статья по теме "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами"
Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами»
В одном мгновении видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность
И небо – в чашечке песка.
Уильям Блейк.
В дошкольном образовании я работаю уже много лет. З время работы,я обратила внимание на то что все дети без исключения любят рисовать. Рисование, ознакомление с разными видами искусства – это любимое занятие детей. Работать с детьми – значит ежедневно отдавать ребёнку свой опыт, приобщать маленького человека к миру.
Выбрав тему, я наметила следующие задачи:
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к произведениям изобразительного искусства.
Моя цель – развитие у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности.
I этап работы:
Выявление уровня развития художественных способностей к изобразительной деятельности.
II этап работы:
Создание условий для развития художественных способностей к изобразительной деятельности.
III этап работы:
Воспитание эстетического вкуса.
Основным является III этап работы, т.к. большое значение имеет овладение техникой рисования. Дети должны научиться правильно держать карандаш, кисть; уметь свободно, легко, уверенно работать ими. Необходимо научиться разнообразным приемам работы карандашом и кистью: уметь рисовать карандашом с разным нажимом, кистью – широкие линии всем ворсом и тонкие – концом, держа кисть вертикально.
Исходя из поставленных мною задач, я начала свою работу с наблюдения (как развиты навыки и умения детей) – умеют ли они пользоваться доступными изобразительными средствами, такими как карандаш и кисточка. Я выяснила, что не все дети к 3 годам умеют правильно держать карандаш: Артем П. , Артем Ч. , Ваня, Виталик просто зажимали его в кулак. Я обращала на это внимание не только на занятиях, но и во время игр и во время еды: правильно ли ребёнок держит ложку. Эту работу проводила потому, что дети должны уметь легко и уверенно рисовать разнообразные линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые, волнистые), разные формы( прямоугольные, округлые). Рука должна быть послушной. Ощутимых результатов в рисовании можно достигнуть только при систематической и последовательной работе.
На первом занятии рисования кисточкой я объяснила и подсказала, как правильно её держать. И на каждом последующем занятии я просила детей показать, как правильно держать кисточку. Так же на каждом занятии я старалась развивать интерес к рисованию.
Многолетний опыт педагогической работы показывает, что отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так как, не владея определёнными способами изображения, дети исключаю из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. Чтобы ребёнок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своём творчестве, я помогаю детям.
Существует два основных подхода, которые издавна соперничают, их можно определить как академическое обучение и свободное воспитание.
В первом случае детей учат изображать объекты в соответствии с требованиями реалистического изобразительного искусства. При такой системе обучения дети могут приобрести некоторые навыки, полезные во многих специальностях и житейских ситуациях, но не приобретают опыта решения художественных задач, не приобщают к искусству. Это – обучение без творчества.
Во втором случае для детей создаются благоприятная среда и условия для творчества без оказания целенаправленного педагогического воздействия. Они обретают опыт свободного самовыражения, общения с художественными материалами и т.п. Но это – творчество без обучения. Оно поднимается на волне «возрастной талантливости», как бы помимо самого ребёнка, и вместе с ней сходит на нет. Маленький художник «не вступает во владение» собственным творческим потенциалом.
Нужен третий путь – путь целенаправленного руководства творческим развитием детей. Первое, о чём думать, - это о том, что ребёнок субъект творчества. Нужно учитывать, что никто, кроме самого ребёнка, не даст «верного» решения стоящей перед ним творческой задачи (например, если ребёнок ищет сочетание цветов, выражающее определённое чувство, он решает по настоящему художественную задачу). Именно этот третий путь я выбрала для себя.
Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя только традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. А веди рисовать можно чем угодно и как угодно! Поэтому я использую как традиционные, так и нетрадиционные техники рисования.
Хочу отметить, что существует много техник нетрадиционного рисования, и их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставит на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
Творческий процесс – это настоящее чудо. Именно благодаря ему дети раскрывают свои уникальные способности и сам процесс приносить радость созидания. Дети начинаю чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки – это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить:»В творчестве нет правильного пути, нет не правильного пути, есть только свой собственный путь».
Для развития интереса я использовала множество различные педагогических приемов. Во многом результат работы ребёнка зависит от заинтересованности ребёнка, поэтому на занятии важно активировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.
Я использовала такие стимулы как:
Игра которая является основным видом деятельности детей;
Сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребёнка отправиться в путешествие;
Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимым;
Музыкальное сопровождение и т.д.
Кроме того я старалась, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.
Так например, на одном из первых занятий в младшей группе я использовала упражнение «По ровненькой дорожке шагают наши ножки» и обращала внимание детей на то, кА кони замечательно ходят.
