«Логоритмические занятия в Доме ребенка с детьми третьего года жизни, имеющими проблемы речевого развития».
Мой портфолио.
1. Доклад на тему:
«Логоритмические занятия в Доме ребенка с детьми третьего года жизни, имеющими проблемы речевого развития».
Логоритмические занятия направлены на коррекцию общих и мелких движений, на развитие коррекции «движение-слово», обогащение словарного запаса, развитие слухового внимания, обогащение эмоциональных впечатлений. Наблюдая за детьми второго и третьего года жизни, можно заметить, что они любят ритмические движения и звуки (покачивания, постукивания в определенном темпе, потряхивания коляски). Им доставляет огромное удовольствие производить многократно одно и то же движение – выбрасывать игрушки из манежа, ударять палочкой по барабану, стучать погремушкой топать ножкой…
На втором году жизни возможности понимания речи ребенка значительно расширяются, но любовь к ритмичности, повторяемости сохраняется. Малыша предпочитают стихи прозе, любят сказки с цикличным сюжетом.
Работая с детьми раннего возраста, имеющими проблемы речевого развития, выявляются нарушения движения, несформированность произвольных движений.
Краткая оценка нервно-психического развития ребенка третьего года жизни, не имеющих речевых проблем.
1. условные рефлексы формируются гораздо быстрее, чем у детей второго ода жизни;
2. совершенствуются тормозные процессы – ребенок может подождать непродолжительное время что-либо;
3. подвижность нервных процессов остается плохо развитой – ребенок испытывает трудности при переключении на другой вод деятельности;
4. для выработки определенного навыка и умения ему по-прежнему требуется многочисленное повторение материала;
5. восприятие его становится более дифференцированным.(звуки по высоте, тембру, силе звучания);
6. внимание его становится более устойчивым.(занятия увеличиваются до 15-20 мин.);
7. мышление малыша плавно переходит из наглядно-действенного к наглядно-образному. Развиваются мыслительные процессы –появляется способность к обобщению, начинают формироваться причинно-следственные связи;
8. речь становится доминирующей линией развития. Она служит средством коммуникации, саморегуляции поведения ребенка. Ребенок способен понимать форму, величину, вкус. Малыш может внятно отвечать на вопросы взрослого по содержанию картинки и сам задавать вопросы об увиденном, его речь становится более выразительной, он произносит слова с разной интонацией и громкостью;
9. ребенок выделяет себя из окружающего мира и начинает говорить о себе в первом лице;
По определению Е, М. Мастюковой, уровень психомоторного развития ребенка зависит от «наследственных особенностей организма; общего состояния здоровья; окружающей среды». Последовательность психомоторного развития тесно связана с поэтапным созреванием мозга и усложняющимися условиями взаимодействия малыша с окружающей средой.
Следует очень осторожно подходить к оценке отставания психомоторного развития у недоношенных или рожденных с малой массой тела (до 2600г.) детей.
Также есть малыши, которые развиваются иначе, чем сверстники. Для этих детей характерно:
– позднее развитие фразовой речи;
– затруднение в восприятии логико-грамматических конструкций;
– нарушение пространственной ориентировки;
– скудный словарный запас;
– низкая познавательная активность;
– полиморфное нарушение звукопроизношения.
Логоритмические занятия, проводимые с группой детей, дают положительный результат в развитии двигательной и эмоциональной сферы ребенка, формируют его речевое развитие.
Существующий практический современные педагогические технологии и материалы по логоритмике посвящены, как правило,
детям старшего дошкольного возраста и детям, воспитывающимся в семье:
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика М., 1985;
- Н.А.Лукина, И.Ф. Сарычева. Логоритмические занятия;
- Илюк М.А. Логопедическая работа с дошкольниками в
детском доме С-П. 2008;
- Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика.
(методика работы с дошкольниками страдающими общим
недоразвитием речи) С-П.2005;
- Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и
упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи.
(методика работы с детьми 3-4 лет) М 2004;
- М.Ю. Катушина. «Конспекты логоритмических занятий
с детьми 2-3 лет»(М.2007);
- «Логоритмика для малышей, сценарии занятий с детьми
3-4 лет», М. 2005;
- «Развлечения для самых маленьких» (М.2007), «Забавы для
малышей» (М. 2006);
- Т.Э. Тютюнникова. Творческая программа «Учись творить.
Элементарное музицирование: музыка, речь, движение.
