Главная / Дошкольное образование / Разное

Творческий отчёт "Сенсорное воспитание"

Скачать
205.5 КБ, 968165.doc Автор: Мануилова Елена Николаевна, 5 Апр 2015

Содержание.

Введение …………………………………………………………………………3

1. Теоретическая часть.

1.1. Проблема сенсорного воспитания дошкольников в психолого-педагогической литературе…………………………………………………….. 6

1.2. Дидактические игры и упражнения как главное средство развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста……………13

1.3. Анализ состояния проблемы на практике МДОУ…………………….. 16

2. Практическая часть.

2.1.Система работы с детьми первой младшей группы по сенсорному развитию……………………………………………………………………….. 18

Заключение ……………………………………………………………………….. 31

Библиография …………………………………………………………………….. 33

Приложение

Введение.

Сенсорное развитие ребенка- это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений

об окружающем мире.

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф.Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное не обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

С восприятием предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строится на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамматики. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и пользования. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображением предметов, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование требует исследования формы предмета (образца), его строения. Ребенок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Именно поэтому, необходимо, чтобы сенсорное воспитание являлось последовательным планомерным ознакомлением ребенка с сенсорной культурой человечества.

Поэтому на каждом возрастном этапе перед сенсорным воспитанием должны стоять свои задачи, которые способствовали бы формированию определенного звена сенсорной культуры.

Таким образом, сенсорное развитие ребенка является основной проблемой сегодняшнего дня, так как сенсорные эталоны в отдельности не являются объектами восприятия, они есть элементы сенсорной культуры, определяющей особенности деятельности ребенка, а значит и его способностей.

Выбор темы обусловлен - потребностью в разработке методических путей развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений.

Цель: Определение путей влияния дидактических игр и упражнений на развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста.

Объект исследования - сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза: систематическая работа по формированию у детей умений воспринимать и представлять предметы и явления будет способствовать развитию их сенсорных способностей.

В соответствие с выдвинутой гипотезой определяются следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы развития сенсорных способностей посредством дидактических игр и упражнений.

2. Изучить состояние работы по данной проблеме в практике дошкольного учреждения и семейном воспитании.

3. Определить показатели уровня сенсорного развития младших дошкольников.

4. Обобщить и систематизировать методический материал по теме.

5. Разработать игры-занятия по развитию сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста.

Методы:

- Теоретический анализ психолого - педагогической литературы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста;

- Анализ собственной педагогической деятельности;

- Наблюдение за деятельностью детей;

- Наглядный (наглядно - слуховой, наглядно - зрительный), словесный и практический методы.

Глава 1. Теоретическая часть.

1.1. Проблема сенсорного воспитания дошкольников в психолого-педагогической литературе.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка - совершенствование его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.

Главное направление сенсорного воспитания состоит в вооружении ребенка сенсорной культурой. Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М.Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребенка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов. Такая точка зрения была ошибочной, она не учитывала, что развитие ребенка коренным образом отличается от развития детенышей животных. Ребенок развивается путем «социального наследования», которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых, присвоении общественного опыта. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.

По мнению ученых В.И.Ядэшко, Ф.А.Сохина, Л.Г.Семушина в дошкольном возрасте дети усваивают пространственные ориентировки: вперед-назад, вверху-внизу, далеко-близко, слева-справа и др., которыми руководствуются в жизненных ситуациях. Они различают форму предметов, их величину, сравнивают предметы между собой.

Постепенно дети учатся ориентироваться во времени и овладевают временными понятиями, осознают последовательность и продолжительность времени. В начале ребенку трудно осмыслить относительность понятий «вчера», «сегодня», «завтра», продолжительность времени (минута, пять минут, час). Это достигается в результате накопления опыта и целенаправленного опыта.

В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки, развитие слухового слуха и музыкального (умение различать звуки по высоте, воспринимать ритмически рисунок и др.).

Сенсорное воспитание включает в себя также развитие тактильной чувствительности – умения различать свойства предметов (гладкий, пушистый, шершавый, мягкий, твердый, тяжелый, легкий, холодный, теплый и др.) и правильно называть их. Одной из сторон сенсорного воспитания является развитие обонятельных и вкусовых ощущений.

