Консультация для воспитателей «Знакомство дошкольников с художниками-иллюстраторами»
«Знакомство дошкольников с художниками-иллюстраторами»
Из всего многообразия видов графики нам для работы по воспитанию детей доступнее всего книжная графика – иллюстрация к детским книгам. Иллюстрация - это особая область искусства, связанная с изобразительным толкованием литературных произведений.
Область искусства, в которой художник должен подчинять творчество тому, что задумал, что задумал автор произведения. Это даже труднее, чем писать большие картины. Ведь ограничений много – вплоть до размера рисунка. Вот почему мы должны даже самых маленьких знакомить с этими художниками, воспитывать уважение к их работе, к их профессии.
А дети, даже самые маленькие, любят рассматривать картинки в книгах.
В нашей стране много замечательных художников работающих в книжной графике. Есть те, кто отдает лишь ей часть своего времени, своего творчества, а есть художники, полностью посвятившие себя этому виду искусства.
В детском саду мы знакомим детей с творчеством Ю. Васнецова, Е. Чарушина, Ю. Коровина, А. Пахомова, Е. Рачева, В. Лебедева, В. Конашевича. У каждого из них есть любимая тема, в которой они работают. У Ю. Васнецова и Е. Рачева – тема сказок, народной шутки, скоморошества. Е. Чарушин – один из лучших анималистов стране. Его любимая тема – животные, их мир, жизнь, ощущения. А. Ф. Пахомов любил рисовать детей, это его самая любимая тема, и, конечно он один из самых лучших иллюстраторов произведений Л. Н. Толстого о детях. Ю. Конашевич и В. Лебедев отлично иллюстрируют произведения советских писателей: К. Чуковского, С. Я. Маршака и т. п.
Все эти художники с большой буквы, т. к. это их заслуга – впервые открывать ребятам прекрасный мир живописи.
Образы детей, птиц, животных в изображении этих художников необычайно выразительны привлекательны. То трогательны, то смешны, всегда привлекают симпатию детей. Любой художник, изображая тот или иной предмет, те или иные события, выражает свое отношение к тому, что он изображает. Именно в этом заключается воспитательная сила искусства.
Образы зверей, птиц, детей, людей вообще из наших лучших художников – иллюстраторов полны теплоты, сочувствия к тем, кто добродушен, беспомощен, весел, бесхитростен, храбр, самоотвержен. Образы же хитрых, лживых, трусливых, жадных ясно раскрываются в оценке их художником, в его отношении к ним.
Просмотр таких иллюстраций к сказкам и рассказам, хорошо знакомым ребятам, беседы о том, что это за люди, что за звери, какие они, как характеризуется их художник, как он относится к тому или иному герою, всегда увлекают детей. Такие просмотры – беседы не только эстетически воспитывают ребенка, они подводят его к этической (нравственной) оценке героев и событий. Подводят через впечатления от художественной выразительности образов, эмоционально воспринимаемых детьми. А дети эмоциональнее, чем взрослые люди, они всегда сопереживают.
Каждый из названных художников самобытен. Они всегда работают в своей манере, их всегда отличишь.
Например, Ю. Васнецов примитивист в изображении животных, но их сказочность, красочность одежды заставляет запомнить, вглядеться, узнать у него всегда цветной фон, много декора в народном стиле. Е. Рачев изображает животных более реально, ближе к натуре, хотя и подчеркивает их сказочность красивой одеждой в народном стиле. У него реальны предметы быта пейзажа, нет цветного фона. А ведь оба художника работают по сказочным темам. Е. Чарушин тоже рисовал животных. Но как? Он – реалист. И настолько изучал мир наших младших братьев, что не просто изображал, а давал характер, подчеркивая позой, мимикой реакцию, их на какое – либо событие, явление. Они нам близки – они наши младшие братья.
