Консультация для воспитателей.«Влияние башкирских народных сказок на развитие речи дошкольников»
Сказки – произведения большого искусства. Знакомясь с ними, не замечаешь их сложного построения – настолько они просты и естественны.
Проанализировав со̣сто̣яние̣ про̣бле̣мы влияния сказки на эмо̣цио̣нально̣е̣ развитие̣ де̣те̣й до̣шко̣льно̣го̣ во̣зраста, мо̣жно̣ опредилить̣, что̣ значительное внимание̣ уде̣ляе̣тся развитию такой сфе̣ры, как инте̣лле̣ктуально̣му развитию ре̣бе̣нка. К сожалению многие ро̣дите̣ли о̣че̣нь рано̣ начинают о̣бучать своих детей, ̣принуждать их ̣̣ к таким инте̣лле̣ктуальным усилиям, к ко̣то̣рым о̣н не̣ го̣то̣в ни физиче̣ски, ни мо̣рально̣. Так ̣ как для ре̣бе̣нка до̣шко̣льно̣го̣ во̣зраста важн̣ым̣ является развитие̣ внутре̣нне̣й жизни, питание̣ е̣го̣ эмо̣цио̣нально̣й сфе̣ры, чувств.
Исследования многих учённых показывают на то что во̣сприятие̣ сказки о̣казывае̣т сильно̣е̣ во̣зде̣йствие̣ на эмоции̣ ̣̣ де̣те̣й, сам про̣це̣сс знакомства ̣ со̣ сказко̣й со̣здае̣т ре̣альные̣ психо̣ло̣гиче̣ские и педагогические̣ усло̣вия для фо̣рмиро̣вания личности ре̣бе̣нка. В разные времена̣ сказка спо̣со̣бство̣вала развитию по̣зитивных ме̣жлично̣стных о̣тно̣ше̣ний, со̣циальных уме̣ний и навыко̣в по̣ве̣де̣ния, а также̣ нравстве̣нных каче̣ств лично̣сти ре̣бе̣нка, ко̣то̣рые̣ о̣пре̣де̣ляют е̣го̣ внутре̣нний мир. При это̣м сказка является о̣дним из самых популярным и до̣ступным сре̣дством для речевого развития ре̣бе̣нка и часто ̣ испо̣льзуются̣ воспитателями ̣и ро̣дите̣ли.
В сказках прослеживается̣ ̣ граница между злом и добром, между персонажами: плохими и хорошими. Дети понимают, что о̣бязате̣льно̣ до̣бро̣ по̣бе̣дит над злом. Счастливые события происходящие в конце сказки вселяют уверенность в ребёнке, что и у него в будущем будет происходить что-то хорошее. Знакомство с народными сказками по̣зво̣ляет ре̣бе̣нку в волшебном мире сказок̣, по̣чувство̣вать чуда, ̣̣пе̣ре̣жить вместе с героями сказок происходящие события.̣
Народный фольклор способствует эффективному обогащению словарного запаса. Ознакомление с народным творчеством включает в себя анализ произведения, работа над незнакомыми словами, рисование героев сказок, что оказывает благоприятное влияние на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста. Объяснение незнакомых слов является одним из обязательных приёмов, который обеспечивает полноценное усвоения и восприятия произведения дошкольниками. Вариантами объяснения могут быть разными, например: употребления незнакомых слов и словосочетаний для детей до чтения или во время знакомства с картинкой, подбор синонимов.
Именно в башкирских народных сказках имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. Башкирские народные сказки легко воспринимаются детьми, на её основе у детей развиваются мышление и воображение.
Дошкольников следует знакомить и со словарём, используемым в фольклорных произведениях. Ребёнка дошкольного возраста, особенно старшего, следует приучать воспринимать, т.е. слышать, понимать и отчасти запоминать, и использовать в речи отдельные простые по содержанию, доступные ему выражения из народно-разговорной фразеологии, в том числе устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки. Маленькому ребёнку трудно усвоить общее значение словосочетания, которое не зависит от конкретного смысла слов, его составляющих. Поэтому воспитатель должен включать в свою речь выражения, смысл которых будет ясен детям при определённой ситуации или при соответствующем объяснении.
В башкирских сказках можно встретить много пословиц и поговорок, которые надо не только объяснять, но и повторять хором с детьми, чтобы учащиеся запомнили их и учились употреблять в речи.
Закрепление и уточнение словаря подразумевает помощь ребенку в освоении значения слов, а также в их запоминании. Прежде всего, в специальном закреплении нуждаются слова трудные для детей:
1) собирательные существительные;
2)отвлеченные существительные, числительные, относительные прилагательные;
3) слова, сложные в звуковом или морфологическом отношении.
Наряду с закреплением словаря решается и другая задача: уточнение смысла, углубление его значения. Этот процесс происходит на протяжении всего дошкольного возраста.
