Главная / Дошкольное образование / Развитие речи

Развитиеобразнойречи

Развитиеобразнойречи

Проблема развития речи в широком понимании входит в про­блему становления словесного творчества детей дошкольного возраста, а еще шире — в формирование общих художественно-творческих способностей детей.

Исследователи рассматривают детское творчество как дейст­венный и активный путь освоения окружающей действитель­ности. Творческая деятельность развивает разные способности ребенка, выявляет его запросы и интересы, приобщает его к ис­кусству и культуре.

Сроки становления разных видов деятельности неравномер­ны, и каждый вид творческой деятельности ребенка имеет свою специфику. Вместе с тем существуют и какие-то общие вопросы, которые решаются исследователями в любом виде деятель­ности ребенка, особенно в развитии художественно-творческих способностей. Это вопросы об источниках и условиях возник­новения творчества у детей, создании художественной среды, роли руководства творческим процессом, о понимании связей и отношений между обучением и творчеством, репродуктив­ным и продуктивным путями создания образа.

Живопись, музыка, поэзия — это виды единого процесса эстетического освоения действительности, имеющие общий источник и способы художественной деятельности, связан­ные с развитием способности воображения. Именно эту спо­собность психологи считают универсальной по отношению к любому виду человеческой деятельности, и наиболее успешно способность воображения развивается в процессе творческой деятельности в области искусства.

Проблема развития творчества детей дошкольного возраста широко и всесторонне изучалась в разных направлениях в Ин­ституте дошкольного воспитания АПН: анализ творческих компонентов в различных видах деятельности дошкольника, развитие воображения в игре, формирование детского художественного творчества. Все исследования в той или иной степени затрагивают вопросы развития творческих способнос­тей детей, рассматривая их как сочетание интеллектуальных, познавательных и эмоционально-волевых моментов.

Одной из важнейших проблем развития художественных способностей дошкольников является соотношение обуче­ния и творчества. Важным показателем обучения является возникновение у ребенка интереса к художественной дея­тельности, самостоятельность и активность в процессе твор­чества (Н.А. Ветлугина). »

Огромную роль в становлении детского творчества играет восприятие произведений искусства и накопление художест­венного опыта. Если говорить о словесном творчестве, то здесь на первый план выступает восприятие произведений художест­венной литературы, устного народного творчества, в том числе и произведений малых фольклорных форм (пословицы, пого­ворки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы. В содержание работы по развитию художе­ственно-речевой деятельности дошкольников входит также развитие образной, выразительной речи.

Дошкольников знакомят*с разными жанрами литературных произведений, их специфическими особенностями, ярким и образным языком; их вводят в мир художественных образов, развивая эмоциональное отношение к явлениям природы и взаимоотношениям людей. Дети дошкольного возраста способ­ны воспринимать композицию произведения, развитие сюжет­ной линии, динамику событий, взаимоотношения героев, раз­нообразные средства художественной выразительности.

С произведениями литературного творчества ребенок встре­чается с первых лет жизни, однако далеко не все дети овладе­вают умением создавать собственные сочинения, да еще грам­матически правильно, связно, выразительно. Психологи свя­зывают трудности развития словесного творчества со многими причинами: недостаточной сформированностью психических процессов (мышления, восприятия, воображения), малым жизненным опытом, неразвитой языковой способностью, от-1 сутствием опоры на внешние объекты, существующие в других видах деятельности (изобразительной, музыкальной и т. д.). Поэтому большинство исследователей подчеркивает необхо­димость специального обучения при развитии творческих спо­собностей в области слова.

Развитие образности как важной характеристики связной речи С.Л. Рубинштейн считал необходимым условием для пост­роения контекста новыми речевыми средствами. Он писал о том, что как ни существенна для речи связность ее построения, «проблема речи не сводится к одной лишь логической связан­ности (и точности); она включает и проблему образности,... так как образ, выражая обобщенное содержание, вместе с тем вы­ходит за его пределы, вводит специфические оттенки, непере­даваемые в отвлеченной формулировке обобщенной мысли».

Так, всякая метафора выражает общую мысль, и в то же вре­мя она вносит новые оттенки в эту мысль и содержит больше того, что дает формулировка. Все формы образности речи — метафоры, аллегории, сравнения — это специфические сред­ства выражения различного смыслового содержания.

Возможности дошкольников в понимании средств художе­ственной выразительности и использовании этих средств в своей речи достаточно велики. Здесь, конечно, большое зна­чение имеет целенаправленное руководство взрослых.