Художники нам помогают в воспитании. Помогают различать добро и зло, правильно оценить их: помогают воспитывать любовь к животным, заинтересовать детей жизнью, протекающий рядом с нами, помогают растит людей, неравнодушных к окружающему, не эгоцентристов. Как же мы знакомим детей с творчеством художников – иллюстраторов? Какие же иллюстрации соответствуют уровню восприятия трехлетних детей?
В первую очередь дети знакомятся с иллюстрациями произведений, которые знакомы им по первой младшей группе или прочитаны недавно на занятии.
Это рисунки Е. Чарушина или В. Васнецова к русским народным сказкам «Курочка ряба», В. Конашевича к стихотворению А. Барто «Игрушки», иллюстрации Ю. Васнецова к русским народным потешкам (сборники «Небылицы в лицах», «Радуга – дуга», «Ерши – малыши»).
Во 2- ой младшей группе учить замечать яркость цветов образцов в картинках, иллюстрациях. Вызвать эмоциональную отзывчивость на картинку, иллюстрацию – новые задачи. Иллюстрации Васнецова, Сутеева – используются во 2- ой младшей группе. При решении этой задачи воспитателю необходимо отобрать иллюстрации, на которых были бы изображены предметы, домашние животные, дикие, которыехорошо знакомы детям. Дети должны знать потешки, сказки, иллюстрации к которым созданы рисунки. Воспитателю самому чётко представлять то, что является средством выразительности в иллюстрации (цвет, форма, композиция, линия). Например, «Петушок» - Чуковского (Сутеев) выразительность: поза петушка – тянется, будит, композиция – главный петушок, на переднем плане, выше всех – ближе всех к солнышку; ритм цвета – жёлтый петушок, солнышко, окно, забор, лес; декоративность отдельных элементов (перышки у петушка) .
При рассматривании иллюстраций воспитатель располагает детей вокруг себя (дети могут, как сидеть, так и стоять не за столом). Каждый ребенок должен хорошо видеть не только саму иллюстрацию, которая может привлечь детей ярким цветовым решением и возможностью рассматривания отдельных деталей (содержание произведения должно хорошо быть знакомо детям). Во 2- ой младшей группе рассматривание иллюстраций можно проводить в начале занятий по изобразительной деятельности в течение 2 – 4 минут. Содержание картины, должно быть, соответствовать занятию. Вначале воспитатель предлагает детям полюбоваться картиной (начало занятия может быть организовано и как сюрпризный момент: прислали картину, подарили, принесли).
Затем воспитатель должен спросить: нравится или нет картина? Почему нравится (солнышко красивое, петушок большой, домов много). Воспитатель спрашивает, как можно больше детей. После этого воспитатель говорит сам, что ему нравится на этой картине (а мне больше всего нравится солнышко, оно сияет, переливается. А кто радуется солнышку? Петушок. Какой петушок? Красивый. Красивые перышки на солнышке горят. Что делает петушок? Где живет петушок? В деревне, в красивом домике).
Картину повесить в доступном для восприятия месте (после рассматривания).
Через несколько дней воспитатель может повторно рассмотреть с детьми эту картину (отдельно детали и дополнить содержание конкретными высказываниями детей). Можно использовать приёмы – вхождение в картину. Нельзя иллюстрацию использовать в качестве образца.
Иллюстрации, картинки демонстрируются по мере надобности на занятиях по рисованию, лепке, аппликации.
Например, иллюстрация Ю. Васнецова к потешке «Пошёл котик на Торжок» вызовет у детей интерес нарисовать следы, которые котик оставил на снегу, дорожке, по которой он идёт. Иллюстрации В. Сутеева («Цыпленок и утенок») – помогут ребятам справиться с заданием вылепить цыплёнка. Воспитатель обращает внимание детей на внешний облик цыплёнка, форму головы, туловища.
Средняя группа.