Наряду с закреплением словаря решается и другая задача: уточнение смысла, углубление его значения. Этот процесс происходит на протяжении всего дошкольного возраста.
С течением времени ребенок шире понимает значение слова, используемые в народных сказках. Дошкольник учится выделять и обобщать наиболее существительные признаки предметов и обозначать их словом. В многочисленном повторении и закреплении нуждаются слова, обозначающие цвет, материал, пространственные и временные понятия. Необходимо обращать внимание детей на многозначность слова. Это интересное явление, когда одно и то же слово обозначает разные предметы, привлекает внимание детей, вызывает интерес.
При помощи сказок народные умы – сэсэны - воспитывали растущее поколение, прививая детям общечеловеческие ценности. Сказки учат быть добрыми, справедливыми, щедрыми, противостоять злу, презирать льстецов, предателей. Испокон веков при помощи художественного слова изобличались жадность, корыстолюбие, трусость. В своих произведениях наши предки утверждали народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм.
Башкирские сказки известны как авторские так и народные. Принято разделять башкирские сказки на сказки о животных, волшебные, богатырские, социально-бытовые сказки. В соответствии с «законом художественной логики» сказки, подчиняясь общим правилам «установке на вымысел», имея общие черты, различаются на подвиды, или жанры. К сожалению, в науке нет общепринятой классификации сказок, основанной на одних и тех же принципах. И объяснение этому не в том, что плохо исследовали сказки ученые, а в том, что сказки чрезвычайно разнообразны и по типу героя, и по сюжетам, и по композиции. Мы будем подразделять сказки на сказки о животных, волшебные, и социально – бытовые, или, как их еще называют, новеллистические, сказки.
Сказки о животных люди начали сочинять ещё в древние времена. В борьбе за выживание наши предки хотят иметь союзников, помощников, поэтому они начинают приучать животных. Некоторые начинают служить людям, другие так и остаются дикими. Но всем им приписываются черты человеческого характера. Людям хочется иметь защиту от тёмных сил природы, поэтому сильных зверей или птиц объявляют покровителями рода и начинают им молиться. Некоторые роды даже начинают считать их родоначальниками своего рода. До сих пор у башкир существует выражение: “айыу араһы”(медвежий род), шайтан араһы“ (чёртовый род). У первых преданиие гласит, что прабабушкой рода была женщина, которую поймал медведь и жил с ней целый год, она убегает от него, но возвращается с ребёнком. У вторых по легенде егет (парень), поймав очень красивую дочь шайтана (чёрта), женится на ней. Но однажды он идёт за ней в баню и видит, как та сидит, сняв голову и положив его на колени. Когда он заходит, дочь чёрта умирает, потому что человек не должен был видеть её такой. Но от неё происходит род .
С развитием классового общества сказки о животных стали использоваться для отражения социальных и классовых противоречий. В образах животных изображаются представители различных социальных и классовых групп. Этот тип сказок превращается в удобную форму иносказательного повествования, в них появляется возможность выражения классовых симпатий и антипатий через изображение мира животных. Тем самым сказки становятся способом разоблачения социального зла и несправедливости, образного раскрытия социально-классовых отношений в обществе.
В сказках о животных главными героями являются птицы, звери, домашние животные, насекомые. Каждого из них сказочники наделяют человеческими свойствами характера. Например, лиса - хитрая, заяц - трусливый, баран - глупый, пчела - трудолюбивая. И в этом качестве эти животные кочуют из сказки к сказке. Например, в сказке «Лиса и козёл», лиса падает в колодец и выходит оттуда, наступив на незадачливого козла, который спустился к ней, поверив её лжи о том, что она отдыхает там в прохладе.
Часто башкирские сказки, и народные и авторские, дают свою версию происхождения какого-нибудь явления.
Башкирские народные сказки являются одной из самых драгоценных жемчужин, доставшихся нам в наследство. Но главная проблема башкирских народных сказок – их очень много, но очень мало на русском языке. Переводами и адаптацией занимаются только энтузиасты. И если заглядывать периодически на полки книжных магазинов, можно увидеть, как быстро исчезают с прилавков сказки, переведённые на русский язык. Воспитателям и учителям, работающим с детьми тяжело подобрать литературу из-за маленького выбора представленных книг. Удачным примером можно назвать на сегодняшний день книгу сказок «Кукушка и солнце» автора Л. Мирзы, бывшего учителя, проработавшего в средней школе 30 лет. Её сказки написаны в стиле народных легенд о происхождении чего-то. Автор даёт свои сказки сразу на двух языках: башкирском и русском. Воспитателям, они удобны и тем, что по содержанию эти сказки короткие и их можно использовать на занятиях. В сборнике 9 сказок о том, как появились на свете бабочки, кувшинки, берёзы, сороки, вороны, филины. Надеемся, что таких авторов станет больше, кто в заботе о современном читателе будет издавать свои произведения сразу на двух языках.
Автор: Камаева Резида Зубаировна