Развитие самостоятельности и творческого потенциала у детей на основе изобразительного творчества
Способность к творчеству, творческая самостоятельность и активность формируются у детей постепенно. Первый всплеск активности и первичной самостоятельности в сфере изобразительного и предметного творчества, как правило, проявляется в 2-3 летнем возрасте. Одним из важнейших симптомов «кризиса трехлетнего возраста» является стремление ребенка к самостоятельности намерения, замысла. Он не только пытается установить новые формы отношений с окружающими, но и переходит на более высокий уровень исследования окружающего мира.
В возрасте от 2-4 лет детям в их изобразительном и предметном творчестве в первую очередь нужна психологическая поддержка через стимуляцию их интереса и мотивации, создание условий для творческой деятельности, исследования различных материалов и форм. Им необходимы тактичное присутствие взрослого, помощь в нужный момент, поддержка их самостоятельности и творческой активности (например, совместная деятельность ребенка и взрослого).
В этом возрасте ребенок активно исследует материал и порой сам процесс творчества для него бывает важнее, чем создаваемый творческий продукт. Его внимание быстро переключается с одного объекта на другой, поэтому очень важно предложить ему на занятиях самые разнообразные материалы и образцы изделий.
Для детей данного возраста характерно наглядно-действенное мышление; еще слабы и недостаточно развиты зрительно-моторная координация, произвольное внимание, воображение, навыки и умения самостоятельной работы. Однако в этом возрасте происходит интенсивное сенсорное развитие (ребенок усваивает цвета, знакомиться с формами), развитие ориентировки в пространстве.
Дети 4-5 лет обладают уже несколько большими творческими возможностями, так как у них появляются зачатки образного мышления, которые получают свое дальнейшее развитие в процессе игровой деятельности и могут активно развиваться на занятиях по изобразительному и предметному творчеству. В этом возрасте ребенок может оперировать представлениями, у него уже закрепились определенные умения и технические навыки самостоятельной работы (в том числе с художественными материалами, инструментами), он уже может более детально разрабатывать свой замысел.
Самостоятельная художественная деятельность может быть различной по содержанию, однако все аспекты проблемы в данном случае рассматриваются применительно к изобразительной деятельности.
Самостоятельную изобразительную деятельность детей можно противопоставить изобразительной деятельности на занятии. Она осуществляется в свободное от занятий время и как игра возникает по инициативе ребенка. Ребенок свободен в выборе темы, материала начала и окончания работы.
Возникая под влиянием тех или иных мотивов, она представляет собой одну из форм самостоятельности дошкольника, и уже в этом ее ценность. Ребенок проявляет себя как субъект деятельности: он самостоятельно ставит цель (определяет тему изображения), выбирает средство ее достижения, выполняет работу и получает результат.
Если соотнести самостоятельную изобразительную деятельность и изобразительную деятельность детей на занятии, то смысл последней в конечном счете заключается в формировании у ребят способности к самостоятельному отражению своих впечатлений. Именно в условиях самостоятельной деятельности идет процесс саморазвития, становления личности.
Относительно высокий уровень самостоятельной деятельности проявляется в постановке ребенком все более разнообразных целей (определение тем изображения) согласно впечатлениям, которые его волнуют. Ребенок, восхищенный вечерним закатом солнца, стремится рассказать об этом в рисунке (другой ребенок - в стихах, музыке и т.п.). Под влиянием яркого циркового представления он может отразить впечатления в лепке или других видах деятельности. Для личностного развития важно, что у ребенка появляются самостоятельные устремления такого рода.
Если дошкольник относительно свободно владеет способами изображения и при этом не боится поисковой деятельности при отсутствии каких-то изобразительных решений, тогда детское «хочу» объединяется с «могу» и ребенок испытывает радость от деятельности. Важно создать для ребенка условия такие, чтобы операционно-техническая сторона деятельности, реализующая это «могу», выполнялась не на чисто репродуктивном, а на творческом уровне. Например, ребенок был поражен машиной, увиденной на дороге, и решил нарисовать друзьям такой автомобиль. Нарисовал «наизусть» то, что хорошо умел рисовать, но удовлетворения не получил, так как не смог передать то, что видел. Это и есть репродуктивный способ реализации замысла. Для творческого воплощения замысла необходимо:
• Яркое впечатление;
• Осмысленное, анализирующее восприятие;
• Способность к переносу, варьированию, поиску способов изображения;
• Сравнение получаемого результата с представлением и
корректировка образа.
