Конкурс " Педагог ДОО-2016" Методическая копилка фольклорных форм (песни, потешки, игры)
Приложение 1
Игра «Яблонька».
Цель: Развитие певческих способностей, тембрового слуха. Знакомство с обрядовой весенней игрой.
Описание:
Дети встают в круг. В центре – один ребенок. Поется песня без музыкального сопровождения:
Мы посадим яблоньку на заре. Дети , взявшись за руки , ходят по кругу.
Наша яблонька расцветет
По весне, по весне.
Вырастай- ка яблонька Дети поднимают руки вверх.
Вот такой вышины,
Распускайся яблонька Расширяют круг, не размыкая рук.
Вот такой ширины.
Расти, расти, яблонька
В добрый час, в добрый час. Ведут хоровод.
Потанцуй- ка (имя ребенка),
Попляши для нас. Ребенок выполняет танцевальные
движения.
А мы нашу яблоньку
Все трясти будем, Имитация движений по тексту.
А мы сладки яблочки,
Собирать будем. Дети расходятся, взявшись за руки.
А мы нашу яблоньку
Все пощиплем. Имитация движений.И от нашей яблоньки
Убежим. Разбегаются в разные стороны.
«Яблонька» ловит детей. Кого
поймали, тот выходит. «Яблонькой»
становиться оставшийся ребенок.
Весеннее- летний игровой хоровод «Кострома».
Цель: Развитие актерских способностей детей. Знакомство с обрядовой игрой.
Описание:
Дети водят хоровод, в центре которого «Кострома». Во время пения хоровод идет по кругу, во время диалога- стоит.
Песня:
Кострома, Кострома, государыня моя!
У Костормушки кисель с молоком, смолоком!
У Костромушки блины с творогом, с творогом!
Хоровод останавливается. Дети спрашивают:
- Дома, Кострома?
Ответ:
- Дома.
Дети:
- Что делаешь?
Ответ:
- Тесто завожу.
Опять звучит песня. Снова диалог:
- Дома, Кострома?
- Дома.
- Что делаешь?
- Блины пеку.
Песня. Диалог:
- Дома, Кострома?
- Дома.
- Что делаешь?
- Блины ем.
Опять звучит песня. Снова диалог:
- Дома, Кострома?
- Дома.
- Что делаешь?
- Блинов объелась.
Песня. Диалог:
- Дома, Кострома?
- Дома.
- Что делаешь?
- Хвораю.
Опять звучит песня. Снова диалог:
- Дома, Кострома?
- Дома.
- Что делаешь?
- Да померла я!
- А чего разговариваешь?
- Да по привычке!
Действия Костромы могут варьироваться.
Приложение 2
Развлечение - праздник «Масленица»
(старшая логопедическая группа)
Вход: Дети входят под песню фольклорной группы «Иван купала» и садятся на стульчики.
Муз. рук.: Сегодня мы празднуем самый яркий, очень красивый народный праздник- Масленицу.
- Кто- то из вас знает, что это за праздник? (ответы детей)
- Это поводы зимы. Сегодня мы провожаем зиму и встречаем весну.
Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая!
На саночках расписных,
На кониках вороных!
Звучит песня «Масленица» . Группа «Иван купала». (фонозапись)
Муз. рук.: В старину с Масленицей прощались как с царицей. Её провожали шутками, песнями, играми, шумным застольем. Праздник Масленицы длился целую неделю. А начинался он в понедельник.
- Ребята, что ели на Масленицу? (ответы детей)
- Правильно, блины! Послушайте песню, которая так и называется – «Блины».
Дети слушают песню. Потом происходит обсуждение.
- Какая песня по характеру?
- Прежде, чем мы с вами попробуем спеть эту песню, нужно разогреть наши горлышки.
Распевка «Тары- бары» по полутонам мажорным трезвучием.
Проговаривание слов. Хоровое пение.
Муз. рук.:
- Молодцы, ребята!
- А теперь пойдемте в другую часть зала и поздороваемся с нашей гостьей.
Дети проходят в центр зала и встают вокруг чучела Масленицы.
- Это – Масленица. Масленицей называли куклу, набитую соломой. Народ пел, веселился, плясал и играл вокруг такого чучела. А мы устроим перепляс.
Дети танцуют «Перепляс».
- А давайте поиграем. Ведь на праздниках не только пели и танцевали, но и играли. Кто пойдет рассчитывать?
Проводится русская народная игра «Яблонька».
- Тин- тонка, тин- тонка,
Подай блинка!
Тетушка, не скупись!
Масленым блинком поделись!
Вносится угощение.
- За то, что вы пели, плясали возле нашей гостьи, Масленица угощает вас калачами.
- В понедельник Масленицу Встречали, а в воскресенье – провожали. Чучело Масленицы сжигали, чтобы зима поскорее уходила. Вот и мы с вами в конце недели устроим праздник Масленицы.