В процессе повседневной жизни, в играх и на занятиях под руководством воспитателя осуществляется разностороннее сенсорное воспитание дошкольников.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии, свои - вкусовом, обонятельном восприятии.

Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и т.д. Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны - усвоение представлений разнообразных свойств и отношениях предметов и явлений, и овладение новыми действиями восприятия. Позволяющими более полно и расчленено воспринимать окружающий мир.

Уже в раннем детстве у ребенка накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов. Отдельные представления начинают играть роль образцов, с которыми ребенок сравнивает свойства новых предметов в процессе их восприятия. В дошкольном возрасте происходит переход от применения таких предметных образцов, являющихся результатом обобщения собственного сенсорного опыта ребенка, к использованию общепринятых сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны – это выработанные человечеством представления об основных разновидностях свойств и отношений. Так, при восприятии формы эталонами служит представления о геометрических фигурах, при восприятии цвета- представления о семи цветах спектра, белом и черном. Каждый вид эталонов представляет собой не просто набор отдельных образцов, а систему, в которой разновидности данного свойства расположены в той или иной последовательности, так или иначе сгруппированы и различаются по строго определенным признакам.

Усвоение дошкольниками сенсорных эталонов начинается с ознакомления с отдельными геометрическими фигурами и цветами. Такое ознакомление происходить главным образом в процессе овладения разными видами продуктивной деятельности. Даже в тех случаях, когда ребенок специально не обучают выделять разновидности свойств, соответствующие общепринятым эталоном, рисуя, конструируя, занимаясь аппликацией, дошкольник имеет дело с материалом, содержащими необходимые образцы. Когда взрослые помогают ребенку в выполнении рисунков, построек, они называют основные формы и цвета. Усвоение сенсорных эталонов, так же как и формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Необходимо еще, чтобы ребенок выделил основные разновидности свойств, применяющихся в качестве эталонов, из всех остальных, начал сравнивать с ними свойства разнообразных предметов.

Усложнение продуктивных видов деятельности ведет к тому, что ребенок постепенно усваивает все новые эталоны. Примерно к 4 – 5 годам он овладевает сравнительно полным набором эталонов формы и цвета. Однако представления о величине предметов дети усваивают с большим трудом. Общепринятые эталоны величина от эталонов формы и цвета носят условный характер. Восприятие величины развиваются у дошкольников, на основе представления об отношениях по величине между предметами. Обычно к началу дошкольного возраста дети имеют представление об отношениях по величине только между двумя одновременно воспринимаемыми предметами (больше – меньше). В младшем и среднем возрасте у детей складываются представление о соотношениях по величине между тремя предметами (большой – меньше – самый маленький). Они начинают определять как большие или маленькие некоторые знакомые им предметы независимо от того, сравниваются ли эти предметы с другими.

От усвоения отдельных эталонов формы, цвета, ребенок пяти – шестилетнего возраста переходит к усвоению связей и отношений между ними, представлений о признаках, по которым свойства предметов могут изменятся. При помощи взрослых, в специально организованной деятельности дети усваивают, что одна и та же форма может варьировать по величине углов, соотношению осей или сторон, что формы можно сгруппировать, отделив прямолинейные от криволинейных. Все это дети узнают в процессе практической деятельности, повседневной ориентировки в окружающем и далеко не всегда могут выразить словесно.

Последовательное ознакомление детей с разными видами сенсорных эталонов и их систематизация – одна из основных задач сенсорного воспитания дошкольников. В основе такого ознакомления лежит организация действий детей по обследованию и запоминанию основных разновидностей каждого свойства. Эти разновидности должны приобрести значение эталонов.

Л. А. Венгер отмечает, что на первом году жизни ребенка использует так называемые сенсомоторные эталоны – подстраивание движения руки к особенностям предмета.

На втором этапе – в 3 -4 года – происходит переход предэталонов в собственно эталоны. Средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем каждое имеет вполне определенное название. В частности, дети овладевают основными цветами спектра как в обычной жизни, так и в процессе специально организованных дидактических игр.

Сенсорными эталонами формы вступают основные геометрические фигуры – квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал, знакомство с которыми также происходит в игровой форме.

