Проект на тему: «Формирование социальной компетентности дошкольников посредством использования коммуникативных танцев»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
В настоящее время в практике работы дошкольных образовательных учреждений пристальное внимание уделяется вопросам оптимизации межличностных отношений в группах, так как личностные качества, определяющие успешность совместной деятельности, закладываются именно в этом возрасте. В любой деятельности важно уметь налаживать отношения с окружающими людьми. И такие умения начинают складываться в дошкольный период. Я.Л. Коломинский, Л.С. Славина отмечают, что благоприятные отношения со сверстниками являются залогом адекватной самооценки и здорового эмоционального самочувствия ребенка, вследствие чего формируются положительные нравственные качества. Если отношения со сверстниками носят отрицательный характер, то это приводит к чувству неполноценности и формированию отрицательных черт личности, которые впоследствии трудно поддаются перевоспитанию.
Проблема межличностных отношений детей со сверстниками и взрослыми в дошкольном образовательном учреждении и в семье в последние два десятилетия интенсивно изучалось под руководством Т.А.Репиной (работы Т.В.Антоновой, В.А. Иванкова, А.А. Рояк, Р.Б. Стеркина и др.).
Многочисленные работы, посвященные дошкольному возрасту, подчеркивают большое значение общения со сверстниками для развития личности ребенка. Из-за сложности, которую дети испытывают, устанавливая контакт, многие из них оказываются в изоляции.
В рамках компетентностно - ориентированного подхода к образованию особое место отводится формированию социальной компетентности у подрастающего поколения.
Социальная компетентность включает в себя три компонента:
Мотивационно - эмоциональный (отношение к другому человеку как к высшей ценности: проявление доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия).
Когнитивный (познание другого человека, понимание его способностей, интересов, потребностей и т.д.).
Поведенческий (выбор адекватных ситуаций способов общения, этически ценных образцов поведения).
Социально компетентный ребенок умеет:
Компетентность рассматривается как результат образования, выражающийся в овладении определенным набором (меню) способов деятельности, по отношению к определенному предмету воздействия (О.В. Чуракова).
Его значение состоит в том, что:
- овладевая каким-либо способом деятельности, ребенок получает опыт присвоения деятельности;
- формируется персональный «ресурсный пакет»; компетентности ценны как результат образования сами по себе - набор осваиваемых способов деятельности должен быть социально востребованным и позволять ребенку оказываться адекватным типичным ситуациям.
В связи с этим проблема формирования социальной компетентности приобретает особую важность и требует разработки подходов к ее решению.
На наш взгляд, одним из эффективных средств формирования социальной компетентности является музыкальная деятельность, в частности использование в работе коммуникативных танцев и игр в сочетании с мимическим и пантомимическим выражением ребенком образов, характеров.
2. Музыкальная деятельность как средство формирования социальной компетентности.
К рассмотрению практических аспектов формирования социальной компетентности у детей дошкольного возраста мы подошли с позиции использования музыкальной деятельности в качестве средства осуществления данного процесса, а конкретно, коммуникативных танцев, чья польза и ценность очевидны. Коммуникативные танцы-игры - это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания, соревнования.
Источником данной идеи стала методика Елены Викторовны Горшковой «От жеста к танцу» в сочетании с «Коммуникативными танцами» Анны Иосифовны Бурениной.
Используя сочетание этих методик, мы эффективно реализуем следующие направления воспитательной работы:
В процессе работы нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участие в танце-игре.
3. Проект
Цель – развитие социальной компетентности дошкольников посредством музыкальной деятельности.
Задачи - научить детей осмысливать образное содержание музыки, и воплощать его с использованием языка выразительных движений (пантомимических и танцевальных).
По движениям, их характеру, динамике, размаху, по осанке человека можно судить о его эмоциональном состоянии, отношении к окружающим, желании воздействовать на них, и даже о личностных свойствах. Т.е. каждая «единица» языка движений несет какую-либо информацию, имеет некоторое значение.