(М.2006).
Начиная с 2005 года, в нашем Доме ребенка проводятся логоритмические занятия с детьми третьего года жизни. На занятиях используются элементы музыкально-ритмических занятий – специально подобранных вокально-артикуляционных упражнений для детей раннего возрасти с задержкой речевого развития; двигательные упражнения, способствующие коррекции движений; игры, направленные на психомоторное развитие. Проведение данных занятий с детьми раннего возраста способствуют предотвращению дальнейшего развития той или иной речевой патологии.
Основным принципом построения занятий является тесная связь слова, движения и музыки.
Структура занятий отвечает основным требованиям проведения игр-занятий раннего возраста:
– последовательность;
– повторяемость;
– доступность;
– эмоциональность;
– создание единой игровой ситуации.
Легкость, с которой ребенок воспринимает музыку, непосредственность его восприятия облегчают поставленную задачу. Музыкальный ритм используется как организующий момент. Он лежит в основе эмоциональной насыщенности.
Содержание музыки (темп, ритм, высотное восприятие) используются для упорядочения характера и темпа движения ребенка. Это очень важно для детей, имеющих проблемы речевого развития, т.к. они части совершают характерные беспорядочные движения, испытывают моторное беспокойство.
Одной из особенностей логоритмических занятий также является стремление нормализовать мышечный тонус ребенка. Нарушение мышечного тонуса может быть одной из причин позднего появления речи.
Музыкально-двигательные игры помогают ребенку корригировать общую моторику. Это благотворно влияет на появление экспрессивной речи.
Для достижения наибольшей результативности при проведении логоритмических занятий необходимо следующее:
– тесный контакт логопеда и музыкального руководителя;
– знание особенностей развития детей раннего возраста с
различной речевой патологией;
– знание психомоторного и речевого уровня развития
каждого ребенка;
– знание характерных особенностей, типа нервной
деятельности и поведения каждого ребенка;
– учитывать особенности психомоторного и речевого
развития ребенка при каждом виде речевой патологии.
Игры используются для развития слухового восприятия, внимания и памяти.
При проведении подвижных игр, движение подкрепляется речью.
Пальчиковые игры направлены на развитие координации движения пальцев, кистей рук и согласованные движения рук и речи.
Артикуляционная гимнастика направлена на развитии движений артикуляционного аппарата (губы, язык).
Закрепление правильного звукопроизношения проводится на материале звукоподражаний, простых слов.
Игры направлены на выработку умения управлять мышечным напряжением и расслаблением рук, ног, шеи, спины.
Дифференцированный подход в процессе логоритмических занятий с детьми раннего возраста, имеющими речевые проблемы, способствуют нормализации двигательной и речевой функции.
Логоритмические занятия проводятся логопедом, музыкальным руководителем и воспитателем данной группы. Занятия проводятся на освоенном материале и не представляют сложности для детей. Дети получают удовольствие от того, что могут использовать свои знания и навыки.
Особенности детей, нуждающихся в проведении логоритмических занятий:
1. несформированность произвольного внимания;
2. быстрая утомляемость;
3. отсутствие активной речи или значительное отставание от возрастных норм;
4. ослабленные дети;
5. несформированность физиологического дыхания;
6. отставание в развитии общей и мелкой моторики;
7. снижение эмоционального фона;
8. затруднение в понимании эмоционального состояния и невозможность выполнять мимические упражнения;
9. нарушение артикуляционной моторики;
10. нарушение слухового восприятия, внимания, памяти;
11. несформированность пространственной ориентировки;
12. нарушение звукопроизношения (согласно нормам третьего года жизни).
2. Презентация по теме:
«Музыкально-игровая деятельность, как средство развития сенсорных навыков у детей раннего возраста».
История педагогики раннего возраста неразрывно связана с историей развития теории и практики семейного и общественного воспитания детей. С самого рождения на протяжении всего раннего возраста главную роль в психическом развитии играет внимание взрослого к личности ребенка, его эмоциональная теплота и отзывчивость, формирование отношений привязанности между ребенком и взрослым. В отсутствие этих условий воспитанники дома ребенка отличаются низким уровнем инициативности и познавательной активности, упрощенностью эмоциональной сферы, запаздыванием в развитии речи.