Эмоционально-выразительная сторона развития речи име­ет большое значение и для развития ее связности. Конечно, основой смыслового содержания речи является то, что она обозначает, однако подлинное владение построением связно­го высказывания непременно включает в себя понимание вы­разительных моментов, раскрывающих внутренний смысл, который вкладывает в него говорящий.

Эмоциональность ребенка создает предпосылки и возмож­ности для дальнейшего развития сознательных форм вырази­тельности речи. Однако для того, чтобы эти возможности пре­творить в действительность, необходимо проводить специаль­ную работу и вооружить ребенка способами выражения в слове определенного художественного содержания.

Развитие логичности речи надо проводить параллельно с развитием выразительности, так как нельзя в связной речи рас­членять эти элементы. Только тогда мы сможем развивать со- I

знательную речь, которая должна быть связной, точной и выра­зительной. Здесь мы говорим о выразительности в активном, а не в пассивном смысле, т. е. основная задача — не только научить детей понимать выразительность речи при восприятии литературного произведения, но и активно употреблять усвоен­ные средства выразительности в своей речи.

Это умение раскрывать не только семантическое содержа­ние, но и эмоционально-выразительный подтекст высказыва­ния является очень существенной чертой полноценного рече­вого развития и становления словесного творчества в целом. Как уже отмечалось, важнейшей особенностью словесного творчества дошкольников является его взаимодействие с вос­приятием произведений художественной литературы, которая является неисчерпаемым источником обогащения речи образ­ными средствами. Взаимосвязь этих процессов (восприятия и творчества) исследователи прежде всего видят в том, что оба вида деятельности требуют специальногр целенаправленного развития, только тогда они будут влиять на образное восприя­тие детьми художественного текста и перенос усвоенных зна­ний в их сочинения.

Образная речь является важной составной частью воспита­ния культуры речи в широком смысле этого слова. Под культу­рой речи понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соот­ветствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно. Речь стано­вится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, разви­вается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.

Высокий уровень речевой культуры включает такие призна­ки, как богатство, точность и выразительность. Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие ис­пользуемых языковых средств. Точность речи можно рассмат­ривать как оптимальное словоупотребление: это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание вы­сказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логичес­кой последовательности. И, наконец, выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих усло­виям и задачам общения. Многие исследователи доказали, что природа речевой образ­ности у детей и взрослых разная. Психологическое объяснение >' процесса усвоения дошкольниками переносного значения сло­восочетаний дано в исследовании О.М. Дьяченко, раскрываю­щем механизмы развития продуктивного воображения детей,) использующих разные по структуре образы воображения — «опредмечивающий» и «включение». Сначала ребенок расчле- ! няет нечленимое в сущности словосочетание, а впоследствии | может включать его в определенную речевую ситуацию.

В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой зада- ■ чи с развитием образности речи. Так, словарная работа, направ-ленная на понимание смыслового богатства слова, помогает ре­бенку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образ­ность. В формировании грамматического строя речи в плане | образности особое значение приобретает владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структурное Jи семантическое место формы слова в предложении и в целом высказывании. Именно здесь выступает развитое «чувство сти- 1 ля», умение использовать разнообразные грамматические сред- ] ства (инверсия, соотнесенность синтаксиса с темой высказыва­ния, уместное употребление предлогов и др.). Подчеркнем здесь и роль синонимии грамматических форм и конструкций в зависимости от их смысловых оттенков,их роль в построении связного высказывания.

Синтаксический строй считается основной тканью речевого высказывания. В этом смысле разнообразие синтаксических конструкций делает речь ребенка выразительной. Если же рас-сматривать звуковую сторону речи, то от нее во многом зависит и интонационное оформление высказывания, а отсюда и эмо­циональное воздействие на слушателя.

На связность (плавность) изложения текста влияют и такие характеристики звуковой культуры речи, как сила голоса (громкость и правильность произношения), четкая дикция, темп речи.

Основным содержанием работы на занятиях по развитию ре-чи является обучение способам наилучшего использования языковых средств для образного выражения задуманного со-держания на основе развития всех сторон речи. Все лексичес­кие, грамматические и интонационные упражнения проводят-ся на материале фразеологизмов, загадок, пословиц, которые

!

