Роль культуры в художественно-эстетическом развитии дошкольника
Тема: «Роль культуры и искусства в художественно-эстетическом развитии дошкольника».
С понятием личности тесно связано понятие «социализация», в которой основными институтами являются: семья, детский сад, школа. Они представляют собой общность людей, где активно протекает процесс социализации человека.
Социализация – это процесс и результат усвоения активного воспроизведения индивидом социального опыта. На его основе идет социально-личностное развитие и значимость социального опыта ребенка в нравственном воспитании и развитии.
Знакомясь с Федеральными Государственными образовательными стандартами трудно не заметить, какое большое значение уделяет государство именно социально – личностному развитию детей. Социализация детей сегодня - это процесс, направленный на вхождение ребёнка в социокультурную среду современного общества, способных найти своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру и традиции, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и постоянному самосовершенствованию. В связи с этим проблема социально-личностного развития - это развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится не просто актуальной, а одной из самых важных.
Александр Асмолов директор Федерального института развития образования (ФИРО), руководитель рабочей группы по разработке стандарта дошкольного образования, подчеркивает, что стандарт образования как раз и есть основа для передачи культурного кода времен. Отсюда стандарт выступает как культурный ген образовательного поведения. Воспитание, говорит А.Асмолов, - это приобщение к культурному коду, к культурным образцам, к культурным сокровищам, которые есть и в глобальной цивилизации, и в нашей с вами российской культуре. Он выражает надежду, чтобы стандарты стали культурной генетикой нашего образования.
С 1 сентября 2013 года введен новый Закон об образовании. Дошкольное образование впервые в истории российской культуры становится полноценным уровнем образования наряду со школой и вузом, что также подчеркивает значимость работы дошкольных учреждений, в том числе и по социально - личностному направлению.
Период дошкольного детства является периодом активного влияния психологических механизмов на личность, одним из которых является механизм подражания. Внешний мир ребенок воспринимает через себя. Ребенок не просто подражает взрослым людям, он старается приобщиться к делам взрослых людей, их интересам; у него появляется чувство ответственности. Он постепенно входит в мир морали, поэтапно осваивает существующие ценности и нормы. Социальным опытом дети овладевают при помощи взрослых в процессе вхождения личности в социальную среду. На каждом возрастном этапе развития у дошкольника приобретают значение механизмы, позволяющие решать актуальные проблемы личностного развития. Получая от воспитательного микросоциума позитивные нравственные образцы, нравственные ценности и пропуская их через сознание, чувства и переживания, ребёнок осваивает нравственный опыт, нравственную культуру общества. Я считаю, что задача воспитателя - правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.
Искусство является хранителем опыта человечества, формой и результатом реализации преемственных связей между поколениями людей, между личностью и обществом. Доставляя эстетическое наслаждение, искусство осуществляет воспитательное воздействие и информирование, передачу опыта и знаний, отличается способностью внушающего воздействия. Ученые убеждены, что именно возрастающая роль искусства и культуры в силах гармонизовать отношения людей, их разобщенность, повлиять на человеческое сознание и мышление (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Л.С. Выготский, Д.С. Лихачев, Д.Б. Кабалевский).
Искусство – образная модель человеческой жизнедеятельности, которая воспроизводит личность во всей ее многогранности и целостности, влияет на всю структуру сознания и деятельности человека, взаимодействуя с его жизненным опытом. Искусство воссоздает жизнь в ее целостности и тем самым расширяет, углубляет реальный жизненный опыт человека. Оно несет художественные (по Л.С. Выготскому – «умные») эмоции. Л.С. Выготский высказал мысль о том, что эстетическая эмоция не только является средством социализации личности, но и закладывает основы духовной культуры. И как духовное образование эта внутренняя деятельность по-своему ориентирует личность в социальной деятельности.
