ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ А.С.ПУШКИНА "ЛУКОМОРЬЕ"
ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ А.С.ПУШКИНА
"ЛУКОМОРЬЕ"
Старший дошкольный возраст, младший школьный возраст
Цель: Продолжать формировать интерес к сказкам А.С.Пушкина. Закреплять представление о художественных особенностях сказок. Развивать умения отвечать на вопросы по содержанию произведений, использовать в ответах предложения разных конструкций, подбирать слова для характеристики героев, понимать смысл образных выражений, использовать синонимы. Формировать навыки совместной деятельности.
Материал и оборудование. Панно "Лукоморье" с изображением дуба. Картинки с изображением героев сказок и сказочных предметов. Карточки с вопросами и заданиями, с вариантами ответов. Разрезные картинки. Сундук (шкатулка). Эмблемы команд. Награды (грамоты, призы).
Под музыку дети входят в зал, встают около стульев.
Ведущий. Мы рады приветствовать участников викторины. Тема сегодняшней игры - сказки А.С.Пушкина. Оценивать ваши ответы будет жюри (представляет членов жюри). Помните: игроки должны действовать дружно, не выкрикивать ответы и не перебивать друг друга. Если команда не сможет ответить на вопрос, право ответа передается игрокам команд-соперниц.
Команды, поприветствуйте друг друга!
Члены команд скандируют приветствия и девизы, затем садятся на стулья. Дети читают отрывок из поэмы "Руслан и Людмила". Ведущий подходит к панно.
Ведущий. Мы оказались в удивительной стране Лукоморье, где живут ваши старые знакомые - герои сказок Пушкина. Они приготовили для вас интересные задания. Готовы ли вы их выполнить? (Да). Желаю вам удачи! (Снимает картинку с изображением ученого кота).
Ученый кот приготовил для вас сказочные вопросы.
Вопросы 1-й команде
1. Как называется сказка о том, как завистливые девицы пытались погубить свою сестру и ее сына?("Сказка о царе Салтане....")
2. В кого превращался Гвидон? (В комара, муху, шмеля).
3. Какие чудеса появились на острове Буяне благодаря Царевне Лебеди? (Город со дворцом, чудесная белка, тридцать три богатыря).
Вопросы 2-й команде
1. Как называется сказка, в которой черная злоба и зависть были наказаны, а доброта и кротость вознаграждены? ("Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях").
2. К кому обращался за помощью королевич Елисей? (К солнцу, месяцу, ветру).
3. От чего умерла в конце сказки злая царица? (От тоски).
Вопросы 3-й команде
1. Как называется сказка, в которой царь обратился за помощью к Звездочету? (Сказка о золотом петушке).
2. Что попросил Звездочет у Додона за золотого петушка? ( Шамаханскую царицу).
3. Как был наказан царь Додон за невыполненное обещание? (Петушок слетел со спицы и клюнул царя в темя).
Ведущий. А сейчас Ученый кот просит выбрать правильные ответы на вопросы.
Вопрос 1-й команде
О чем просила старика рыбка?
- Отпустить ее в море;
- отправиться в ее подводное царство;
- приходить чаще.
Вопрос 2-й команде
За что бранила старика старуха?
- За то, что он ничего не поймал;
- за то, что не взял выкупа с рыбки;
- за то, что долго был на рыбалке.
Вопрос 3-й команде
Почему рыбка не исполнила последнее желание старухи?
- Не расслышала просьбу из-за шторма;
- рассердилась на старуху и решила ее наказать;
- была занята другими делами.
Ведущий. Ученый кот благодарит вас за старание. А мы отправляемся по неведомым дорожкам Лукоморья. За кустами кто-то прячется. Это, наверное, леший (Снимает с панно соответствующую картинку). Он очень любит слушать звуки леса и предлагает вам музыкальный вопрос. Послушайте отрывки из оперы Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане", написанной по сюжету одноименной сказки Пушкина. Назовите эпизоды, которым они посвящены.
Для каждой команды звучит аудиозапись музыкальной картинки: "Белка", "Царевна Лебедь", "Полет шмеля". Команды поочередно рассказывают, какие эпизоды они иллюстрируют.
Ведущий. Вы прекрасно справились с заданиями лешего. А сейчас настало время отдохнуть.
Проводится физкультминутка.
Ведущий. Кого мы еще можем увидеть на дорожках Лукоморья? (Снимает с панно картинку с изображением Бабы-Яги). Помогите старушке, объясните ей значение непонятных слов.
Задание для 1-й команды
Лихо (плохо), дивясь (удивляясь), персты (пальцы).
Задание для 2-й команды
Кликать (звать), браниться (ругаться), надобно (надо).
Задание для 3-й команды
Град (город), издалече (издалека), величать (называть).
Ведущий. А кто спрятался в ветвях дуба? Да это русалка! (Снимает с кроны дуба соответствующую картинку). Русалка заколдовала некоторых героев сказок. Расколдуйте их: соберите из частей целые картинки.
В течение минуты дети собирают разрезные картинки, разложенные на столах, и называют сказку.
Ведущий. А теперь давайте посмотрим, какие задания приготовила для вас Царевна. (Снимает с кроны дуба соответствующую картинку). Царевна предлагает у гадать героев сказок по описанию.
1-я команда "Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла.
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива".
(Царица из "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях")
2-я команда "Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает -
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит".
(Царевна-Лебедь из "Сказки о царе Салтане...")
3-я команда " В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка.
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки".
(Старуха из "Сказки о рыбаке и рыбке")
Ведущий. Последнее задание приготовил для вас Кощей Бессмертный. (Снимает с панно соответствующую картинку). В своем сундуке он собрал так много сказочных предметов, что сам не помнит, из какой они сказки. Помогите ему , пожалуйста.
Ведущий достает из сундука картинки с изображением сказочных предметов, дети называют сказки.
Зеркало из "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях"
Корыто из "Сказки о рыбаке и рыбке"
Яблоко из "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях"
Бочка из "Сказки о царе Салтане"
Орехи из "Сказки о царе Салтане"
Невод из "Сказки о рыбаке и рыбке".
Ведущий. Молодцы, помогли Кощею. А сейчас наступило время показать ваше домашнее задание и на время превратиться в героев сказок Пушкина.
Команды по очереди представляют сценки из сказок.
Ведущий. Наше пребывание в Лукоморье подошло к концу. Вы дружно справились с заданиями, показали прекрасное знание сказок Пушкина. С героями этих сказок вы встретитесь еще не раз. А сейчас настало время узнать, кто победил в игре-викторине. Уверена, что вы не забыли наше главное правило: "Выиграл - не зазнавайся, проиграл - не унывай".
Жюри оглашает итоги викторины, награждает победителей и участников медалями и грамотами.
Автор: Перчихина Елена Всеволодовна