уточняют представления детей о разнообразии жанров и образ­ности их и углубляют художественное восприятие литератур­ных произведений. Такое обучение способствует осознанному переносу сформированных представлений в словесное творче­ство. При этом формирование образности речи проводится в единстве с развитием других качеств связного высказывания (структурного оформления и образной лексики в соответствии с выбранным жанром); обращается внимание и на понимание целесообразного использования средств художественной выра­зительности в сказке, рассказе, басне.

В результате у детей формируется эмоциональный отклик на образное содержание литературных и фольклорных произведе­ний, что влияет на построение связных высказываний и ис­пользование образных средств в сочинениях детей. Повышение уровня логического и наглядно-образного мышления детей обусловлено усвоением переносного значения слов и словосо­четаний, обобщений и аллегорий, заключенных во фразеоло­гизмах, загадках, баснях. Этому способствует и параллельное выполнение разнообразных творческих заданий, наталкиваю­щих детей на объяснение использования тех или иных средств художественной выразительности, рассуждения о том, почему в загадке используются сравнения, во фразеологизме — различ­ные словосочетания.

У дошкольников можно развить понимание различий значе­ния слова в зависимости от смысловых оттенков, дающих им дополнительные эмоционально-оценочные характеристики. Обучаясь целесообразному употреблению слов в словосочета­ниях и предложениях, они переносят навыки отбора уместных языковых средств при сочинении своих рассказов и сказок, что является необходимым условием развития связной речи. Спе­циально организованная лексическая работа, направленная на формирование у дошкольников умений отбирать лексические средства, наиболее точно соответствующие раскрываемому за­мыслу, рассматривается в контексте произвольности выстраи­вания связного высказывания (Л А. Колунова).

Итак, работа над смысловой стороной слова выдвигается на первое место, так как именно семантический отбор слов в соответствии с контекстом и речевой ситуацией (раскрытие значений многозначного слова, использование синонимов и антонимов) оказывает самое существенное влияние на фор­мирование осознания явлений языка и речи. Развитие словесного творчества на основе формирования чуткости к слову и оттенкам его значений можно вести по iразным направлениям. ПреждеВсего необходимо обращать внимание детей на обогащение Жизненных впечатлений, а для этого постоянно организовывать целенаправленные на­блюдения (например, за проезжающим транспортом). Затем перед детьми ставится вопрос в необычной форме (как по-сказочному сказать, о чем гудит-рокочет мотор?), а после этого они придумывают сказку о грузовике и грузовичке. Аналогично проводятся наблюдения за деревьями. Дети при­думывают, о чем они могут разговаривать, а затем сочиняют сказки о дереве и деревце. После чтения сказок дети, отвечая на вопросы, отмечают необычные выражения и слова, раз­личные по смысловым оттенкам {белка — белочка, лиса — ли­сонька). В своих сказках, тема которых дается по аналогии с прочитанной, дети наделяют персонажей необычными ка­чествами, используя антонимы и другие средства противопо­ставления, в которых имеются слова с разными смысловыми оттенками.

Задание на составление сказок на основе парного сопостав­ления (о елке и елочке, о ветре и ветерке) ставит детей в такую творческую ситуацию, в которой они задумываются над раз­личными характеристиками сказочных персонажей.

Таким образом, для развития образности речи необходимо вводить детей в сказочную ситуацию и постоянно работать над пониманием прямого и переносного значения слова, его смыс­ловых оттенков, что приведет к уместному и точному употреб­лению образных слов и выражений в сочинениях детей.

В обучение включается работа над смысловыми оттенками значений знаменательных частей речи (домик — домище; иг­рать — проиграть; умный — умнейший), пониманием смысло­вой близости и различия разнокоренных синонимов, а также над пониманием словосочетаний в переносном значении (лес дремлет; злая зима).

Специально разработанные игры и упражнения на образо­вание смысловых оттенков значений имен существительных (книга — книжка — книжонка), глаголов (бежал — забежал), прилагательных (умный — умнейший), на подбор синонимов и антонимов к изолированным словам и словосочетаниям (по всем частям речи), на развитие понимания переносного зна­чения многозначного слова позволяют сформировать у детей

навык переноса в свои сочинения слов с различными смысло­выми оттенками, отражающими эмоциональное состояние, настроение, чувства героев, характеристику персонажей.

С одной стороны, речевые игры и упражнения качественно развивают словарь, с другой — они являются важным подгото­вительным этапом для развития связной монологической речи.