Важен факт осознания содержательной стороны полифункциональных отношений «искусство – ребёнок». Ответы коренятся в самой ценности искусства, в его потенциальных возможностях влияния на личность, в поиске новых подходов к содержанию и формам организации образовательного процесса в контексте интеграции культуры, искусства и образования. Такая интеграция может выступать основой для культуротворческой, развивающей среды, организованной с целью воспитания в ребёнке индивидуальности, неповторимости и самобытности, развития ребёнка как человека культуры. Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, искусство, воздействуя на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы, обогащает эмоциональный мир. Приобщаясь к культурному наследию, ребенок познаёт эталоны красоты, усваивает культурный опыт поколений. На основе восприятия культурных ценностей личность стремится к поиску и самореализации смысла собственной жизни. Искусство оказывает на ребенка большее эмоциональное воздействие, чем непосредственно окружающие его жизненные явления. Это объясняется тем, что у ребенка в процессе восприятия художественных образов, возникает чувство сопереживания, которое существенно определяет направленность личности, ее ценностные ориентации, поступки, поведение. Эстетические эмоции не только обогащают духовно, но и эстетизируют отношение людей к действительности, делают их более бескорыстными, более чуткими к совершенству природы и достижениям человеческой культуры.
Опыт эмоционально-чувственного сопереживания художественному содержанию музыки, живописи, предметов искусства и представления, возникающие в результате его осмысления, ребенок, при определенных педагогических условиях, переносит в реальную жизненную ситуацию, оперируя музыкальными и художественными представлениями как эталонами для взаимоотношения с природой, близкими ему людьми и окружающим миром в целом.
Наше учреждение МДОУ д\с №25 «Солнечный зайчик» совсем молодое, но весь коллектив активно работает по художественно-эстетическому направлению. В своей работе я способствую развитию интереса к искусству и разнообразной художественной деятельности, творческих способностей детей, для этого в моей группе есть альбомы для рассматривания и использования на НОД по художественному творчеству, мини-выставка предметов и игрушек народно-прикладного искусства.
В нашем дошкольном учреждении с детьми проводятся занятия по хореографии, где посредством танца, музыки ребят приобщают к прекрасному. Любимым занятием ребят в детском саду и дома является игра в театр. Для развития партнерских отношений с семьей, мы планируем создание семейного театра, который нам откроет новые возможности для развития театрализованной деятельности детей и взрослых. Я считаю, что семейный театр будет способствовать повышению эстетического уровня детей и взрослых средствами театрального искусства; познанию истории и культуры Родины.
Прекрасную возможность встреч с искусством нам предоставляют партнеры дошкольного учреждения - Историко-художественный музей, Выставочный зал, театр-студия «Зазеркалье», организующие встречи по заранее составленным программам. В канун празднования «Дня города» сотрудниками Выставочного зала с детьми моей группы было проведено тематическое занятие «Удивительная птица-павлин», где ребята познакомились с различными техниками изображения «чуда-птицы» и самостоятельно изготовили праздничные открытки для родителей.
Таким образом, я считаю, что искусство обладает неограниченным личностно-формирующим, социализирующим потенциалом, оказывает прямое воздействие на подсознание, психоэмоциональную, интеллектуальную, мотивационную и поведенческую сферы личности. При формировании основ художественно-эстетической культуры у детей искусство наиболее эффективно влияет на формирование целостной, всесторонне и гармонично развитой личности ребенка, становление его культуры, потребностей, интересов, способностей, мотиваций, необходимых для дальнейшего успешного обучения, развития, социализации.
Искусство обладает неограниченными возможностями интеграции с другими образовательными областями и сферами познания. Специально подобранные, адаптированные художественные материалы способны обогатить содержание каждой из образовательных областей программы дошкольного образования, обеспечить развитие интегративных личностных качеств ребенка. Интегративное значение искусства заключается в возможности создания особой, насыщенной среды, максимально благопри- ятной для целостного и всестороннего развития личности, формирования музыкально-эстетической и общей культуры ребенка дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОСТ) дошкольного образования от 17 октября 2013 года
2.Выготский Л.С., Психология развития ребенка. [Текст] - М., 2004.
3. Выготский Л.С., Выготский Л.С. Воспитание чувств [Текст]/ Л.С. Выготский Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / сост. И.В. Дубровина и др. – М.: Академия, 1998.
4. Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. - М., 2004.
5. Коломийченко Л. В., Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста/ Л В Коломийченко. - Пермь, 2002.
6. Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2-х тт. [Текст] – СПб., 1998.
7. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 2009.
8. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Истоки и перспективы / Б.Д. Парыгин. – М., 2010.
Автор: Краева Оксана Сергевна