"Как селились наши предки"
Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация
Цели и задачи: познакомить детей с традиционными местами проживания наших предков, объяснить значение слов: село, предки, пашня, крестьянская усадьба, конопатить, рубить избу, тёс; познакомить детей с пословицами и поговорками русских людей; знакомство детей с русскими народными песнями и мелодиями; активизировать познавательный интерес; развивать внимание, память, мышление; живость речи, наполненной пословицами и поговорками, языковое богатство; воспитывать патриотические чувства: любовь и уважение к Родине, России, к русскому народу, бережное отношение к истории русского народа, традициям и обычаям; желание быть похожими на своих трудолюбивых и старательных предков, заимствование положительных качеств характера через интерес к занятиям и авторитет педагога.
Материалы и оборудование: экспозиция в группе «Подворье»: изба и убранство избы, сарай (стойла для коров и лошадей, курятник), баня и ее убранство, туалет, колодец, поленница, собачья будка. Усадьба располагается как бы на берегу реки, через которую проложен мост на другой берег, где лес. Пакля. Указка. Магнитофон и кассета с русскими народными песнями «Ой, мороз, мороз» и «Ой, при лужке, при лужке».
Непосредственная образовательная деятельность
Дети слушают запись русской народной мелодии.
Дети, вам нравится мелодия? Что под нее можно делать? Давайте подвигаемся, как бы вам хотелось. Молодцы, мне понравилось, как вы пляшете. Это русская народная мелодия «Ой, мороз, мороз». Мы ее с вами сегодня еще услышим. А теперь идите за мной.
Воспитатель приглашает их подойти к экспозиции «Подворье».
В лесистых местах, по берегам рек садились, оседали, ставили свои дома и хозяйственные постройки наши предки (те, кто жил раньше нас). «Возле леса жить – голодному не быть». В лесу зверь и птица, дикий мед, ягоды и грибы. Недаром много пословиц и поговорок сложил народ о дарах леса, например о грибах: где один гриб, там и другой; в мочливые (дождливые) годы грибы растут. Лес рядом, а в нем на всякую болезнь зелье растет: травка, листок какой, цветок, например, подорожник лечит раны – приложишь чистый листок подорожника к разбитой коленке и кровь течь перестанет.
Селились рядом родственники и просто соседи (те, кто рядом сели). Постепенно появлялось село (сесть, селиться). Строилось село не день, не два. Надо было вначале рубить лес, освобождая место для строительства и землю под пашню (вспаханное поле под посевы: рожь, пшеницу).
Изба, туалет, сарай, банька – вот что такое крестьянская усадьба. Строились наши предки широко – ведь земли много, лес рядом, а значит и строительный материал под рукой. А русские люди всегда были трудолюбивыми и старательными, любое дело, которое начинали обязательно до конца доводили, никогда не бросали, и не ленились.
Дома строили большие, чтобы все под одной крышей поместились и стар, и млад. Семья в куче – не страшна туча. Как вы понимаете эту пословицу? Давайте перечислим, кто мог жить под одной крышей у наших предков?
Строить усадьбу выходили двадцать человек. Вот сколько нас, много, вот столько же взрослых мужчин выходило строить усадьбу. Как говорили наши предки: чем больше рук, тем легче труд. Саша, подними вверх две своих руки. Долго будет строить Саша своими двумя руками дом. А теперь давайте поднимем вверх все наши руки. Много? Ох, с нашей помощью, с помощью всех наших рук Саша очень быстро построит дом. Поэтому наши предки и говорили: чем больше рук, тем легче труд. Но работников приглашали тоже ни каких-нибудь. Избу мог срубить, поставить, построить еще по-другому, не каждый. Тут и опыт нужен, и мастерство, и знание.
Строительство начиналось с валки леса. Что это значит? Значит, рубили дерево и валили его на землю. Ведь так, когда оно стоит, его не унесешь. А так срубили, повалили, и теперь, хоть коней запрягай - вези, хоть кати. Срубив дерево, ствол его очищали от коры и сучьев, веток. А затем ставили избу без гвоздей, да так что ни одной щелочки не найдешь. Бревнышко на бревнышко. Вот какие мастера были. Теперь так уже не строят. А чтобы и вовсе зимой тепло было, никакой ветер, мороз не пробрался в избу: ее конопатили, то есть прокладывали между бревнами паклей. Вот она, посмотрите, потрогайте. А теперь осторожно подойдите к избе и посмотрите, между бревнышек вы увидите паклю, потрогайте пальчиком, чтобы убедиться, что она действительно есть.
У наших предков на всякий случай была пословица. И в этом случае, об избе они говорили так: не для лета изба рубится, а для зимы. Как вы понимаете, подумайте, почему не для лета? Это значит, что изба строится крепко, бревнышко кладется к бревнышку без единой щелочки, да еще и конопатится между бревнами паклей, чтобы никакой зимний ветер, вьюга и метель не страшны были жильцам этого дома, чтобы никакой мороз не пробрался в избу. А крышу раньше делали из толстого слоя соломы или тёса, то есть деревянных щепочек, ее так умело крепили, чтоб и ветер не развеяли, и дождь не промочил. Вот какие мастера наши предки были.
Вот какая изба, ни дождь, ни снег, ни ветер ей не страшны.
А теперь выходите в середину комнаты, будем игра.
Дети, становитесь в один ряд, беритесь за руки, образуя тем самым цепочку. Вожаки Ульяна, по команде начинает бег со сменой направления и вся цепочка начинает движение за ней. Однако никто кроме вожака не знает направления движения, поэтому достаточно сложно удержать равновесие и не рассоединить цепочку. Будьте внимательны. Ульяна, начинай.
Давайте вспомним, почему наши предки строили свои села около леса?
А для чего тогда строились еще и по берегам рек? Правильно, у наших предков не было воды в доме, как сейчас в городских домах есть водопровод. Воду брали из рек. Для чего? Правильно, варить еду, умываться, мыть посуду. А стирать хозяйки приходили прямо к реке, садились на берегу, стирали и песни пели.
А в некоторых крестьянских усадьбах, как в нашей, во дворе копали колодец. Не всегда дойдешь до реки, например, попить или суп сварить. Это вон куда, через весь двор к реке идти, а зимой река замерзала, надо прорубь делать, то есть рубить во льду дыру - прорубь, чтоб воды набрать, а колодец ближе и удобнее. Под землей текут подземные реки и наши предки знали об этом, когда копали колодец. Копают, копают глубокую яму, до подземной реки докопают, вода поднимется, наши предки вокруг ямы домик вот такой построят, чтобы грязь, пыль никакая не попадала в чистую воду, еще и ставнями сверху закроют. Для чего ставни на колодец делали? Правильно, молодцы.
Вот какие наши предки были умные, трудолюбивые, умелые люди.
Днем работали, а вечерами, тогда света не было такого как у нас, электрического, ни телевизоров, ни компьютеров, даже радио не было, тогда собирались наши предки всей семьей на крылечке у дома, соседей в гости приглашали и разговаривали, или песни пели и плясали. Давайте сейчас тоже послушаем русские народные песни, которые пели наши предки вечерами. Вы можете, если хотите поплясать под музыку.
Понравились вам песни? Почему?
Давайте вспомним, где селились наши предки?
Почему около леса и реки?
С чего начиналось строительство?
Как называется все вместе: изба, сарай, баня – все вместе это….? Правильно, Подворье.
Автор: Дроздова Наталья Алексеевна