При выборе темы детям можно не давать готового названия, а подсказывать возможные варианты развития сюжета, особен­ности характеров персонажей (сказка о послушном и шаловли­вом зайчиках). Или задается начало, в котором у героев проти­воположные характеристики (строгий папа — ласковая мама). Широко надо использовать самые разнообразные ситуации, которые требуют точного речевого обозначения, продолжения, завершения.

Таким образом, работа над композицией, структурным оформлением высказывания является как бы фоном, на кото­ром идет работа над образными средствами, в том числе и смысловыми оттенками значений слова. В целом же работа над смысловой стороной слова не только углубляет понимание си­нонимических и антонимических отношений, но и влияет на замысел рассказа, помогает в развитии сюжета, активизирует воображение.

Под влиянием обучения изменяются сочинения детей: от схематичного перечня, описания событий и фрагментарного повествования дети переходят к созданию занимательных сю­жетов, правильному композиционному построению, динамич­ности и четкой завершенности связного высказывания. Пони­мание смысловых оттенков значения слов помогает детям реализовать оригинальность творческих замыслов, выразить необычность поступков героев сказок, подобрать неожиданную развязку. Изменяется и отношение детей к своему творчеству: оно становится критичным и осмысленным. А самое главное — дети оценивают не только сюжет, но и язык повествования, вы­деляя разнообразные средства выразительности.

От уровня развития чуткости к смысловым оттенкам слова зависит и уровень развития словесного творчества, так как у де­тей повышается" смысловая точность речи, совершенствуется грамматический строй, а это позволяет пользоваться усвоенны­ми навыками в любом самостоятельном высказывании.

Развитие у ребенка творческого воображения тесно связано с развитием языковой способности. Велика роль работы с про изведениями изобразительного искусства в развитии такого ка­чества связной речи, как образность, так как формирование эсте­тического восприятия произведений живописи оказывает влия­ние на использование средств художественной выразительности в разных видах высказывания — описании, повествовании, рас­суждении, которые зависят от жанра картины (Е.В. Савушкина).

Возможности старших дошкольников понимать художест­венный образ являются условием переноса этих представлений в словесное творчество, а взаимосвязь разных видов искусства (музыки, литературы, живописи) влияет на употребление раз­нообразных языковых средств при построении связных выска­зываний.

Старший дошкольник способен воспринимать художествен­ный образ живописного произведения и соотносить это вос­приятие с созданием словесного образа, который он передает в собственном сочинении. Здесь речь идет не о прямом описании или рассказе по содержанию картины (что часто наблюдается в практике работы дошкольных учреждений), а о восприятии об­раза произведений, будь то пейзаж, натюрморт или жанровая картина, и о дальнейшем осмыслении его, умении передать свои впечатления в словесном творчестве.

В связи с этим рассмотрен искусствоведческий аспект про­блемы, выясняющий роль эстетического воспитания детей и особенности разных видов искусства, которые отличаются осо­бой структурой художественного образа. Существуют виды ис­кусства, которые прямо изображают явления жизни (живопись, художественная литература, театр), и те, которые выражают эмоциональное состояние художника (музыка, декоративно-прикладное искусство).

Подчеркивая уникальность каждого вида искусства, имею­щего определенные преимущества (равно как и известные ог­раничения) по сравнению с другими видами в изображении тех или иных сторон жизни, исследователи отмечают и стремление разных видов искусства использовать опыт смежных искусств. Характеристика разных видов изобразительного искусства (жи­вопись, натюрморт, пейзаж, жанровая и историческая картина, портрет) дается для того, чтобы подчеркнуть, какие специфиче­ские особенности каждого жанра доступны пониманию до­школьников (сюжет, композиция, колорит). Картина раскры­вает перед ребенком новое содержание, будит новые впечатле­ния и ассоциации, развивает воображение.

Ознакомление с разными жанрами живописи позволяет де­тям в линиях, красках, композиции угадывать выражение чувств и мыслей художника, понять, какую важную роль игра­ют художественные средства в создании того или иного образа. Это развивает у детей интерес к произведениям искусства, они могут охарактеризовать героев, дать название картинам. Обу­чение включает развитие умения видеть, понимать художест­венный образ произведения живописи, высказываться на тему картины, видеть в ней главное. Параллельно должна идти ра­бота по обогащению речи детей выразительными средствами (метафорами, эпитетами), развитию умений выстраивать вы­сказывание, используя предложения разных типов, соблюдая

структуру.