Особое место занимают эталоны величины (так величина носит условный характер). Любой объект сам по себе не может быть большим или маленьким, он приобретает это качество в сравнении с другими.

Общепринятый эталон величины – метрическая система мер, но в области восприятия ее обычно не используют. Мы говорим: арбуз – большой, а яблоко – маленькое, сопоставляя их между собой. В этом случае представление об отношениях по величине между предметами обозначаемые словами «большой», «маленький», «средний» «самый большой»- это средства, позволяющая оценить его размер, такие отношения могут быть зафиксированы только в словесной форме.

На третьем этапе овладение сенсорными эталонами – четвертый, пятый год жизни, дети знакомятся с разновидностями каждого свойства, систематизирует их. Воспитатель помогает ребенку выстроить последовательность цветов спектра, узнать их оттени. На уровне восприятия (т.е без математического анализа) происходит знакомство с вариантами геометрических форм – прямоугольными, треугольными, остроугольными треугольниками, овалами с разным соотношением осей, прямоугольниками, различающимися по соотношению сторон – « коротких», «длинных». От глобальной оценки величины предмета ( большой- маленький) дети переходят к выделению ее параметров : высоты , ширины, длины., учатся строить сериационный ряд .

В работах профессора Л. А. Венгера дан содержательный анализ последовательных этапов усвоения детьми сенсорных эталонов, определение сенсорных способностей.

Сенсорными принято называть способности, проявляющие в области восприятия предметов и свойств. Восприятие – первая ступень познания мира, на основе его образов строятся память, мышление, воображение. Для любой детской деятельности – игра, рисование, конструирование – необходим учет внешних качеств предметов. Например, игра с куклой, девочка кормит ее ложкой – палочкой, так как она похожа на настоящую (длинная и узкая). Сенсорные способности – фундамент умственного развития ребенка – починают интенсивно развиваться уже в три – четыре года. Процесс развития сенсорных способностей включает в себя не только усвоение эталонов, но и действия по их использованию.

Процесс развития сенсорных способностей включает не только усвоение эталонов, но и действий по их использованию, которые называются перцептивными.

Л.А.Венгер отмечает, что полноценная система перцептивных действий, как операций с сенсорными эталонами, складывается в процессе направленного педагогического руководства. В случае их отсутствия ряд перцептивных образований может быть пропущен в развитии ребенка.

А.В.Запорожец намечает три этапа формирования перцептивных действий:

1) этап перехода от практических проб к внешнему ориентировочному действию;

2) этап формирования «развернутых» перцептивных действий;

3) этап «свертывания» перцептивных действий.

Перцептивные действия относятся к группе ориентировочных и поэтому всегда направлены на обследование объекта. В любой деятельности можно выделить как ориентировочные, так и исполнительские компоненты. Когда перед ребенком стоит задача протащить какой – нибудь предмет через отверстие, он сперва разглядывает форму и размеры и того, и другого, соотносит их между собой, т. е. ориентируется в задании, и лишь потом переходит к его практическому выполнению. Такие исследовательские действия и являются персептивными. Если же задача решается при помощи силы, без учета ее условий, значит, нет и перцептивных действий.

Существует три вида действий по использованию сенсорных эталонов, самые простые – действия идентификации, т. е. установления тождества какого – либо качества воспринимаемого объекта эталону, дети должны сравнить различные предметы между собой, выяснять, одинаковы ли они (по какому – либо критерию).

Действия по соотнесению предмета с эталоном представляют собой второй, более сложный вид перцептивных действий. Они необходимы, если какое – нибудь свойство воспринимаемого объекта не точно такое же, как у эталона, но похоже на него и может быть отнесено к той же категории.

Особую трудность доставляют дошкольникам действия перцептивного моделирования – третий вид перцептивных действий. Они необходимы для анализа неоднородных свойств вещей и представляют собой воссоздание воспринимаемого качества, из материала эталона дети могут выполнять это действие, вкладывая картинки, состоящие из элементов различной формы.

