Сюжетно-ролевые игры для дошкольников.
Сюжетно-ролевая игра является одним из средств умственного воспитания, которое заключено в формировании символических действий.
Сюжетно-ролевая игра – самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все «как будто», «понарошку».
Характерной особенностью игры является применение в ней предметов-заместителей, взятие на себя роли. В игре происходит углубление анализа отображаемых явлений, формируются нравственные качества личности (настойчивость, ответственность, доброта, честность, самостоятельность и т. д.), коллективные взаимоотношения (умение согласовывать действия). Дети приобретают эмоциональный опыт: сопереживание, переживание. Чувства детей в игре, связанные с проявлением инициативы, творчества, близки эстетическим чувствам - это говорит о том, что сюжетно-ролевая игра является средством эстетического воспитания. Она оказывает влияние на физическое развитие детей: совершенствуются разнообразные движения.
Сюжетно-ролевая игра - основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Основные компоненты сюжетно-ролевой игры: воображаемая ситуация, сюжет, роли.
Сюжет - отражение детьми в игре определенных действий, событий, взаимоотношений жизни и деятельности окружающих. Поэтому сюжеты зависят от эпохи, быта, географических и других условий. Чем уже сфера действительности, с которой сталкиваются дети, тем более однообразны сюжеты их игр. Сюжет игры состоит из следующих элементов: действие, персонажи, предметная ситуация. Сюжеты различаются по тематическому содержанию и по структуре. Тематическое содержание сюжетов зависит от конкретных условий жизни детей.
В зависимости от количества элементов и типа связи между ними выделяют следующие Структуры сюжетов игры:
1. Сюжеты, включающие в себя одного персонажа, одно действие в одной предметное ситуации. Связь элементов в этой структуре определяется одной предметной ситуацией.
2. Сюжеты, включающие в себя несколько персонажей с одинаковыми видами действий в одной предметной ситуации. Связь персонажей определяется одной предметной ситуацией.
3. Сюжеты, включающие два взаимодополнительных персонажа, взаимодействующих в одной предметной ситуации. Связь между элементами сюжета задается как бы через функциональное взаимодействие персонажей.
4. Сюжеты, где наряду с функциональным взаимодействием персонажей заданы отношениями между ними.
Игровое действие по форме Может быть: Предметно-замещающим, изображающим, обозначающим.
Разнообразие сюжетов и содержания определяет необходимость классифицировать их: я) бытовые игры (быт семьи, детского сада); б) игры на тему труда; в) игры с общественной тематикой. На построение сюжета ребенком влияет: игровая культура той игровой группы детей, в которую он включен; игровая традиция.
Ребенок стремится к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой - с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре.
Каждая игра имеет частные мотивы: интерес к тем или иным событиям, к действиям с предметом, стремление к совместной деятельности в обществе привлекательных для ребенка сверстников, придумывание, фантазирование, создание в игре особой действительности
Мотивы игры связаны с возрастом детей и изменяются - на протяжении дошкольного детства, определяя содержание игры. Формируются мотивы под влиянием социальных факторов и зависят от впечатлений, знаний, которые дети получают из самых разных источников: каждодневного жизненного опыта; специального, педагогически организованного ознакомления с явлениями окружающей действительности.
Роль является средством реализации сюжета. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. При этом ребенок отождествляет себя с тем или другим человеком, действует от его имени, соответствующим образом использует те или другие предметы (водит машину как шофер, как врач делает укол, ставит градусник и т. д.), вступает в разнообразные отношения с другими окружающими (внимательно слушает больного, осматривает его и т. д.). Роль отражается в действиях, речи, мимике, пантомимике. К роли дети относятся избирательно: они принимают на себя роли тех взрослых или детей, действия и поступки которых вызвали наибольшее эмоциональное впечатление, интерес. Чаще всего это мама, воспитатель, учитель, врач, шофер и т. д.
Сюжетно-ролевая игра возникает на пороге третьего года жизни ребенка на основе предметных игр. Основные этапы ее развития были выделены Д. Б.Элькониным.
Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты бытовые. Действия однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослыми. Самостоятельная игра кратковременно. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, ранее использованный в игре.
Второй этап. Как и на первом уровне, основное содержание игры - действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия) Объединения кратковременны. Основные сюжеты бытовые. Одна и та же игра многократно повторяется. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же - любимые. В игре объединяются 2-3 человека.
Третий этап. Основное содержание игры - по-прежнему действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределены до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика, характер действий и их направленность определяются ролью. Это становится основным правилом. Игра чаще протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых, яркие общественные явления.
Четвертый этап. Основное содержание игры - отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр разнообразная; она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним, и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют продолжительное время."
В игре четко выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление (игрушек-самоделок). Требование соответствия жизненной логике распространяется не только на действия, но и на все поступки и ролевое поведение участников. Количество вовлеченных в игру увеличивается до 5-6.