К таким занятиям можно подобрать фольклорные, литера­турные и музыкальные произведения, которые углубляют впечатления детей от рассматриваемой картины, заставляют их находить новые языковые средства для выражения своих впечатлений. Существуют разные виды занятий: посещение музея, рассматривание и рассказывание на тему жанровой картины, пейзажа, натюрморта и портрета, рассказывание по двум картинам разных художников на одну тему, использова­ние метода «вхождения» в картину и словесного рисования, проведение выставок картин.

Взаимосвязь разных видов искусств углубляет эмоциональ­ное впечатление детей, развивает их чувства и образную речь. В высказываниях детей появляется четкая структура, содержат­ся разнообразные средства выразительности (эпитеты, метафо­ры, сравнения). Ребята не только могут составить рассказ или сказку на тему, изображенную на картине, но и замечают наст­роение художника, переданные им чувства, соотносят содержа­ние картины с литературными или музыкальными произведе­ниями, выражая свои впечатления ярко и образно.

Ознакомление с разными жанрами изобразительного искус­ства углубляет осознание детьми разных типов связных выска­зываний. Во-первых, дети начинают свободно определять жанр («Это пейзаж, потому что здесь нарисована природа»; «Это на­тюрморт: здесь изображены цветы на столе»). А во-вторых, при рассматривании пейзажа и натюрморта дети составляют выска­зывание описательного типа, при рассматривании жанровой картины придумывают сюжетный рассказ (или сказку). При этом находят место и высказывания типа рассуждения, и контаминированные тексты, когда в ткань повествования включа­ется описание или рассуждение.

Такая работа влияет на точность словоупотребления, выбор и качество образных средств, используемых в сочинениях детей, на развитие образного мышления и речевую культуру в целом.

Необходимо развивать словесное творчество и на основе восприятия литературных произведений, при этом просматри­ваются линии взаимосвязи с изобразительной, музыкальной и особенно театральной деятельностью (Л.В. Танина).

До обучения восприятию литературных произведений у большинства детей формируется умение придумывать связ­ные тексты, композиционно их оформлять. Однако сюжеты многих детских сочинений бывают элементарны и громоздки, в них отсутствует фантазия. Проявляется также неумение со­единять сказки, строить диалоги действующих лиц, изобра­жать (драматизировать) литературные персонажи. Рисунки на тему о театре отличаются бедностью, однообразием колорита. А представления о театре у детей нечеткие: они не могут объ­яснить, кто ставит спектакль, какова роль актеров, сценарис­тов, художников, музыкантов в театре.

На всех этапах опытного обучения необходимо серьезное внимание уделять развитию всех сторон речи: грамматичес­кой, лексической, фонетической во взаимосвязи с развитием связной речи и ознакомлением с художественной литера­турой.

На речевых занятиях большое значение придается развитию каждой стороны речи. В лексике углубляются представления детей о семантике новых слов и словосочетаний, даются зада­ния на подбор синонимов, антонимов, многозначных слов.

В совершенствовании грамматического строя речи в каче­стве основной задачи выступает формирование языковых обобщений, особое внимание уделяется работе над синтакси­сом, в первую очередь над интонационным синтаксисом.

В развитии связной речи на первый план выступает работа над_структурой текста (композиционное оформление) и фор­мированием разнообразных способов внутритекстовых связей между структурными частями высказывания (описания, пове­ствования, рассуждения).

Для занятий по ознакомлению с художественной литературой надо отобрать произведения разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения), которые соотносятся тематически, по

имени разных героев, или объединяются общими персонажами, но имеют разные сюжеты и различное развитие действий

(событий).

Каждое из занятий по_литературе знакомит детей с содержанием и художественной формой произведения, обращает их внимание на образные слова и выражения, характеристику, настроение и диалоги персонажей, описание мимики и жестов героев, включает творческие задания. После чтения произведе­ний дети отвечают на вопросы, выясняющие, как они поняли содержание произведения, необычные слова, сказанные персо­нажами, насколько оценка героев совпадает с представлениями

самих детей. ■

Затем дети выполняют творческие задания, целью которых

является:

-— уточнение понимания смысла образных слов и выражений

с переносным значением;

— включение в диалог персонажей новых действий и переда­ча импровизированного диалога с новыми (разными) интона­циями;

— выполнение пластических этюдов, изображающих того

или иного героя в разных ситуациях;

— придумывание необычных окончаний к хорошо знакомым

сказкам;

— соединение (контаминация) сюжетов произведений раз­ных жанров;

— подбор синонимов, антонимов, определений, характери­зующих персонажа, его настроение, состояние, действия и по­ступки;

— драматизация наиболее интересных отрывков произведе­ний;

— развитие отдельных сценических навыков, исполнение

(повторение) реплик героев;

— рисование обстановки и условий, в которых действовали герои литературного произведения;

— соотнесение содержания текста с характером музыкально­го произведения, которое может усилить понимание сюжета литературного произведения.