Такой ребенок, если чувствует недостаток информации (нечеткость представления), при всей эмоциональной захваченности темой, может по своей инициативе вернуться к восприятию предмета и т.д. То есть способность под влиянием действенных мотивов искать и находить средства для достижения цели (отобрать материал, ярко представить образ, находить способы изображения, комбинируя известные, видоизменяя, дополняя их и изобретая новые) - очень важное, помимо мотива и целеполагания, проявление высокого уровня развития самостоятельной деятельности.
Получение нужного, удовлетворяющего ребенка результата и отношение к нему: стремление применить его в соответствии с первоначальным смыслом деятельности (подарить, привлечь зрителей к восприятию и сопереживанию содержания; бескорыстное удовлетворение от удачного поиска и исполнения задуманного) - также свидетельствует о высоком уровне самостоятельности детей. Одним из ярких проявлений такого отношения ребенка к результату деятельности является возвращение к теме или, что более ценно, к одной и той же работе, стремление улучшить ее; длительное, иногда в течение нескольких дней занятия одним делом, темой.
Любая деятельность, возникающая по инициативе ребенка, требует особенно внимательного отношения и тонкого руководства, т.к. инициативу ребенка легко нейтрализовать, более того, можно невольно разрушить замыслы детей и даже разрушить деятельность. Дети не всегда принимают взрослого в свою игру, часто не позволяют вмешиваться в изобразительный замысел. Поэтому в целях сохранения самостоятельности и активизации творчества детей руководство такой деятельностью должно быть косвенным.
Изобразительная деятельность наряду с игрой - одна из наиболее предпочитаемых детьми в свободное время. Однако анализ собственной педагогической деятельности показывает, что при отсутствии развивающего обучения самостоятельная деятельность нередко носит репродуктивный характер: дети рисуют наизусть то, что умеют. Если проанализировать рисунки детей пятого года жизни, выполненные в свободное время, то, как правило, по тематике и способу изображения они сходны с темами занятий. Следовательно, обучение, ориентированное на развитие самостоятельности и творчества, - непременное условие становления самостоятельной художественной деятельности. Иначе ребенок остается в лучшем случае на уровне эмоционального побуждения к деятельности, но ограниченный в средствах, перестает ставить соответствующие цели.
Другое необходимое условие - обогащение детей впечатлениями и, как результат наличие эмоционального интеллектуального опыта. Чем богаче опыт, тем разнообразнее по тематике и содержанию детские рисунки, поделки. Дети - пятилетки могут рисовать на самые разнообразные темы (природа, транспорт, деятельность людей, сказочные несложные сюжеты, предметный мир и т.п.).
Рисунки, поделки, выполненные детьми вне занятий, дают богатую информацию воспитателю об интересах ребенка, о том, что его волнует, о способах изображения, которыми он владеет. Такая информация позволяет педагогу более точно планировать работу на специальных занятиях: отбирать любимые темы, более точно определять задачи, характер методов обучения и т.п.
Необходимо очень серьезно относиться к анализу содержания самостоятельной изобразительной деятельности, так как она существенным образом поможет воспитателям определить характер познавательной деятельности детей на занятии. Проявленный в самостоятельной деятельности индивидуальный опыт детей может быть таким, что позволит организовать изобразительную деятельность на занятии на репродуктивно-вариативном уровне, а возможно уже и на творческом, минуя этап сообщения детям готовых знаний и способов деятельности. Возможно, наоборот, в самостоятельной деятельности обнаружится полная беспомощность детей в изображении каких-то явлений при одновременно ярко выраженной потребности воплотить эти впечатления в рисунке (лепке). Это послужит основой постановки соответствующих учебных задач на занятии.
Для того, чтобы вызвать у детей желание в свободное время поупражняться в способах изображения, воспитатель может после занятия положить детские поделки (рисунки) и соответствующий материал на видное место, где ребята обычно занимаются самостоятельно (выкройки поделок, природный материал, бумагу того же цвета, формата и т.п.).
Самостоятельная художественная деятельность по содержанию может быть связана с играми, театрализованной деятельностью, подготовкой к праздникам и т.п.