Важно отметить, что все три вида перцептивных действий сначала совершаются во внешнем плане. Малыши прикладывают, накладывают предметы друг на друга, обводят пальцем. В дальнейшем эти действия переходят во внутренний план, совершаются «в уме». Например, играя в «Геометрическое лото» ребенок уже определяет форму предметов «на глаз».

Наиболее содержательным показателем уровня сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста является овладение вторым типом персептивного действия – действия по соотнесению предмета к заданному эталону. Выявляется способность ребенка в использовании образца – эталона для выявления и характеристики свойств предметов , отклоняющихся от этого образца ,т.е.близких к нему , но несовпадающих с ним.

Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребенком характерных признаков предметов. В основе этого процесса лежит освоение ребенком сенсорных эталонов, т. е. общепринятых образцов внешних свойств воспринимаемых объектов.

Таким образом, основное содержание сенсорного воспитания в детском саду определено как ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.

1.2. Дидактические игры и упражнения как средство развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста.

Дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка: знакомство с формой, величиной, цветом, пространством, звуком.

«В народных играх нет и тени педагогической навязчивости, и вместе с тем все они вполне педагогичны, - указывает А.П.Усова, высоко оценивая игры, созданные народной педагогикой.

Радость детей и неудержимое стремление к игре вызывают и народные дидактические игрушки. Конусы из ярких цветных колец разной величины, ярко окрашенные шары, складные бочонки, матрешки – все это веселое разноцветье согрето любовью к детям и содержит народную педагогическую мудрость – учить на малом, но привлекающем детей содержании. В этих игрушках заложено обучающее начало – привлечение внимания детей к цвету, форме, величине, объему и др.

Известный педагог Е.М.Тихеева высоко ценила дидактическую игру. Особое значение она придавала сенсорному воспитанию. Ею разработаны дидактические игры под названием «Парные игры», которые требовали сосредоточенности внимания; игры с дидактической куклой и др. Е.И.Тихеевой сформулированы требования к системе и содержанию дидактического материала.

Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения, А.П.Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность».

В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П.Усовой, Е.И.Радиной, Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачатуридзе, З.М.Богуславской, Е.Ф.Иваницкой, А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой, В.Н.Аванесовой, А.К.Бондаренко, Л.А.Венгером.

Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры занятия и дидактические игры. С помощью игр-занятий воспитатель не только передает определенные знания и формирует представления, но и учит детей играть.

Дидактическая игра используется при обучении детей математике, ознакомлению с природой и окружающим мировым, в развитии сенсорной культуры.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно учит и играет, а дети, играя, учатся.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими условленны.

Структура дидактической игры.

Структурными элементами дидактической игры являются:

· Дидактическая задача. Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Значит, определяя дидактическую задачу, надо прежде всего иметь в виду, какие знания, представления детей должны усваиваться, закрепляться детьми и др. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании.

· Игровые правила. Основная цель правил игры – организовывать действия, поведение детей. Соблюдение правил в иге требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции.

· Игровые действия. Игровым действиям детей нужно учить. По своей сложности игровые действия различны и обусловлены уровнем познавательного содержания и игровой задачи, возрастными особенностями детей. В играх младших детей игровые действия одинаковы для всех участников. Различен и объем игровых действий. В младших группах – это чаще всего одно-два повторяющихся действия.

· Результат дидактической игры – показатель уровня достижений детей в усвоении знаний, в развитии умственной деятельности.

Таким образом, игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия.

1.3. Состояние работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.

Для получения более полной картины состояния работы по развитию сенсорных способностей детей посредством дидактических игр и упражнений, мною были разработаны анкеты для воспитателей и родителей.

Согласно полученных данных, можно отметить, что педагоги проявили заинтересованность к поставленной проблеме и понимают ее важность. Большинство педагогов понимают, что младший возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, считают, что сенсорное воспитание является основой организации чувственного опыта детей. Воспитатели знакомят детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов, музыкальными звуками. Задачи сенсорного воспитания решаются в той или иной мере на всех занятиях: познавательных, музыкальных, физкультурных, по изодеятельности, развитию речи и др. В процессе специально-организованной и совместной деятельности педагоги учат детей воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать.

