ОРГАНИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ
Ж.В. Богатырёва
ОРГАНИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ
На основании основных федеральных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования работа по гендерному воспитанию в нашем ДОУ с детьми 5- 7 лет ведётся в соответствии с задачами образовательной области «Социализация». Содержание данной образовательной области направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
- развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности.[1]
В соответствии с задачами основной общеобразовательной программы организуется образовательный процесс, который заключается в непосредственно организованной образовательной деятельности, режимных моментах и создании условий для самостоятельной игровой деятельности детей.
Задачи по воспитанию гендерной принадлежности с детьми старшего дошкольного возраста решаются ННООД. Данная образовательная деятельность осуществляется согласно учебному плану два раза в месяц. Наш опыт работы показал, что наиболее эффективными формами работы являются общение, игровая, познавательная - продуктивная деятельность, индивидуальный подход к ребёнку.
В связи с этим нашей задачей является осуществление дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, как при общении с ними, так и при организации различными видами деятельности и в повседневной жизни.
Интеграция образовательной области «Социализация» и решение задач гендерного воспитания осуществляется в процессе интеграции с различными образовательными областями. Так, например, при организации образовательного процесса по области «Чтение художественной литературы», мы большое внимание уделяем становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом нам оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка.[3]
Благодаря этим навыкам у ребенка формируется своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.
Акцент на чтение детской литературы нами был сделан в связи с тем, что оно является одним из педагогических условий формирования у девочек и мальчиков 5-7 лет привлекательности гендерных ролей.
Мы считаем, что нет ничего более важного для ребенка, чем тот импульс, который дают ему взрослые, знакомя с культурным наследием всего человечества.
Сказка – естественный способ общения с детьми и детей. Она всегда насыщена социальными действиями и нравственной основой. Сказки обучают и создают эмоциональную положительную модель гендерного поведения. При помощи сказок можно выявить сложившиеся ложные стереотипы поведения, что позволяет спланировать коррекционную работу, в которой необходимо показать равные социальные возможности девочки и мальчика.[3]
Например, читая сказки, одновременно знакомим детей с творчеством художников таких, как: художником-иллюстратором к сказкам Ю. Васнецовым и художником полотен В.М. Васнецовым.
Знакомя детей с творчеством А. С. Пушкина, одновременно беседуем по картине «Богатыри» В.М. Васнецова.
-Какие подвиги совершали богатыри русские? (Защищали землю русскую, боролись с вражьей силой, защищали слабых, любимых.)
В русских народных сказках по-особенному называют девушек. (Василиса Премудрая, девица краса, лебедь белая, лебедушка, пава, красна-девица).
В образе женской красоты выражались представления о празднике и счастье о самом дорогом и светлом в жизни - о материнстве.[5]
В гендерном воспитании детей важную роль играет народный фольклор, где большое внимание уделяется особенностям мальчиков и девочек.
Знакомим детей с колыбельными песнями, которые есть и для мальчиков, и для девочек.
Используя в своей работе богатейший опыт народа, накопленный веками, мы воспитываем уважение к старшим, способствуем благоприятному протеканию процесса социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формируем начала мужественности и женственности у дошкольников.
К фольклорным формам относятся русские народные игры. Многие фольклорные игры построены на противопоставлении женского и мужского начала, что внешне выражается в пространственно-композиционной организации игры. Так, игры типа «Бояре-княгини», «А мы просо сеяли», «Цепи-цепи кованы» начинаются с выстраивания друг напротив друга мальчиков и девочек в линию. С помощью 4]
Многие игры в символической форме показывают тепло и нежность отношений в семье. Народная традиция создает образ мамы: ласковый, светлый.
Игры мальчиков требуют большой физической силы, выносливости, ловкости. Кроме того, их тематика носит ярко выраженный мужской характер.
Вместе с детьми изготовили атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Семья», «День рождение», «Защитники Отечества»… Таким образом, в результате работы по обучению девочек и мальчиков совместным играм мы решаем главную задачу - формируем умение, а главное, желание девочек и мальчиков общаться друг с другом.
Развивая и поддерживая творческую индивидуальность, проводим с детьми тематические беседы: «Традиции в нашей семье», «Кто мои предки», «На кого я хочу быть похожим», « Профессии моих родителей».
Обязательным требованием в работе с детьми уделяем индивидуальным особенностям каждого ребенка, уровню его подготовленности.
И создаём условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. В этом нам помогает художественная деятельность.
