Консультация для музыкальных руководителей «Использование системы вокальных упражнений для развития звуковысотного слуха»
Пение является одним из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Перед музыкальным руководителем стоят задачи, с одной стороны, поддерживать у детей желание петь и получать удовольствие от пения. С другой стороны, необходимо эффективно развивать у воспитанников ладовое чувство и звуковысотный слух, отвечающих за чистоту интонации и являющихся одними из важных и сложных процессов музыкального воспитания.
Существуют разные системы по развитию музыкального слуха, самые распространенные среди них - абсолютная и относительная (релятивная). Формирование звуковысотного слуха у детей дошкольного возраста целесообразно начинать в условиях лада, так как в мелодии всегда ощущается ладовое тяготение, помогающее ребенку различать звуки по высоте и воспроизводить их.
В связи с этим, я в своей работе взяла за основу релятивную систему (З.Кодаи), где положение пальцев и кисти руки обозначает определенную ступень (высоту звука) в звукоряде. Я дополнила каждую ступень красочным образом Гномика (приложение 1) и вокальными упражнениями в виде песен Гномиков (приложение 2). Упражнения нацелены на решение следующих задач:
- знакомство со «ступенью - Гномиком»,
- развитие у детей ощущения тоники – главной ступени лада, устойчивых и неустойчивых ступеней, тяготения неустойчивых ступеней к устойчивым,
- развитие умения допевать до тоники,
- формирование навыка чистого интонирования каждой ступени, упражнений, попевок.
Все перечисленные задачи помогают развивать звуковысотный и ладотональный слух, чистоту интонации.
Первый этап моей работы представляет собой постепенное знакомство с каждой ступенью лада, жестом руки и образом гномика, обозначающих ступень; разучивание упражнений и их пропевание в разных тональностях (в условиях певческого диапазона).
На втором этапе происходит закрепление звуковыстного ощущения ступени лада с помощью пения с ручными знаками попевки или песни из программного репертуара, построенной на данной ступени.
На третьем этапе, после того, как у детей сформировано представление о звуковысотном расположении ступеней в ладу, ощущение ладового тяготения к основной ступени, необходимо развивать с помощью музыкально-дидактических игр умение определять ступени на слух и пропевать их.
Данную работу можно начинать с детьми второй младшей и средней групп. Поскольку певческий диапазон ребенка 3-4 лет ограничен расстоянием ре-ля первой октавы, с детьми данного возраста разучиваются упражнения и попевки в пределах первых пяти ступеней лада, а VI и VII ступени переносятся на октаву ниже и пропеваются осторожно, не напрягая голос.
В старшей и подготовительной группах добавляются новые упражнения, построенные по звукам устойчивых ступеней, по восходящему и нисходящему звукоряду, с использованием скачков от устойчивых звуков к неустойчивым и наоборот.
В ходе работы с детьми над упражнениями музыкальным руководителем моделируется игровая ситуация, где детям предлагается помочь гномику построить с помощью песен музыкальный дом или научить героя петь песни и т.д. Кроме того, при разучивании упражнения музыкальный руководитель обращает внимание детей на движение мелодии по лесенке на наглядном пособии, приучает детей петь с ручными знаками.
Работа по данной системе дает положительный результат в развитии музыкально-слуховых представлений и ладового чувства, благодаря чему дети умеют чисто интонировать мелодии песен, выразительно исполнять произведения, успешно разучивать трудные участки мелодии с помощью упражнений.
Подготовила музыкальный руководитель
МБУ д/с №200 «Волшебный башмачок»,
МООД Гая, 8
Романычева Ольга Викторовна
Автор: МБУ детский г. Тольятти Гая 8