Статья на тему " Проблема творчества детей во взглядах педагогов и психологов"
В истории дошкольной педагогике проблема творчества всегда была одной из актуальных. Психологи и педагоги считают возможным творческое развитие детей во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре. Большой потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольника. Анализ психолога – педагогической литературы показал, что до сих пор проблема развития творчества остается наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей. Это обусловлено сложностью данного явления, скрытостью механизмов творчества. Что касается детского творчества, то понимание его важно для взрослого не только в смысле осознанного управления творческим развитием ребенка, но и для осознания зрелого творчества, поскольку в его истоках, в « зернышке» ( Е.А. Флерина), зародыше заложена и , может быть, ярче проявляется то, что характерно, но более скрыто в деятельности взрослого человека.
Педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком (как объективно, так и субъективно) нового, значимого только для конкретного лица продукта. Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что это деятельность, в результате которой создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение. Это может быть новое знание, предмет, способ деятельности, произведение искусства и т. п. Если рассматривать детскую деятельность с позиции объективной новизны и значимости, то, конечно, ее нельзя назвать творчеством. Однако многие ученые придерживались других взглядов. Они утверждали, что детское творчество совершенно в своем роде. Ребенок, наследуя богатейший опыт человечества, повторяя этапы его развития (биогенетическая теория), только проявляет этот родовой опыт в разные периоды своей жизни. Поэтому детская продукция, являясь конкретным воплощением родового опыта, совершенна и равноценна деятельности взрослого. На этом основание они отрицали необходимость какого бы то ни было воздействия на деятельность детей, т.е. полностью отрицали роль взрослого а развитии творчества малышей. Теория свободного воспитания в художественной деятельности имела разные обоснования. Одно из них – признание совершенства художественной деятельности ребенка. Своеобразным проявлением той же позиции стала дискуссия, развернувшаяся в шестидесятых годах на страницах журнала « Творчество», открывшаяся статья известного художника Н.Н. Жукова « Нет, это искусство». Художники, увидев потери в детском творчестве, вызванные вмешательством взрослых, выступили против всякого обучения малышей. Случилось то, о чем еще в сороковых годах предупреждала Е.А. Флерина, талантливый педагог, тонко чувствующей детскую изобразительную деятельность. Обучение «засушило» детское творчество. Н.П. Сакулина, признавая правомерность критики в адрес педагогов, доказывала, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые, с одной стороны, сохранят преимущества детского творчества, а с другой – помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Только в этом случае возможно полноценное развитие малыша, и в частности творческое. При этом ,следуя за Л.С. Выготским, Б.М. Тепловым, Е.А. Флериной м др., она признала своеобразие детского творчества. В итоги дискуссии большинством была принята следующая позиция: признание субъективности детского творчества. Ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытие для себя. Поэтому применительно к деятельности ребенка правомерно использовать термин « творчество», ограничивая его словами « детское». Н.А. Ветлугина считает, что открывая новое для себя, ребенок одновременно открывает взрослым новое о себе и потому отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим. При этом в оценке детского творчества акцент нужно делать не столько на результат, сколько на сам процесс деятельности. Именно поэтому Н.П. Сакулина формирование таких качеств личности, Как самостоятельность, активность, инициатива, проявляющиеся в процессе деятельности, рассматривает как непременные составные творчества. По мнению Н.А. Ветлугиной творчество как деятельность детей предоставляет новые возможности для их развития. Психология характеризует творчество так: оно должно представлять собой общественную ценность и давать новую продукцию. Ясно, что детское творчество полностью не подходит под определение. Но творчество, даже если оно является продуктом зрелого мастерства, имеет разную общественную ценность. Различные масштабы, уровни, результаты творчества у отдельных авторов совершенно очевидны. Детское творчество - первоначальная ступень а развитии творческой деятельности (Е.А. Флерина, Л.Ф. Обухова, Л.С. Выготский, Н.А. Ветлугина). Вместе с тем творчество ребенка способно доставить удовольствие своей непосредственностью, свежестью выражения.
В последние годы отчетливо обозначалась позиция безоговорочного признания самоценности детского творчества, без снисходительного слова «детское». Появление этой позиции связано с уточнением более общей проблемы – понимания психологии детства, смысла и значения этого периода в жизни человеческого общества. В последние годы намечается своеобразный пересмотр отношений между миром взрослых и миром детства. За последним признается право на равноценное сосуществование и взаимодействие с миром взрослых, построение отношений на новых принципах. В свети этой позиции не следует понимать детство только как подготовку ребенка к взрослой жизни, а отношение к нему взрослых – только в плане обеспечения постепенного взросления детей. Ценности мира детства важны и для взрослых. Известный психолог Г.Г. Кравцов рассматривает творчество в тесной связи с развитием личности ребенка. Человек развивается как личность с первых дней жизни. Развитие – способ существование личности. Таким образом, детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер.
Автор: Малышева Ирина Владимировна