В игровых уголках находятся предметы «взрослого обихода», сумочки, кошелечки, шкатулочки, разнообразные коробки, баночки, есть звучащие игрушки – «шумелки», «гремелки» из «киндер – сюрпризов». Материалы и предметы для исследования: природный материал шишки разной формы и размера, косточки, ракушки. Для формирования сериации по размеру имеются пирамидки, матрешки, формы – вкладыши. Для закрепления знаний детей по сенсорному развитию используется панно, обруч с разноцветными ленточками, сенсорные куклы, божьи коровки, вкладыши, однако прослеживается недостаточное количество дидактических игр.

Поэтому можно сделать вывод, что работа в данном направлении ведется. Однако, на мой взгляд, явно недооценивая возможности и значимость дидактических игр для развития сенсорной культуры ребенка.

Для выявления актуальности проблемы и работы по сенсорному воспитанию в семье, было проведено анкетирование родителей. Ведь любая педагогическая деятельность воспитателя может быть по-настоящему результативна в том случае, если родители являются активными помощниками. Результаты опроса показали, что 75% родителей считают проблему развития сенсорных способностей актуальной и важной. 15% родителей считают что сенсорные способности у детей разовьются без активного вмешательства со стороны взрослых и 10% родителей – равнодушны к проблеме. 85% родителей ощущают, что в ДОУ ведется работа по сенсорному развитию детей посредством дидактических игр и упражнений: дети просят дома поиграть в лото, парные картинки и т.д., 75% родителей активно поддерживают проводимую в данном направлении работу и готовы сотрудничать с педагогами в вопросах сенсорного развития детей младшего возраста посредством дидактических игр и упражнений.

Анализируя анкетный материал можно сделать вывод, что в практике ДОУ и семьи имеется определенный опыт работы по сенсорному развитию детей младшего возраста посредством дидактических игр и упражнений.

Однако очевидно, что работу в данном направлении необходимо осуществлять на основе основных дидактических принципов: системности, учета склонностей и индивидуальных способностей, учета возрастных особенностей ребенка, а также создания определенных условий, способствующих развитию сенсорных способностей посредством дидактических игр и упражнений. Знакомя детей с различными свойствами предметов, с сенсорными эталонами, системой дидактических игр и упражнений, воспитатели смогут достичь хороших результатов в вопросах сенсорного воспитания детей.


