Консультации для педагогов
Консультация для педагогов
Методика Лаптевой В.А. «Музыкальная математика».
Как было отмечено выше, окружающий мир, его гармония и красота могут быть выражены разными способами, и в том числе звуками и числами.
Конечно, понять весь глубинный, философский смысл связи музыки и математики достаточно сложно и, пожалуй невозможно маленькому ребенку. Для освоения многих математических понятий и легкого запоминания их названий можно использовать проверенный веками способ: напевать ритмизированный текст, используя для этого запоминающиеся мелодии, как это и предлагает Вероника Лаптева, которая создала целую методику на основе этой идеи. Представленная методика предусматривает не только и не столько передачу знаний, умений и навыков, сколько возможность учиться получать их самостоятельно. Хотя объем учебного материала и выходит за рамки традиционной программы, он является лишь «информацией к размышлению», которая сама по себе представляет немалый интерес для дошкольника. Музыкально - математические средства созданной методики одновременно выполняют и «заинтересовывающую», и развивающую функции, поскольку соответствуют возрастным особенностям дошкольников.
Методические музыкально - математические средства (математические песни) создавались на основе комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для освоения детьми дошкольного возраста в соответствии с базовой программой обучения дошкольников, который становится доступным для понимания детьми, если преподносится через посредство художественного воспитания и не создает перегрузок в умственной деятельности.
На пятом году жизни начинается развитие словесно-логического мышления на основе наглядно образного. Именно в этот период необходимо целенаправленное и систематическое создание условий для интеллектуального развития, которое должно осуществляться в соответствии с доминирующим у ребенка наглядно-образным типом мышления и ведущим видом деятельности - игрой, что предполагает обучение дошкольников художественными средствами.
Поэтому необходимо использовать такие методические средства, которые развивали бы мышление дошкольника через художественные образы и были привлекательны и интересны для ребенка.
Основой методики В.Лаптевой являются математические песни. Это положенные на музыку считалки; песенки-определения для геометрических фигур и геометрических понятий; песенки, обучающие различным способам счета: двойками, тройками, пятерками, десятками; песенки о временных отношениях: сутках, неделе, месяце, годе, временах года; песенки о пространственных отношениях: метре, дециметре, сантиметре, площади, периметре и т.д.
Основой математических знаний является счет. Самый яркий пример образца счета в ряду художественных средств обучения, традиционно использовавшихся в педагогике, - считалки. Уже само их название говорит о принадлежности к математике, а появление в обиходе детей - об их необходимости дошкольнику. Именно поэтому они становятся первыми произведениями художественного творчества, с которыми знакомятся дети на занятиях, посвященных формированию элементарных математических представлений, ибо в считалках числа встречаются в изобилии и имеют весьма важное значение: счет составляет основное содержание любой из считалок. Отличие состоит в художественной форме, которая и сама по себе несет определенную информацию. Кроме того, все считалки - это поэтические произведения, вследствие чего в каждой из них заложена собственная ритмическая структура, которая способствует запоминанию числительных и их последовательности.
Раннее усвоение детьми считалок указывает на возникновение у ребенка потребности в формировании элементарных математических представлений как вида интеллектуальных впечатлений, не просто доступных ребенку, но уже необходимых ему. Но, к сожалению, современные дети знают весьма ограниченное количество считалок. Социальная среда, в которой развивается ребенок, не располагает к возникновению новых образцов этого вида художественного творчества, но внесение их в курс обучения может существенно восполнить данный пробел. А заучивание считалок на занятии повлечет за собой и дальнейшее их использование в игре.
Кроме количественного счета, который, как правило, встречается в считалках, существует и порядковый. Для его изучения была придумана песенка о порядковом счете, в которой он усваивается и закрепляется в прямой и обратной последовательности и может сопровождаться нумерацией различных объектов.
Если считалки положены на музыку, они превращаются в песенки. Тем самым усвоение последовательности натурального ряда становится не только легче, но еще и интереснее для ребенка.
