Лепка в художественном развитие детей среднего дошкольного возраста.
2.1. Влияние лепки на развитие ребенка
Лепка - один из видов изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она благотворно влияет на всестороннее развитие ребёнка. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для ребёнка. Лепка, также как и другие виды изобразительной деятельности формирует, эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Скульптор И.Я. Гинцбург отмечал: “…В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических
науках. Это первое чтение, изложение предмета. В рисовании предмет
изображается относительно. Из-за перспективы часто умаляется, а
иногда и совершенно теряется сущность свойств предмета, главный его
смысл… правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного - тела от приставных частей – всё это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки’’
Так же лепка влияет и на умственное развитие ребёнка. Одним из средств умственного воспитания детей является знакомство с народным прикладным искусством. Результаты наблюдений показывают, что способы лепки доступны для понимания и выполнения детьми дошкольного возраста. Умственная активность на занятиях лепкой проявляется в том, что ребёнок находит и использует выразительные средства, а для этого ему понадобится сравнить свою работу с игрушкой.
Лепка по своему характеру требует, с одной стороны развитых ощущений и восприятия, а с другой – сама совершенствует эти восприятия и ощущения. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления у детей опорой для зрения является осязание предмета.
И.М. Сеченов отмечал, что форму предметов, руки определяют иначе, чем глаза, и определяют её полнее, благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и задним, которые глазам уже совершенно не доступны.
В лепке ребёнок должен отразить материальные свойства - их объём, форму, плотность и фактуру.
Иногда приходится слышать: способам изображения детей не учить не надо, они сами в состоянии справиться со своим замыслом и возникшей задачей. Однако – и подтверждение тому и исследования, и опыт работы - ни одной деятельностью ребёнок не может овладеть без передачи взрослым способов применения, использования соответствующих орудий, материалов. Но чтобы изобразить предмет, следует представить все основные свойства. И задача педагога – целенаправленно формировать знания и представления у детей путем специальных наблюдений, постепенно и последовательно развивать восприятие – образное, эстетически окрашенное, эмоционально положительное, обогащая сенсорный опыт.
Для узнавания предмета детям дошкольного возраста достаточно лишь некоторых общих признаков. Осязательное знакомство предметом ограничивается преимущественно теми частями, за который ребенок держит предмет или которых касается. Но для изображения предмета этого мало: ребенок должен детально представлять себе весь предмет в совокупности его свойств и качеств. Процесс лепки требует тончайшего анализа и синтеза объемных свойств предмета. Самостоятельно овладеть этим ребенок не может, ему должны помочь взрослые. Они учат обобщенной системе обследования предмета, знакомят с выработанными обществом сенсорными эталонами.
Автор: Ковалева Любовь Леонидовна