Тип проекта – практико-ориентированный.
Срок реализации – 2 года (долгосрочный)
Методы и приемы:
- показ
- рассказ
- упражнения
- пояснения
- игра
- художественное слово
Принципы и подходы:
-доступность
-интеграция
-постепенность и последовательность
-систематичность
-преемственность
-мобильность
-индивидуальность
Оборудование:
Фортепиано,
Музыкальный центр
В своей работе мы реализуем много знакомых игровых идей, которые уже используются в детском репертуаре. Но мы, опираясь на 2 методики (Елены Викторовны Горшковой «От жеста к танцу» и «Коммуникативные танцы» Анны Иосифовны Бурениной), сгруппировали и выстроили их в систему определенных моделей:
Реализация
Занятия проводим с детьми 1 раз в неделю, 3 подгруппы по 20 минут.
На 1 этапе дети освоили простейшие упражнения и этюды, познакомились с обобщенно-образными «значениями» отдельных пантомимических и танцевальных движений. При этом чаще всего мы сопоставляли два движения, противоположные по значениям, т.к. сравнение помогало детям лучше осознать их смысл и различия в выполнении. («Прошу – не надо», «Поссорились – помирились», «Давай дружить – не буду», «Ласка» и др.)
На этом этапе мы широко использовали метод показа взрослым того или иного «проживаемого» мимического выражения в сочетании с соответствующей данному настроению пантомимикой (пластикой всей позы и характера выполнения жеста).
Действуя по подражанию мимическим движениям взрослого, дети воспроизводили образец более точно, чем по детальной словесной инструкции.
Используя метод словесного анализа движения, мы выявляли зависимость его выразительности от способа выполнения. Все это помогало детям осмысленно овладевать языком движений.
Мы не просто выполняли движения с детьми, а придумывали к ним сюжет и снимали «Немое кино».
1 упр. «Встретились» - Вы гуляете, на улице тепло, светит солнышко, а ваш друг сидит дома и грустит. Вы его зовете гулять, т.к. вместе веселее.
2 упр. «Прошу – не надо» Вы играете с другом, и вам нужна кукла – вы просите дать ее вам, а друг предлагают взять машинку, которая вам не нужна.
3 упр. «Пошепчемся» Надо сообщить другу одну страшную новость, и одну радостную.
4 упр. «Поссорились – помирились». Вы позвали друга поиграть с вами, но в процессе игры не поделили игрушку и рассердились. Но т.к. одному играть скучно – решили снова помириться.
5 упр. «Ласка» Твоя подружка подвернула ногу, ей очень больно, ее надо утешить.
6 упр. «Давай дружить – не буду!»
На данный момент мы находимся на 1 стадии 2 этапа – осваиваем коммуникативные танцы, учимся осмысленно, артистично их исполнять. Ведется работа над «пространственными положениями и перемещениями» и быстрой непринужденной сменой партнеров.
Принципиальная особенность нашей идеи заключается в том, что работа над выразительностью исполнения начинается не после, а до того, как дети полностью овладеют двигательным навыком, точнее, сразу же после первого их знакомства с движением и на протяжении всех этапов его освоения: от упражнения до сюжетного танца. Разумеется, в этом случае не приходится рассчитывать на то, что с первых же попыток дети смогут выполнять движение в полной мере выразительно, но важно, чтобы они с самого начала стремились к этому.
На данном этапе мы используем несколько методов:
На данном этапе работы мы используем наиболее популярную форму коммуникативных музыкальных игр - танцы со сменой партнеров. Движения и фигуры в них очень простые, доступные для исполнения даже маленьким детям.
Работая таким образом, мы достигли следующих результатов. Диагностика сформированности социальных компетентностей у дошкольника выявила:
А музыкальная диагностика (Груздовой И.В.), проводимая в конце года, выявила, что уровень развития музыкальных способностей детей этой группы значительно вырос по сравнению с детьми других групп, в частности подготовительной. (Особенно по разделу Музыкально-ритмические движения).