Различные считалки несут в себе неоднородную методическую значимость, поскольку могут научить детей считать до определенного ( 3, 5, 7 и т.д.) или до какого угодно числа (например, песенка «Ехала телега»), в зависимости от содержания. Пожалуй, единственным «недостатком» этих художественных произведений (в методическом смысле) является то, что почти все они начинаются со слова «раз», в то время как правильно считать: «один, два, три...». Это может внести некоторое несоответствие в навыки счета дошкольника. Поэтому в тех случаях, когда это допустимо, можно заменить слово «раз» на слово «один». Во всех же остальных случаях необходимо напоминать, что счет со слова «раз» мы будем начинать только в считалках, «чтобы было в рифму», а когда будем считать какие-то предметы, то начинать будем со слова «один». Считалки весьма ценны для обучения дошкольников еще и потому, что легко превращаются в коротенькие игры, что соответствует ведущему виду деятельности в этом возрасте. И именно в игре ребенку рассуждать легче всего, ибо рассуждение здесь является естественным следствием действия, имеющего для дошкольника не только смысл, но и огромное значение.
Таким образом, навык счета, являющийся не только одним из основных умений, обучение которым предусмотрено математической подготовкой дошкольников, но и одним из показателей наличия логики в сознании человека как одного из стержневых элементов умственного развития, усваивается и закрепляется посредством музыкального материала.
-Использование математических песен о геометрических фигурах открывает новые возможности как для знакомства с их признаками, так и для эмоционального восприятия форм, что дает возможность создания целостной картины учебного материала.
Знакомство с геометрическими фигурами заключается не в одном лишь визуальном узнавании, а и в выделении их отличительных признаков. Этому помогает разучивание с дошкольниками песенок-определений для треугольника, квадрата, прямоугольника, а также песенок, обучающих построению (алгоритмы построения круга и овала).
Занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием «математических песен» дают большое количество возможностей для организации разнообразных игровых ситуаций. Например, в путешествие в «Страну прямоугольников» вместе с ребятами могут захотеть отправиться треугольник, квадрат и круг, которые уверяют, что каждый из них - прямоугольник. И дошкольникам предстоит выбрать, кого взять с собой, а кого - нет. В этом помогают «математические песни». А стиль преподнесения материала позволяет объединить художественно - эмоциональный и информационно - логический компоненты в едином учебно- воспитательном процессе. Тем более что вся информация сопровождается наглядными средствами и словесными инструкциями. Чтобы проиллюстрировать сказанное, приведем пример одного из фрагментов занятия.
Педагог показывает детям квадрат и спрашивает: «Что это такое?». Уже четырехлетний ребенок без ошибки даст название предложенной геометрической фигуры и сразу же получит новый вопрос: «А почему ты думаешь, что это квадрат?». Это заставит ребенка задуматься и дать приблизительно следующий ответ: «Потому что у него четыре угла» ли «Потому что у него четыре стороны». Тогда демонстрируется целый ряд других четырехугольников, и оказывается, что у них тоже четыре угла и четыре стороны, но они не квадраты. Далее дети могут сказать, что эта фигура - квадрат, «потому что у него форма квадратная», на что педагог отвечает, что он прилетел с другой планеты и не знает, что такое квадратная форма, и просит детей объяснить ему, что это такое. Вот это уже действительно проблема, которую не так просто решить.
Далее педагог просит детей внимательно посмотреть на стороны квадрата и сказать, какие они. Дошкольники догадываются, что они одинаковые, равные. Тогда их вниманию предлагается ромб, у него тоже все стороны равны, но это не квадрат. Ребята рассматривают углы квадрата и говорят, что они тоже равны, в ответ на это им предлагается прямоугольник, обладающий тем же признаком, в результате чего делается вывод, что у квадрата равны все четыре угла и все четыре стороны.