Например, на этапе развития сюжетно-ролевой игры дети стараются атрибутикой обозначить, подчеркнуть свою роль (у врача есть фонендоскоп, термометр и пр.; у капитана - бинокль, фуражка; у журналиста - кинокамера и т.д.). Недостающие атрибуты игры дети могут сделать сами, вместе с воспитателем. Это весьма полезно, так как стимулирует творчество в использовании предметов-заменителей. Поделки, изображающие животных, птиц, успешно можно использовать в настольном, пальчиковом, теневом театре. Аппликации из ткани и на ткани вполне приемлемы в быту. Несложные мозаичные панно, аппликации из пуха, соломы и растительных форм (флористика) - прекрасное средство оформления интерьера руками детей. Во всех этих случаях возможно применение действенной мотивации. Получения адекватного результата и использование его по назначению оказывают большое влияние на становление самостоятельной деятельности, на общее психическое и личностное развитие детей.
В развитии самостоятельной художественной деятельности родители - незаменимые помощники педагога. Воспитатели обязательно должны раскрывать родителям смысл изобразительной деятельности, ее значение для общего развития дошкольников; объяснить, на каком уровне находится деятельность их детей; какие задачи решает педагог на занятии; в чем его трудности; чем могут и должны помочь родители. Родителям надо рассказать об условиях, которые следует создать для ребенка в семье. Необходимо рассказать и даже показать, приглашая на занятия, как взрослые в семье могут вместе с детьми рассматривать предметы, наблюдать изображаемые явления. Следует разъяснить, как это важно для рисования (лепки) и общего развития детей. Следует объяснить родителям, что к детским работам надо относиться бережно, привести примеры их применения, побуждать ребят приносить домашние работы в детский сад, радоваться домашним успехам со всеми детьми. Детские работы, выполненные на занятии и в свободное время в детском учреждении, также обязательно должны быть представлены родителям. Необходимо обращать внимание на продвижение их ребенка, но сравнение его деятельности не с успехами других детей, а с его собственными, призывать взрослых членов семьи к поддержке в ребенке уверенности в своих силах, смелости, разъяснять недопустимость насмешек, которые навсегда могут лишить ребенка желания делиться с близкими своими успехами и неудачами. Итак, работа с семьей - один из путей косвенного влияния на самостоятельную изобразительную деятельность детей и развитие ребенка в ее условиях.
Специфика взаимодействия воспитателей и детей в самостоятельной изобразительной деятельности заключается в сотрудничестве взрослого и ребенка. Наблюдая за деятельностью, возникающей по инициативе дошкольников, педагог очень осторожно может «подключиться» к детским замыслам: сначала в роли благодарного зрителя, умеющего удивляться, радоваться, сопереживать. На фоне такого эмоционального соучастия, обыгрывания образа, его эстетического восприятия возможны вопросы, побуждающие ребенка к развитию замысла, поиску способов действия; советы, если ребенок нуждается в них.
Вполне применима в этом случае этапность формирования творчества, используемая Л.Н.Толстым в его школе, но не в позиции учителя, а в большей степени в позиции партнера. Педагог может ненавязчиво, как бы для себя, демонстрировать процесс творчества, рассуждая, размышляя вслух (лепить, рисовать, делать поделку). Дети всегда любят смотреть на то, что и как делает педагог. На глазах у детей происходит демонстрация приемов замысливания образа, поиска его вариантов способов действия, отказ от каких-то решений и нахождение новых и т.п. В таком процессе поисковой деятельности на уровне предварительного замысливания, исполнительства и дальнейшего при этом развития замысла можно постепенно подключать кого-то из детей. Сомневаясь в своих решениях, советуясь с детьми, демонстрируя радость, удовлетворение от их соучастия, подхватывая и развивая их идеи, воспитатель постепенно раскрывает им сущность такой деятельности.
Особого подхода требует самостоятельная коллективная деятельность. В этом случае руководство выражается:
• Во-первых, в наблюдении, выявлении, а то и в предложении мотивов деятельности;
• Во-вторых, в наблюдении за процессом коллективного замысливания, распределения и планирования последовательности работы, помощи в случае необходимости;
• В-третьих, в наблюдении за процессом реализовывания замысла, согласования действий на правах участника или заинтересованного зрителя;
• В-четвертых, в положительном принятии результата деятельности и его применении.
Воспитателям, следует искренне интересоваться тем, что делают дети, проявляя себя благодарным, добрым зрителем, а если надо - помощником.
Таким образом: создание внешних условий; обучение на занятиях; уровень взаимодействия воспитателей и детей, ориентированный на развитие самостоятельности - непременные факторы становления самостоятельной художественной деятельности, в которой проявляется и формируется мотивационно-потребностная сфера личности ребенка, наиболее успешно развивается творчество.
Автор: Миролюбова Ольга Викторовна