Фольклор, как средство воспитания, формирующее духовные и нравственные ценности
Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Эта область народного устного творчества представляет собою одно из средств народной педагогики.
Могучая музыкально-речевая русская культура включала в себя множество жанров, множество видов самовыражения. Среди этого множества отдельные жанры не стремились к обособлению; каждый был всего лишь камнем в монолите народной культуры, частью необъятной стихии устного творчества, неразрывного с другими видами творчества.
Для нашего народа само Слово вообще приравнивалось к самой жизни. Слово объясняло жизнь и было хранителем народной памяти. Слово утешало, помогало, лечило, побуждало и вдохновляло на подвиг.
Еще в глубокой древности была осознана огромная роль первых месяцев и лет жизни ребенка в его дальнейшем развитии. Поэтому с первых дней своей жизни младенец попадал в атмосферу материнской любви, нежности, выражавшуюся и специальными художественными средствами – поэзией пестования. Она включает в себя колыбельные песни, назначение которых – убаюкать, усыпить, оберечь младенца; пестушки – вызвать у ребенка бодрые, радостные эмоции; потешки – песни к первым играм ребенка с ручками, ножками; прибаутки – стихи с занятным содержанием.
Колыбельные песни – это осознание матерью необходимости постоянного общения с ребенком, приобщение его к речи. Издавна матери и бабушки понимали, как это важно для развития ребенка. Основные мотивы колыбельных песен – пожелание сна, здоровья, хорошей жизни, заговоры-обереги. В песнях мать обращалась к ребенку с самыми нежными словами.
Назначение, цель колыбельной песни, как издавна было ясно матери, не только в убаюкивании, она многофункциональна: укрепляла здоровье младенца, развивала его слух и эстетическое чувство, знакомила его с жизнью. Даже тогда, когда не формировано сознание человека, в подсознании откладываются ценнейшие для будущей жизни данные об окружающем мире, об отношениях людей между собой, в подсознании же хранятся "чувства" – любовь, нежность, - подсознание "заведует" игрой, творчеством. И все дальнейшее развитие ребенка во многом определяется первыми годами и даже месяцами его жизни. Душевный комфорт, получаемый ребенком в первые годы жизни, благодаря близости матери, сохраняется у него надолго, даже часто на всю жизнь. И все это передавалось малышу с колыбельной песней, а также с пестушкой, потешкой. Так приобщался он к человеческой речи, начинал слышать в ней звуки, слова, ее музыку, мелодику. Постепенно усваивал он слова и понятия, развивалось его мышление, формировались духовные и нравственные ценности.
Но не только ребенку была полезна материнская поэзия, она обогащала душу и самой пестуньи. Баюкая и теша ребенка, она успокаивалась и сама, отходила мыслями от житейских проблем. И в ней просыпался художественный талант, дар, о котором она и не подозревала; любовь к малышу чудодейственно преображала и ее.
Другим по значимости видом фольклора были былины. Они пелись и сказывались одновременно. Былины отличаются грандиозностью, величавостью образов, значительностью действия и торжественностью тона.
Это и рассказ, и речь, и стих, и песня. Их соединение стало возможным потому, что эпос возникал на заре народной истории, когда пение и рассказывание еще не стали разными видами художественного творчества. Пение придавало рассказу торжественность, а рассказывание так подчиняло себе пение, что оно казалось существующим именно ради рассказа. Торжественность нужна была для прославления народных деяний. Пение закрепляло в памяти людской мерные строки рассказа, чтобы он точно удержался в памяти.
Былины возникли в раннюю эпоху существования древнерусского государства, когда главными городами на Руси были Киев и Новгород, а Москва только-только основалась как небольшое поселение и еще не играла в жизни народа и государства своей роли. Все упоминания о Москве появились в былинах позднее, когда русский эпос уже сложился.
Действие былин происходит чаще всего в Киеве и Новгороде, реже – в Чернигове, Ростове, Муроме или в других столь же известных древних городах. Былины донесли до нас думы, мысли и чувства народа давно минувших времен. В памяти удерживалось все самое важное, что имело цену и в жизни последующих поколений.
Редкий из крестьянских мальчиков в старое время не играл в богатырей. Богатырские подвиги сохраняли власть над душой человека и тогда, когда мальчик превращался в парня, затем – в отца семейства, в седобородого деда. Старому человеку было что рассказать о своей жизни и о жизнях тех, кто в эпических песнях стаптывал полчища врагов, корчевал лес, расчищал землю под пашню, ходил за море, спасал от гибели русских пленников. Эпос был не только исторической памятью, но и умом народа, сводом его нравственных правил. И в этом главная ценность былин.
Многие считают, что в былинах воспевались реальные герои, жившие на Руси, что в былине о Вольге народ воспел киевского князя Олега. Действительно, Олег оставил по себе в народе глубокую память: он успешно воевал с Византией, покорил столицу византийскую – Константинополь, а после замиренья, как сообщается в летописи, прибил свой щит на вратах Царьграда. И с тех пор прозвали Олега Вещим.
Как творения крестьянской Руси, былины охотно делали предметом изображения не только события героической обороны страны, но дела и события повседневной жизни: рассказывали о работе на пашне, сватовстве и соперничестве, конных состязаниях, торговле и торговых далеких путешествиях, о случаях из городского быта, о споре и кулачных боях, об увеселениях и скоморошьей игре. Но и такие былины не просто развлекали: певец учил и наставлял, делился со слушателями сокровенными думами о том, как жить.