Вывод сделан, теперь нужно закрепить изученный материал, и педагог говорит: «Знаете, ребята, у меня есть один знакомый квадрат, и он любит петь вот такую песенку. (Песенка квадратов). Давай те выучим ее и споем все вместе».
Дети учат песню, а заодно и определение, при помощи которого они смогут выделить квадрат из любого множества четырехугольников. Конечно, это определение отличается от классического геометрического, но на своем уровне дошкольники всегда смогут им воспользоваться, потому что оно не только удобно и понятно, но и хорошо запоминается, так как имеет музыкальное переложение, а кроме того, оно еще и интересно для детей, и , выйдя с занятия, они еще не раз вспомнят песенку, не подозревая о том, что знают математическое правило.
После таких упражнений ребенок, глядя на любой известный объект, будет не только узнавать его, но и думать, что еще можно сказать о нем, как описать, как отличить от других, обладающих такими же свойствами, и какую песенку о нем можно спеть.
-Детская память хранит большое количество геометрических понятий, которые традиционная программа обучения предоставит только в средней школе. Но тогда они уже не будут так интересны ребенку, конечно же, их абстрактность может оказаться и тормозящим фактором умственного развития, так как в дошкольном возрасте доминирующим является наглядно - образное мышление. Поэтому их необходимо представить в форме, адекватной для восприятия дошкольников. Например, в форме «математических песен». В этом случае устанавливается разумное соотношение эмоционально - художественного и интеллектуально - логического компонентов мышления и учебный процесс становится интересным для дошкольника и эффективным и с точки зрения художественного воспитания, и с точки зрения умственного развития.
Это особенно важно в тех условиях, когда фактический материал выходит за рамки традиционных представлений об объеме и содержании знаний, доступных дошкольникам.
Таким образом, сложная информация становится частью привлекательного учебного материала. Но самое главное, пожалуй, то, что предложенная методика основывается не только на ассоциативном запоминании (хотя роль памяти здесь весьма велика), но и на той логической зависимости, которая формируется в сознании в виде взаимосвязи математического понятия и соответствующего ему художественного образа.
Воспитатель МДОУ
д/с №30 Клюева Т.Б.
Консультация для педагогов
Методические рекомендации по формированию элементарных математических представлений средствами музыки.
Число и ритм.
«...Ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве» (Э.Жак-Далькроз).
Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность - бывают долгими и короткими, что они движутся и их чередование может быть менее или более активным.
Первоначально слово ритм (греч. «движение», «такт») обозначало членение времени или пространства, например, в пропорциях статуи. Позже оно стало обозначать упорядоченность движения, в особенности соотношение отрезков времени в музыке, танце, поэзии.
ОДИН- это удары метронома.
Хлопки на каждый удар.
Степ одной ногой на каждый удар.
Кивок головой на каждый удар.
ДВА. С ударением на первом слоге строится ритм колыбельной:
Ба-ю, ба- юш-ки, ба-ю.
Ба-ю О-лень-ку мо-ю...
С ударением на втором слоге ритм получается более бодрый :
При-шел Про-коп, ки-пел укроп.
У-шел Про-коп, Ки-пел у-кроп...
Можно организовать с детьми игры, в которых они почувствуют связь числа и ритма. Дети играют в ладошки в парах: на счет «один» ( и далее все нечетные числа) дети сами хлопают в ладоши, на четные - в ладоши партнера.
Два - число симметрии. Оно делит числа на четные и нечетные. В ходе игры можно попросить детей называть нечетные числа тихо, а четные (т.е. те, на которые приходится хлопок в ладоши друг друга) - громко.
Дети стоят в круг. Начинает воспитатель: на счет «один» притопывают правой ногой, на счет «два» - левой и дотрагиваются до руки соседа, стоящего слева, как бы передавая эстафету. Тот под правую ногу считает «три», под левую - «четыре», дотрагивается до соседа и т.д. это достаточно трудное упражнение. Считают хором все дети вслух. Можно также, считая наизусть, ударять при каждом втором счете в бубны, маракасы или «шумелку» из жестяной банки.
