Консультация для родителей на тему «Материалы для рисования и их свойства; использование различных материалов и инструментов в процессе изобразительной деятельности»
Цель: познакомить родителей с материалами для рисования и их свойствами;
расскзать об использовании различных материалов и инструментов в процессе изобразительной деятельности дошкольников.
Задачи:
1. познакомть родителей с материально-техническими средствами (материалами, инструментами, принадлежностями), с помощью которых осуществляется изобразительная деятельность;
2. рассказать о правилах ухода за художественными материалами;
3. продемонстрировать на основе образцов и детских работ использование того или иного материала, инструмента;
4. научить родителей нескольким практическим приёмам изображения предметов, выполняемых в различных техниках разными изобразительными материалами.
Ход консультации:
Художники в своём творчестве используют разнообразные краски (масло, гуашь, темперу, акварель); различные материалы (соус, уголь, сангину, пастель, цветные карандаши и т. д.). И в детское творчество также необходимо включать разные краски, карандаши, мелки и т.д. и учить детей пользоваться этими материалами в соответствии с их средствами выразительности.
Обучение технике рисования – не самоцель. Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни. Разнообразие изобразительных материалов обогащает восприятие и представление детей, способствует расширению их знаний об изобразительном искусстве, изобразительной деятельности, делает её для них более привлекательной, интересной. Каждый из материалов, который может быть предложен детям для рисования, имеет свою специфику, свои выразительные возможности.
Первые краски, с которыми знакомится ребёнок и которыми учится рисовать – это гуашь. Эти краски наиболее подходящие для младших дошкольников, так как они дают яркий, плотный цвет, легко наносятся на бумагу, подвижны, легко подчиняются руке. Рисунки детей, выполненные гуашью, ярки, выразительны, живописны. Гуашь продаётся в баночках различных цветов. Гуашь – кроющая краска, непрозрачная, поэтому после высыхания её можно накладывать цвет на цвет. Наряду с основными красками – красными, жёлтыми, синими и т. д. в наборе обязательно присутствуют белила. Рисуют гуашью на бумаге, картоне, холсте. Разбавляют гуашь водой. Основной недостаток гуаши – её недолговечность, особенно, если она положена густым слоем. Поверхность рисунка покрывается плотным, непрозрачным, матовым слоем. При высыхании – светлеет. Гуашь, хранящуюся в баночках заливают небольшим количеством воды и плотно закрывают крышкой, для того чтобы она дольше сохранила свои замечательные свойства.
По мере взросления ребёнка следует учить работать акварельными красками. Они удобны в употреблении, быстро сохнут, легко наносятся на бумагу. Акварель (от латинского слова «вода») – водяные краски. Отличительными свойствами акварельных красок являются очень тонко растёртый пигмент и большой процент клеящих веществ
в качестве свяующего. Живопись акварелью известна издавна и выполняется в основном
на бумаге мягкими волосяными кистями (беличьими и колонковыми). Благодаря тонкой растирке пигмента акварельные краски приобретают своё главное достоинство – прозрачность. Цвет в акварельной живописи складывается не только из цвета краски, но из цвета белой бумаги. Просвечивая через тонкий слой краски, бумага как бы освещает акварельный цвет изнутри. Это придаёт акварели необычную воздушность и звучность. Перед использованием акварельные краски смачивают водой.
Пастель – толстые стерженьки разного цвета в бумажной облатке, напоминающие цветные мелки. Пастелью работают на шероховатой бумаге как цветными карандашами, нанося штрихи и полосы, которые можно растушевать пальцем или растушкой – бумажной или замшевой палочкой. Пастель даёт матовый, слегка блёклый, красочный слой. Пастель плохо соединяется с бумагой и осыпается.
Уголь – круглый стерженёк длиной 10 - 12 см и диаметром 5 – 8 мм. Этот мягкий, ломкий, крошащийся материал плохо соединяется с бумагой, осыпается. Для уменьшения осыпания этого материала следует пользоваться закрепителем. Таким закрепителем может являться лак, распыляемым из баллончика на расстоянии 30 см. Уголь даёт глубокий матово-чёрный след, хорошо видимый на расстоянии. Он легко смахивается сухой тряпкой и стирается резинкой. Им можно рисовать разнообразные линии, выполнят глубокую штриховку и тушёвку как концом, так и плашмя. Углём работают на ворсистой бумаге, задерживающей угольную пыль.
Мел – материал, который применяется для рисования на классной доске, позволяет выполнять линейные рисунки, а также штриховку и тушёвку. Для стирания нужно иметь две тряпки – сухую и слегка увлажнённую: сухой устраняют ошибки и наносят тушёвку растиркой меловой пыли; влажной освежают наиболее тёмные места и начисто стирают рисунок с доски. Рисунки мелом можно создавать на чёрном фоне, выполненном заливкой тушью.
Карандаш цветной – материал, представляющий собой толстый стержень, в состав которого входят жировые частицы. При сильном нажиме стержни сильно крошатся и ломаются. Жирный, блестящий след цветного карандаша прочно соединяется с бумагой, поэтому плохо удаляется резинкой и слабо воспринимает повторную прокладку другим цветом. Следовательно, деревянную оправу цветных карандашей надо стачивать на меньшую длину, чем у простых, и слабо нажимать на оправу. Не следует затачивать цветные карандаши слишком остро, ни в коем случае нельзя ронять цветные карандаши. Существуют самые разнообразные наборы цветных карандашей: от 6 до 48 цветов и оттенков. А если взять несколько разных наборов, то можно составить и более богатый комплект. Чем больше карандашей, тем богаче и ярче картина, которую ты можешь ими нарисовать. Очень удобны в использовании трёхгранные цветные карандаши. Они способствуют более быстрому развитию мелкой моторики дошкольников. Внешне цветные карандаши почти не отличаются от простого карандаша, только внутри деревянной «рубашки» у них грифели разного цвета. Для удобства цвет «рубашки» соответствует цвету грифеля. Используя этот материал, можно нарисовать рисунок разноцветными линиями разного нажима, а можно долго водить карандашом по какому-нибудь месту: таким образом получится пятно. Пятно может быть не только любого цвета (это зависит от цвета карандаша), но и любого тона, который зависит от того, с каким нажимом ты рисуешь. Если у тебя небогатый набор цветных карандашей, то ты можешь смешивать их, накладывая более тёмные поверх более светлых. Таким образом ты можешь увеличить количество цветов (художники говорят, «расширить палитру»). Имея лишь красный, жёлтый и синий карандаши, ты можешь, смешивая их попарно, получить зелёный, фиолетовый, оранжевый. Смешивая все три, получишь коричневый. Можно также добиваться различных оттенков этих цветов, меняя нажим на карандаши. Некоторые дети мочат карандаши водой или лижут их языком, чтобы они ярче писали. Действительно, от этого карандаши пишут ярче, но срок их службы меньше: от воды грифель карандаша быстро разрушается.
Автор: Пешкова Татьяна Владимировна