Особенностью педагогического процесса в раннем детстве является модель личностно-ориентированного образования. В этом возрасте ребенок усваивает только то, что ему интересно, что вплетается в контекст общения со взрослым и предметно-практическую деятельность. Принцип единства воспитания и обучения предполагает, что воспитание становится обучающим только тогда, когда наряду с воспитательными целями реализуются цели обучения. Таким образом, обучение и воспитание, направлено на решение единой задачи – передачу подрастающему поколению социального опыта.
Образование детей раннего возраста должно быть не узко предметным, а интегрированным, что предполагает сочетание и взаимопроникновение в педагогический процесс разных видов детской деятельности – предметно-практической, игровой, музыкальной, театрализованной, конструктивной и др., обеспечивает полноту реализации возможностей ребенка, целостность восприятия окружающего мира, его всестороннее развитие.
Основными задачами образования детей в раннем возрасте являются: обеспечение их эмоционального благополучия; создание условий для развития коммуникативной, познавательной, игровой и других видов активности ребенка.
Содержание образования детей раннего возраста дифференцируется по 4 сферам: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое.
Игра – оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие ребенка.
Сенсорное воспитание направлено на развитие у ребенка ориентировочно-исследовательских действий. Сенсорное воспитание включает в себя развитие зрительного, слухового, тактильно-двигательного восприятия и формирование взаимосвязи между всеми анализаторными системами (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной).
К дидактическим играм относятся: вокально-инструментальные игры, речедвигательные упражнения, пальчиковая гимнастика, танцевально-ритмические игры, эмоциональные упражнения. Все этот набор игр и упражнений направлен на развитие и коррекцию многообразных речевых и неречевых нарушений у детей с поражениями центральной нервной системы и нарушениями психики.
Дидактические игры не являются обособленной частью деятельности детей. Они присутствуют и в вокальной, и в двигательной, и в речевой форме деятельности детей.
I.Вокальное музицирование – игры с подпеванием и звукоподражанием, пение с движением, фонопедические упражнения. Все эти упражнения направлены на развитие голосового аппарата, слуха и внимания.
«Осенний дождик» (логоритмическое упражнение)
Формирование у детей эмоционального отношения к явлениям природы. Стимулировать голосовую активность.
Обучение детей умению выполнять действия в соответствии с текстом. Развитие чувства ритма, координация темпа движения рук
с темпом музыки, самомассаж рук и ног, активизация мышц губ (звук «у»), автоматизация звуков «у» и «ш», координация точности переключения движений. Развитие слуховой памяти запоминание последовательности выполнения действий.
Громыхает в небе гром: бом, бом, бом, бом. (кулачки)
Он построил новый дом: бом, бом, бом, бом.
Ветер листьями шуршит: ш, ш, ш, ш, (трут ладошки)
В трубах громко он гудит: у-у-у-у. (рупор)
Капля раз, капля два: кап, кап, кап. (по ладошке)
Капли медленно сперва – кап, кап, кап.
Стали капли поспешать: капи-капи-кап.
Капля каплю догонять. капи-капи-кап.
II. Инструментальное музицирование – это игры с шумовыми инструментами, звучащими предметами, благодаря которым формируются ритмические навыки.
«Озорные погремушки» (оркестр)
Развивать память, мышление, чувство ритма, динамических оттенков. Воспитывать у детей осознание частей своего тела (ладошки – коленки) и тактильное восприятие их. Самостоятельно действовать с погремушкой в соответствии с текстом.
1. Озорные погремушки, (стучат об ладошку)
Постучите поскорей.
Поиграют погремушки
И порадуют детей.
Припев: Позвени у ушка,
Наша погремушка.
2. Дружно, дружно по коленке (стучат по коленке)
Будут дети ударять.
Будут весело, ребята,
Погремушками стучать.
III. Речедвигательные игры и упражнения – направлены на
развитие регулирующих функций речи и движения, дыхательной
системы, моторики общей и мелкой.
«Детей в лес позовем»
(игровое упражнение на координацию движения и речи)
Развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов. Автоматизировать звукосочетание «ау» с разной динамикой.
Мы в лес пойдем, (хлопают)
И детей позовем: (руками «зовут к себе»)
Ау, ау, ау! (громко) (руками «рупор»)
Мы в лес пойдем, (хлопают)
И грибов наберем: (наклоняются «собирают грибы»)
Ау, ау, ау! (тихо) (руками «рупор»)
IV. Артикуляционные и дыхательные упражнения – являются основой для формирования речевого дыхания.
«Ау!» (артикуляционное упражнение)
Активизировать мышцы губ, автоматизировать звукосочетание «ау», развивать силу голоса.