На одном уровне в народной поэзии Древней Руси вместе с былинами стояли духовные стихи. Они служили для утешения и спасения души человека. Их источником служила христианская литература. Кроме книг Священного Писания, в первые века распространения христианства существовал целый пласт апокрифической, еретической литературы, не признаваемой церковью. В ней рассказывалось и жизни Богоматери, о других сюжетах Священного писания. Духовные стихи – это результат эстетического освоения народом идей христианского вероучения.
Все духовное в Древней Руси противопоставлялось мирскому, светскому, не имеющему отношения к божественному. Считалось, что сказками или песнями люди "беса тешили", губили свою душу.
Создателями и исполнителями духовных стихов были калики-перехожие, паломники по святым местам. Исполнение духовных стихов было профессией калик-перехожих. Впоследствии каликами стали бродячие нищие, слепые, добывающие пением духовных стихов средства к существованию. Они пели стихи в селениях под окнами, на церковных папертях, на ярмарках, в монастырях во время праздников. Их слушали с огромным вниманием, сопереживая им. Особенно внимательно к ним прислушивались дети, на которых духовные стихи производили огромное впечатление. Передавая мораль и нравственность христианской мысли, они участвовали в формировании духовных ценностей слушателей.
Среди жанров фольклора нельзя обойти стороной народную песню и ее воспитательные функции. Сам термин "Народная песня" очень широк. Он охватывает разные по тематике и бытованию песенные жанры: колыбельные, календарные и семейные обрядовые песни, хороводные и плясовые, лирические семейные, любовные, шуточные, подблюдные, рекрутские, бурлацкие и др. Н.В. Гоголь писал о том, что трудно найти еще такой народ, у которого было бы больше песен. По Волге, от верховья до моря, на всей веренице влекущихся барж заливаются бурлацкие песни. Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси.
В русской народной песне передано все богатство человеческих чувств: печаль и радость, любовь и дружба, верность, ревность, мечты о счастье, жажда воли и протест против угнетения.
Содержание и характер детских песен был весьма разнообразен. В них изображались и человек, и домашние животные, и звери, и птицы, и насекомые – воспевалась вся природа.
С самых ранних лет дети принимали живое участие во всех событиях крестьянской жизни. Работа в поле, уход за скотом, другие домашние дела; радостные и печальные события в семье; народные праздники – во всем этом участвовали дети. А песня сопровождала крестьянина всю жизнь от рождения до смерти, до похорон. Их слышал и пел ребенок, впитывая при этом эстетические и житейские представления. Поэтому следует познакомиться с разными жанрами народных песен, которые с детства сопровождали жизнь человека.
В первую очередь это обрядовые песни. В глубокой древности возникли обрядовые песни: календарные (новогодние, купальские) и семейно-бытовые (родильные, свадебные).
Любой жанр имеет свои особенности как в поэтическом содержании, так и в художественной форме. Обрядовый фольклор по своей роли в обряде неоднороден. С одной стороны, в нем можно выделить такие произведения, которые выполняли те же функции, что и обряды.
Другой жанр – поговорки. Во время уборки, когда "кончают огребать вороха", обращаясь к хозяину, говорили: "Хозяину ворошок, а нам каши горшок!"
В обрядовых песнях выделяют шесть жанров: ритуальные, заклинательные, величальные, корильные, игровые и лирические песни.
Заклинальные (календарные) песни будучи приуроченными к народному календарю, представляют собой несколько групп песен. Песни одной группы связаны с обрядами празднования Нового года, другой – со встречей весны, третье – с обрядами и т.д.
Игровые песни, предметом изображения которых являлись мир растительности и мир животных, человек использовал для заклинания природы. Растительный мир в песнях представлен лишь в определенной своей части – культурными растениями. Животный же мир изображался широко, что объясняется важностью для жизни человека как диких, так и домашних животных. Этим обусловлено то, как представлены в игровых песнях полезные и вредные для крестьянина-землепашца птицы и животные.
Лирические песни, в центре внимания которых был мир человеческих взаимоотношений, заключали в себе обряд выражения эмоциональной оценки изображаемых явлений. Совершавшиеся обрядовые действия ставили участников ритуала в определенные взаимоотношения, благодаря чему создавался эмоциональный колорит, имевший большое значение при совершении всех обрядовых действий.
Но лирические песни не замыкались в рамках обрядовых интересов исполнителей. Их идейно-художественное значение значительно шире. И это проявляется прежде всего в тематике песен, в основном семейно-бытовой. Все песни нравоучительны. Показывая равноправие во взаимоотношениях молодежи, уважение друг к другу, песни воспитывали у молодежи чувство собственного достоинства, воспевали радость взаимной любви. Особенно ярко эта сторона лирических песен проявилась в песнях, в которых прямо высказывались советы, за кого можно выходить замуж и на ком можно жениться.
Исторические песни, как жанр зародились в условиях Московской Руси. Этот жанр можно определить как народные песни, рассказывающие о событиях гражданской и военной истории в основном XIII – XIX веков и содержащие оценку деятельности исторических лиц и событий.
Отражая историю, исторические песни, близки к былинам. Поэтому в ранних исторических песнях отчетливо просматриваются следы поэтики былин, в них встречаются и отдельные былинные мотивы, и былинные эпитеты, сравнения, гиперболы.
Также сюда следует включить малые жанры фольклора. Но здесь их будет достаточно перечислить без характеристик. Это загадки, пословицы и поговорки.
Автор: Кокшарова Татьяна Васильевна