Мы обратили внимание на то, что строительство домов, дороги с мчавшимися автомобилями, самолеты в небе, корабли в море, а также войну и драки. , а также мам, гуляющих с дочками. Вместе с детьми мы создали тематические альбомы «Мой портрет», « Наши мамы», «Папа на работе», «Мы – одна семья». Коллаж на тему: « Как мы отдыхаем», «Мои друзья».
Благодаря образовательной работе по гендерному воспитанию дети старшего дошкольного возраста нашего ДОУ имеют дифференцированное представления о собственной гендерной принадлежности, проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью: мальчик – сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка – дочь, внучка, сестра, мать, женщина. Дошкольники овладевают отдельными способами действий, доминирующих в поведении взрослых людей соответствующего гендера. В этом возрасте умеют распознавать и оценивать адекватно гендерной принадлежности эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола.[2]
Список литературы:
1. Бендас.Т.В. Гендерная психология. Учебное пособие. - СПб.: Питер 2006 – с. 431;
2. Еремеева Д.В., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира.- М.: Линка - пресс, 1998 с184;
3. Казакова Р.Г. Актуальные проблемы развития детской художественно-изобразительной одаренности: Монография, изд.2. [текст] / Р.Г. Казакова – М., 2004. – 167 с;
4. Малыгина В. Мальчики и девочки. В.. // «Улица Cезам для родителей». № 3, 1999;
5. Миленко В. Мужская работа. // Дошкольное воспитание, № 2, 2007;
6. Рожкова С.В., Мошненко В.В. Гендерная компетентность педагога.
Ж.В. Богатырёва
ОРГАНИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ
На основании основных федеральных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования работа по гендерному воспитанию в нашем ДОУ с детьми 5- 7 лет ведётся в соответствии с задачами образовательной области «Социализация». Содержание данной образовательной области направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
- развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности.[1]
В соответствии с задачами основной общеобразовательной программы организуется образовательный процесс, который заключается в непосредственно организованной образовательной деятельности, режимных моментах и создании условий для самостоятельной игровой деятельности детей.
Задачи по воспитанию гендерной принадлежности с детьми старшего дошкольного возраста решаются ННООД. Данная образовательная деятельность осуществляется согласно учебному плану два раза в месяц. Наш опыт работы показал, что наиболее эффективными формами работы являются общение, игровая, познавательная - продуктивная деятельность, индивидуальный подход к ребёнку.
В связи с этим нашей задачей является осуществление дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, как при общении с ними, так и при организации различными видами деятельности и в повседневной жизни.
Интеграция образовательной области «Социализация» и решение задач гендерного воспитания осуществляется в процессе интеграции с различными образовательными областями. Так, например, при организации образовательного процесса по области «Чтение художественной литературы», мы большое внимание уделяем становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом нам оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка.[3]
Благодаря этим навыкам у ребенка формируется своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.
Акцент на чтение детской литературы нами был сделан в связи с тем, что оно является одним из педагогических условий формирования у девочек и мальчиков 5-7 лет привлекательности гендерных ролей.
Мы считаем, что нет ничего более важного для ребенка, чем тот импульс, который дают ему взрослые, знакомя с культурным наследием всего человечества.
Сказка – естественный способ общения с детьми и детей. Она всегда насыщена социальными действиями и нравственной основой. Сказки обучают и создают эмоциональную положительную модель гендерного поведения. При помощи сказок можно выявить сложившиеся ложные стереотипы поведения, что позволяет спланировать коррекционную работу, в которой необходимо показать равные социальные возможности девочки и мальчика.[3]
Например, читая сказки, одновременно знакомим детей с творчеством художников таких, как: художником-иллюстратором к сказкам Ю. Васнецовым и художником полотен В.М. Васнецовым.
Знакомя детей с творчеством А. С. Пушкина, одновременно беседуем по картине «Богатыри» В.М. Васнецова.
-Какие подвиги совершали богатыри русские? (Защищали землю русскую, боролись с вражьей силой, защищали слабых, любимых.)
В русских народных сказках по-особенному называют девушек. (Василиса Премудрая, девица краса, лебедь белая, лебедушка, пава, красна-девица).
В образе женской красоты выражались представления о празднике и счастье о самом дорогом и светлом в жизни - о материнстве.[5]
В гендерном воспитании детей важную роль играет народный фольклор, где большое внимание уделяется особенностям мальчиков и девочек.
Знакомим детей с колыбельными песнями, которые есть и для мальчиков, и для девочек.