Красавица Рябинка! Ау! Ау! Ау!
Зовут тебя ребята. Ау! Ау! Ау!
Скорее отзовись, Ау! Ау! Ау!
Перед нами появись. Ау! Ау! Ау!
V. Пальчиковая гимнастика – способствует развитию мелкой моторики, координации движению рук и пальцев с речью.
«Зайки на опушке» (пальчиковая игра)
Регулировать мышечный тонус рук и пальцев, сочетать темп движения рук и пальцев с темпом музыки, развить подвижность пальцев, выделять ритмические акценты.
Сидят зайки на опушке, (фонарики 2 и 3 пальцы)
Ля-ля-ля…
Поднимают кверху ушки. (сгибают и разгибают 2 и 3 пальцы)
Ля-ля-ля…
VI. Тацевально-ритмические игры – являются основой для развития чувства ритма и направлены на формирование умения согласовывать движения с музыкой.
«Скачут зайки по дорожке»
(согласование речи и образного движения)
Развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом. Обучать умению имитировать движения зайчиков.
1. Зайки по дорожке,
Топ-топ, ножки.
Весело шагают
Ножки поднимают. Проигрыш: (кружатся)
2. Зайки по дорожке,
Прыг-скок, ножки.
Маленькие ножки
Скачут по дорожке.
3. Заиньки устали
Ножки гладить стали.
Заиньки на спинку лягут,
Ножками скорей помашут.
VII. Эмоциональные упражнения – имеют своей целью выражать вербально и невербально свои эмоции. Развивать мимику, помогать детям раскрепоститься, а ре6лаксационные упражнения – снимать мышечное напряжение и овладевать навыками саморегуляции.
«Колыбельная» (песня для подпевания и релаксация)
развивать речевое дыхание, плавность движения, развивать воображение, подражательность и певческие навыки.
- лежа на полу под песню снимать эмоциональную и мышечную нагрузки.
Баю-баю, за рекой
Скрылось солнце на покой,
А у наших, у ворот
Зайцы водят хоровод.
Основные задачи сенсорного воспитания детей раннего возраста учить вслушиваться и внимательно относится к различным свойства музыкальных звуков, связывая это с определенными пространственными представлениями. Перед детьми открывается дверь в мир музыки, и они делают первые самостоятельные шаги к прекрасному.
Человек не может жить на свете, если у него впереди ничего нет радостного. Эта мысль принадлежит выдающемуся педагогу А.С. Макаренко. Который утверждал, что истинный стимул человеческой жизни является завтрашняя радость. И мы, воспитатели, в силу своих возможностей должны дать ее нашим детям.
3. Методическая разработка конспекта интегрированной непосредственно-образовательной деятельности театрально-игровое логоритмическое групповое итоговое занятие для детей третьего года жизни с органическим поражением ЦНС и нарушением психики
на тему: «Зайки, не зевайте с Лисичкой поиграйте»
Цель: развивающая, познавательная, воспитательная, коррекционная.
Форма занятия - театрально-игровая по заранее подготовленному сценарию и готовым сюжетом.
Задачи: Формирование устойчивого слухового и зрительного внимания, воспитание координации движения, и ориентирование в пространстве, развитие музыкального, динамического, тембрового слуха, развитие звукоподражания, артикуляционного аппарата, чувства ритма, общей и мелкой моторики, формирование у детей подражательности движениям педагога, обучение детей навыкам релаксации, коррекция эмоционально-личностной сферы.
Оборудование: маленькая елочка, лиса (мягкая игрушка), султанчики, шапочки зайчиков по количеству детей, шумовые барабанчики.
Предварительная работа: подготовка к театрально-игровому занятию ведется поэтапно на предшествующих занятиях с постепенным усложнением. Главной задачей подготовительного периода является общение детей со взрослыми и сверстниками.
Форма организации: сюжетно-театральная, что позволяет детям включиться в происходящее действие чувствовать себя свободно и уверенно.
Репертуар:
«Посмотри на елку» (динамическая пауза), «Ловкие зайчата» (физкультминутка). «В лесу родилась ёлочка» (песня с движениями), «Пальчики и зайчики» (пальчиковая игра). «Метель» (музыка для слушания), «Зимний ветер» (логоритмическое упражнение), «Летит снежок» (ритмическое упражнение с султанчиками), «Зайки и Лиса» (двигательное упражнение), «Зайки с барабанчиками» (оркестр), «Релаксация» «Пора вставать» (зарядка пробуждения), «Игра Лисы с колокольчиком» (сюрпризный момент)
Ход занятия:
Логопед
Дружно мы шагаем,
Ножки поднимаем.
