Составление детьми творческих рассказов по портрету. Технологии ТРИ З.
Схема этапов рассматривание портрета и составление алгоритмов для описания и его схематическое обозначение.
Это очень важно уметь рассматривать. Но как это все запомнить, а потом еще и рассказать.
Вся работа по данному направлению была разделена мной на 3 этапа.
На первом этапе проводятся игры и тренинги по результатам которых круг постепенно заполняется схемами этапов рассматривания. Составление алгоритма с детьми для описания портрета и его схематическое обозначение.
Практика и поиск новых путей повышения результативности речевой работы, позволяют определить в качестве средства оптимизации процесса речевого развития – метод наглядного моделирования , который дает возможность ребенку зрительно представить и запомнить некоторые понятия . Этапы развития навыков наглядного моделирования формируют навык самостоятельного моделирования.
Кто главная фигура на портрете? Человек ,женщина(Договоримся обозначать людей «кругами»).
Кто еще живой находится на картине? Кошка (Договоримся обозначать животных овалом).
Где находится главная фигура (в середине, в центре).
Нарисуйте на листе круг в центре.
Где находится кошка на картине? (рядом с главной фигурой, справа от женщины).
Нарисуйте овал справа от круга.
Что еще написал художник на картине? Стол (Договоримся не живые предметы обозначать квадратами). А где написал художник стол? (Перед женщиной или главной фигурой).
Нарисуйте на своем листе квадрат перед кругом. Самовар на столе зарисуйте его квадратом.
Все любят играть ? Игра «Подзорная труба»
Игра Вы объект
Каждый из Вас выберет для себя объект и превратиться в него.
Ваши объекты не бездушные ,а волшебные. Они умеют думать и говорить.
Итак ВЫ ОБЪЕКТ.
Поиграем в игру «Кто о чем говорит?».
К нам пришли «Волшебники».
К нам пришел волшебник «Я ощущаю запах»
Какой запах можно услышать, если оказать рядом с купчихой и кошкой.
К нам пришел волшебник «Я ощущаю лицом и руками»
Опишите свои ощущения от соприкосновения с кошкой или другим объектом.
К нам пришел волшебник «Я пробую на вкус».
Можно разделить все объекты на съедобные и не съедобные и передать свои вкусовые ощущения.
На первом этапе в конце каждой игры происходит зарисовка схемы, я рекомендую их составить в форме волшебных часов.
Но вот волшебные часы у нас есть. Можем посмотреть сказать предложение, а рассказа все нет.
2 этап. Цель. Формирование умения у детей старшего дошкольного возраста рассматривать портрет и задавать вопросы. Задачи: - учить детей задавать вопросы по портрету в соответствии с алгоритмом (считывание схем); - отвечать на поставленный вопрос, высказывая своѐ личное мнение; - давать психологическую характеристику герою (по позе, по взгляду, по цвету определять настроение героя);
Технология работы на втором этапе имеет свои особенности. Необходимо задавать вопросы с объяснением связей между содержанием и средствами выразительности. Чем больше вопросов возникает у детей в процессе восприятия портрета, тем выше возрастает их интерес к этому виду искусства. Логика сочетания вопросов обусловлена особенностями портретной живописи: Целостное восприятие (кто изображен?), затем переходим к описанию лица, рук, одежды, деталям, предметам, фону, окружению и опять к целому объекту.
Формы подачи могут быть очень разные.
«Кто задаст самый интересный вопрос по портрету?» - тренинг на формулировку вопросов.
Например можно предложить :
детям задавать вопросы по очереди. Например, на первые два пункта алгоритма задаѐт вопросы один ребѐнок, а на следующие – другой т.д.
Разделиться на две команды: Одна команда будет задавать вопросы ,а другая отвечать.
Игры
1. Игра «Оживлялки»: Предлагаю скопировать позу купчихи. Что вы почувствовали? Какое у вас стало настроение? Почему?
2. «Расскажи про настроение», «Чем похожи, чем отличаются», « У кого из героев грустное, сердитое, веселое, задумчивое выражение лица? Какие черты лица вам помогли это узнать», «О чем говорят глаза?»
3. Отношение художника к персонажу ? Как художник передал его? (Красками, позой, мимикой, название портрета).
4. «Узнай по описанию»- Эту игру проводят, если на картине 2 или более персонажей. Учимся описывать внешний вид человека. Трудность возникает в описании лица изображенного человека. Перед детьми выставляется 3-5 портретов. Ведущий описывает выражение лица человека на одном из портретов, а другие дети отгадывают, что это за портрет.
Эффективно проводить дидактические игры и игровые приѐмы на закрепление умений образно высказывать свои суждения. Проводятся они как на самом занятии, так и в совместной деятельности.
Обучение детей изложению своих мыслей в форме связного монолога по изображѐнному на портрете.
На третьем этапе детям предлагается составить описательный рассказ по портрету без наводящих вопросов. При этом дети научаются самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя использовать схему. В процессе работы над портретами дети учатся последовательно составлять рассказ, выражая своѐ отношение к изображаемому персонажу, используя в речи прилагательные, образные сравнения. У детей появляется умение строить сложноподчинѐнные предложения, высказывать свое мнение, его обсуждать и доказывать.
Данный опыт моей работы с целью совершенствовать умение в составлении описательных рассказов, а также подготовке детей к школе привел меня к следующим выводам:
• использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчило детям овладение этим видом связной речи;
• наличие зрительного плана сделало такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными;
• мыслительно-речевая деятельность детей приобрела более сложные формы;
• развилась языковая форма выражения мыслей, суждений, впечатлений;
• развивалась наблюдательность, последовательность изложения увиденного и услышанного, активность пользования словарным запасом, умение рассказать обдуманно и осмысленно.
На экране вы видите «Дошкольный вестник» издание самих детей.
Где они схематично:
1.Создали портрет женщины, которую видят каждый день.
2. Описали ее профессию - музыкального работника через предметы.
3. Выразили свое отношение к ней.
И все это - они сделали не умея читать и писать.
Дети активно используют умение составлять рассказ в сюжетно-ролевой игре «Школа», где обучают друг друга рассказыванию по схемам.
Автор: Ватрашкина Татьяна Николаевна