Музыкальные занятия – основная форма развития чувства ритма
Музыкально-ритмическое чувство характеризуется, как способность активно переживать (отражать в движении) музыку и тонко чувствовать эмоциональную выразительность музыкального движения.
Одна из основных музыкальных задач в детских учреждениях - развитие ритмических способностей ребенка.
Ребенок, начиная с первого года своей жизни, встречается с многочисленными формами ритмических действий, и сам принимает участие в них. Он играет, прыгает, танцует, декламирует стихи, поёт песни. Во всем ребенок проявляет свои ритмические склонности и развивает ритмические способности. Можно хорошо использовать ритмичность детей и построить на этой основе уже музыкальную работу. Во время занятий по развитию у детей чувства ритма нельзя создавать для них больших трудностей. Следует помнить, что было легко для ребенка в процессе игры, то и позднее на занятиях не будет для него трудным.
Занятия надо начинать на основе того музыкального репертуара, который дети знают, с декламации стихов и пения народных детских песен. При ознакомлении детей с новым ритмическим материалом важно использовать наглядность, понятную ребенку. Задания должны быть простыми, чтобы все могли овладеть новыми знаниями. Полезны ритмические упражнения с ложками, кубиками, погремушками. Целесообразно проводить музыкально-дидактические игры на развитие ритмического чувства.
Развитие ритмического чувства в песенном репертуаре надо избегать ритмических трудностей, к которым не были достаточно подготовлены дети. Полезно выкладывать ритм песни специальными знаками.
Это способствует заинтересованности детей, успешному выполнению заданий.
Для развития чувства метра можно использовать всякое равномерное движение: хождение под песню, под инструментальную музыку, подражательные движения, которые ребенок делает во время игры. Музыкальный руководитель показывает начало движения и помогает сохранению правильного шага, т.е. равномерного ритма. В процессе исполнения инструментальных произведений необходимо подвести детей к пониманию темпа, к ощущению ударений.
Дети с большой радостью выполняют ритмические задания, связанные с несложными инструментальными произведениями. Естественно, что ритмическая игра может занимать не более 5 – 10 минут, но на следующих занятиях песни и пьесы, связанные с ритмическими заданиями, повторяются. При помощи таких простых игровых приемов постепенно подводим детей к более сложным явлениям ритма.
В некоторых песнях и инструментальных пьесах моторного игрового характера ритм воспринимается ребенком ярче, чем мелодия или гармония. Музыка такого характера дает возможность ребенку двигаться самым разным образом – танцевать, прыгать и т.д. Для сознания нового ритмического материала огромную роль играет движение ребенка.
Одной из важнейших задач музыкального воспитания является развитие у детей внутреннего слуха. Эта работа начинается не только тогда, когда дети уже могут выполнять ритмические задания определённой трудности, а гораздо раньше. Обычно мы выбираем известные простые мелодии.
Дети поют несколько раз один из музыкальных примеров, двигаясь в маленьких кружках или делая равномерные движения. Когда это задание выполняется хорошо, предлагаем детям отметить хлопками ритм исполняемой мелодии. Затем, обращая внимание только на ритм, продолжаем «безмолвное пение» (Музыкальный руководитель может аккомпанировать на инструменте, а дети не поют, а только выполняют ритм).
Кроме «безмолвного пения», хорошо использовать музыкальные загадки. Дети прохлопывают или отстукивают ритмические фразы:
а) │ ∏ │ ∏ ∏ ∏ │ z
б) ) ∏ │ ∏ │ ∏ │ ∏ │
После этого музыкальный руководитель выполняет сам один из ритмов, приведенных выше песен, а дети, мысленно напевая мелодию, должны догадаться, какой пример он исполнил. Можно сделать и наоборот, называть известные детям слова песни, а они, мысленно напевая, прохлопывают ритм.
Для ощущения и осознания паузы также используем известные песни. Естественно, что осознание паузы только в пении недостаточно, следует ритмическую фигуру с паузой прохлопать. В качестве примера берем самую известную песню: «Где же ты, кукушечка, летала?». Где же ты, кукушечка, летала? ∏ ∏ │ │ │ │ │ │
Что давно не куковала? │ │ │ │ │ │ │ │
Ку-ку, ку-ку, ку-ку, ку-ку. │ │ z│ │z │ │z │ │z
Когда дети произносят под музыку ритмические слова, они могут сказать и слово «пауза», но позже это не нужно, во время паузы они будут слушать тишину.
Интересным приемом является использование вопросов-ответов: задаём «ритмический вопрос», прохлопываем первый ряд ритма. Дети ищут «ритмический ответ» на второй строчке данного примера. Позже можно и наоборот. Первую и вторую часть ритмического ряда (вопрос-ответ) хорошо давать на инструментах различного тембра.
Таким образом, можно сделать следующие выводы об основных путях развития ритмического чувства:
Автор: Волкова Елена Николаевна