Дети шли, шли, шли –
И куда же мы пришли?
Музыкальный руководитель
На лесной полянке, (маленькая зеленая елочка)
Снегом занесённая,
Выросла пушистая,
Елочка зеленая.
Логопед
Подойдем мы к елочке,
Потрогаем иголочки.
Елочка зеленая, (трогают иголки)
Веточки колючие.
Очень-очень добрая
И совсем не злющая.
Логопед
«Посмотри на елку» (динамическая пауза)
Посмотри на елку – (домик)
Острые иголки. (указательными пальцами колют)
И зимой, и летом (пружинки)
Елка так одета.
Музыкальный руководитель
От елки отбежим,
Присядем – посидим. (сели)
Возле елки дом стоит,
А под елкой снег блестит,
А в окошке огонек,
Кто-то лампочку зажег?
К домику я подойду
И в окошко постучу.
Кто же в домике живет?
Выходи в наш хоровод.
(из домика выходит мама-Зайчиха) (воспитатель)
Зайчиха
Здравствуйте, мои друзья!
Мама-зайка – это я!
Музыкальный руководитель
Здесь сидят зайчишки,
Твои милые детишки.
Глазки шустрые блестят,
Ушки длинные торчат.
Зайчиха
Раз, два, три, четыре, пять!
Буду деток я считать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Выходите поиграть.
(одевает детям шапочки зайчиков)
Логопед
«Ловкие зайчата» (физкультминутка)
Зайки в барабан играют
На полянку приглашают.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки став на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
Скачут ловко – раз, два, три.
На зайчат посмотри.
Музыкальный руководитель
Ой, зайчата, посмотрите,
Вот так чудо-чудеса –
Здесь сегодня в нашем зале
Стоит ёлочка-краса.
Зайчиха
Всем, ребята, нравится
Наша ёлочка-красавица? (Да!)
Скажем ей мы дружно, громко: (хлопают)
«Здравствуй, ёлка! Здравствуй, ёлка!»
Логопед
Ребята, ёлочка нас услыхала,
Веточкой нам помахала. (ш-ш-ш)
Ветерок пролетел (у-у-у)
Кто-то песенку запел. (дети сели)
Музыкальный руководитель
Дети, ёлочке, песенку споем? (Да!)
Хоровод свой заведем? (Да!)
«В лесу родилась ёлочка» (песня с движениями)
1. В лесу родилась ёлочка, (пружинки)
В лесу она росла.
Зимой и летом стройная,
Зелёная была.
2. Метель ей пела песенки: (веточки)
«Спи, ёлочка, бай-бай».
Мороз снежком укутывал: (грозят пальчиком)
«Смотри не замерзай».
3. Теперь она, нарядная, (хлопают)
На праздник к нам пришла.
И много, много радости
Детишкам принесла.
Музыкальный руководитель
Елка, ёлочка, спасибо,
Стала очень ты красива,
А теперь мы посидим
И на ёлку поглядим.
Зайчиха
Раз, два, три, четыре, пять! –
Вышли пальчики гулять.
Покажите свои пальчики
Мои маленькие зайчики.
Логопед
«Пальчики и зайчики» (пальчиковая игра)
1. Вот как пляшут пальчики (фонарики)
Девочек и мальчиков.
Повстречали пальчики
Мои маленькие Зайчики.
2. Вышли Зайки погулять, («ушки» пальчиками)
Стали весело плясать.
Зайка, Зайка, озорник
Безобразничать привык.
3. Пальчики за спинку (прячут руки за спину)
Спрятали ребятки.
Тихо-тихо они сидят
И на маму-Зайчиху глядят.
Зайчиха
Холодно зимой
На улице мороз.
Только не боимся
Мы его угроз.
«Метель» (музыка для слушания)
Логопед
«Зимний ветер» (логоритмическое упражнение)
Вдруг поднялся сильный ветер, (ш-ш-ш)
Он деревья крутит, вертит. (ш-ш-ш)
И среди ветвей шумит. (пых-пых-пых)
Снег летит, летит, летит. (пых-пых-пых)
Музыкальный руководитель (раздает султанчики)
Снег летает, снег кружиться,
Снег под ножки нам ложится.
