Семинар – практикум для педагогов на тему: «Использование приемов ТРИЗ-технологий в процессе формирования связной речи у детей дошкольного возраста» 2015 год Метод наглядного моделирования
Семинар – практикум на тему: «Использование приемов ТРИЗ-технологий в процессе формирования связной речи у детей дошкольного возраста»
Подготовила и провела:
воспитатель Жигалева А.Н.
Основными целями ТРИЗ - образования для дошкольников являются: формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; развитие творческих способностей; формирование качеств творческой личности.
Для развития речи детей дошкольного возраста используют следующие методы ТРИЗ и РТВ, как:
- метод «мозгового штурма» с 3 до 7 лет
- метод маленьких человечков с 4 до 7 лет
- метод синектики с 3 до 7 лет
- метод нахождения и разрешение противоречий и сходства
- круги Луллия с 3 до 7 лет
Для развития связной речи используют такие методы, как:
Метод наглядного моделированияОдним из способов планирования связного высказывания может служить ПРИЕМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ.
Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
· пересказ;
· составление рассказов по картине и серии картин;
· описательный рассказ;
· творческий рассказ.
ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛИ
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
· геометрические фигуры;
· символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
· планы и условные обозначения, используемые в них;
· контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.
ПЕРЕСКАЗ
Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.
Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.
Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:
1. усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;
2. формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);
3. передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей,
и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Колобок” и т.п.
ФРАГМЕНТАРНОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЕ
Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине можно порекомендовать прием фрагментарного рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет. Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой картины. Вариативность рассказов детей достигается за счет выбора ими цвета прямоугольника, который они открывают первым.
ТВОРЧЕСКИЙ РАССКАЗ
Данный вид высказывания предполагает умение ребенка создать особый замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями. Ребенку предлагается модель рассказа, а он уже должен наделить элементы модели смысловыми качествами и составить по ним связное высказывание.
Это умение противоположно навыку составления пересказов. Переходными упражнениями от моделирования пересказа к составлению творческих рассказов могут быть следующие:
· угадывание эпизода по демонстрации действия;
· рассказывание по демонстрации действия взрослым;
Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая:
2. предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно;
3. конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа. Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т.п.) Логопед задает начало сказки и предлагает продолжить ее, опираясь на силуэтные изображения. В темном лесу, в самой его глубине, есть солнечная полянка. В центре полянки растет цветок… (затем дети выбирают силуэты других героев и заканчивают сказку);
4. ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры.
5. и, наконец, ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа.
Метод морфологического анализа
Например, необходимо создать новый образ Ивана-царевича. Наше воображение рисует нам образ молодого человека, доброго, смелого, сильного, красивого и т.п. Не будем пока отказываться от данного образа. Выделим основные критерии, по которым можно охарактеризовать этот сказочный персонаж: возраст, место жительства, внешний вид, средство передвижения, одежда и т.д. Для удобства можно занести данные характеристики в таблицу
Возможные варианты характеристик по выделенным критериям
Возраст
Место жительства
Средство передвижения
Стиль одежды
Характер
Ребёнок
Дворец
Конь
Спортивный костюм
Добрый
Подросток
Многоэтажный дом
Автомобиль
Праздничный наряд
Вредный
Юноша
Лес
Ролики
Строгий костюм
Нытик
Старик
Детский сад
Лыжи
Шорты и майка
Весельчак
и т.д.
и т.д.
и т.д.
и т.д.
и т.д.
Чем больше критериев выбрано, тем более подробно будет описан новый образ. В их число можно внести привычки героя, хобби, особенности общения, особенности частей тела, цвет волос, глаз и т.д. Характеристик по каждому из критериев также может быть сколь угодно много.
Произвольно выберем из каждого столбца по одной характеристике и соединим воедино. Могут получиться очень интересные образы. Например, Иван-царевич – вредный подросток, одетый в праздничный наряд, проживающий в детском саду и передвигающийся на лыжах. Или старик-весельчак в спортивном костюме, живущий в лесу и передвигающийся на роликах. Сразу хочется придумать историю о таком герое. Сколько простора для детского воображения!
Модель составления сказки с помощью метода "Каталога" с 3 до 7 лет (пример)
Данный метод эффективен в работе с небольшим количеством детей (от двух до пяти).
«Волшебная дорожка».В основе сюжета многих сказок- действия какого- либо героя: он путешествует с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами (преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия), и многому может научиться. При построении этой модели используется один из вариантов морфологического анализа.
Модель составления сказки с помощью метода "Системного оператора" с 4 до 7 лет
Работа с системным оператором предполагает формирование у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др.
Каждый объект материального мира имеет своё прошлое, настоящее и будущее. Кроме того, каждый объект имеет свой набор свойств и качеств, которые могут изменяться с течением времени. Если рассматривать объект материального мира, как систему, состоящую из определённых составляющих, имеющих определённые свойства и качества, то данный объект, в свою очередь, будет являться частью другой системы, более широкой по своему строению. Так, например, пылесос – это система, состоящая и таких частей, как корпус, шланг, щётка и т.д. В свою очередь, пылесос является частью системы бытовая техника. Если учесть, что каждый объект материального мира имеет прошлое, настоящее и будущее, то его рассматривание и анализ можно представить при помощи таблицы,
Н/С
Н/С
Н/С
С
С
С
П/С
П/С
П/С
прошлое
настоящее
будущее
где С – система, т.е.объект, который находится в центре рассмотрения;
Н/С – надсистема, ближайшее окружение объекта, система, частью которой является объект; П/С – подсистема, структурная единица системы, части, из которых состоит сам объект.
Таким образом, рассматривая объект, дети определяют, из каких частей он состоит, его видовую принадлежность(транспорт, игрушка, одежда, строение и т.д.). Кроме того, дети выясняют историю возникновения данного объекта, какой предмет выполнял его функции до его появления, этот предмет аналогично анализируется. Далее детям предоставляется возможность представить себе, каким станет объект в будущем: его функции, внешний вид, как он будет называться и т.п. Информация заносится в таблицу. Целесообразно предложить детям закрепить полученные результаты схематично или в рисунке (особенно будущее объекта)
В случае, когда объектом, т.е. системой, является пылесос, данная таблица может выглядеть следующим образом
домашняя утварь
бытовая техника
бытовая техника
веник
пылесос
скоростной аппарат по уборке помещений
прутья и верёвка, скрепляющая и удерживающая прутья вместе
корпус, шланг, щётка, колёсики, шнур с вилкой, кнопка для включения
составляющие пылесоса в будущее полностью зависят от фантазии и воображения детей
прошлое
настоящее
будущее
Если объект для рассматривания выбран из нерукотворного мира, а из мира, например, природы, то целесообразно рассмотреть его развитие во времени, проследить его изменения в его внешнем виде в определённый отрезок времени.
Например, дерево.
корни, тонкий невысокий ствол, ветви
корни, высокий толстый ствол, ветви, листья, плоды
корни, сухой обрубок ствола
саженец
дерево
пень
растение леса
растение леса
-
прошлое
настоящее
будущее
Говорить – значит пользоваться устной речью, выражать свои мысли словами. Чтобы говорить, ребенок должен владеть определенным запасом слов, активно пользоваться им, строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, уметь слушать и быть внимательным. Таким образом, результативность проводимой работы по использованию приемов ТРИЗ-технологий в процессе формирования связной речи у детей дошкольного возраста соответствует высказыванию Л. С. Выготского о том, что «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития». см.презентацию
Автор: Жигалева Анастасия Николаевна