Используя в своей работе богатейший опыт народа, накопленный веками, мы воспитываем уважение к старшим, способствуем благоприятному протеканию процесса социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формируем начала мужественности и женственности у дошкольников.
К фольклорным формам относятся русские народные игры. Многие фольклорные игры построены на противопоставлении женского и мужского начала, что внешне выражается в пространственно-композиционной организации игры. Так, игры типа «Бояре-княгини», «А мы просо сеяли», «Цепи-цепи кованы» начинаются с выстраивания друг напротив друга мальчиков и девочек в линию. С помощью 4]
Многие игры в символической форме показывают тепло и нежность отношений в семье. Народная традиция создает образ мамы: ласковый, светлый.
Игры мальчиков требуют большой физической силы, выносливости, ловкости. Кроме того, их тематика носит ярко выраженный мужской характер.
Вместе с детьми изготовили атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Семья», «День рождение», «Защитники Отечества»… Таким образом, в результате работы по обучению девочек и мальчиков совместным играм мы решаем главную задачу - формируем умение, а главное, желание девочек и мальчиков общаться друг с другом.
Развивая и поддерживая творческую индивидуальность, проводим с детьми тематические беседы: «Традиции в нашей семье», «Кто мои предки», «На кого я хочу быть похожим», « Профессии моих родителей».
Обязательным требованием в работе с детьми уделяем индивидуальным особенностям каждого ребенка, уровню его подготовленности.
И создаём условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. В этом нам помогает художественная деятельность.
Мы обратили внимание на то, что строительство домов, дороги с мчавшимися автомобилями, самолеты в небе, корабли в море, а также войну и драки. , а также мам, гуляющих с дочками. Вместе с детьми мы создали тематические альбомы «Мой портрет», « Наши мамы», «Папа на работе», «Мы – одна семья». Коллаж на тему: « Как мы отдыхаем», «Мои друзья».
Благодаря образовательной работе по гендерному воспитанию дети старшего дошкольного возраста нашего ДОУ имеют дифференцированное представления о собственной гендерной принадлежности, проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью: мальчик – сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка – дочь, внучка, сестра, мать, женщина. Дошкольники овладевают отдельными способами действий, доминирующих в поведении взрослых людей соответствующего гендера. В этом возрасте умеют распознавать и оценивать адекватно гендерной принадлежности эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола.[2]
Список литературы:
1. Бендас.Т.В. Гендерная психология. Учебное пособие. - СПб.: Питер 2006 – с. 431;
2. Еремеева Д.В., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира.- М.: Линка - пресс, 1998 с184;
3. Казакова Р.Г. Актуальные проблемы развития детской художественно-изобразительной одаренности: Монография, изд.2. [текст] / Р.Г. Казакова – М., 2004. – 167 с;
4. Малыгина В. Мальчики и девочки. В.. // «Улица Cезам для родителей». № 3, 1999;
5. Миленко В. Мужская работа. // Дошкольное воспитание, № 2, 2007;
6. Рожкова С.В., Мошненко В.В. Гендерная компетентность педагога.
Ж.В. Богатырёва
ОРГАНИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ
На основании основных федеральных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования работа по гендерному воспитанию в нашем ДОУ с детьми 5- 7 лет ведётся в соответствии с задачами образовательной области «Социализация». Содержание данной образовательной области направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
- развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности.[1]
В соответствии с задачами основной общеобразовательной программы организуется образовательный процесс, который заключается в непосредственно организованной образовательной деятельности, режимных моментах и создании условий для самостоятельной игровой деятельности детей.
Задачи по воспитанию гендерной принадлежности с детьми старшего дошкольного возраста решаются ННООД. Данная образовательная деятельность осуществляется согласно учебному плану два раза в месяц. Наш опыт работы показал, что наиболее эффективными формами работы являются общение, игровая, познавательная - продуктивная деятельность, индивидуальный подход к ребёнку.
В связи с этим нашей задачей является осуществление дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, как при общении с ними, так и при организации различными видами деятельности и в повседневной жизни.
Интеграция образовательной области «Социализация» и решение задач гендерного воспитания осуществляется в процессе интеграции с различными образовательными областями. Так, например, при организации образовательного процесса по области «Чтение художественной литературы», мы большое внимание уделяем становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом нам оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка.[3]
Благодаря этим навыкам у ребенка формируется своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.
Акцент на чтение детской литературы нами был сделан в связи с тем, что оно является одним из педагогических условий формирования у девочек и мальчиков 5-7 лет привлекательности гендерных ролей.