Просто чудо этот снег,
Всюду песни, радость, смех!
Логопед
«Летит снежок» (ритмическое упражнение с султанчиками)
1. Дует, дует ветерок (сверху – вниз)
И летит, летит снежок.
Закружился, заблестел (вверху – крестики)
Закружился, полетел.
Отыгрыш – кружатся
2. Дует, дует ветерок (сверху – вниз)
И опять, летит снежок.
Столько снега намело, (внизу – полощут)
Стало все белым-бело.
Музыкальный руководитель
Ой, ребята, тише, тише…
Кажется, я что-то слышу.
Снег под лапками скрипит,
Кто-то к нам сюда спешит…
Зайчиха
Что гадать без толку?
Спрячусь я под елку.
Лиса (мягкая игрушка) (логопед)
«Песня Лисы»
Не подвел меня мой нюх,
Слышу, слышу зайцев дух.
Что такое? В чем секрет?
Следы есть, а зайцев нет…
Музыкальный руководитель
Ой! Ведь это Лиса – лесных зверей краса:
Что нос, что шубка, что глаза!
Сидит и шубка ловко,
Одна беда – плутовка!
Лиса
Зайцев я хочу поймать,
Мне их нужно отыскать.
К елочке я подойду,
Их, наверно, там найду.
Зайчиха
Ты, Лисичка, не пугай,
Ты сначала нас поймай.
Мои зайки не зевайте,
И с Лисичкой поиграйте.
«Зайки и Лиса» (двигательное упражнение)
1. Вот какие зайки наши (пружинки)
Прыгают они и скачут.
Прыг-скок, прыг-скок! (прыгают)
Не жалеют зайки ног.
2. А попрыгают – устанут (присели)
И под елочкой присядут.
На пригорочке сидят (вертят головой)
Во все стороны глядят.
3. А теперь расправьте ушки (ушки)
Кто-то ходит по опушке.
Зайки! Это же Лиса!
Разбегайтесь по местам.
Лиса
Ничего не получилось,
Я поймать вас не смогла.
Музыкальный руководитель
Берите, зайчики,
В лапки барабанчики.
Будем мы Лису пугать,
Громко в барабаны ударять.
Зайчиха
«Зайки с барабанчиками» (оркестр)
Вступление – шумят барабанчиками
1.Мы зайчата белые, (маршируют на месте)
Как мы хороши.
Взяли барабанчики
Спляшем от души.
Припев:
Нам никто не страшен, (пружинки)
Смелый мы народ.
У елки на опушке
Водим хоровод.
Отыгрыш: шумят барабанчиками
2.В барабаны громко (стучат по барабанчику)
Лапками мы бьем.
С мамой здесь в избушке
Весело живем.
Лиса «Релаксация»
Дети наши все играли,
Они тоже все устали.
Сели детки отдыхать.
Захотелось всем поспать. (дети легли на пол)
Зайчиха
«Пора вставать» (зарядка пробуждения).
Вот, пушистые зайчатки, (лежат на боку)
Мирно спят в своих кроватках.
Но зайчатам хватит спать, (легли на спинку)
Пора, беленьким, вставать.
С боку на бок повернемся (покатались на спине)
И уже совсем проснемся.
Подняли мы ножки, (подняли ножки)
Поболтали здесь немножко.
Встали, детки, потянулись, (встали, потянулись)
И совсем проснулись.
Лиса
Перед тем как попрощаться
Должна, дети, я признаться:
У меня сюрприз для вас
Какой? Узнаете сейчас.
Я – красавица-Лиса
Колокольчик принесла.
Динь-дон, динь-дон!
Раздается чудный звон.
«Игра Лисы с колокольчиком»
Колокольчик мой звенит, (дети закрывают глаза ладошками)
Закрыть глазки он велит,
Тихо-тихо все сидите,
Ни на кого не смотрите.
Колокольчик мой звенит, (открывают глаза)
Открыть глазки он велит.
(раздача угощений)
4.Методическая разработка конспекта интегрированной непосредственно-образовательной деятельности индивидуальное занятие по логоритмике с ребенком с синдромом Дауна Аней Б. возраст: 3 года 4 мес.
по теме: «Заинька-Зайка длинные ушки»
Логопедическое заключение: грубая задержка психического и речевого развития у ребенка с синдромом Дауна.