Поется прощальная хороводная песня для Масленицы. Дети водят хоровод, затем уходят из зала. Угощение раздается в группе во время ужина. Чучело Масленицы находится в зале до конца недели. Затем устраивается большой праздник для детей детского сада, который проводится на улице при теплой погоде.
Приложение 3
Сценарий праздника
Хакасский народный праздник «Айран- той»- праздник первого молока.
Передняя часть зала оформлена как хакасская юрта. В юрте колыбель. У колыбели мать и отец. Ближе к центру – очаг. У одной из стен стоит береза.
В углу сидит хайджи и играет на инструменте - чатхане. (звучит фонограмма)
Вед.: Когда- то, давным – давно, сказки людям рассказывал хайджи. Кто такой хайджи? Это- сказитель. На Руси сказки и легенды рассказывал мудрый старец, а у хакасов такого человека называют хайджи. Но рассказывает он их необычно. Он их поёт. И манера пения тоже необычная. Хайджи поёт горлом.
Звучит фонограмма. Хайджи поет.
Входит Белая волчица ( шаманка). Поднимает руки вверх, над огнем.
О, мать наша, Богиня огня!
У тебя тридцать зубов красного пламени.
О, Дева наша, Богиня огня!
У тебя сорок зубов высокого пламени.
Благодарим тебя белым молоком белой коровы,
Чаем от черной смородины.
Дай счастья народу!
Ты охраняла нас всю зиму, берегла от стужи.
Поклонимся тебе.
Ведущий объясняет, что огонь у древних хакасов считался символом жизни, защитником дома и семьи.
Вед.: - Итак, на свет появился новый человек. Сразу после рождения ребенка хакасы совершают обряд благодарения огню. Взяв ребенка на руки, мать обходила три раза вокруг огня.
Происходит действие.
Мать: Тридцатизубая мать Огонь! Сороказубая богиня Огонь! Благодарим тебя! Дай здоровья ребенку! Береги его, наш верный друг.
Вед.: Обряд поклонения огню мы совершили. Теперь нужно положить ребенка в колыбель.
- Как вы думаете, кто делал для малыша колыбель?
- Дедушка.
- перед тем, как положить дитя в колыбель, в неё клали ножницы, если это девочка, и ли нож, если это мальчик.
Волчица: - Не будь плаксой, желаем удачи, здоровья.
Вед.: можно ли теперь положить ребенка?
- Нет. Теперь надо обжить колыбель. Для этого в неё клали котенка и качали его.
Волчица обкуривает колыбель.
Вед.: - смотрите, это для того, чтобы наш ребенок крепко спал.
Волчица: Ради жизни на земле,
Ради счастья на земле,
Пусть в этой колыбели
Будет много здоровых детей.
Волчица уходит.
Вед.: - Чтобы ребенок крепко спал, мама поёт ему колыбельную.
Мать:
Бай, бай, моё дитя.
Отец придет из тайги,
Принесет высокое дерево,
Положит дрова возле печи.
Мама печку растопит
И согреет наш дом.
Будет люлечку качать и ребенка усыплять.
Вед.: Наш малыш уснул и улыбается во сне.
Детям предлагается поиграть и потанцевать.
- голубая шапка вся в заплатках (небо)
- поле не мерено, овцы не считаны ( небо, звезды)
- зимой бедный, а летом богатый (лес)
- сама со щепку, а слышно её через гору (кукушка)
Вед.: Сейчас мы познакомимся еще с одним обрядом. У хакасского народа береза считается священным деревом. На березу завязывают разноцветные ленточки, кроме черных, и загадывают желание. Эти ленточки называются чаломы. Обязательно завязывали три узелка. С первым узелком просили хорошего урожая, со вторым- благополучия, с третьим – здоровья.
Выходит Волчица и завязывает на березу ленточки. Вслед за ней подходят дети.
Вед.: Вот и наш малыш проснулся.
- До трех месяцев ребенку не давали имени.
А в три месяца справляли именины. Имя ребенку давал дедушка. Приходили гости, дарили подарки.
Волчица кладет монеты в колыбель.
- воспитанием детей занималась мама. Хакасская пословица гласит: « Силу женщины забирает ребенок, а силу отца- тайга». Так говорили, потому что отец уходил на охоту, чтобы прокормить семью.
Мать: А у нас появился первый зубик.
Вед.: Вот тебе монетка на первый зуб.
- Ну вот, наш малыш уже пошел.
Беги мой малыш.
Перед тобой весь мир.
Пусть земля, на которую ты ступишь,
Будет тверда.
Вед.: Итак, мы отправили малыша в мир, соблюдая все обряды. Пожелаем ему доброго пути.
- Какие хакасские слова вы сегодня узнали и запомнили? ( хайджи, чатхан, чалома).
Праздник заканчивается. Дети уходят из зала.
Автор: Осипова Ирина Викторовна