Музейная педагогика в детском саду.
Музейная педагогика - молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами как: музееведение, искусствоведение, история, краеведение и др. Хотя в зарубежных странах и России она зародилась более 100 лет назад, сам термин, <<Музейная педагогика>> начал употребляться в нашей стране только в 70-е годы.
В настоящее время для развития музейного дела характерно существенное повышение значения его образовательной функции. Активно ведется поиск новых форм работы с детьми и педагогами.
Уже в самом раннем возрасте дети начинают интересоваться предметным миром. Познание осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка вещей. Радость познания и удовольствия от рассматривания - явления сходные и одновременные.Музей же способен обогатить ребенка впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал, да и не мог встретить в доступной ему действительности. Это необычайно расширяет кругозор, представлениями о мире, поэтому современные родители стремятся к более раннему приобщению детей к музею.
Существенной особенностью детского восприятия является, что дети лучше усваивают материал через осязание.Необходимым этапом развития интеллекта ребенка выступает манипулирвание предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию.Музейная информация может быть активно освоена и другими способами, например, в процессе игровой деятельности.Игра в жизни дошкольников- ведущая форма познания. Именно в ней они лучше сосредотачиваются и больше запоминают, развивают способность мысленного манипулирования с предметами: пробуждается творческое начало, развивается воображение.
В экскурсионной работе с детьми весьма эффективен вопросно- ответный метод. Посколько всякая экскурсия представляет собой специфический вид общения,то с дошкольниками она предполагает постоянный , открытый диалог. Вопросы , которые их задаются , носят отнюдь не риторический характер , каждый из них обычно подразумевает конкретный ответ, который дети дают хором или поодиночке. Его можно оспорить, с ним можно согласиться , но главное он стимулирует дальнейший ход беседы. Предпочтение следует отдавать не вопросам на задания, а тем,которые требуют работы воображения, обращения к собственному жизненному опыту и , что более важно побуждает к дальнейшему рассматриванию , наблюдению, к отгадыванию смысла и значения того, что видит ребенок.Особая поблема - отбор экспонатов. Музейная среда черезвычайно насыщенна, это вызывает быстрое появление усталости, особенно у детей. Поэтому количество демострированных предметов следует ограничивать, действуя по принцепу "Лучше меньше,да лучше". Вообще методика рассматриваемой работы предполагает постоянную организацию аудитории. Решая такие вопросы, как на что обратить внимание, как размещаться около стенда или витрины, в каком темпе идти, как задавать вопросы, экскурсовод преследует важную цель - воспитание музейной культуры маленького посетителя. Для того чтобы ребенок обогатился новыми знаниями и впечатлениями, необходимо постоянное закрепление музейного материала. В настоящих музеях трогать руками ничего нельзя, самому менять, переставлять экспонаты , брать в руки и рассматривать . В обычном музее ребенок лишь созерцатель, а в услових ДОУ " мини -музея" -соавтар,творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и дедушка. Каждый "Мини-музей" - это результат общения совместной работы педагога , воспитанников и их семей. Создание " мини-музеев" в дошкольном учреждении -одно из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры и искусства.
Автор: Никулина Наталья Викторовна