Можно сделать из дерматина расстилаемый на полу числовой ряд. Сначала дети прыгают в каждый круг, считая подряд, затем - только в четные, пропуская нечетные.
Из позиции «в парах» можно освоить одно из движений русского танца: соединенные руки поднимаются вверх и партнеры делают шаг навстречу друг другу, сокращая расстояние, затем делают шаг назад, руки вытягиваются между ними, расстояние увеличивается.
Индивидуальное движение приставным шагом под счет.
Дети стоят в круг, разбиение на пары: расчет на первый-второй, вторые делают шаг внутрь круга и поворачиваются лицом к первым.
Один из многочисленных вариантов притопа в русском народном танце: более сильный удар правой ногой на каждый нечетный счет. Можно также (этот вариант используется в цыганском танце) вывести правую ногу вперед скрестно и как бы припадать на нее.
Движения рук: на нечетный счет разводятся в стороны на уровне груди, на четный - закрываются обратно к груди. Это два фундаментальных жеста, сопоставимых с утверждениями «да» и «нет». Первый показывает, что человек открыт миру и другим людям, второй- что закрыт.
«Задача воспитателя - облечь необходимые упражнения в форму игры, чтобы они стали доступны детям». (Э.Жак -Далькроз).
В музыкальных школах России существует традиция называть долгие и короткие звуки слогами «ТА» и «ти».
«Звучащий клубок».
На занятие приносится клубок ярких (лучше толстых шерстяных) ниток. Педагог тянет нитку и поет: «У-у-у». звук обрывается, ниточку следует отрезать ножницами и положить на фланелеграф. Подобным способом отрезаются нитки разной длины и раскладываются в любой последовательности. Педагог, проводя пальцем по ниткам, пропевает либо долгие, либо короткие звуки.
Варианты:
1. отрезанные нитки берут в руки желающие дети и становятся в ряд на небольшом расстоянии друг от друга. Остальные дети, стоя цепочкой друг за другом, проходят и проводят пальчиком по ниткам, гтропевая звук, соответствующий длине нитки.
2. принести на занятие нарисованное, на листе ватмана большое улыбающееся солнышко без лучей.
- дети прикладывают свой лучик-ниточку к солнышку и пропевают звук своего луча(короткий или долгий), проводя по нему пальчиком.
- все дети становятся вокруг солнышка, любуются им. Желающие подходят к солнышку и пропевают любой звук-лучик.
Так развивается активность детей, их умение соотносить длину пропеваемого звука (долгого или короткого) с определенной длиной нитки-луча.
3. Педагог тянет нитку из клубка, отрезает ее, напоминая, закрепляя понятия «долгий» и «короткий». Из ниток разной длины делает кружочки и выкладывает их на фланелеграфе. Получаются разные по величине кружки - большие и маленькие. Педагог предлагает желающим детям взять заранее им приготовленные солнышки, соответствующие кружкам, и положить их в середину этих кружков.
Педагог дает детям понятие о долгих и коротких звуках с помощью слогов ТА и ти. Большой кружочек с большим солнышком - ТА. Дети и педагог долго тянут звук. Маленький кружочек с маленьким солнышком - ти. Произнести его кратко, отрывисто.
На последующих занятиях можно выкладывать на фланелеграфе солнышки без ниток, напоминая детям «имена» солнышек: к большим солнышкам педагог прикладывает всю ладонь, маленьких слегка касается пальцем, одновременно пропевая ТА и ти. Проговорить и прохлопать весь ряд солнышек несколько раз. Предложить желающим детям спеть «песенку солнышек» (педагог выкладывает солнышки сам), дотрагиваясь до них ладошкой или пальчиком.
Ребенку в этом возрасте еще трудно сопоставить чередование долгих и коротких звуков и ритмично их проговорить и пропеть. Главное на этом этапе, чтобы дети хорошо запомнили и правильно называли короткие и долгие звуки ( на божьих коровках, рыбках, грибах и т.п.)