Продолжается знакомство с иллюстрациями к произведениям детской литературы с художниками Васнецовым, Лебедевым, Коровиным, Рачевым. Одно занятие в месяц проводится по ознакомлению с искусством. Иллюстрации рассматриваются в процессе самостоятельной детской художественной деятельности, на занятиях по ознакомлению с окружающим, по рисованию, лепке, аппликации. Так, перед чтением рассказа Л. Н. Толстого «Умная галка» - уместно рассмотреть репродукцию рисунка А. Пахомова.
Интересны и иллюстрации В. Лебедева к стихотворению С. Маршака «Усатый – полосатый».
Мысль писателя разворачивается графически, дополняя интересными деталями. Скажем на примере иллюстраций Ю. Васнецова к руск. нар. сказке «Волк и козлята», к потешке «Пошел котик на Торжок».
Первый рисунок представляет дом козы в дремучем лесу, окруженный высокими елями, обсаженный кустарниками рябины. При повторном рассматривании иллюстрации воспитатель обращает внимание на новые детали. Второй рисунок привлечет нарядностью, красочностью. Вот стоит пушистый кот в розовых узорчатых сапогах, с розовым бантом на шее. Он несет большую румяную и, наверное, душистую и вкусную булку. На лапках сапожки. Не случайно кот так тепло, ведь на дворе зима: снег лежит на заборе, кружатся снежинки вокруг горящего фонаря, будто водят хоровод, украшая веточки кустов. Снег кажется голубым. Воспитатель развивает внимание, любознательность, умение обобщать, делать выводы.
Можно предложить детям попытаться сравнить по тематике рисунки, например, В. Лебедева к сказке С. Маршака «О глупом мышонке». Автор прямо не говорит о том, что мышонка съела кошка. Зато художник представляет мрачную, темную норку, свалившуюся свечку, перевернутый матрац и черные тучи за окном, закрывшие луну.
Старшая группа.
Продолжается знакомство с книжной графикой. Детям представляется возможность посмотреть иллюстрации, выполненные разными художниками, обращать внимание на различие в манере изображения животных (художники Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин). Детей этого возрастного возраста можно познакомить и с иллюстрациями, выполненные в черно – белом цвете. В часы, отведенные на художественную деятельность (2 – 3 занятия, воспитатель может рассказать о творчестве какого – либо художника, например А. Пахомова (желательно показать портрет). Воспитатель напоминает, что с рисунками художника А. Пахомова дети уже познакомились в средней группе, воспитатель показывает книгу Л. Н. Толстого «Рассказы о детях», желательно, чтобы дети вспомнили содержание одного – двух рассказов, нашли знакомые иллюстрации. Воспитатель рассказывает о А. Пахомове, затем рассматриваются иллюстрации к недавно прочитанной русск. нар. сказке «Бабушка, внучка, курочка». Каждая фигурка – характер, образ: бабушка – идет, согнувшись, и, наверное, шаркает ногами, ей и пустое- то ведра тяжело нести. Девочка бежит вприпрыжку, коса от бега взметнулась вверх. А у курочки ножки короткие, чтобы успеть за веселой внучкой, она даже голову вытянула, торопится. Внимание детей обращается на позы, выражение лиц; сначала спокойные, веселые, потом испуганные. Если дети будут внимательно разглядывать, то кто – нибудь догадается: все они нарисованы карандашом.
В конце занятия, ранее прочитанные книги, иллюстрированные А. Пахомовым устанавливаются в книжном уголке; иллюстрации к произведениям С. Маршака «Мяч», «Рассказ о неизвестном герое», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
Начиная со старшей группы детей, знакомят с произведениями живописи, картинами, репродукциями русских и российских художников – портретом, пейзажем.