Развитие словесного творчества осуществляется как на заня­тиях, так и вне их. На фронтальных занятиях детей обучают включению в текст диалогов действующих лиц, развивают уме­ние соединять структурные части высказывания (начало, сере дина, конец) разнообразными способами цепной (через место­имения, лексический повтор, синонимическую замену) и па­раллельной связи.

Вне занятий проводится индивидуальная работа с детьми, в которой особое внимание уделяется развитию умений выст­раивать самостоятельные сочинения в логической последова­тельности, с использованием разнообразных образных слов и выражений.

Результатом проведенной работы может стать сочинение детьми сценариев по мотивам знакомых литературных произ­ведений, постановка спектаклей на их основе, умение импро­визировать по ходу развития действия. В работе над спектак­лем принимают участие все дети, сценарист (автор текста) ча­ще всего выступает и в качестве режиссера: распределяет ро­ли, отбирает рисунки для оформления спектакля, подбирает (совместно с другими детьми) музыку, которая помогает пе­редать настроение действующих лиц.

Словесное творчествоявляется составной частью общего развития творческих способностей дошкольников в разных видах художественной деятельности. В основе его формиро­вания лежит восприятие произведений художественной лите­ратуры, устного народного творчества в единстве содержания и художественной формы. Ознакомление с разными жанрами литературных произведений, их специфическими особеннос­тями вводит ребенка в мир художественных образов, понима­ние которых углубляется в изобразительной и театральной деятельности. Все это способствует развитию творческого во­ображения, а также воспитывает умение использовать разно­образные языковые средства при создании собственных сочинений (Л.В. Танина).

Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребенка к смысловой стороне слова; отражают владение словом на уровне взаимо­связи лексической и грамматической сторон языка. Понима­ние и использование пословиц и поговорок предполагает ов-^ ладение переносным значением слов, понимание возможнос­ти их приложения к разным ситуациям. Краткие, емкие по смыслу изречения соединяют в себе культурно-историческое и языковое богатство фольклорного наследия, способствуют приобщению детей к ценностным (аксиологическим) ориен-

тирам духовной культуры, которая выражается в малой фольклорной форме (А.П. Илькова),

Первый этап обучения предусматривает расширение представлений детей о малых жанрах словесного фольклора. В ходе трех занятий и тематических развлечений у дошкольников раз­вивают познавательный интерес к различным формам фольк­лора: с эмоциональной направленностью (частушки, потешки, прибаутки), с его практической соотнесенностью с миром (за-клички, считалки, приговорки, скороговорки) и с иносказа­тельностью народной речи (загадки, пословицы, поговорки). Для этого используются сценарии фольклорных праздников: «Встреча с любимыми произведениями», «Год кончается, год начинается», «Посиделки», где в качестве главной задачи вы­ступает соединение общефольклорных сведений.

Содержание пропедевтической работы подчиняется образо­вательной цели обратить внимание детей на форму и содержа­ние метких образных изречений, типизирующих различные яв­ления жизни.

Второй этап обучения может быть направлен на формирование у детей понимания лексико-семантических отношений между языковыми знаками, какие свойственны пословицам и

поговоркам.

В ходе работы с языковым материалом были выделены критерии отбора пословиц и поговорок:

1) семантическая доступность выражений, т. е. возможность осмысления детьми слов и словосочетаний, а также понятий, которые они обозначают;

2) художественная емкость пословиц и поговорок, вырази­тельность эмоционально-экспрессивной стороны, изобразительность текста;

3) частотность употребления выражений, т. е. относительная регулярность воспроизведения фольклорной формы в речевойпрактике.

Пословицы и поговорки желательно систематизировать и представить в виде следующих групп: тематической, художественной, логико-тематической и инокультурной.

В тематическую группу вошли тексты, отражающие знакомые детям стороны жизни и связи между явлениями.


Автор: Пузырева Светлана Валерьевна
Похожие материалы
Тип Название материала Автор Опубликован
разное Развитиеобразнойречи Пузырева Светлана Валерьевна 5 Июл 2015