Использовала я и нетрадиционные техники рисования. Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
С детьми младшего дошкольного возраста я использовала такие техники:
Детей среднего дошкольного возраста я знакомила с более сложными техниками:
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить ещё более трудные методы и техники:
При выборе нетрадиционного метода рисования я обязательно учитываю возрастные особенности детей.
Мой опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и ещё многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Всякий раз я создаю новую ситуацию так, что бы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у детей положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.
Что бы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), я использую листы бумаги разной формы: в форме круга(тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата(платочек, коробочка). Постепенно дети начинают понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать.
Кроме того я использую самые разные цвета и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков, и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Использую я и разные формы организации занятий: дети могут рисовать, сидя за отдельными столами, за сдвинутыми вместе столами по два и более; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд и т. д. Важно чтобы организация занятия соответствовала его содержанию, что бы детям удобно было работать.
Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
Так например, в начале младшей группы не все дети различают основные цвета и их оттенки. Для ознакомления с основными цветами спектра мною была сделала палитра с семью цветами, про рассматривании иллюстраций в книгах, я обращала внимание детей на цвета, которые были использованы.
Также при рассматривании иллюстраций в книгах я обращала внимание детей на красоту природы. В каждое время года отмечала их особенности, знакомила со стихами о природе:
Как на горке – снег, снег.
И под горкой – снег, снег.
И на ёлке – снег, снег.
И под ёлкой – снег, снег.
А под ёлкой спит медведь,
Тише, тише. Не шуметь!
Занимаясь с детьми рисованием, я почти на каждом занятии использовала такой прием, как прорисовка в воздухе. Дети рисовали пальчиком или сухой кисточкой в воздухе круги, квадраты, треугольники.
У меня большой опыт работы с детьми. И я понимаю, что для развития художественного творчества необходимы определённые условия:
Поэтому начиная с младшего возраста, я начинаю использовать для развития художественно – творческих способностей детей изобразительное искусство, следует помнить, что изобразительное искусство обладает своим языком, который помогает художнику выразить мысли, чувства, своё отношение к действительности. Посредством языка искусства жизнь отражается художником во всём многообразии. И. Б. Астахов пишет, что изобразительный язык, присущий каждому виду искусства, не является чем – то внешним по отношению к специфике художественного образа. Будучи материальной формой выражения, он представляет одну из существенно важных сторон образной специфики.
Язык изобразительного искусства многообразен. Его необходимо знать, так как на занятиях в детском саду происходит активное формирование художественного восприятия. Детей надо познакомить с некоторыми особенностями языка изобразительного искусства. В связи с этим, начиная с младшего дошкольного возраста, я сначала ставлю задачу – формировать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения искусства (какие чувства передаёт художник в картине, скульптуре) – затем обращаю внимание на то, как художник рассказывает об окружающей действительности, и уже после этого направляю все внимание на средства образной выразительности.
Знание основ искусства дает мне возможность рассмотреть его место в эстетическом воспитании детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Однако нельзя механически перенести особенности языка изобразительного искусства, характерные для работ профессионалов, в деятельность ребёнка.
Обучая детей восприятию произведений искусства, я тем самым делаю выразительнее их изобразительную деятельность, хотя совершенно очевидно, что в этом процессе нет механического переноса способов деятельности взрослого художника в деятельность ребёнка.
Характерным изобразительно – выразительным средством живописи я считаю цвет, благодаря которому художник имеет возможность передавать всё многообразие окружающего мира (богатство цветовых оттенков, эмоциональное воздействие цвета на зрителя). В то же время в картине имеет значение композиция, ритм цветовых пятен, рисунок. Художник может пользоваться всеми этими средствами, усиливая или ослабляя их воздействие на зрителя.
Я уже говорила, что цвет – одно из наиболее ярких выразительных средств и главное для живописи. Хочу ещё раз заметить, что цвет в рисунки – наиболее яркое средство, привлекающее внимание детей, эмоционально воздействующее на их чувства. Тяготение детей к ярким чистым цветам придает их рисункам выразительность, праздничность, яркость, свежесть.
Так, в младшей группе при рисовании узора для весёлых матрёшек я использовала чистые цвета красок, обращая внимание на сочетание фона и цвета яркого пятна: именно благодаря этому происходило формирование восприятия образа весёлых нарядных матрёшек, одетых в красивые сарафаны.