Воспитатель учит детей видеть, как художник изображает красоту окружающей природы в разное время года: яркость золотой осени, прозрачность зимы. Дети овладевают не только видеть и понимать содержание картин, но и чувствовать, что хотел передать художник – радость, грусть. В ходе рассматривания воспитатель рассказывает о средствах выразительности. Например, как художник расположил деревья, чтобы все поняли, что лес дремучий (картина Шишкина «Утро в сосновом бору», как художник передал утренний рассвет, влажную траву. Можно организовать рассматривание картин 2 -3 художников с изображением того же времени года, чтобы дети могли находить сходство и различие в их творческой манере. Иногда можно использовать музыку, что усиливает восприятие образа. При знакомстве с портретом надо обратить внимание на то, как художник передает настроение человека. В течение года в группе целесообразно выставлять выставки репродукций на тему «Портреты».
Подготовительная группа.
В подготовительной группе так же закрепляется представления детей по живописи и графике, знакомство с иллюстрациями художников: В. Конашевича, Ю. Васнецова, В. Лебедева, Е. Чарушина, Е. Рачева. Занятия строятся по- разному: целиком посвящается одному художнику (например, Е. Чарушину, или сравниваются два художника, отличающиеся по творческой манере.
Рассматриваются иллюстрации одного художника. Обращается внимание на средства, используемые для характеристики образа. Затем рассматриваются иллюстрации другого художника, резко отличающего от первого (например, рисунки В. Конашевича и Е. Рачева).
Есть такой прием: дети вспоминают знакомую сказку (например, «Царевну – лягушку», характеризуют героев, комментируют события. Только после этого иллюстрации различных художников (И. Билибина, К. Кузнецова, Т. Ерёмина).
По мере того как у детей накапливаются новые впечатления, новые знания, можно предложить, во время рассматривания книг поиграть в викторину (с подгруппой) «Угадай, кто нарисовал иллюстрацию к этой сказке». Для этого педагог подбирает книги, уже прочитанные и рассмотренные ранее и незнакомые, но иллюстрированные известными детям художниками. Какова же методика знакомства детей с художниками иллюстраторами.
Читают текст, беседуют по - прочитанному, рассматривают иллюстрации. А перед этим нужно обязательно создать материальную базу: подборку книг с их иллюстрациями, буклеты, ширмы. Знакомство с портретами, рассказы о жизни художников. Работа проводится на занятиях и в свободное время. Работать надо фронтально, и подгруппами, и индивидуально. Все занятия закрепляются последовательно. Например: если даете лепку по сказке «Три медведя», обязательно вносим иллюстрации картины Ю. Васнецова. Делаем аппликацию по этой же сказке – снова нам помогают иллюстрации этого художника. Читаем русск. нар. сказки и обязательно используем картины – иллюстрации Ю. Васнецова и Е. Рачева. Рассматриваем персонажей в различных ситуациях. А затем закрепляем все на занятиях рисования. Детям очень нравится изображать животных в сказочной обстановке, в человеческой одежде. Нужно давать много иллюстративного материала. Проводить знакомство с народным фольклором в стихотворной форме: загадки, потешки, пословицы, поговорки, считалки – и опять первые помощники – художники – иллюстраторы, работающие в этой области, например, Ю. Васнецов.
Знакомя ребят с творчеством художников – иллюстраторов, нужно обращать внимание на особенности этой профессии, даже рассказывать детям, чем работают художники: тушью и пером, карандашами, углем, акварелью, гуашью, белилами. Рассказывать детям даже о печатной графике (например, литографии Е. Чарушина). Они, литографии, уже больше по размеру. Рассказать, как художник вырезает свои изображение на специальном камне, а потом переносит его в красках на листы бумаги, придавливая.
Рассказывая о труде художников, мы воспитываем уважение к этой профессии, по сути дела это наши коллеги.
И конечно, не только с художниками – иллюстраторами знакомят детей, вводя их в мир искусства. Мы познакомим их с творчеством И. Левитана, Юона, Пластова, Грабаря (пейзажная живопись, с художниками, работающими в натюрморте.
Каков же итог этой работы? Дети знакомятся не только с миром чистого, прекрасного, они воспитываются нравственно. Сюда входят эмоциональная отзывчивость, доброта, гуманное отношение к животным, растениям и много – много другого.
Автор: Трофимова Елена Львовна