« Игры с пуговицами».
Проводятся аналогично игре с солнышками. Педагог выкладывает на полу ритмические цепочки из пуговиц разной величины. Закрепляя понятия ТА и ти, он просит отдельных детей помочь ему: «Машенька, принеси мне одну пуговицу ти ( ти произносит отрывисто) . Андрюша, а ты - одну ТА( произносит долго, протяжно). Если ребенок ошибся, то педагог просит детей назвать принесенную пуговицу, еще раз напоминая детям, что большая пуговица
- ТА, а маленькая - ти.
Пуговицы можно изготовить из больших и маленьких коробочек из-под сыра, проделать в них дырки, прошить разноцветными нитками.
Так у детей развивается внимание, память, сообразительность. Закрепляются первоначальные математические представления о величинах и их свойствах.
Игра «Ручеек».
Два ряда стоят друг напротив друга: одновременно они начинают ( под пение) сходиться навстречу друг другу, затем - расходятся.
Два ряда стоят друг напротив друга: один ряд начинает идти на второй, второй стоит (игра «Бояре»). Затем ряд отходит назад, и движение повторяет тот ряд, который стоял.
Игра «Веселый круг».
Дети стоят в круг взявшись за руки. Раскачивание с ноги на ногу с пением:
« Вправо и влево, вправо и влево,
Вправо и влево, вправо и влево»
Держась за руки, двигаются боковым галопом по кругу с пением:
«Вправо прыг, вправо скок,
Это боковой галоп.
Вправо прыг, вправо скок,
А потом все вместе стоп».
«Влево прыг, влево скок,
Это боковой галоп.
Влево прыг, влево скок,
А потом все вместе стоп».
ТРИ. Это ритм вальса. Обратите внимание, что ритм, при котором ударной оказывается первая доля, является как бы нисходящим, плавным, успокаивающим, а ритм с ударной третьей долей, наоборот, бодрящим, активизирующим.
Можно дать детям послушать различные варианты вальса, разучить фигуры фигурного вальса с теми, кто захочет ( дети могут танцевать его не в парах, это проще).
Работа с числовой осью на полу: прыгаем только в кружок «три» и далее - через два кружка в третий, объявляя то число, в которое попал.
Рисуем узоры: под общий счет на большом листе бумаги дети рисуют веточки: направленные влево короткие мазки - под нечетные числа, длинные и направленные вправо - под четные. Предложите детям рисовать то, что захочется, включив вальс (в разном темпе, разные мелодии), а затем обсудите, что чувствовал каждый ребенок, с чем у него ассоциировалась эта музыка. Полезно вспомнить игру «Питер играет с одним молотком». Стоим тройкой и бросаем мяч по кругу под музыку. Движение в 3 круга.
ЧЕТЫРЕ. Это ритм марша.
Дети стоят в парах. Хлопают в ладоши, считают «один» - прыгают вправо под углом 90*, два - еще 90* (180* от исходной позиции), три -270* от исходной, четыре - исходная позиция, хлопок в ладоши. Счет продолжается, по крайней мере, до 20.
Рисование квадратов под счет. Рисует как бы солдат, который делает повороты на каждый счет. Стоим четверкой и бросаем мяч по кругу. Если есть площадка песка, можно катить мяч друг другу, дорожки постепенно образуют квадрат.
ПЯТЬ.
Достаточно быстро загибаем пальцы под счет. На загибание большого приходятся числа, кратные пяти, их можно произносить несколько громче.
Выделение каждого пятого счета звуком музыкального инструмента.
ВОСЕМЬ.
Учимся танцевать танец «Сиртаки».
Знакомство с длинными и короткими звуками.
Воспитатель МДОУ д/с № 30 г. Вольска
Клюева Т.Б.
Автор: Клюева Татьяна Борисовна