Я заметила, что красками дети рисуют всегда охотнее, чем карандашами. В отличие от карандашей краски, как цветовой материал привлекает внимание детей своей необычностью. В младшей и средней группах дети рисуют гуашью, а в старшей и подготовительной – акварельными красками, кроме декоративного рисования, где дети рисуют гуашью. Техника гуаши и акварели совершенно различна. Акварельная живопись – это живопись прозрачными красками; основные её свойства – прозрачность, лёгкость, чистота цвета. Гуашь – краска с примесью белил – дает плотный, непрозрачный слой. В начале младшей группы выяснила, что не все дети различают основные цвета. Некоторые дети ( Ваня, Артём, Галя) не могли правильно их назвать. Для того, чтобы научить детей правильно называть цвета, я изготовила палитру. Для работы с цветом необходимо знание цветового спектра и порядка его построения. Все цвета спектра имеются в красках в готовом виде, а в дальнейшей работе я собираюсь научить детей смешивать краски для получения оттенков, а также дать знания о цветах спектра (холодных и теплых).
По сравнению с малышами в старшей и подготовительных группах я формирую у детей более дифференцированное отношение к цвету как к средству передачи настроения, чувств (цвет грустный, печальный, мрачный; цвет весёлый, радостный, праздничный).
В каждом рисунке можно увидеть сочетание контрастных ярких, насыщенных цветов, создающих в целом праздничный колорит.
Восприятие детьми пейзажа, натюрморта (в живописи), характерных по содержанию и выразительности графических рисунков, способствует формированию образности в их творчестве.
Другое выразительное средство – характер линии, контура, передача движения в рисунке дошкольника – является наиболее специфическим. Характер линий у взрослого художника определяется уровнем его мастерства, способностью обобщения. Рисунок бывает чаще всего лаконичным, имеет вид наброска. Рисунки могут быть штриховые, цветные.
По сравнению с живописью язык графического произведения более скупой, лаконичный и условный. Художник А. Кокорин пишет:»Рисование мне всегда представляется чудом. У художника лист белой бумаги, карандаш или тушь. Оперируя только чёрным и белым, он как волшебник, на этом простом листе бумаги создаёт свой мир пластической красоты». Действительно, в рисунке цвет не играет такой роли, как в живописи, так как рисунок может быть выполнен графическими материалами: карандашом, углём. Однако выполненная акварелью, гуашью, пастелью работа бывает очень живописной.
И дети моей группы постепенно, начиная с простейших штрихов, переходят к наиболее полному изображению предметов, явлений.
Приемы формирования художественного восприятия различны: я использую беседы об искусстве, игровые ситуации, в которых дети сравнивают, узнают разные по художественно выразительности образы.
Обучая детей рассматривать произведения разных видов изобразительного искусства, я постепенно приобщаю детей к красоте. При взаимосвязи обучения и творчества ребёнок имеет возможность самостоятельно осваивать различные художественные материалы, экспериментировать, находить способы передачи образа в рисунке. Это не мешает ребёнку освоить те способы и приемы, которые ему были неизвестны. При таком подходе процесс обучения теряет функцию прямого следования, навязывания способов. Дети моей группы имеют право выбора, поиска своего варианта. Я считаю, что создание условий, при которых ребёнок эмоционально реагирует на краски, цвета, формы, выбирая их по своему желанию, является необходимым в творческом процессе.
Благодаря восприятию художественных образов в изобразительном искусстве дети имеют возможность полнее и ярче воспринять окружающую действительность, и это способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов в изобразительном творчестве.
Кроме того, искусство помогает мне формировать эмоционально – ценностное отношение у детей к миру.
Волшебный мир детства! Волшебный мир искусства! Говоря о дошкольниках, мы порой даже не задумываясь, произносим эти эпитеты. Почему же все, что связано с дошкольным детством, мы называем «волшебным»?
Маленький человечек приходит во взрослый мир, пытается постичь его тайны, им движет любопытство, с которого и начинается процесс познания.
Счастливо детство – умное детство. Это не просто период, когда ребёнку хочется бегать, прыгать, играть, и пока он беспечен. Настоящее детство – это процесс взросления. Сам он не в состоянии его завершить, и на помощь ему должны прийти взрослые, заботящиеся о нём, дающие ему свои знания, опыт.
Мне кажется, что задача педагога по изобразительной деятельности состоит в том, чтобы показать красоту окружающего мира, раскрыть тайны природы, показать взаимоотношения людей в этом мире, развить творческие способности детей.
По моему мнению, главной задачей педагога по изобразительной деятельности является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать их творческую активность. Педагог должен пробудить в каждом ребёнке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришёл в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Автор: Тиронина Тамара Владимировна