вокалотерапия
Искусство это та привлекательная среда, к которой по разным причинам стремится каждый из нас, ибо оно является институтом воспитания выражения чувств.
Творчество, как путь самореализации создает благоприятную среду для раскрепощения, самовыражения, снятия стрессов, внутренней свободы человека.
Исследование вокало-терапевтического эффекта состоит в одном из аспектов творчества, в частности, искусстве пения. Вокалотерапия - это метод профилактики, лечения и реабилитации бронхолегочных заболеваний, охраны и постановки голоса.
Если оставить научную область и перенестись в давние времена, можно обнаружить картину природного взаимопроникновения человека в песенный мир еще до его рождения. Ребенок, находясь в утробе матери, нередко слышал пение, сопровождавшее почти каждый из моментов его жизни. Он предстает активным слушателем, поскольку, чувствуя вибрации материнского организма, изначально является соучастником песни. Кроме ударов сердца, сокращений мышц живота при дыхании и движениях, на плод заметное влияние оказывают мажорные и минорные состояния души матери.
Нельзя утверждать, что пение изменяет человека. Песня дает право обезличить и постепенно нивелировать неугодные для социума явления: замкнутость, стеснительность, агрессивность. Песня есть спектакль одного актера, которому предоставляется возможность пройти ряд ролевых перевоплощений. Артистические переживания побуждают воображение к активным действиям. Превратиться в героев любимой песни или стать обстоятельствами происходящего – способ сделать своим все, что существовало до исполнения.
В такие моменты чувства стремятся вырваться наружу. Человек пребывает в неведомом ему состоянии. Соответственно, тональность взглядов на внутренние и внешние трудности меняется в сторону мажорного лада. Уверенность в себе, самораскрытие, адекватная самооценка – данные психотерапевтические компоненты свойственны песенной культуре.
Песня представляет основу вокалотерапии.
Слово «вокал» имеет латинское происхождение VOX, что означает голос.
Собственно голос – уникальное средство во всех отношениях. Во-первых, это визитная карточка. Например: шаг в новый коллектив сделать нелегко. Завоевать уважение, авторитет еще труднее. В процессе освоения голоса человек учится в определенной ситуации звучать гармонично с тем, что есть вокруг или внутри него. Во-вторых, любой издаваемый звук – это признание личности. Голос говорит о сиюминутном настроении, о глубоких душевных переживаниях, о чертах характера. Психическое состояние человека отражается в окраске, тембре, интонации. Если горло и мышцы зажаты, блокируются не только звукоизвлечение и дыхание, но и выражение чувств поющего.
Сознавая реальную связь голоса и личности нетрудно допустить гипотезу их взаимозависимости. Данный аспект служит фундаментом вокалотерапии. С постановкой голоса, его уверенным звучанием, с наличием обертонов, в конечном счете, связана и постановка человека в обществе.
Основными физиологическими компонентами природы голоса являются звук и дыхание.
Звук испокон века использовался для лечения душевных и физических болезней. Науке известно, что около 20% воспроизводимого человеком звука имеет направленность во внешнее пространство, а 80% охватывает пространство внутреннее, вызывая при этом резонирование органов, тканей и более тонких строений организма. Еще со времен Аристотеля и в Древнем Китае соматические болезни лечили музыкой и вокалом.
Если рассматривать звук с точки зрения физики, то мы обнаружим колебания воздуха от 20 Гц до 20 КГц. Колебаний большое количество, их соотношение может быть как гармонично, так и дисгармонично. Незаметно для живых существ волны вовлекают в вибрационное поле, заставляя звучать с собой в унисон. Например, известны случаи, когда инфразвук, порождаемый штормом и цунами за много тысяч километров от проходящего судна вызывал состояние беспричинного беспокойства и страха, и даже летальный исход у членов команды корабля. Инфразвук находится за порогом восприятия, однако действие его реально.
Влияние звука на человека возможно как положительное, так и отрицательное. При элементарном звукоизвлечении происходит включение собеседника в совместное «проживание» звука. Например: как заразителен бывает смех или крик, рыдания об утраченном или восторг приобретения. Порой, не отдавая себе отчета, люди, проходя мимо, еще долго несут в себе состояние тех, чей голос звучал в определенном настрое. Осознание того, что в данный момент творит голос, ориентирует на более вдумчивый подход к выстраиванию собственной речи.
Давая право звуку на существование, личность становится созвучна своему творению. В противовес, звук отражает сущность личности, ибо личность породила звук. Все – кости рук, мышцы, кровь – все до самой последней клетки вступает во взаимодействие, когда человек говорит, кричит, поет. Следовательно, от характера и эмоциональной окрашенности звука будет зависеть состояние души и тела – здоровье или недуг, страх или радость, напряжение или свобода.
Таким образом, работа со звуком (силой, долготой, высотой), ритмом, дыханием, интервалами - приближает не только к качественному и техническому исполнению вокальных сочинений, но и формирует, корректирует личность человека. Звук, будто родник, прежде чем выйти на поверхность, живительной струей омывает недра человеческой души, через эмоциональные каналы выносит негатив на поверхность. Человек осознанно видит перед собой картину содеянного и перестает быть рабом страха.
Большую роль в позитивной ориентации во время занятий сольным пением играет оригинальная манера звукоизвлечения. Пение и улыбка в сумме дают звукоизвлечение светлых, чистых тонов, создавая необходимые условия данной деятельности – свободу.
Вторым неотъемлемым физиологическим компонентом голоса является дыхание.
Глубокое дыхание способствует обеспечению тканей организма достаточным количеством кислорода, что замедляет метаболизм в клетках органов. По сути, человек не живет полной жизнью, если не дышит полной грудью. Интерес представляет формулировка того, что есть счастье с физической точки зрения. Счастье – это выдох. Работая над увеличением выдоха с целью качественного вокального исполнения песни, человек создает условия не только для увеличения объема легких и их хорошей вентиляции, но и умножает релаксационный момент, который напрямую связан с выдохом (расслабление), как антоним вдоха (напряжение). Заставляет диафрагму быть более активной в дыхательных движениях, поющий тем самым раскрепощает себя, снимая блок зажатости на уроне талии. Такое освобождение обеспечивает большее число степеней свободы, а значит, позволяет самовыражаться с большей полнотой. Восстановление дыхания во время пения происходит неосознанно и проявляется в показателях улучшения самочувствия, в изменении взгляда на проблемы, прежде представляющиеся угрожающими и опасными.
Подытоживая свою статью, хотела бы сказать следующее. Внутри одного звука мир также полон и гармоничен, как и наша Вселенная вокруг. Если мы будем стараться как можно тоньше чувствовать мир и звук, как часть себя и мира, тем глубже и сильнее станут наши чувства, а значит, мы будем иметь более богатый внутренний мир. При полной свободе самовыражения богатство внутреннего мира позволит нам полноценно и беспрепятственно обмениваться этими ценностями с окружающими нас людьми, тем самым, умножая красоту в нашей Вселенной.
Важно ощущать, что каждый из нас – тоже звучит. Человеку присущ определенный тон, данный ему природой. Найти его и познать – задача не из легких, но очень занятная. Научиться чувствовать характер и особенности звука, попытаться усвоить зависимость между чистотой звука и комфортным состоянием души – все это сопутствует освобождению от навязчивых программ, стереотипических реакций, снятию напряжений и подготавливает почву для осознания направления поиска: поиска свободного существования и решения текущих задач в нашей жизни.
Автор: Павлова Светлана Валерьевна