Бакушинского, педагогов Г.В. Лабунской, Е.А. Флёриной и др.
Многие достоинства заметила Е.А. Флёрина:
Во-первых, искренность, эмоциональность, непосредственность выражения ребёнком своих мыслей и чувств (черты, присущие самым высоким образцам искусства). Что обычно поражает в детском рисунке? Конечно не форма и способы, а умение использовать минимум средств, передать своё состояние.
Во-вторых, содержательность. Рисунок даже самого маленького ребёнка, несёт в себе какое - то содержание. Как только малыш понимает, что на листочке может быть что-то изображено, все штрихи, линии, пятна, каракули приобретают значение, отражая мир, в котором он живёт. Рисуя, ребёнок часто рассказывает о своём замысле: « это рыба…, а это акула - каракула подскочила». На бумаге каракули, но они полны содержания. В рисунках старших дошкольников – всё, что окружает детей, что их, волнует. Чем больше малыш знает о мире, тем шире тематика его рисунков. Ещё одно ценное качество детского рисунка – смелость. Малыш не боится рисовать, он хочет и может нарисовать всё. Для маленького ребёнка нет ничего невозможного. А ведь риск, способность к риску. Смелость – непременное условие и характеристика творческой личности.
Потенциал творческих возможностей, заложенных в человеке, не имеет границ. Важно создать все необходимые условия для того, чтобы с раннего детства человек имел возможность воспользоваться своим богатством, мог свободно ориентироваться в любой ситуации. Чтобы он стал находчивым и изобретательным. Именно такой человек способен легко перенести все невзгоды, трудности и не будет зависеть от обстоятельств. Дети дошкольники еще не знают, на что они способны. Вот почему наш долг - максимально использовать их эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному, их тягу к открытиям для развития их творческих способностей во всех видах деятельности, а в изобразительной - особенно, так как это самый доступный и любимый вид занятий у детей.
Рисование, аппликация, конструирование для детей не просто забава-это радостный, творческий, вдохновенный труд. Чтобы не иссякало ощущение счастья творчества, каждому ребенку необходимо с детства развивать эту способность фантазировать и познавать окружающий мир. Эти качества пригодятся ему в любой деятельности. И если из ребенка не вырастет художник, то в нем непременно разовьется человек, способный, как истинный художник, внимательно замечать все, что происходит вокруг него и обостренно реагировать на жизнь.
Творческие потенции ребенка связанны почти целиком лишь с тем, что ребенок так щедро получил от природы. Но полноценное творчество зависит также и от приобретенных с опытом свойств:
-умение отвлекаться от частностей, мыслить абстрактно;
-навыка работы с материалом;
-жизненного опыта.
Лишь удачное соединение приобретенного с опытом и до опытного, природного, формирует большой талант.
Целенаправленное обучение под руководством взрослого, педагога позволяет детям дошкольного возраста овладевать средствами и способами изобразительной деятельности. В понятие «средство и способы деятельности» включают материалы, используемые в рисовании, лепке, аппликации (карандаши, краски, кисти, глина, пластилин, доски, клей, разнообразная бумага, ножницы), способы их приготовления к работе, а также способы создания изображения и выразительные средства передачи образа. Руководство творческим развитием ребенка - миссия трудная, она требует от воспитателя знаний специфики детского творчества, умения тонко, тактично, не навязывая детям своего понимания представления, поддерживая инициативу, самостоятельность, способствовать активному овладению изобразительной деятельности и развитию творчества.
Радость творчества становится детям много доступнее, когда они учатся рисовать, и знают, что есть специальные приемы, с помощью которых можно разрешить трудности в рисовании. Чем больше места воображению, тем выше творческая активность, тем более раскован ребенок, и тем больше возможности у ребенка преодолеть технические трудности рисования.
Рисование в детском саду, так же как и деятельность художника, включает определенную технику, овладеть которой ребенку необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении различных задач, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающем. Поэтому обучение детей технике рисования должно осуществляться не само по себе, не ради технического совершенства изображения, а для того, чтобы ребенок мог выразительно и без особых затруднений создать то изображение, которое он захочет. То определение техники рисунка, которое принято в изобразительном искусстве, в основном применимо и к технике детского рисунка. Различие заключается в том, что у ребенка дошкольного возраста происходит первоначальное развитие разнообразных и тонких действий руки, которые необходимы для рисования и овладение которыми составляет для маленького ребенка специальную задачу. Эта задача не является для малыша формальной.
Многолетний опыт работы Т.С. Комаровой по развитию детского изобразительного творчества позволил ей убедиться в том, что овладение техникой изображения, если обучение ей строится с учетом специфики деятельности и возраста детей, не является для них скучным и не интересным делом. Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист за другим. Широко известно стремление детей освоить то или иное действие, движение. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием ребенок его повторяет, как бы демонстрируя свой успех, радуясь ему. При повторении изобразительных действий у ребенка формируется свобода движений, уверенность движений руки, изобразительные умения. Это доставляет ребенку радость, вызывает чувство удовольствия, желание рисовать. В результате складывается положительное отношение к этой деятельности.
Постепенное накопление у детей запаса представлений составит базу для работы воображения. Однако воображение не простая сумма представлений. Представления обычно изменяются, комбинируются, складываются в новые образы. Чем богаче образы представления у детей, тем богаче и разнообразнее будут замыслы.
Накоплению представлений и развитию воображения способствует вся воспитательная работа с детьми. И в этом плане помогают разнообразные игры, сказки, произведения художественной литературы. Полезны и специальные упражнения - словесные описания, придумывание окончаний к сказкам, составление собственных рассказов, разнообразных изображений из одного набора форм и деталей, дорисовывание простых фигур. Одним словом, изобразительная деятельность ребенка должна основываться на впечатлениях об окружающей действительности. Чем многообразнее и богаче жизнь, чем больше впечатлений получит малыш, тем шире будет диапазон содержания, из которого он будет черпать образы для творческой изобразительной деятельности. А все это, в свою очередь, будет способствовать развитию воображения, без которого, не может быть творчества в какой бы то ни было художественной деятельности.
Известный отечественный художник- график В. А. Фаворский писал: «Было бы чрезвычайно радостно, если бы удалось детское творчество, не ломая и не отрывая, но и не консервируя его а, постоянно усложняя, переводить в творчество взрослых, не теряя богатств, завоеванных ребенком».
Автор: Ветчинкина Александра Олеговна