Автор: Мануилова Елена Николаевна
Похожие материалы
Тип Название материала Автор Опубликован
документ Творческий отчёт "Сенсорное воспитание" Мануилова Елена Николаевна 5 Апр 2015
документ Творческий отчёт класса "Радуга творчества" Курицына Нина Николаевна 1 Апр 2015
презентация Творческий отчёт изостудии "Фантазия" Ламбантова Лада Викторовна 1 Апр 2015
документ Творческий отчёт "Игра - дело серьёзное" Матинова Нина Андреевна 1 Апр 2015
разное Фестиваль добрых дел: "Подари книгу",творческий отчёт подготовительная логопедическая группа Ваняева Ольга Васильевна 27 Апр 2015
презентация Творческий отчёт 7"В" класса часть1 Устинова Валентина Ивановна 6 Июн 2015
презентация Презентация "Творческий отчёт для родителй весна 2015года" Никифорова Татьяна Дмитриевна 4 Июл 2015
документ Творческий отчёт "Россия, мы дети твои" Курицына Нина Николаевна 6 Дек 2015
документ Творческий отчёт "Развитие музыкально-творческих способностей ребёнка на основе фольклора" Малыгина Марина Геннадьевна 23 Ноя 2015
документ "Радужный КВН" - творческий отчёт объединения дополнительного образования "Цветная радуга" Корнева Людмила Георгиевна 27 Апр 2015
документ Творческий отчёт "Танцевальный калейдоскоп" или "Путешествие в мир танца" Воропаева Елена Юрьевна 29 Янв 2016
документ Творческий отчёт "Опыт работы по реализации программы "Разговор о правильном питании" Кочергина Ольга Викторовна 3 Мая 2015
презентация Творческий отчёт микрогруппы на всероссийском конкурсе профессионального мастерства "МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК" март 2012года Карпова Татьяна Петровна 21 Мар 2015
разное Творческий отчёт "Педсоветы в образовательном учреждении, их роль и значение в управлении" Ратьева Ирина Алексеевна 21 Мар 2015
разное Творческий отчёт "Педсоветы в образовательном учреждении, их роль и значение в управлении" Ратьева Ирина Алексеевна 21 Мар 2015
разное Творческий отчёт "Педсоветы в образовательном учреждении, их роль и значение в управлении" Ратьева Ирина Алексеевна 21 Мар 2015
разное Творческий отчёт по теме "Педагогические советы в образовательном учреждении, их роль и значение в управлении" Ратьева Ирина Алексеевна 21 Мар 2015
разное Творческий отчёт по теме "Педагогические советы в образовательном учреждении, их роль и значении в управлении" Ратьева Ирина Алексеевна 21 Мар 2015
разное Творческий отчёт по теме "Педагогические советы в образовательном учреждении, их роль и значении в управлении" Ратьева Ирина Алексеевна 21 Мар 2015
презентация Творческий отчёт по проекту "Польза и вред игрушек" Медведева Татьяна Викторовна 21 Мар 2015
документ творческий отчёт "Развитие творческих способностей детей через различные виды изо" Тищенко Марина Анатольевна 30 Мар 2015
документ Творческий отчёт. "Познание мира чувств через рассматривание картин". Шмелева Елена Валерьевна 21 Мар 2015
документ Творческий отчёт о работе над методической темой "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии через нестандартные формы уроков" Орлова Елена Алексеевна 21 Мар 2015
документ Творческий отчёт на тему "Совместная работа детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни" Макаренко Татьяна Анатольевна 31 Мар 2015
презентация Творческий отчёт 5 "В" класс часть 3 МОБУ СОШ № 12 г.Благовещенск Амурской области Устинова Валентина Ивановна 1 Апр 2015
презентация Творческий отчёт 5 "В" класс часть 2 МОБУ СОШ № 12 г.Благовещенск Амурской области Устинова Валентина Ивановна 1 Апр 2015
презентация Творческий отчёт 5 "В" класс часть 1 МОБУ СОШ № 12 г. Благовещенск Амурской области Устинова Валентина Ивановна 1 Апр 2015
документ Творческий отчёт "Мы - за здоровый образ жизни!" Косолапова Светлана Дмитриевна 1 Апр 2015
документ Творческий отчёт в области охраны окружающей среды. К окружному конкурсу "Эколог Югры" Канева Людмила Игоревна 4 Апр 2015
презентация Творческий отчёт "Итоги работы за 2013-2014 учебный год" Матвеева Мария Сергеевна 21 Ноя 2015
документ Творческий отчёт по теме :"Творческое сотрудничество на уроках математики" Куликова Елена Георгиевна 10 Мая 2015
документ Творческий отчёт "Развитие орфографической зоркости и предупреждение ошибок на уроках русского языка в начальной школе" Климантова Ольга Александровна 27 Мая 2015
презентация Творческий отчёт 7 "В" класса часть 2 Устинова Валентина Ивановна 6 Июн 2015
документ Творческий отчёт по теме "Активизация познавательной деятельности на уроках математики" Гордеева Елена Николаевна 20 Окт 2015
разное Творческий отчёт из опыта работы на тему: "Играем пальчиками и развиваем речь" (1 младшая группа) Яковлева Людмила Сергеевна 16 Мар 2016
документ Творческий отчёт воспитателей. Первоапрельский праздник "День смеха" Ясюленис Елена Юрьевна 10 Дек 2015
документ Творческий отчёт по теме "Наше семейное хобби", "Отец-основа семьи" и "Таланты детей-семейная гордость", "Семейные традиции семьи Мысковых" Мыскова Татьяна Николаевна 6 Ноя 2015
документ Творческий отчёт с участием родителей в группе "Непоседы" Задачи:    Творческий отчет с участием родителей в старшей группе «Непоседы»  "Теремок на новый лад" Задачи:       &n Толасова Анжела Романовна 26 Июл 2015
документ Отчёт по самообразованию на тему "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста" Загрутдинова Галина Александровна 27 Апр 2015
документ Отчёт по самообразованию "Гражданское воспитание" Чайнова Наталья Васильевна 14 Сен 2015