Далее мы планируем направить работу на развитие коммуникативных навыков в процессе распределения ролей, выбора движений и мимики персонажей, в придумывании их взаимодействий, и на обучение приемам образного перевоплощения на материале развернутых танцевальных спектаклей по мотивам русских народных сказок («Репка» и «Колобок»).
В качестве подготовки к ним можно предложить детям некоторые этюды по отдельным образам. Эти этюды могут быть двух планов. Одни исполняются на программную музыку, передающую характер того или иного персонажа. В них детям предлагается представить себя в определенном образе и найти для его воплощения соответствующую выразительную пластику (используя, главным образом, изобразительные приемы, пантомимические движения.
В других этюдах дается задание представить и показать, как «звери пляшут». Задача заключается в том, чтобы исполнить танцевальные движения в характере того или иного персонажа, придавая им то медвежью тяжеловесность и неповоротливость, то лисью грациозность и изящество, то заячью бесшабашность и т. п. При этом к каждому образу подбирается плясовая народная мелодия соответствующего характера. Здесь педагог побуждает детей не только к образному перевоплощению, но и поиску дополнительных выразительных средств, «придумыванию» новых плясовых движений.
Методика работы с этими этюдами состоит в следующем. Сначала дети слушают музыкальное произведение и определяют, «про кого рассказывает музыка»: называют персонаж, его возможные действия и движения. Затем они пробуют воплотить в пластике то, что они услышали в музыке. Здесь педагог может использовать образные рассказы о том или ином персонаже. Эти рассказы заранее может придумать он сам или их можно составить на занятии из разрозненных предположений детей о содержании музыки.
Групповое исполнение детьми этюда в «сотворчестве» (со сверстниками или педагогом) чередуется с индивидуальными попытками, которые предлагаются особо выразительным исполнителям или тем, кто придумал интересное новое движение, или просто желающим. «Зрители» высказывают свои впечатления о сольных выступлениях. При этом следует побуждать их обращать внимание на зависимость выразительности от способов выполнения движений, замечать оригинальность исполнителей (если это имеет место), оценивать качество и эмоциональность исполнения в целом. В свою очередь педагог тоже отмечает удачные, даже самые маленькие, находки детей, а также деликатно корректирует ошибки, несоответствие исполнения заданному характеру. Работа над танцевальной сказкой также начинается с восприятия всего музыкального произведения. Такое развернутое восприятие музыки можно провести как самостоятельное (дополнительное) занятие. По музыкальным темам, выразительным интонациям детям предлагается догадаться о появлении и действиях персонажей сказки.
Далее идет серия занятий, каждое из которых можно посвятить одному—двум образам. Работа над каждым образом проводится так же, как в этюдах, с той разницей, что здесь не дается образный рассказ (если сюжет сказки известен детям). Образная речь используется при анализе характера персонажа, особенностей его пластики. Это активизирует детскую фантазию и помогает найти яркие выразительные движения. На таких занятиях все дети исполняют один и тот же образ, и вместе, в «сотворчестве», пытаются найти способы его музыкально-пластического воплощения.
Наконец, разрозненные эпизоды собираются воедино, и дети исполняют всю сказку целиком, попеременно меняясь ролями. На этой стадии работы над развернутым танцевальным спектаклем важно дать понять детям, что успех всего спектакля зависит от стараний каждого участника, что неточность, невнимание, временный «выход из роли» хотя бы одного из исполнителей непоправимо портит общий танец.
По окончании проекта, деятельность в данном направлении может быть продолжена.
Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанный и апробированный проект по формированию технических и изобразительно – выразительных умений старших дошкольников средствами детского дизайна, может быть рекомендован к использованию в практике работы дошкольных учреждений.
Автор: музыкальный руководитель Логинова Юлия Сергеевна
Автор: МБУ детский г. Тольятти Гая 8