В Доме ребенка воспитывается с 2 месяцев. Раннее развитие протекало с выраженной задержкой психомоторного развития. Начала ходить самостоятельно с 3 лет 1мес.
В настоящее время девочка активная, жизнерадостная, доброжелательная.
Стремиться к контакту со взрослыми, с детьми дружелюбна.
Внимание неустойчивое, работоспособность – удовлетворительная, общая и мелкая моторика развита недостаточно. Понимает речь ограниченно. Понимает простые инструкции, хорошо знает свое имя. Любит музыкальные занятия, хорошо выполняет действия по подражанию. В собственной речи пользуется облегченными словами.
Цель: коррекционная, образовательная, воспитательная.
Задачи:
Коррекционные:
развивать артикуляционную моторику, продолжительность речевого направленного выдоха, общую и мелкую моторику, координацию движения, зрительно-моторную координацию и концентрацию внимания.
Образовательные:
Учить ориентироваться в пространстве, подражать действию взрослого, закрепление понятия о цвете (соотнесение 2-х цветов), понятии величины (большой – маленький),развивать речевую активность.
Воспитательные:
Воспитывать активность и самостоятельность.
Форма занятия: индивидуальная
Оборудование: заяц –мягкая игрушка, листочки на палочке и на веревочке для поддувания, муляжи яблок двух цветов, два ведерка двух цветов.
Репертуар: «Вальс осенний сон», «Колыбельная», «Зайки на опушке» (пальчиковая игра), «Яблочки скорей бери» (танец с яблоками с подпеванием), «По лесной тропинке» (динамическая пауза).
«Заинька-Зайка длинные ушки»
(индивидуальное занятие по логоритмике с Аней Б.)
Логопед
Заходит под музыку в зал, рассматривает осенние листочки.
Как много листьев:
Желтых, красных
Подует ветерок – шуршат.
( предлагает ребенку подуть на них)
И в вальсе кружатся прекрасном
Над головою у тебя. (покружились)
Музыкальный руководитель
Ах, какое это чудо:
Лес осенний золотой!
Сюда слетелись отовсюду
Листья пестрою гурьбой.
(дает ребенку 2 листочка на палочке)
«Покажи и спрячь листочки» (игра)
Логопед
Подними листочки выше – ш-ш-ш (пошелестели)
Опусти листочки ниже – тише, тише. (присели)
Логопед
Листья красивые вместе с тобой,
Мы под рябинку их отнесем.
(листья кладут под рябину и находят там зайчика)
Музыкальный руководитель
Зайка Аню увидал
И от страха задрожал.
Логопед
Зайка, Зайка, не пугайся! (грозит пальцем)
С нами лучше оставайся.
Логопед (рассматривают игрушку: ушки, глазки, носик, хвостик)
«Зайки на опушке» (пальчиковая игра)
Регулировать мышечный тонус рук и пальцев, сочетать темп движения рук и пальцев с темпом музыки, развить подвижность пальцев, выделять ритмические акценты.
Сидит зайка на опушке, (фонарики 2 и 3 пальцы)
Ля-ля-ля…
Поднимает кверху ушки. (сгибают и разгибают 2 и 3 пальцы)
Ля-ля-ля…
Музыкальный руководитель
Сел наш, зайка, отдыхать.
Захотелось ему спать.
Логопед
Давай споем ему колыбельную песенку.
(имитируют укачивание зайки)
«Колыбельная»
Развивать речевое дыхание, плавность движения, развивать воображение, подражательность и певческие навыки.
Баю-баю, за рекой,
Скрылось солнце на покой.
А у наших, у ворот,
Зайцы водят хоровод.
Музыкальный руководитель
Заинька проснулся,
Ане улыбнулся.
Логопед
Скажем заиньке: «Пока!» (машет рукой и говорит)
Приходи ты к нам сюда.
Здесь под рябинкой
Забыл заинька корзинку.
А в ней....яблочки!
«Собери по цвету» (игра с яблочками)
Условия игры:
Дает ребенку красное яблоко, а сама берет – желтое. Предлагает 2 ведерка того же цвета и надо соотнести яблочки по цвету с ведерками.
(игра повторяется несколько раз)
Музыкальный руководитель
Яблочки скорей берите,
С ними весело спляшите.
Логопед
Яблочки скорей бери» (танец с яблока
Автор: Бутенко Элеонора Владимировна