Мы считаем, что нет ничего более важного для ребенка, чем тот импульс, который дают ему взрослые, знакомя с культурным наследием всего человечества.
Сказка – естественный способ общения с детьми и детей. Она всегда насыщена социальными действиями и нравственной основой. Сказки обучают и создают эмоциональную положительную модель гендерного поведения. При помощи сказок можно выявить сложившиеся ложные стереотипы поведения, что позволяет спланировать коррекционную работу, в которой необходимо показать равные социальные возможности девочки и мальчика.[3]
Например, читая сказки, одновременно знакомим детей с творчеством художников таких, как: художником-иллюстратором к сказкам Ю. Васнецовым и художником полотен В.М. Васнецовым.
Знакомя детей с творчеством А. С. Пушкина, одновременно беседуем по картине «Богатыри» В.М. Васнецова.
-Какие подвиги совершали богатыри русские? (Защищали землю русскую, боролись с вражьей силой, защищали слабых, любимых.)
В русских народных сказках по-особенному называют девушек. (Василиса Премудрая, девица краса, лебедь белая, лебедушка, пава, красна-девица).
В образе женской красоты выражались представления о празднике и счастье о самом дорогом и светлом в жизни - о материнстве.[5]
В гендерном воспитании детей важную роль играет народный фольклор, где большое внимание уделяется особенностям мальчиков и девочек.
Знакомим детей с колыбельными песнями, которые есть и для мальчиков, и для девочек.
Используя в своей работе богатейший опыт народа, накопленный веками, мы воспитываем уважение к старшим, способствуем благоприятному протеканию процесса социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формируем начала мужественности и женственности у дошкольников.
К фольклорным формам относятся русские народные игры. Многие фольклорные игры построены на противопоставлении женского и мужского начала, что внешне выражается в пространственно-композиционной организации игры. Так, игры типа «Бояре-княгини», «А мы просо сеяли», «Цепи-цепи кованы» начинаются с выстраивания друг напротив друга мальчиков и девочек в линию. С помощью 4]
Многие игры в символической форме показывают тепло и нежность отношений в семье. Народная традиция создает образ мамы: ласковый, светлый.
Игры мальчиков требуют большой физической силы, выносливости, ловкости. Кроме того, их тематика носит ярко выраженный мужской характер.
Вместе с детьми изготовили атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Семья», «День рождение», «Защитники Отечества»… Таким образом, в результате работы по обучению девочек и мальчиков совместным играм мы решаем главную задачу - формируем умение, а главное, желание девочек и мальчиков общаться друг с другом.
Развивая и поддерживая творческую индивидуальность, проводим с детьми тематические беседы: «Традиции в нашей семье», «Кто мои предки», «На кого я хочу быть похожим», « Профессии моих родителей».
Обязательным требованием в работе с детьми уделяем индивидуальным особенностям каждого ребенка, уровню его подготовленности.
И создаём условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. В этом нам помогает художественная деятельность.
Мы обратили внимание на то, что строительство домов, дороги с мчавшимися автомобилями, самолеты в небе, корабли в море, а также войну и драки. , а также мам, гуляющих с дочками. Вместе с детьми мы создали тематические альбомы «Мой портрет», « Наши мамы», «Папа на работе», «Мы – одна семья». Коллаж на тему: « Как мы отдыхаем», «Мои друзья».
Благодаря образовательной работе по гендерному воспитанию дети старшего дошкольного возраста нашего ДОУ имеют дифференцированное представления о собственной гендерной принадлежности, проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью: мальчик – сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка – дочь, внучка, сестра, мать, женщина. Дошкольники овладевают отдельными способами действий, доминирующих в поведении взрослых людей соответствующего гендера. В этом возрасте умеют распознавать и оценивать адекватно гендерной принадлежности эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола.[2]
Список литературы:
1. Бендас.Т.В. Гендерная психология. Учебное пособие. - СПб.: Питер 2006 – с. 431;
2. Еремеева Д.В., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира.- М.: Линка - пресс, 1998 с184;
3. Казакова Р.Г. Актуальные проблемы развития детской художественно-изобразительной одаренности: Монография, изд.2. [текст] / Р.Г. Казакова – М., 2004. – 167 с;
4. Малыгина В. Мальчики и девочки. В.. // «Улица Cезам для родителей». № 3, 1999;
5. Миленко В. Мужская работа. // Дошкольное воспитание, № 2, 2007;
6. Рожкова С.В., Мошненко В.В. Гендерная компетентность педагога.
Автор: Богатырёва Жанна