Эти уровни отражают общее развитие сюжетно-ролевой игры, однако в конкретной возрастной группе смежные уровни сосуществуют.
При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед педагогами стоят задачи: развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление нх содержания); использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей, руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Взрослый должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.
На современном этапе также огромное внимание уделяется проблеме руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников. В нем сочетается в единое целое приобретение детьми знаний об окружающем мире, что дает возможность развивать игровые сюжеты, и создание условий для развития самостоятельности и творчества детей.
Используемые педагогом Приемы руководства играми детей могут быть условно разделены : приемы косвенного воздействия и приемы прямого руководства.
Косвенные приемы - без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).
Прямые приемы - непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.).
Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.
Комплексный метод руководства игрой включает взаимосвязанные компоненты: ознакомление с окружающий в активной деятельности ребенка; обучающие игры; организацию предметно-игровой среды; общение взрослого с детьми в процессе игры
В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом, с другими детьми, а вместе с ними, обходиться без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными и неудобными для малыша они ни были. И это далеко не все, что ребенок приобретает в игре. Главное,чтобы зто не приводило к тому, что хотят видеть взрослые, старательно уча малышей "шаблонным играм».
Г. А. Волкова в своих работах выявила особенности поведения детей всюжетно-ролевых играх и разделила их на несколько групп:
Группа А – дети способны сами предложить тему игры и принять ее от сверстников. Распределить роли и согласится на роль придуманную товарищем. Они активно участвуют в приготовлении игрового места, вносят предложения по сюжету, согласовывают свои замыслы с действиями сверстников, выполняют правила и требуют их выполнения от всех участников игры.
Группа В – дети умеют предложить тему игры , распределить роли, дать указания в ходе подготовки игрового места, иногда конфликтуя при это с детьми. В процессе игры они навязывают играющим свой сюжет, не умеют и не хотят согласовывать свои действия с замыслами других участников игры, нарушают ее правила.
Группа В – Дети принимают тему игры и роль от товарищей, активно со всеми готовят игровое место, по ходу игры высказываются редко, свою деятельность согласовывают с замыслом товарищей , выслушивая от них пожелания по поводу исполнения роли. Правила игры выполняют, своих правил не устанавливают и не требуют исполнения правил от других играющих.
Группа Г – дети способны играть принимая тему и роль от сверстника или взрослого, игровое место готовит по указанию более активных участников или с помощью взрослого. Предложения по сюжету высказывает, действие с замыслом согласовывает толбко по совету более активных детей. Правила соблюдает под контколем взрослых. Отмечается агрессивность.
Группа Д – дети редко участвуют в игре сами, затрудняются входить в игру даже после предложения темы и роли другими. По подскозке готовит игровое место и входе игры выполняет дей ствия и правила игры предложенные другими, выражая пассивность и полное подчинение.
Естественно педогог целенаправленно использует игровую деятельность для постепенного перехода детей из групп Д, Г, В в группы А и В. Для этого используются индивидуальные занятия и занятия малыми подгруппами. На этих занятиях обогащается словарный запас, знания из пассива переходят в актив, Дети обучаются диалогу сначала с педагогом затем и со сверстникам. В малой группе обучаются брать на себя роль лидера .Одним из значимых принципов – педагог играет вместе с детьми, постепенно втягивая детей в игру. Для этого педагог должен владеть игровыми умениями, должен стать «играющим партнером». Используются индивидуальные беседы о различных явлениях в обществе, о моральных принципах. Чтения рассказов с последующим пересказом, использование специальных картин и фотографий с последующим рассказом.
Хочу привести несколько примеров из опыта работы нашей группы. После прохождения определенной лексической темы мы по возможности устраиваем сюжетно-ролеиую игру по данной теме. Например после прохождения темы «Посуда» мы провели игру «День рождение или поход в ресторан. Сначала мы обсудили сценарий игры, затем готовили атрибуты ( посуда, продукты, меню и т. д.). Только после этого мы распределяем роли. Роль педагога в этом, чтобы на главные роли были выдвинуты не только самые активные дети, но и дети из групп В и Г. В наше случае это был Саша З., у которого сложности с диалогами. У него была роль администратора, он встречал гостей, распрашивал, проважал к столу, решал конфликты. Он был доволен выбором и раскрылся с лучшей стороны. Игра проводится несколько раз. Роли меняются. Дети получают от этого удовольствие. Да и мы тоже.
Или игры –драматизации, у нас они превращаются в «театр» со всеми атрибутами.Группа делится на зрительный зал и сцену. Очень нравятся игры по теме «Транспорт». Мы проводили их, как в группе, так и на прогулке.
В заключении хочу сказать, что в игре развивается способность к воображению, образному мышлению, имеет огромное значение для развития личности дошкольника, оказывает влияние на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми.
Автор: Карпушева Лариса Владимировна